Духовные и нравстенные качества Герасима (по повести И.С. Тургенева Муму)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: - показать духовные и нравственные качества главного героя; - учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить.
Анализ прочитанного во второй главе. Назовите пять героев повести, с которыми мы вновь встречаемся во второй главе? Можно ли утверждать, что отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные»? Докажите примерами из текста. Каким может быть план второй главы?
Анализ прочитанного по плану: 1. Каприз барыни. 2. Обязанность дворецкого – выполнять приказ. 3. Безразличный Капитон. 4. Забитость Татьяны. 5. Герасим. Его отношение к происходящему.
Каприз барыни. Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
Поведение Гаврилы. Можно ли догадаться, что думает Гаврила? Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всем с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в речи частичка «с»?
Безразличный Капитон. С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником? Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить? Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?
Татьяна. Что можно сказать о характере Татьяны?
Духовные и нравственные качества Герасима. Поверил ли он в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?
Обобщение. Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня. В России XIX в. было много жестоких крепостников-самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.
Домашнее задание: подготовить чтение диалогов в лицах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по повести И.С.Тургенева «Муму» 5 класс
Задания по повести...
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Разработка урока по литературе в 5 классе по повести И.С. Тургенева "Муму"
Разработка урока по литературе в 5 классе...
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму"
Обобщающий урок по повести И.С.Тургенева "Муму". Самостоятельная работа по изобразительно-выразительным средствам (сравнение, эпитет, гипербола)....
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)...
Литература, 5 класс - Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"
План-конспект урока по литературе 5 класса на тему "Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"...
Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....