Урок литературы в 7 классе «Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Чикина Елена Николаевна

Цель урока: развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на формирование навыков анализа художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.odt20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Ход урока

Этап урока

        Деятельность учителя                

Деятельность ученика

Слайд

1.Организационный

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературы.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

 У каждого из вас на столе пакет материалов, который понадобится нам на уроке.

Стоя каждый около своей парты, поприветствовав учителя, присаживаются.  

   

№ 1

2.Актуализация знаний

Начнём мы с проверки знания текста.

Возьмите зелёный лист под №1. На нём подпишите фамилию и имя. Готовы? Внимание на экран.

Выберите и запишите правильный ответ буквой .  Вопрос№1 …..

Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов. Зачеркните неправильные ответы, оцените работу. У кого нет ошибок или допущена 1 ошибка — 5, у кого 2 ошибки -4, у кого 3 ошибки -3, больше трёх — 2.

Поднимите руки ,кто получил пять, кто четыре.

 Молодцы. Знаете текст, значит, мы можем  приступить к нашему исследованию.

Выполняют тест, вспоминают содержание текста. Взаимопроверка правильности выполнения задания.

 Самостоятельно оценивают работу одноклассника.

 № 2 - 10

3. Сообщение темы  и постановка целей урока.

Тема нашего урока  «Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова  «Хамелеон».

Цель урока: провести небольшое исследование рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»  и в ходе анализа рассказа выяснить, какие человеческие пороки  высмеивает А.П.Ч. , какие средства создания комического использует автор.  

Слушают учителя.

№ 11

4.  Анализ приёмов создания комического.

Большинство произведений Чехова  сатирические.

Что же такое сатира?

 Возьмите листок № 3 словарь и зачитайте определение. Давайте найдём и подчеркнём ключевые слова в определении.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

 Что же сатирического в рассказе?

 Как вы думаете, случаен ли подбор фамилий героев?

 Какие ассоциации у вас вызывают фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин (Сложно подобрать ассоциацию, давайте заглянем в наш словарь и зачитаем значение слова «Едлыга»).

Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”?

 На положительные или отрицательные качества человека намекает А.П.Ч.? А отрицательные качества человека называются пороком. Подведём итог первого нашего исследования и запишем в таблицу, на какие пороки указывают фамилии.

Анализируют определение, выделяя  ключевые слова (существенные признаки), делают выводы, обобщения.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. Заполняют схему- опору урока.

№ 12, 13

5. Анализ названия, композиции рассказа

  Но не только при помощи говорящих фамилий автор высмеивает отрицательные качества человека.

 Слова"хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?  

Сколько  раз Очумелов меняет свое отношение  к собаке (и Хрюкину ) Отчего зависит его решение? Главный вопрос «Чья собака?»  Запишем этот вопрос в нашей таблице.

 Как же отвечает на этот вопрос Очумелов?

 Внимание на экран. Какое решение  принимает  Очумелов насчёт собаки?

 (Или)1. Зачитаем  по ролям на 302 стр.           начинается 3 абзац со слов «По какому случаю...»

Очумелов- , Хрюкин- , автор-,

А теперь зачитаем в тексте.

2. Когда кто-то  из толпы предполагает, что собака генерала Жигалова. Как реагирует на это  Очумелов?

 Зачитайте  на 302стр.      Последний абзац

 со слов «Генерала Жигалова?»

 

 В каких словах выражено отношение полицейского надзирателя к собаке?

3. Как меняется  О. , когда он слышит от городового, что это собака не генеральская?

 303 Стр. 4 абзац  снизу.

Со слов  «Нет, это не генеральская »

Городовой Елдырин-, автор-, Очумелов-

  Какую фразу выделим, подчёркивающую отношение О. к собаке?

4. Следим дальше,  что происходит с Полиц. Надзир., когда от городового он слышит, что тот видел такую собаку у генерала во дворе.

303 Стр.   Последний абзац.

Со слов «Гм- Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто »

Как он обращается к Хрюкину? Как к собаке?

5. Кто помогает разобраться в ситуации? Но сначала её запутывает.

 304 Стр.   3 абзац

Со слов « И спрашивать тут нечего» Что нужно сделать с собакой, по мнению О.?

6. Но Прохор продолжает, и О. узнаёт, что собака принадлежит Владимиру Ивановичу, братцу генерала.

Зачитайте  со слов «Ишь ты , господи... Соскучились по братце»

Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Почему  в схеме ответы Очумелова выделены разным цветом?

Он то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.

–        Как одним словом можно назвать такого человека? (Слайд 8)

-        А как называет его автор?

Что общего между ящерицей и Очумеловым?

Чем они различаются? (Слайд 9)

Какой порок высмеивает А.П.Ч.?  

Записать в схеме.

 Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Определяют смысл названия рассказа.

Внимательно смотрят фрагмент из фильма и готовятся к ответам на вопросы учителя.  

Выразительное чтение выбранных учителем отрывков. Анализируют прочитанные отрывки текста, выделяют главное. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Составляют схему-опору к уроку.

№ 14- 20

6.Физкультминутка.

Закройте глаза и нарисуйте носом квадрат, напишите своё имя, слово хамелеон.

Выполняют упражнения.

7. Анализ  роли художественной детали.

Очень важно, как А.П.Ч. использует художественную деталь.

Зачитаем определение.

Подчеркнём ключевые слова в определении.

Какова роль художественной детали в рассказе?

( Шинель — чинопочитание.  

Крыжовник — вседозволенность, взяточничество, жадность.

Окровавленный палец Хрюкина - это деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. А в конце рассказа Хрюкин опускает палец. Трусость, враньё.

 Глаза собаки , из открытые дверей лавок сонные физиономии. Равнодушие, безразличие).

Работают  в парах. Анализируют роль художественных деталей в тексте. Определяют,  какие пороки  высмеиваются при помощи этого средства. Работают со словарём, расширяют свои знания по литературоведению (определение  «художественная деталь»).

№ 21,22

8. Подведение итогов урока.

Итак, мы определили человеческие пороки, которые высмеивает А.П.Ч.  

Напишите  пороки на листочке.

 Давайте сложим  пороки в  банку, закроем её , чтобы вы  с ними никогда не встречались.  

 Я бы хотела закончить наш сегодняшний урок словами самого А.П.Чехова:

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Старайтесь  помнить о пороках человека и избегайте их.

9. Домашнее задание

На дом   творческая работа по одной из тем (задание на листочках).

Слайд 23

10. Рефлексия

  Ребята, для меня очень важно,  кем вы себя чувствовали на уроке. Отметьте варианты ответов.

Вы оценили мою работу, теперь оценю вас я …

Спасибо за урок.

Выполняют задание.

Слайд 24



Проект урока

Предмет: литература

Тема урока:  Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Класс: 7  класс общеобразовательный

Место темы в структуре учебного курса:

Второй урок по творчеству  А.П.Чехова.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на формирование навыков анализа художественного произведения.

        На данном уроке мною планировалось решать следующие задачи:

обучающие:

  • организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения,
  • формировать умение осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем.

 развивающие:

  • способствовать развитию навыка  анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного;
  • развивать умение строить суждение на конкретном материале;
  • развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
  •  давать устный ответ на вопрос по тексту произведения,  в том числе  с использованием цитирования;
  •  подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

воспитательные:

  • воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оборудование: тест, карточка ученика, словарь литературных терминов, учебник, презентация, интерактивная доска.

        

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Урок литературы в 7классе "Тема человеческой жестокости" (по рассказу Л. Андреева "Кусака"

Конспект урока литературы по рассказу Л. Андреева "Кусака". Урок построепо ФГОС. Использованы технологии проблемного диалога, элементы РКМЧП....

Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Урок с применением технологии критического мышления...

Технологическая карта урока по теме: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

Представленный урок проводится в 7 классе.Виды организации учебной деятельности фронтальная, групповая. К технологической карте урока идет презентация, задания для групп, вопросы (цели) урока, ли...