Урок-суд над героями рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Программа наталкивает на проведение нестандартных форм занятий, что с удовольствием и провожу (уроки-конференции, уроки-презентации, уроки- концерты, уроки- суды и т.д.).Дети сами предлагают формы урока, например, после прочтения рассказа А.Чехова «Хамелеон» « загорелись судом», инициировали данную форму. В соавторстве было «рождено», инсценировано и проведено следующее занятие(фрагменты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ap_chehova_hameleon.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-суд над героями рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
Тема: Обобщение значения образов рассказа «Хамелеон»
Оформление:
1 Стол находок( овёс-«Лошадиная фамилия»,лист за здравие, за упокой-«Канитель», карты-«Винт»,кнут-«Налим»,щипцы-«Хирургия», письмо-«Ванька», гайка-«Злоумышленник», спички-«Шведская спичка»;
2 Судейский стол, скамья для подсудимых, столики для адвоката, обвинителя;
3 Плакат «Иногда ужас выражается смехом» А.Пушкин, «Лесть никогда не исходит от великих душ, она удел мелких душонок» О.Бальзак, «Льстивый человек мёд на языке, яд в сердце имеет» М.Ломоносов, «Льстецы- всегда прихвостни» Аристотель, «Лицемер- всегда раб» Р. Роллан, «Двуличие- величайшая гнусность» Ш.Петефи , «Льстят тем, кого боятся» А.Чехов, «Лесть- птица глупых» Свифт
Цель: постичь характеры персонажей А.Чехова в рассказе «Хамелеон»,их речь, привычки, нравы;
Примерить на себя человеческие отношения в обществе того времени;
Актуализировать нравственные цели произведения.
План урока:
-Помощь работникам Бюро находок
-Посещение зала суда
-Творческая работа «По следам увиденного»
Ход урока:
1 Помощь работникам проводится через групповую работу.
*Представитель группы берёт предмет, в течение 3-х минут обсуждают, аргументируют своё высказывание ,затем идёт защита-анализ произведения, предмет которого у них в руках.
*Определить владельцев оставшихся предметов.
*Ещё какие произведения Чехова вы читали?
* Кто, по-вашему, главный герой данных рассказов? ( Смех. Значит рассказы юмористические ,в которых комизм не был гневным смехом, суровым приговором; скорее всего это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими заурядными людьми.)
*Каким ещё бывает смех? (Горький, саркастический, изобличающий) . С таким смехом столкнёмся при изучении ,например, произведений Салтыкова-Щедрина.
* Какие основные художественные приёмы у Чехова в данных рассказах? (Сатира, юмор) Дать определение.
*Обратимся к названию рассказа «Хамелеон» .
Хамелеон-
1пресмыкающееся тёплых стран, меняющее окраску кожи при перемене цвета окружающей среды.
2Человек из корыстных целей легко меняющий своё мнение, взгляды.
*Действующие лица. Городовой, полицейский надзиратель, мировой судья. (работа по словарю-значение слов).
*Сюжет рассказа. Укус Хрюкина собакой и вопрос о принадлежности этой собаки.
2 Зал суда.
Секретарь: Встать, суд идёт!
Судья: Прошу защитника и обвинителя ,почтенную публику занять свои места. Слушается дело по иску г-на Хрюкина
Хрюкин: Я и говорю: ежели я вру, так пущай мировой рассудит.
Судья: Хрюкин, сядьте. Вам слово не давали. Чтобы лучше понять обвинение и защиту ,чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона ,заслушаем каждого из вышеупомянутых.
Очумелов: Иду я через базарную площадь .В новой шинели. (довольным голосом) .Тишина, не души. Елдырин, так это было?
Елдырин: Так точно, ваше благородие!
Очумелов: Слышу-собака. Подхожу к месту происшествия.А это полупьяный здоровила окровавленным пальцем как знамением машет. Спрашиваю: по какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?
Защита: Хочу обратить внимание суда на радение его благородия. Сам, лично сам решил разобраться в случившемся, а ведь мог приказать и городовому.
Хрюкин: Иду я ,никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец.
Я человек ,который работающий.Пущай мне заплатят, и в законе нет, чтобы от твари терпеть.
Обвинитель: Гр-н Хрюкин ,есть свидетели, которые утверждают , что вы ей цигаркой в харю для смеха, а она не будь дуррой и тятнула.
Хрюкин: Врёт кривой. Не видал, так стало быть зачем врать? У меня самого брат в жандармах.
Судья: Очумелов, продолжайте.
Очумелов: Я и сказал: этого я так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать. Оштрафую его, мерзавца, узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. Я покажу ему кузькину мать!
Обвинитель: Но как только узнали, что собака генерала Жигалова, вы тут же ретировались.
Очумелов: Елдырин, сними-ка с меня пальто. Ужасно, как жарко. И правда, она маленькая,нешто достанет до пальца вон какого верзилы? Он скорее расковырял палец гвоздиком и решил сорвать. Я знаю их, чертей!
(в это время Хрюкин всем видом показывает своё негодование)
Обвинитель: Г-н судья, вопрос к гр-ну Елдырину.
Судья: Пожалуйста.
Обвинитель: Гр-н городовой, не вы ли выдвигали версию, что эта собака не генеральская?
Елдырин: Так точно-с.
(переглядывается с Очумеловым, тот сердится, Елдырин как бы оправдывается).
Обвинитель: После этого, гр-н Очумелов, что вы решили?
Очумелов: Я сам знаю, что у генерала собаки дорогие, а эта- чёрт знает что: ни шерсти, ни вида.
Обвинитель: А что вы ответили на предположение толпы, что эта всё-таки собака генерала?
Защита: Я протестую, г-н судья! Полицейский надзиратель методом проб и ошибок шёл к разрешению проблемы. Опираясь на свидетельские показания, личный анализ, Очумелов пытался найти виновного в этом деле.
Очумелов: Да, я приказал Елдырину отвести генералу его собаку. Я её нашёл. Собака- нежная тварь. Может быть, она дорогая. А ты, болван, опусти руку. Нечего свой дурацкий палец выставлять. Сам виноват.
Секретарь: Вызывается свидетель Прохор-повар генеральский.
Защита: Ваша собака?
Повар: Выдумал! Таких у нас отродясь не бывало.
Очумелов: И спрашивать тут не надо. Она бродячая. Истребить, вот и всё!
Повар: Эта не наша. Это генералова брата, что намедни приехал.
Очумелов: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? Ишь ты, господи! А я и не знал. Так это ихняя собака? Цуцик этакий! Шустрая такая! Цап этого за палец! Я ещё доберусь до тебя (Грозит Хрюкину)
Слово публике (вопросы)
Секретарь: Слово обвинению.
Обвинитель: Гн-н судья, уважаемая публика, только сейчас вы стали свидетелями крайнего проявления не только деспотизма, самоуправства, но и лицемерия, двуличия, лести Очумелова; эти черты во все времена были глубоко презираемы (зачитывает высказывания на доске). Действительно, подхалимство, пресмыкательство, хамелеонство –удел глупых, ничтожных. Обратите внимание на речь Очумелова: Полицейские слова перемешиваются с вульгарными : как оштрафую его, мерзавца; я ему покажу кузькину мать; ни шерсти, ни вида; подлость одна только. А как он обращается с подчинёнными ему людьми? С ними не говорит, а приказывает: Елдырин, узнай; Не рассуждать! Нужно проучить! Употребляя личные местоимения в речи, Очумелов подчёркивает свою значимость :я этого так не оставлю; Я покажу ,как распускать собак; скажи ,что я нашёл; я ещё доберусь до тебя. Нахальство и самомнение соседствует с холуйством и чинопочитанием.
Очумелов: Надень-ка ,брат Елдырин, на меня шинель. Что-то знобит.
Обвинитель: Следует осудить и Елдырина- безмолвную тень Очумелова, не имеющего своего мнения , слепо подчиняющегося своему начальству. При молчаливом согласии Елдыриных, их попустительстве, также творится беззаконие. (Елдырин не реагирует)
На скамье подсудимых место и Хрюкину.(негодует). Во-первых, за жестокое обращение с животными, во-вторых, за лжесвидетельство в корыстных целях; в- третьих, за молчаливое согласие с несправедливым решением Очумелова. Значит, Хрюкин также наделён раболепием, чинопочитанием, угодничеством.
Хотелось бы остановить внимание и на толпе, праздной, равнодушной.
Чехов в финале пишет: «Толпа хохочет над Хрюкиным»- тем самым показывая злорадство, не сочувствие, чёрствость; поддержку Очумелова, т.е. победила не справедливость, а собака, только потому, что генеральская.
Секретарь: Слово защите.
Защита: разводит руками
Секретарь: Слово гн-ну судье.
Судья: Перед вами прошли люди со своими взглядами, чувствами, поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, деградацию, деформацию душ. Очумелов- хамелеон, меняет личину 6 раз от начальственно-повелительного до рабско –трусливой ради своего благополучия, ради новой шинели. Для него важнее не человек, а чин, мундир. Горько осознавать, что там, где хозяйничает страж порядка Очумелов, нет места правде, справедливости, там царит неуважение к человеку; там - кто сильнее, тот прав. Потому суд приговаривает вышеперечисленных лиц: Очумелова, Хрюкина, Елдырина к вечному презрению за духовное , нравственное уродство. И быть именам Очумелов, Елдырин, Хрюкин нарицательными , обозначающими человеческие пороки.
Секретарь: Заседание считается закрытым.
Работа в тетради по подбору синонимов: подхалимство, лесть, лакейство, угодливость, раболепие, лицемерие, двуличие, низкопоклонничество, подобострастие, холопство, холуйство.
Антонимы: правдивость, честность, порядочность, справедливость, объективность, непредубеждённость, беспристрастность.
Фразеологизмы: сгибаться в дугу, в три погибели, ползать ужом, ползать на брюхе, лизать пятки.
К теме лицемерия-объективности как нельзя лучше подходит стихотворение С.Викулова «Постоянство»(наизусть)
3 Творческая работа « По следам увиденного, услышанного».
*Первая группа работает над сочинением «Какие мысли рождает рассказ ««Хамелеон»
*Вторая группа – «Послание А.П.Чехову»
Во время работы учащихся звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».Чехов был близко знаком с великим русским композитором .Их дружба должна была вылиться в музыкальное произведение по мотивам рассказов А.Чехова, но из-за смерти одного из них эта прекрасная задумка не осуществилась.
*Чтение сочинений (2-3 человека из каждой группы).
4 Итог . Заключительное слово учителя.
Ваши работы говорят о том, чтобы мы зажгли свечу в память замечательного человека, великого писателя Антона Павловича Чехова.
Свеча- символ мудрости- горит в храме. У каждого человека свой храм, и каждый к нему проходит свой путь, и каждому решать, как его пройти, и каждый на этом пути находит свою истину. Надеюсь, что в поисках одной из истин вам помог А.П.Чехов, а истину познают духом. И важно, чтобы работа ума становилась трудом души вашей. Пока есть душа, мы остаёмся людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.
Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....
Урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".
Урок литературы в 7 классе представляет собой анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". К уроку прилагается презентация и самоанализ урока....
Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...
Урок литературы в 7 классе «Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Цель урока: развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на формирование навыков анализа художественного произведения....
Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»
Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения. Длительнос...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...