Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)
Цель: Воспитание нравственных качеств учащихся
1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.
2.Развивать аналитические умения через организацию работы с текстом, мышление учащихся.
3.Способстовать формированию коммуникативных качеств учащихся, повышения интереса к предмету.
I. Дома вы должны были познакомиться содержанием “Севастопольских рассказов”. а теперь сначала узнаем, как появились эти рассказы, что послужило их возникновению. (учитель)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_10_kl_sevastopolskie_rasskazy.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)
Цель: Воспитание нравственных качеств учащихся
1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.
2.Развивать аналитические умения через организацию работы с текстом, мышление учащихся.
3.Способстовать формированию коммуникативных качеств учащихся, повышения интереса к предмету.
- Дома вы должны были познакомиться содержанием “Севастопольских рассказов”. а теперь сначала узнаем, как появились эти рассказы, что послужило их возникновению. (учитель)
Об авторе. Л.Н.Толстой-участник Крымской войны. в 1853 года. началась русско-турецкая война. Она началась морским боем под Синопом, в котором адмирал Нахимов разгромил турецкий флот. Главнокомандующим южной армией был назначен тогда дальний родственник Толстого, князь М.Д. Горчаков, занявший Дунайские княжества.
Охваченный патриотическими чувствами, Толстой обращается с просьбой к брату М.Д.Горчакова Сергею Дмитриевичу о переводе в действующую армию. Его просьба удовлетворена, и в начале 1854 года. Толстой переведён в Дунайскую армию и произведён в прапорщики. он мечтал о подвиге, о славе. Он оставляет южную армию и отправляется в осажденный Севастополь. Военные неудачи глубоко волнуют его. Обучаясь с солдатами и матросами, Толстой убеждается в том, что истинный патриотизм, глубокую любовь к Родине следует искать не в высших сферах, не у штабных офицеров, а в среде простых людей, на плече которых подает основная тяжесть войны.
Испытав тяготы Севастопольской осады с июня 1854 года по апрель 1855 года, Толстой решил показать Крымскую войну в движении в необратимых и трагических переменах. Так возникли “Севастопольские рассказы”.
II. Работаем с текстом. Из каких частей состоят “Севастопольские рассказы”.
а) “Севастополь в декабре”
б) “Севастополь в мае”. Трилогия
в) “Севастополь в августе”
Начинаем знакомиться с Севастополем.
Севастополь(какой?) осажденный (т.е?) какими понятиями мы знакомимся в этих рассказах? (патриотизм → истинный,
↓ мнимый, УУД
тщеславие, героизм, духовный…)
Каким показан Севастополь в декабре, в мае, в августе? Какие события происходят? Каковы люди?
Есть ли поражение, любовь, вражда, победа, дружба? (найдите эпизоды)→ ууд
✔ “Севастополь в декабре”→ ключевой очерк Севастопольской трилогии Толстого. Рассказ напоминает диалог двух разных людей. Один- новичок, впервые вступивший на землю осажденного города. Другой- человек, умудренный опытом, это сам автор, который, изображая первоначальные ощущения новичка, учит “жить Севастополем”. С другой- атмосферы какого-то оживления, которая царит в осажденном городе.
Толстой учит сравнивать, связывать друг с другом разные впечатления бытия.
Автор призывает собеседника к открытому, сердечному обучению, которые пробуждает в участниках обороны атмосферы наградной войны.
✔ “Севастополь в августе”→ посещение госпиталя, дорога на четвертый бастион, пребывание на переднем крае обороны.
Показывает героев- аристократов, перемену в настроении и поведении верхов на втором этапе Севастопольской обороны.
Автор видит, что все идут на дороге смерти, что солдаты и матросы под бомбами курят трубки, играют в карты, переобуваются, едят- живут. Он чувствует “скрытую темноту патриотизма; ? этих людей в минуты общенационального испытания, где на первом ?, побеждая смерть, стоит чувство любви к родине, к России.
Не случайно героями “Севастополя в августе” оказываются люди не родовитые, принадлежащие к мелкому и среднему дворянству. Это аристократы:
а) тянутся к своим ( штабе- капитан Михайлов)
б) лишь единицы из офицерского сословия оказываются вместе с народом (Михаил Козельцов).
✔ “Севастополь в мае”→ знаменует новую фазы этой войны, а не патриотизм оказалось решающим у власти, в штабах армии и полков, а тщеславие. И Толстой беспощадно осуждает такую войну, которая ради крестиков- наград, ради повышений по службе требует новых и новых жертв.
В “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “Наполеоновская тема”.
поражение победа
Севастополь пал, но русский народ вышел из него непобежденным духовно.
Таким образом, “ диалектика души” играет в его творчестве большую содержательную роль.
Рефлексия
О духовной победе, красоте души севастопольцев. | о патриотизме→ истинный ↓ мнимый | Узнал |
участник войны, рассказчик, патриот, психолог. | война→ ради наград ↓ради спасения родины | понял |
Д/з: история создания романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н.Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".
План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"
Тема урока: Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.Учащиеся научатся работать с художественным текстом, научатся...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....