Суд над Герасимом *Муму*
методическая разработка по литературе (5 класс)

Гогунокова Светлана Васильевна

Методическая разработка для 5 класса. Проводится после изучения произведения *Муму*. В комплекте есть фаил для детей(сами записывают слова для выступления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_mumu.docx35.02 КБ
Файл sud_mumu_-_dlya_detey.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов.

Литературный суд

(по рассказу И.С. Тургенева «Муму»).

 

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к рассказу «Муму», трибуна для выступлений, карточки для указания участников мероприятия (Судья, Секретарь, Прокурор, Адвокат, Свидетели, Присяжные заседатели). Класс оборудован под зал суда.

Участники: 

судья,

секретарь,

 прокурор,

Герасим (обвиняемый),

адвокат Герасима,

барыня,

Гаврила,

Татьяна

Присяжные

Предварительная работа учителя с учащимися:

1.Распределить роли среди учащихся.

2. Объяснить сценарий проведения судебного заседания.

Сценарий мероприятия:

Литературный суд над Герасимом.

Участники: судья, секретарь, прокурор, Герасим (обвиняемый), адвокат Герасима, барыня, Гаврила, присяжные заседатели

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Здравствуйте! Прошу садиться. Слушается дело по обвинению дворника Герасима в убийстве собаки Муму. Слово для изложения сути обвинения предоставляется прокурору. УДАР

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели! Хочу изложить вам историю, которую рассказал нам великий русский писатель И.С. Тургенев .

Эта история не даёт покоя миллионам читателей с 1852 года. Герасим, русский, ранее не судимый, крепостной, был привезён по приказу барыни из деревни, и выполнял обязанности ………………………………Однажды …………………………………..

Собака, названная им…………., стала его……………. Муму служила верой и правдой своему хозяину. Но вскоре впала в немилость барыне. Та приказала………………. Повторяю, …………….а не убить. Но Герасим ………………………а потом……………...

Адвокат: Протестую. Герасим совершил это по приказанию барыни. Барыня –…………………………………………крепостных крестьян, перечисленных выше, по материалам дела «вдова, окруженная многочисленной дворней». Одинокая, так как «сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости». Она была ……………………………женщиной, крестьянскими жизнями распоряжалась по своему усмотрению: хотела –…………………………хотела –…………………………

Судья: УДАР Протест отклонен. Продолжайте, господин прокурор

Прокурор: Спасибо, ваша честь.

Почему нужно было…………..? Почему он не взял с………….? Или не отдал………………? На протяжении почти двух столетий эти вопросы мучают читателей. Я уверен, что читатели осуждают Герасима, как осуждаю его и я.

Прошу присяжных заседателей поддержать моё обвинение и осудить Герасима за его жестокий поступок.

Судья: Спасибо, господин прокурор. Господа присяжные заседатели, хочу предупредить вас, что объяснения обвиняемого сложно будет получить, так как он………………….. Это очень осложняет вашу задачу. Но дать ему слово мы обязаны. Попробуем объяснить ему суть вопроса с помощью иллюстраций и жестов (судья показывает Герасиму иллюстрации со сценой на реке).

Судья обращается к Герасиму: Обвиняемый Герасим, вы согласны с данными обвинениями?

Герасим кивает головой.

Судья: Обвиняемый не отрицает своей вины и, видимо, глубоко раскаивается. Но послушаем ещё свидетелей со стороны обвинения.

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Барыня.

Барыня: Я, бедная, больная, старая женщина. Почему …………….меня виновной в этой ужасной истории? Расскажу, как всё было. Герасим ……………..дворником, а по ночам охранял дом. Служил хорошо. Всегда у нас во дворе порядок был, и ворам……………. А потом он………………. Без моего разрешения. И эта………………………………, оказалась препротивной псиной. Она ……………..меня. Я, конечно, всем сказала, что ……………….А как же? Да как она смеет лаять на меня? А потом ещё и спать не давала всю ночь. Вот я и приказала…………….. …….а не убивать. Я же не душегубительница. Это он – Герасимка – убил её, а потом……………….. Тоже без моего разрешения.. Это же немыслимо, чтобы ……………….от хозяйки. Да я же им всем как мать родная.. Мне его ничуть……………….. А в смерти собаки я……………... Нет, нет и нет. Зря …………………….бедную, больную старушку.

Судья: У защиты есть вопросы к барыни?

 

Адвокат:  Да есть, ваша честь. Уважаемая , барыня из ваших слов следует, что……………….(отвечает барыня). Я правильно понял………………………………………………………………………………………………………..

У меня все

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Гаврила.

Гаврила: Я служу-с у барыни давно-с. Вся история с Муму произошла на моих-с глазах. Не совру ни слова. Всю правду скажу. Когда барыня увидели-с Муму…………………, то они-с захотели собачку погладить-с. А та ……………покажи. Испугалась, видно. А ночью ещё и лаяла, спать не давала хозяйке. Вот барыня и приказали-с…………………... Я показал знаками Герасиму, что собаку …………………………..Он же……………………, не слышит ничегошеньки. А он возьми да и ………………………….Кто поймёт, что у него в голове было. Но приказа убивать не было. Я подтверждаю слова матушки нашей – барыни. Гераське можно было просто отдать Мумуню в добрые руки, а ещё лучше – продать. Я тоже осуждаю …………………..Хорошая ………………..была. У меня-с всё.

Судья: Ну что же, предоставляем слово адвокату обвиняемого Герасима.

Адвокат: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Посмотрите на обвиняемого. Перед вами ……………………….человек. Судьба обидела его, не дав ему возможности …………………….Но зато он наделён………………………….. За время службы у барыни у него не было ни одного ……………….Вы слышали, что и хозяйка, и управляющий характеризуют его как………………………. Да, он………………………... Он и не отрицает своей вины. Но разве он смог бы отдать её в чужие руки. До этого была попытка со стороны Гаврилы и Степана отдать ……………………..хозяевам, но Муму не выдержала там и трёх не дней. Да она и не смогла бы жить без своего доброго хозяина. Слишком сильно была она привязана к нему. Почему Герасим не………………………………………….? Да разве ж он думал, что способен на такое: уйти самовольно туда, где осталась его душа, в свою деревню. В городе он……………………. Не смог свыкнуться с лёгкой жизнью. Решившись на страшный поступок – убийство друга – он смог решиться и на ещё один шаг – самовольство. А за этот ход могли…………………. И всё это пришло ему в голову только после…………………………. Терять ему было уже нечего. А вот если бы он заранее решил уйти, он обязательно……………………...

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Татьяна.

Татьяна: Я жила у ………………..Всегда……………Ведь барыня для нас…………

Когда появился Герасим, он мне…………….

Но к сожалению меня ………………и конечно здесь вина……………………….Я смирилась, т.к………………………………..Что ж поделать, ведь я обычная крепостная, не смела я……………………………………………………………………………………………………………

Судья: У защиты и прокурора  есть вопросы?

Вопросы

Адвоката: Да есть! Барыня была человеком непостоянным? 

Татьяна: Барыня то могла прикинуться слабой и беззащитной, вызывая жалость то………………….Действовала по своей…………………………., при этом унижая достоинство других. К своим слугам относилась …………………………не считая их за людей.

Адвокат: Так же прошу учесть материалы по делу (передает секретарю- тот зачитывает)

Секретарь: *До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё белье перенюхать, — словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.*

Судья: Прошу прокурора задать вопросы?

Вопросы Прокурора……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Судья: Предоставляется последнее слово обвиняемому, но т.к. это не возможно предоставляется слово Адвокату. Прошу!

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Обвинять нужно не Герасима, не барыню, а крепостничество. Это страшно, когда человек не принадлежит сам себе, а хозяевам. Не имеет право совершенно ни на что…Это все очень печально! И я призываю вас к здравому смыслу!

А Герасима следует оправдать! Потеряв лучшего друга, он и так понёс самое жестокое наказание. У меня всё.

Судья: Господа присяжные заседатели! Вам предстоит вынести оправдательный или обвинительный приговор. УДАР

 

Присяжные: (обсудив) Мы считаем, что…………………………………….Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это……………………………………………………………………………………………………………………………

( передают Судье лист с решением).

Судья оглашает решение: Не виновен. УДАР

(все радуются за Герасима)

Материал по делу

*До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё белье перенюхать, — словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.*






Вопросы:

Татьяне……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Барыне……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Гавриле……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Адвокату………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Итоговое слово

Мы считаем, что……………………………………………………..Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ХОД СУДА.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зарисовки судебного дела

Барыня

Гаврила

Татьяна

Присяжные

Герасим



Предварительный просмотр:

Литературный суд над Герасимом.

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Здравствуйте! Прошу садиться. Слушается дело по обвинению дворника Герасима в убийстве собаки Муму. Слово для изложения сути обвинения предоставляется прокурору. УДАР

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели! Хочу изложить вам историю, которую рассказал нам великий русский писатель И.С. Тургенев .

Эта история не даёт покоя миллионам читателей с 1852 года. Герасим, русский, ранее не судимый, крепостной, был привезён по приказу барыни из деревни, и выполнял обязанности ………………………………Однажды …………………………………..

Собака, названная им…………., стала его……………. Муму служила верой и правдой своему хозяину. Но вскоре впала в немилость барыне. Та приказала………………. Повторяю, …………….а не убить. Но Герасим ………………………а потом……………...

Адвокат: Протестую. Герасим совершил это по приказанию барыни. Барыня –…………………………………………крепостных крестьян, перечисленных выше, по материалам дела «вдова, окруженная многочисленной дворней». Одинокая, так как «сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости». Она была ……………………………женщиной, крестьянскими жизнями распоряжалась по своему усмотрению: хотела –…………………………хотела –…………………………

Судья: УДАР Протест отклонен. Продолжайте, господин прокурор

Прокурор: Спасибо, ваша честь.

Почему нужно было…………..? Почему он не взял с………….? Или не отдал………………? На протяжении почти двух столетий эти вопросы мучают читателей. Я уверен, что читатели осуждают Герасима, как осуждаю его и я.

Прошу присяжных заседателей поддержать моё обвинение и осудить Герасима за его жестокий поступок.

Судья: Спасибо, господин прокурор. Господа присяжные заседатели, хочу предупредить вас, что объяснения обвиняемого сложно будет получить, так как он………………….. Это очень осложняет вашу задачу. Но дать ему слово мы обязаны. Попробуем объяснить ему суть вопроса с помощью иллюстраций и жестов (судья показывает Герасиму иллюстрации со сценой на реке).

Судья обращается к Герасиму: Обвиняемый Герасим, вы согласны с данными обвинениями?

Герасим кивает головой.

Судья: Обвиняемый не отрицает своей вины и, видимо, глубоко раскаивается. Но послушаем ещё свидетелей со стороны обвинения.

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Барыня.

Барыня: Я, бедная, больная, старая женщина. Почему …………….меня виновной в этой ужасной истории? Расскажу, как всё было. Герасим ……………..дворником, а по ночам охранял дом. Служил хорошо. Всегда у нас во дворе порядок был, и ворам……………. А потом он………………. Без моего разрешения. И эта………………………………, оказалась препротивной псиной. Она ……………..меня. Я, конечно, всем сказала, что ……………….А как же? Да как она смеет лаять на меня? А потом ещё и спать не давала всю ночь. Вот я и приказала…………….. …….а не убивать. Я же не душегубительница. Это он – Герасимка – убил её, а потом……………….. Тоже без моего разрешения.. Это же немыслимо, чтобы ……………….от хозяйки. Да я же им всем как мать родная.. Мне его ничуть……………….. А в смерти собаки я……………... Нет, нет и нет. Зря …………………….бедную, больную старушку.

Судья: У защиты есть вопросы к барыни?

 

Адвокат:  Да есть, ваша честь. Уважаемая , барыня из ваших слов следует, что……………….(отвечает барыня). Я правильно понял………………………………………………………………………………………………………..

У меня все

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Гаврила.

Гаврила: Я служу-с у барыни давно-с. Вся история с Муму произошла на моих-с глазах. Не совру ни слова. Всю правду скажу. Когда барыня увидели-с Муму…………………, то они-с захотели собачку погладить-с. А та ……………покажи. Испугалась, видно. А ночью ещё и лаяла, спать не давала хозяйке. Вот барыня и приказали-с…………………... Я показал знаками Герасиму, что собаку …………………………..Он же……………………, не слышит ничегошеньки. А он возьми да и ………………………….Кто поймёт, что у него в голове было. Но приказа убивать не было. Я подтверждаю слова матушки нашей – барыни. Гераське можно было просто отдать Мумуню в добрые руки, а ещё лучше – продать. Я тоже осуждаю …………………..Хорошая ………………..была. У меня-с всё.

Судья: Ну что же, предоставляем слово адвокату обвиняемого Герасима.

Адвокат: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Посмотрите на обвиняемого. Перед вами ……………………….человек. Судьба обидела его, не дав ему возможности …………………….Но зато он наделён………………………….. За время службы у барыни у него не было ни одного ……………….Вы слышали, что и хозяйка, и управляющий характеризуют его как………………………. Да, он………………………... Он и не отрицает своей вины. Но разве он смог бы отдать её в чужие руки. До этого была попытка со стороны Гаврилы и Степана отдать ……………………..хозяевам, но Муму не выдержала там и трёх не дней. Да она и не смогла бы жить без своего доброго хозяина. Слишком сильно была она привязана к нему. Почему Герасим не………………………………………….? Да разве ж он думал, что способен на такое: уйти самовольно туда, где осталась его душа, в свою деревню. В городе он……………………. Не смог свыкнуться с лёгкой жизнью. Решившись на страшный поступок – убийство друга – он смог решиться и на ещё один шаг – самовольство. А за этот ход могли…………………. И всё это пришло ему в голову только после…………………………. Терять ему было уже нечего. А вот если бы он заранее решил уйти, он обязательно……………………...

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Татьяна.

Татьяна: Я жила у ………………..Всегда……………Ведь барыня для нас…………

Когда появился Герасим, он мне…………….

Но к сожалению меня ………………и конечно здесь вина……………………….Я смирилась, т.к………………………………..Что ж поделать, ведь я обычная крепостная, не смела я……………………………………………………………………………………………………………

Судья: У защиты и прокурора  есть вопросы?

Вопросы

Адвоката: Да есть! Барыня была человеком непостоянным? 

Татьяна: Барыня то могла прикинуться слабой и беззащитной, вызывая жалость то………………….Действовала по своей…………………………., при этом унижая достоинство других. К своим слугам относилась …………………………не считая их за людей.

Адвокат: Так же прошу учесть материалы по делу (передает секретарю- тот зачитывает)

Секретарь: *До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё белье перенюхать, — словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.*

Судья: Прошу прокурора задать вопросы?

Вопросы Прокурора……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Судья: Предоставляется последнее слово обвиняемому, но т.к. это не возможно предоставляется слово Адвокату. Прошу!

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Обвинять нужно не Герасима, не барыню, а крепостничество. Это страшно, когда человек не принадлежит сам себе, а хозяевам. Не имеет право совершенно ни на что…Это все очень печально! И я призываю вас к здравому смыслу!

А Герасима следует оправдать! Потеряв лучшего друга, он и так понёс самое жестокое наказание. У меня всё.

Судья: Господа присяжные заседатели! Вам предстоит вынести оправдательный или обвинительный приговор. УДАР

 

Присяжные: (обсудив) Мы считаем, что…………………………………….Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это……………………………………………………………………………………………………………………………

( передают Судье лист с решением).

Судья оглашает решение: Не виновен. УДАР

(все радуются за Герасима)

Материал по делу

*До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё белье перенюхать, — словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.*






Вопросы:

Татьяне……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Барыне……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Гавриле……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Адвокату………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Итоговое слово

Мы считаем, что……………………………………………………..Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Итоговое слово

Мы считаем, что……………………………………………………..Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Итоговое слово

Мы считаем, что……………………………………………………..Исходя из этого……………………………………………….так как крепостное право это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ХОД СУДА.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зарисовки судебного дела

Барыня

Гаврила

Татьяна

Присяжные

Герасим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)...

Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...

презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму" "Образ Герасима", 5 класс

Презентация для работы на интерактивной доске "SMART Notebook". Дана обобщающая таблица по образу литературного героя. Работа выполняется учениками при работе с текстом. Цитаты во второй кол...