Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rodiny_v_lirike_akhmatovoy.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Тема Родины в лирике Ахматовой»
11 класс
Лашманова Л.Ю., учитель русского языка и литературы
Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой
- Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения
Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений
Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы.
Эпиграфы к уроку:
“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.
“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Поэзия Анны Ахматовой - это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам \"...в один год с Чарли Чаплином, \"Крейцеровой сонатой\" Толстого, Эйфелевой башней\", гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, - все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы - все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.
Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой
В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?
О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.
В. Как называются первые сборники Ахматовой?
О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.
В. Каковы темы её раннего творчества?
О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.
Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается).
Выразительное чтение стихотворения « Молитва».
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Учитель. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».
Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.
Пошёл 1917 год. Царь отрёкся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.
А.Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми , кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Она решила остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было сделано политическими безумцами.
Выразительное чтение стихотворения « Мне голос был. Он звал утешно…»
Мне голос был...
Он звал утешно...
Он говорил:
"Иди сюда...
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид".
Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух...
Аналитическая беседа:
В. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
О. Это «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид».
В. Какова нравственная позиция автора?
О. Она готова к худшему, ведь остаться- значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. Но по-другому поступить невозможно, поэтому «равнодушно и спокойно» отстраняется от речи недостойной.
В. Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?
О. В 1 части стиха стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создаётся торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой - единоначалие строк, синтаксическим параллелизмом. Всё это диктует волю «голоса». А 2 часть - последнее четверостишие- передаёт одно движение, спокойное и гордое, нет возмущения- недостойно слушать подобные речи.
Учитель. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 20-е г. её не печатают, она и сама не желает печататься. Ахматова молчит, потому что не согласна с советской властью. Она с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, как уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, идут друг на друга с оружием в руках.
Выразительное чтение стихотворения « Всё расхищено, предано, продано…»
Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Беседа.
В. Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения?
О. Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых 3 строчках противопоставлена остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды, которое создаётся высокой лексикой и риторическим вопросом.
В. От какого лица идёт речь?
О. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.
Учитель. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что так жить нельзя.
Но в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян Н.Гумилёв.
Выразительное чтение стихотворения «Не бывать тебе в живых…»
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын Лев Гумилёв. Вскоре освобождённый, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1954 года он оказался на свободе.
Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора- уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.
Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я , кто бросил землю…»
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Аналитическая беседа:
В. В каком стиле написано стихотворение ?
О. В высоком стиле.
В. Какие противопоставления мы видим в нём?
О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».
В. Каково отношение автора к тем и другим?
О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.
В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?
О. Мученическая жизнь.
В. Какова идея стихотворения?
О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное - приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.
Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В.О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.
Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».
И та , что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
Выразительное чтение стихотворения « Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
В. С чем отождествляется родина в стихотворении?
О. С русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно отстаивать.
В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.
И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами.
Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена лит. премия, а в 1965 г.она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.
Стихотворение «Родная земля».
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.
Выводы:
В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?
О. Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.
В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?
О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».
Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».
Прочитать поэму «Реквием».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс
Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...
Урок литературы в 10-м классе Тема: Познание родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева
Задачи:Проанализировать основные программные стихотворения Тютчева и Фета;Повторить основные приемы выразительности;Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока, методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Комментарии
Благодарю,Людмила Юрьевна!
Благодарю,Людмила Юрьевна!