Духовные и нравстенные качества Герасима (по повести И.С. Тургенева Муму)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: - показать духовные и нравственные качества главного героя; - учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить.
Анализ прочитанного во второй главе. Назовите пять героев повести, с которыми мы вновь встречаемся во второй главе? Можно ли утверждать, что отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные»? Докажите примерами из текста. Каким может быть план второй главы?
Анализ прочитанного по плану: 1. Каприз барыни. 2. Обязанность дворецкого – выполнять приказ. 3. Безразличный Капитон. 4. Забитость Татьяны. 5. Герасим. Его отношение к происходящему.
Каприз барыни. Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
Поведение Гаврилы. Можно ли догадаться, что думает Гаврила? Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всем с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в речи частичка «с»?
Безразличный Капитон. С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником? Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить? Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?
Татьяна. Что можно сказать о характере Татьяны?
Духовные и нравственные качества Герасима. Поверил ли он в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?
Обобщение. Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня. В России XIX в. было много жестоких крепостников-самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.
Домашнее задание: подготовить чтение диалогов в лицах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по повести И.С.Тургенева «Муму» 5 класс
Задания по повести...
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Разработка урока по литературе в 5 классе по повести И.С. Тургенева "Муму"
Разработка урока по литературе в 5 классе...
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)...
Литература, 5 класс - Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"
План-конспект урока по литературе 5 класса на тему "Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"...
Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...