План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каждому учителю доработать по-своему эту тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_simferopol.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. «Всю душу выплесну в слова…» (С.Есенин)
Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке.
Цели урока:
- расширить знания учащихся о поэзии С. А. Есенина;
- показать, что тема Родины – ведущая в творчестве поэта;
- совершенствовать навыки комплексного анализа лирического стихотворения;
- развивать коммуникативные, исследовательские и творческие способности учащихся;
- содействовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.
Ход урока
- Оргмомент.
- ВЫЗОВ
- Слово учителя.
«Слушала музыку… Это чудо! Можно ли сделать такое со словом, что композитор делает со звуком?» – спрашивала великая русская поэтесса А.А. Ахматова, размышляя о силе слова.
Звучит мелодия на стихотворение С.А. Есенина «Клён ты мой опавший…»
Под музыку решаем тест на пультах «Вотум»:
- Определите настроение звучащей мелодии:
- Задумчивость
- Грусть
- Радость
- Печаль
- Каким цветом вы бы выразили эти созвучия музыки?
- Синий
- Зелёный
- Красный
- Жёлтый
- Выберите визуальный портрет, наиболее подходящий к этой мелодии
- А. А. Ахматова
- С. А. Есенин
- А. А. Блок
- В. В. Маяковский
Результат: все ответы верны, потому что музыку, как и поэзию, каждый человек чувствует по-своему.
- Когда человек может так сказать: «Это про меня! Это как будто мною написано?»
Поэзия – это кратчайший путь от сердца к сердцу человека. Если сердце человека не согревает поэзия, оно угасает.
- Целеполагание.
Какова тема нашего урока? Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке.
- Исходя из сказанного, какова наша цель? (Продолжить знакомство с творчеством поэта, проникнуть в его творческую лабораторию через его стихи)
- Какую задачу мы должны сегодня решить на уроке? (Как главные, сквозные темы в творчестве поэта помогают определить его основную тему?)
- Проблема: Как поэтические образы помогают постичь внутренний мир поэта?
Выберите наиболее подходящий вам эпиграф. Запишите его в Технологическую карту урока.
СЛАЙД № 1
«Всю душу выплесну в слова…» С.А. Есенин
«Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок…» (А.А. Козловский)
«Тот не поймёт живой души России, кто не читал есенинских стихов» (Рюрик Ивнев) Эпиграфы напечатаны на технологической карте.
- Введение в тему. Актуализация
- ОСМЫСЛЕНИЕ.
- Вы уже познакомились с биографией и творчеством С.А. Есенина. Вспомним его слова «Моя автобиография в моих стихах».
Вспомним то, как Есенин в1915 году уезжает в Петроград. По преданию, он был недоволен тем, как встретила его стихи литературная Москва. Он ожидал большего. Молодой поэт едет к А.А.Блоку.
- Как вы думаете, какими чертами характера обладает человек, написавший такие строки? Составьте психологический портрет.
СЛАЙД № 2
Видео. Есенин приезжает в Петроград.
- Работа по теме урока.
- Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»
Вопросы к анализу:
- Так как вы думаете, какой человек мог писать такие стихи?
- Какие образы встают перед нами? (Понятие сквозных образов. Лир. герой – деревня – Родина)
- Словарная работа. Обратите внимание на значение слов! (Гой, ризы, спас, стежка , корогод , лехи, рать).Распечатать со сносками.
(Значение какого слова стало для вас новым?)
- Обратимся к первой и второй строфе стихотворения. Каким приёмом звукописи пользуется здесь Есенин?
- Какие цвета и запахи присутствуют в стихотворении? Найдите эти строки.
- Какое средство художественной выразительности передает яркую цветопись в стихотворениях? (эпитет)
- Почему лирический герой Есенина именно так отвечает в последней строфе стихотворения, что он хочет сказать?
Вам в помощь следующий видео файл:
СЛАЙД № 3
Видео. В.В.Путин читает стихи С.А.Есенина.
- Для какого человека значимы эти строки? (Патриотизм)
Рассказ о бойцах на фронте и о Ю.А. Гагарине.
Почему так необходима людям поэзия этого человека? Что делает её неповторимой и уникальной?
2) Стихотворение « Разбуди меня завтра рано…»
1. Задание.
Прочитайте это стихотворение построчно. Очень старайтесь!
2. Задание.
- Просматривая видео файл, постарайтесь определить основной цвет стихотворения.
СЛАЙД № 4
Видео. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» Песок.
Вопросы к анализу:
1. Задание
- Чьё исполнение вам больше понравилось? Почему? Можно ли воспринимать всё стихотворение, слушая его в разорванном состоянии? (Разрушается целостный образ)
- Какой основной цвет этого стихотворения?
- Какой основной образ создаёт поэт?(Образ деревни, матери и природа)
- Найдите в стихотворении интонации ожидания радостных перемен в судьбе поэта? (Пророческие)
- Какие художественные средства использует поэт? Приведите по 1 примеру.
- Почему Есенин был имажинистом? (Он мастерски умел использовать в своей поэзии метафоры).
3) Стихотворение «Отговорила роща золотая»
СЛАЙД № 5
Видео. Стихотворение «Отговорила роща золотая …» Читаю я.
Музыка остаётся звучать до конца урока.
- Какой сквозной образ мы видим в стихотворении?(Природа и судьба человека)
- Как называется такое средство выразительности, когда природа наделяется свойствами живого человека? (Олицетворение)
Подведём итоги работы с «Фишбоуном».
- РЕФЛЕКСИЯ
А каждый ли человек в душе поэт? Представим себя поэтами. Главный закон стихосложения – искусство «знакомить» и «сталкивать» слова для выбора самого точного и нужного слова, знающего своё место. Выполним задание. Вставьте есенинское слово в данной стихотворной строфе.
1. Творческое задание.
Тест на пультах «Вотум».
1. Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на ___ коне.
белесом
белом
розовом
веселеньком
2. Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает ___.
стон
звон
гром
дождь
3. Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя _____ жизнь.
странная
непутевая
прекрасная
славная
4. Ах, как много на свете _____,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
стран
звезд
кошек
весей
5. Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далеком имени – ____ –
Я известный, признанный поэт.
Россия
Сергей
Есенин
Мария
2. Задание.
Какое впечатление оказала на вас встреча с поэзией С.А. Есенина. Продолжите предложение: « Для меня поэзия Есенина - это…»
Пусть в помощь вам будут цитаты С. А. Есенина:
Цитаты Есенина:
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине» С.А. Есенин
«Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и сила, и «синее» что-то!» -говорил С. А. Есенин о горячо любимой Руси.
Создание песочной картины.
- Домашнее задание.
Используя технологию «RAFT», создайте собственный видеоклип по одному из изученных произведений С.А. Есенина.
СЛАЙД № 6
Видеоклип «Какая ночь. Я не могу…»
Раздать визитки со ссылкой на мой сайт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)
Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
1 класс. Мир природы и человека. Тема:Светофор
Актуальность этой темы связана с тем, что у детей с умственной отсталостью отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нормально - развивающему ре...
Мир природы и человек, тема «Лес»
Урок по предмету мир природы и человека для обучающихся с ОВЗ, 3 класс...
1 класс. Презентация по предмету "Мир природы и человека". Тема "Домашние животные"
Презентация к уроку Мир природы и человека в 1 классе на тему "Домашние животные"....
Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."...