Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6b_literatura.docx | 62.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Заиграевская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Директор МБОУ Заиграевская СОШ Бурлакова О.В. Приказ № __от «__» сентября 2020г. | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ Заиграевская СОШ Буянтуева Л. И. «_____»_________2020 г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ Заиграевская СОШ Протокол № __ от «___» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для учащихся 6 «Б» класса
учителя Горбачёвой Т.А.
2020 -2021 учебный год
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № __ «___» августа 2020 г.
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Дамбиева В.В
п. Заиграево
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой. Вентана-Граф, 2013 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник Литература 6 класс в 2-х частях. Ланин Б.А. Москва. Вентана-Граф, 2014 г.
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится
в 5 классе 105 часов, (количество контрольных
работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 6 классе 105 часов, (количество контрольных
работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 7 классе 105 часов (количество контрольных
работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 8 классе 105 часов (количество контрольных
работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 9 классе 105 часов (количество контрольных
работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов).
Срок реализации рабочей программы 5 лет.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари ,,энциклопедии ,интернет-ресурсы и др.);
- формулировать горизонт своих интересов;
- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты:
- находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;
- организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
- структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативной сфере:
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- составлять план;
- писать сочинения на литературные и свободные темы.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Содержание учебной программы
Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды).
Героический эпос. Былина
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий.
Героическое сказание
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты
Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» (фрагменты)
Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля
Русские народные песни
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя.
Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
В.А. Жуковский «Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.
Повторение: былина — песня — баллада — сказка
А.Н. Островский «Снегурочка»
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке
В.М. Гаршин «Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки
В.А. Каверин «Лёгкие шаги»
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)
Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения
А.В. Кольцов «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини
Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)
Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека
А.С. Грин «Алые паруса»
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём
Э.А. По «Золотой жук»
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив
А.С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»
Е.А. Баратынский «Водопад»
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»
С.А. Есенин «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»
Б.Л. Пастернак «Снег идёт». Д.С. Самойлов «Перед снегом».
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».
В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества обычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).
«Выстрел»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения.
Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести.
Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя
И.С. Тургенев «Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.
Автор и рассказчик.
Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя)
. Толстой «Детство» (главы по выбору учителя)
Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера
М. Горький «Детство»
Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.
Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное
Ю.Я. Яковлев «Багульник»
Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души
А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости
В.К. Железников «Чучело»
Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести
Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.
Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета
Тематическое планирование в 5 «б» классе
№ | Название раздела, темы | Количество часов, в том числе уроки развития речи и внеклассного чтения |
Раздел 1. Введение | 1 | |
Раздел 2. Фольклор | 10 | |
2.1 | Пословица. Поговорка | 2 |
2.2 | Загадка | 2 |
2.3 | Русские народные сказки | 6 |
Раздел 3. Мифы | 4 | |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века. Басни | 6 | |
Раздел 5. Из русской литературы 19-20 в.в. (От классики к современности). Литературные сказки | 25 | |
5.1 | А.С.Пушкин | 9 |
5.2 | Х.-К.Андерсен | 6 |
5.3 | П.П.Бажов | 4 |
5.4 | А.П.Платонов | 2 |
5.5 | В.Г.Губарев | 4 |
Раздел 6. Из русской литературы 20 в. От сказки к фантастике | 2 | |
6.1 | Е.Л.Шварц | 2 |
Раздел 7. Разделы «Из русской литературы 19-20 в.в.», «Из зарубежной литературы», «Из литературы народов России». Среди ровесников | 40 | |
7.1 | Н.А.Некрасов | 3 |
7.2 | Марк Твен | 5 |
7.3 | В.Г.Короленко | 5 |
7.4 | И.С.Шмелев | 3 |
7.5 | М.Карим | 3 |
7.6 | Ю.П.Казаков | 4 |
7.7 | Л.А.Кассиль | 4 |
7.8 | С.П.Алексеев | 4 |
7.9 | В.П.Астафьев | 5 |
7.10 | Ф.А.Искандер | 4 |
Раздел 8. Из русской литературы 19 в.. Из русской литературы 20 в. Наедине с поэтом. Стихи о природе | 10 | |
8.1 | А.С.Пушкин | 3 |
8.2 | Ф.И.Тютчев | 1 |
8.3 | А.А.Фет | 1 |
8.4 | С.А.Есенин | 1 |
8.5 | Н.А.Заболоцкий | 1 |
8.6 | Б.Л.Пастернак | 1 |
8.7 | Н.М.Рубцов | 2 |
8.8 | Повторение и обобщение изученного | 4 |
Резервных | 3 | |
Итого | 105 часов |
Тематическое планирование в 6 «б» классе
№ п/п | Раздел | Общее количество часов | Примерные сроки по четвертям |
1 | Введение. Входная диагностика | 2 | 1 чт. |
2 | Истоки литературы. Фольклор | 13 | |
4 | Развитие фольклорных жанров в литературе. Баллада | 5 | |
5 | Литературная сказка | 11 | 2 чт. |
6 | Литературная песня. | 2 | |
7 | Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив
| 10 | |
8 | Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества | 17 | 3 чт. |
9 | Страницы классики | 19 | |
10 | Среди ровесников | 22 | 4 чт. |
11 | Резервные уроки | 4 | |
ИТОГО: | 105 |
Тематическое планирование в 7 «б» классе
№ п/п | Раздел | Общее количество часов | Примерные сроки по четвертям |
1 | Введение. | 1 | 1 чт. |
2 | Страницы классики. Литература XIX века. | 25 | |
3 | Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы | 6 | |
4 | Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков | 5 | |
5 | Страницы классики. Литература XX века | 6 | |
6 | Природа и человек. Природа и творчество | 3 | |
7 | Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии | 2 | |
8 | Национальный характер | 12 | |
9 | Круг чтения. Зарубежная литература | 6 | |
10 | Резерв | 4 | |
Итого | 70 часов |
Тематическое планирование в 8 «б» классе
№ п/п | Раздел | Общее количество часов | Примерные сроки по четвертям |
1 | Введение. | 1 | 1 чт. |
2 | Вводный урок. Литература в поисках героя. | 12 | |
3 | Русская литература XIX века | 41 | |
4 | Из русской литературы XX века | 3 | |
5 | Из зарубежной литературы | 8 | |
6 | Повторение изученного в 8 классе. Произведения для чтения летом | 1 | |
7 | Резерв | 4 | |
Итого | 70 часов |
Тематическое планирование в 9 «б» классе
№ п/п | Раздел | Общее количество часов | Примерные сроки по четвертям |
1 | Введение. | 1 | 1 чт. |
2 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» | 3 | |
3 | Классическая литература XIX века. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» | 8 | |
4 | Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда» | 3 | |
5 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» | 12 | |
6 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» | 10 | 2 чт. |
7 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» | 12 | |
8 | Вечные образы в литературе. М. де Севантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | 3 | 3 чт. |
9 | У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский» | 4 | |
10 | И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда» | 3 | |
11 | Литература конца XIX века – начала XX века. А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви» | 4 | |
12 | М.Горький. «Челкаш» | 4 | |
13 | А.А.Блок | 4 | |
14 | С.А.Есенин | 4 | |
15 | В.В.Маяковский | 3 | |
16 | Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | 4 | |
17 | А.Камю. «Посторонний» | 3 | 4 чт. |
18 | Дж. Оруэл. «1984» | 3 | |
19 | Г.Н.Айги | 2 | |
20 | А.И.Солженицын. «Матренин двор» | 5 | |
21 | Итоговый урок. Задания для летнего чтения | 1 | |
22 | Уроки внеклассного чтения | 4 | |
23 | Урок контроля | 2 | |
Итого | 102 часа |
Календарно-тематическое планирование в 6 «б» классе на 2020 -2021 уч. год
№ уро-ка | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | ||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
1 - 2 | ВВЕДЕНИЕ. От истоков литературы – к литературным жанрам. Диагностика уровня литературного развития учащихся | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Творческое задание по желанию | 02. 09 03.09 | |||||
3-5 | Героический эпос. Былина « Илья Муромец и Соловей – Разбойник» 1.Развитие представлений о русских былинах. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений героического эпоса, темы, образы и приемы изображения человека. 2. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. 3. Образ сказителя в былинах, его оценка в происходящих в былинах событий. | знать жанры фольклора, понятие об эпосе, рыцарском романе, видеть нравственные аспекты былин, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге. РР. Характеристика богатыря. Презентация о герое. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | План характеристики богатыря | 04.09 7.09 9.09 | |||||
6 | Вн. чт. Былина «Садко» | Иллюстрация к былине | 11.09 | ||||||||
7 | Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). | уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Тема для обсуждения: Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. | принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | формирование ответственного отношения к учению. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. | Цитатный план | 14.09 | |||||
8 | Вн. чт. Эпос народов России («Гэсэр» - бурятский народный эпос) | Иллюстрация к эпосу | 16.09 | ||||||||
9 - 11 | Рыцаркий героический эпос. Песнь о Роланде (фрагменты) 1. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. 2. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля. 3. русские богатыри, герои, герои нартского и рыцарского героического эпоса: сходства и различие. | принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Значение слова рыцарь; анализ эпизода поэмы | 18.09 21.09 23.09 | |||||
12 - 14 | РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. 1. Виды народных песен, их художественные особенности. 2.Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и др. народных героях) - по выбору учителя. 3.Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да поблекли...», «Породила меня маменька...» и др.) - по выбору учителя. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в русских народных песнях. Исповедальность лирической песни, ей диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девушки». Напевность и мелодичность песни. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра народной песни. | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами. | Составление таблицы «Народные песни», выразительное чтение песен; | 25.09 28.09 30.09 | |||||
15 | Контрольная работа по теме «Фольклор» | 02.10 | |||||||||
16 - 20 | В.А. Жуковский. Лесной царь 1.Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. 2. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте. Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского - перевод или оригинальное произведение? Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе. | Анализировать эпизод текста, составлять план анализа, подбирать примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции. Составлять сравнительную характеристику героев, составлять план анализа эпизода, | работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Читать балладу; сравнительный анализ текстов баллад | 05.10 7.10 9.10 12.10 14.10 | |||||
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». 1.Исторический сюжет. Летописи и «Песнь...». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта 2.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики. Повторение: былина - песня - баллада – сказка. Письменный ответ на проблемные вопросы: - В чем сходство и различие летописи и баллады? 3. РР. Чтение наизусть | выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Изучить летописный источник «Песни…», её балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Презентация о поэте; фрагмент баллады наизусть | 16.10 | ||||||
21 - 23 | А.Н. Островский. «Снегурочка».1.Фольклорные основа произведения. 2. Проблематика произведения. Образ главной героини. 3. РР. Творческая работа по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки | Умение работать со словарем литературовед-ческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя) | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Презентация о славянском божестве Яриле; письменная характеристика героев пьесы; сочинение | 19.10 21.10 23.10 | |||||
24 - 25 | В.М.Гаршнн «Attalcaprinscepsn. 1. Знакомство с личностью В.М. Гаршина. Образ оранжереи и директора ботанического сада. 2. Гибель гордой пальмы. | Символика сказки. Средства создания сказочного повествования. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | Презентация о писателе; ответы на вопросы | 26.10 28.10 | |||||
26 - 28 | В.А. Каверин. «Легкие шаги». 1. О жизни и творчестве В.А. Каверина 2.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее. Снегурочка среди современных людей. | Приемы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания. Аллегория. | Приемы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания. Аллегория. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания | Презентация книг В.А. Каверина; сочинить сказку | 30.10 16.11 18.11 | |||||
3. Развитие речи. Творческий проект - стр.142. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | ||||||||
29 - 31 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».1. Биография А. де Сент Экзюпери. Афористичность сказки. 2. «Маленький принц» - философская сказка. Аллегорическая основа произведения. 3. Письменная работа по сказке. | Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты (в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя | Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа. Понятие о притче. Анализ эпизода | Презентация о писателе; пересказ | 20.11 23.11 25.11 | |||||
32 | А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь...», «Разлука». Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини. | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Наизусть фрагмент стихотворения | 27.11 | |||||
33 | Контрольная работа 27.11 | ||||||||||
34 – 37 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору учителя). 1. Ожизни и творчестве Д. Дефо. Жанр путешествия. 2. Д. Дефо – автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 3. Загадка романа Д. Дефо. 4. Письменная работа по роману. | Выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Преобразование мира как жизненная потребность человека. | Сообщение о писателе; пересказ фрагментов; характеристика героев | 30.11 02.12 04.12 07.12 | |||||
38 - 41 | А.С. Грин. «Алые паруса». 1. О жизни и творчестве А. Грина. Повесть-феерия «Алые паруса». 2. Тема мечты в повести «Алые паруса». Интерпретация повести. 3 – 4. Изобразительно-выразительные средства повести-феерии А. Грина «Алые паруса». | Выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Понятие о жанре феерии, Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа Воплощение мечты как сюжетный прием | Ответить на вопросы учебника | 09.12 11.12 14.12 16.12 | |||||
42 - 43 | Э. По. «Золотой жук». 1. Эдгар Алан По – основоположник детективного жанра. 2. Загадка «Золотого жука». | Выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Приключенческий рассказ и детектив. Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Пересказ фрагмента | 18.12 21.12 | |||||
44-45 | А.С. Пушкин. «Узник»; «Зимняя дорога»; «Туча». 1. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». 2. Стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Туча». | Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе Выявление особенностей поэзии Лермонтова. Работа над языком. Подготовка к выразительному чтению. | Наизусть | 23.12 25.12 | |||||
46 - 47 | Е.А. Баратынский. «Водопад». 1. Лирика Е.А. Баратынского. Стихотворение «Водопад». 2. Сравнительный анализ стихотворений «Водопад» Е.А. Баратынского, «Водопад» Г.Р. Державина, «Фонтан» Ф.И. Тютчева. Чтение наизусть. | анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, | Выразительно читать стихотворение | 27.12 28.12 | |||||
48 - 49 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». 1. Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение "Три пальмы». 2. РР. Чтение наизусть (на выбор) | Анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, | Наизусть | 28.12 11.01 | |||||
50 - 51 | С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам»; «Сыплет черёмуха снегом»; «Край любимый! Сердцу снятся...»; «Топи да болота». 1. Очерк биографии С.А. Есенина. Анализ стихотворений. 2. РР. Чтение наизусть. | Анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, |
Наизусть | 13.01 15.01 | ||||||
52 - 53 | Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги...» 1. Биографическийсведения о поэтах. Анализ предложенных произведений. 2. РР. Чтение наизусть. | Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика. | Презентация о поэтах; наизусть по выбору | 18.01 20.01 | |||||
54 - 55 | М. Цветаева «Моим стихам...» В.Ф. Ходасевич. «Поэту». 1. Биографический сведения о поэтах. Анализ предложенных произведений. 2. РР. Чтение наизусть. | Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуриро- вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Соотносить персонаж и прототип, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта. | Наизусть | 22.01 25.01 | |||||
56 - 57 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 1. Образ поэта в лирике. 2. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества. | Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, определять понятия | Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика. | Анализ стихотворения; выразительное чтение по ролям | 27.01 29.01 | |||||
58 - 59 | Интерпретация стихотворения. 01.02 03.02 | ||||||||||
60 | Вн. чт. Представление ученических презентаций, посвящённых поэзии | 05.02 | |||||||||
61 - 66 | А.С. Пушкин. «Повести Белкина». 1. Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 2. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел». 3. Образ Сильвио. 4. В гостях у графа. 5. Композиция повести «Выстрел». 6. Письменная работа по повести «Выстрел». | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речьюУмение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, | Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе. | Читать повесть; анализ фрагмента повести; ответы на вопроса учебника | 08.02 10.02 12.02 15.02 17.02 19.02 | |||||
67 - 69 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». 1. Рассказ о поэте. «Бородино». 2. Композиция стихотворения и его пафос. 3. Герои стихотворения «Бородино». | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям | Смысловое чтение, уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы | Наизусть отрывок; презентация о поэте; характеристика героя | 22.02 24.02 26.02 | |||||
70 - 74 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько. 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки? 3. Вакула и Оксана. 4. В поисках черевичек. 5. Весёлое возвращение домой. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся. |
Читать повесть; найти гиперболы; пересказ фрагментов повести | 01.03 03.03 05.03 09.03 12.03 | |||||
75 - 79 | И.С. Тургенев. «Муму». 1. И.С. Тургенев. Спасское-Лутовиново. 2. Власть барыни. 3. Замужество Татьяны. 4. У Герасима появилась Муму. 5. Судьба Герасима после гибели Муму. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности. Владеть сжатым пересказом и пересказом с изменением лица рассказчика. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Читать рассказ; подготовить рассказ о Герасиме; рассказ о жизни Татьяны; | 14.03 15.03 17.03 19.03 22.03 | |||||
80 | С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин знать, Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, речью | Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. |
Ответить на вопросы учебника | 1.04 | |||||
81- 84 | Л.Н. Толстой. «Детство» (повесть). 1. Работа над писательским замыслом. 2. Один день из моей жизни. 3. Что осталось после отъезда Ивиных? 4. Взросление Николеньки Иртеньева. | Иметь представление об особенностях героев Толстого, выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Рассказ об одном дне своей жизни | 2.04 5.04 7.04 9.04 | |||||
85 - 88 | М.Горький. «Детство» (повесть). 1. Автобиографич-ность повести «Детство». 2. Знакомство Алёши с семьёй матери. Первые впечатления. 3. Самые светлые и добрые люди в доме деда. 4. РР. Письменная работа. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-нию. | Устный рассказ о бабушке; пересказ фрагментов повести; ответы на вопросы учебника | 12.04 14.04 16.04 19.04 | |||||
89 - 90 | Ю.Я.Яковлев. «Багульник». 1. В мире рассказов Ю. Яковлева. 2. Образ багульника, его роль в рассказе. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Коммуникатив-ные: строит небольшие монологические высказывания, | Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. |
Отзыв на рассказ | 21.04 23.04 | ||||||
91 - 94 | А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете». 1. В мире рассказов А.Г. Алексина. 2. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. 3. Нравственное изменение героев в ходе сюжетного действия. 4.РР. Письменная работа. | Осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек. Давать определение понятиям. Предметные: выразительно читать текст, использовать сведения из истории при объяснении темы и идеи произведения. Личностные: совершенствование нравственных качеств, формирование милосердия отзывчивости, толерантности. | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Пересказ; характеристика героев | 26.04 28.04 30.04 03.05 | |||||
95 - 99 | В.К. Железников. «Чучело». 1. Творчество В.К. Железникова. Повесть «Чучело». 2. Особенности композиции повести. 3. Поиски предателя. 4. В поисках справедливости и милосердия. 5. Уроки Бессольцевых. | Выполнять сопоставительный анализ произведений умение пользоваться интернетом, воспитание нравственности, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. | Ответить на вопросы учебника; пересказ фрагментов повести | 05.05 07.05 10.05 12.05 14.05 | ||||||
100 -101 | Ю.П. Мориц. « Всадник Алеша». 1. Творчество Ю.П. Мориц. Рассказ «Всадник Алёша». 2. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
Презентация о писателе; ответить на вопросы | 17.05 19.05 | ||||||
102 - 105 | Резерв. Повторение, обобщение Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть, устные пересказы произведений, сообщения о произведениях и литературных героях, Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: Круг чтения. | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | 21.05 24.05 – 29.05
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
Рабочая программа для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...