Способы выражения основной мысли текста.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Сценарий элективного занятия курса "Смысловое чтение"в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие элективного курса «Смысловое чтение»
6 класс.
Тема: Способы выражения основной мысли текста.
Цели:
1) обучающие
- формировать умение и навыки анализа языковых единиц, текста, совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; формировать умениеформулировать вопросы к тексту, создавать свой текст; навыки использования средств выразительности.
2) развивающие
- развивать умение логически излагать свои мысли, умение аргументировать, доказывать, развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания, умение задавать уточняющие вопросы, умение работать в группе;
3) воспитательные
- воспитывать уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и людям, посвятившим ей свой труд.
Планируемые результаты:
Предметные – анализируют текст (определяют тему, идею, определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте,); получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.
Метапредметные:
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщают и систематизируют информацию текста; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве (слушают и понимают речь других); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; формулируют собственное мнение и позицию, простые выводы; создают свой текст; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают, осваивают социальную роль обучающегося, выражают уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и землякам, почётным жителям района.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем цикл наших занятий по смысловому чтению и пригласили на урок гостей, чтобы они посмотрели, как мы работаем и чему уже научились.
- Ребята, чем мы занимаемся на уроках смыслового чтения? (учимся понимать текст)
- Зачем нам это нужно?
-Что такое текст?
- А без чего текст не может существовать? Что в нем всегда должно присутствовать? (Тема, основная мысль).
- В чем отличие? (тема – о чем говорит автор, основная мысль – отношение автора к тому, о чем он говорит).
Давайте прочитаем текст на слайде:
Среди районов Ямало-Ненецкого автономного округа Шурышкарский является одним из богатейших по культурному потенциалу, по творческой активности населяющих его людей. Своеобразие Шурышкарского района связано, вопервых, с его пограничным положением (самая южная часть Ямала), во-вторых - с удивительной, по сравнению с другими районами, со хранностью традиционной культуры, в-третьих - с огромным количеством проживающих здесь замечательных людей.
Летит время, меняются поколения и их герои, совсем другими стали первостепенные задачи, но всегда будут люди, которые своими знаниями, своим трудом, культурными ценностями будут приумножать богатство нашей страны.
-Какова тема текста? О чём он? (Шурышкарский район).
- С каким праздником (мы его отмечали совсем недавно) связана тема текста ( (День района, День Ямала)
- Какова основная мысль текста ?
Трудно было её определить? Почему?
Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Сформулируем тему Способы выражения основной мысли текста.
- Какие задачи перед собой поставим?
- Учиться находить основную мысль текста
- Видеть способы передачи осн. мысли
- Учиться анализировать текст
Посмотрим ещё раз на текст.
Есть ли в нём слова, которые вам непонятны?
Потенциал- возможности ; культурный потенциал – его возможности в культурной сфере
Пограничное положение – находится на границе чего-то..
Первостепенные – главные, значительные. Наиболее значимые
На сколько частей можно разбить текс ? (на 2)
-Почему?
-Сформулируем вопросы к каждой части (Запишем в тетрадь)
1. В чем своеобразие Шурышкарского района?
2. Каковы люди Шурышкарского района?
- Дадим краткий ответ на каждый из этих вопросов. (запишем)
1. Особенность Шурышкарского района ЯНАО в том, что это самый южный район округа, что здесь хранят традиционную культуру, и что здесь живёт много замечательных людей
2. Несмотря на течение времени, всегда будут люди, которые своим умом, трудом и талантом будут приумножать богатство нашей страны.
-Что получилось? ( в 1 случае план, во втором – тезисы)
-Что мы сделали?
-Выяснили значение непонятных слов, Сжали текст, выделили основную мысль текста, составили его план.
-Для чего нам это может понадобиться?
( Понять смысл текста, запомнить его, донесть информацию до кого-то другого).
Молодцы!
Вот мы говорили сейчас о том, что в нашем район живут замечательные, талантливые люди. Кого из знаменитых земляков вы знаете?
Посмотрим на слайд. Перед вами имена наших знаменитых земляков, прославивших наш район своей литературной деятельностью и краткая информация о них. Прочитаем.
Юрий Николаевич Афанасьев (1940-2004) – родился в с. Питляр. Журналист, прозаик, детский писатель, автор знаменитой сказки по мотивам фольклора ханты «Сказки дедушки Ай-по»
Николай Фёдорович Дудников (1948-2008) –родился в с. Азовы, вырос в селе Горки. Писатель, краевед, журналист, собственный корреспондент «Российской газеты» по районам Крайнего Севера России., журналист.
Иван Григорьевич Истомин (1917-1988)– уроженец с.Мужи, писатель и поэт, автор более 20 книг на русском и ненецком языках, автор романов «Живун», «Встань-трава»
Роман Прокопьевич Ругин (1939-2016) – родился в с. Питляр, писатель и общественный деятель, работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан», автор 30 книг стихов и прозы
Микуль Иванович Шульгин (1940-2007) – родился недалеко от п. Азовы, закончил Мужевскую школу-интернат, работал в Горковском совхозе на звероферме. Хантыйский поэт, собиратель фольклора, перевёл на ханты язык произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конёк-горбунок».
-Что объединяет эти имена?
- Какие факты вам показались наиболее яркими? Почему?
- Можно ли систематизировать эту информацию и записать её в виде таблицы?
Сформулируйте разделы таблицы: годы жизни, место рождения, деятельность.
Проверим себя (на слайде и на карточках таблица)
Задания. Выбрать необходимую информацию, заполнить таблицу, при необходимости сократить информацию.
ФИО | Годы жизни | Место рождения | Деятельность |
На работу 7 минут.
Проверяем по образцу.
Таблица высвечивается на слайд. Обсуждаем, сходство и различия в заполнении таблицы.
- Можно ли как-то назвать эту таблицу? Как? (Писатели Шурышкарского района).
-Возможно ли по этой таблице дать обобщённую информацию? Составить связный рассказ? Кто попробует?
Вопросы –помощники:
- Какими людьми богат Шурышкарский район?
- Какие посёлки района можно назвать малой Родиной шурышкарских писателей?
- В какое время жили и творили эти люди?
- Каковы их заслуги?
Молодцы, ребята. Получился у нас текст? Какова его основная мысль?
Каким способом можно ещё передать главную информацию текста? (в виде таблицы)
К сегодняшнему уроку, я попросила ребят выучить стихотворение одного из поэтов- наших земляков Романа Ругина. Называется оно «Родная земля. Давайте послушаем:
Хартаганов А, Дитц К.
Роман Ругин
Родная земля
С той поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье
Нашу землю вечную беречь.
Мать с отцом негромко и спокойно
Помогали истину постичь:
По земле всегда ступай достойно,
Попусту ножом в нее не тычь.
Сердцем от нее не отдаляйся,
Радость и печали с ней деля,
Пляшешь - не куражься, не кривляйся,
Помни: под ногой твоей – земля.
От нее – и зверь лесной и рыба,
И кедровых шишек урожай.
Говори ей мысленно: «Спасибо».
Словно мать родную, уважай.
Как она добра, щедра, красива –
Достоянье отчее твое!
И не только мускульная сила,
Ум и сердце – тоже от нее.
Отчая земля, леса и недра!
Я всю жизнь перед тобой в долгу.
Ты всегда мне помогала щедро –
Чем тебе сегодня помогу?
- Понравилось вам стихотворение?
- О чём оно? Какова его тема? Основная мысль?
Куражиться - вести себя заносчиво, нагло, безобразничать.
- Если мы будем рассматривать это стихотворение с точки зрения текста, то какие особенности выделим?
(Это поэтическая речь, художественная речь.)
- Что для неё характерно?
( рифма, ритм, средства художественной выразительности?)
- Помогают ли они раскрыть главную мысль текста? Как?
(С помощью средств изобразительности: олицетворения (радость и печали с ней деля, ты всегда мне помогала щедро), сравнения (словно мать родную), эпитеты (родная, вечная, добра, щедра, красива),
Родная земля для поэта – одухотворённая, живая, наполненнная силой, красотой и гармонией.
Поэтическая речь – особенность лирического мировосприятия человека. А в чём своеобразие лирики? (Выражение чувств, эмоций).
Почему именно в стихотворной форме автор выражает любовь к родному краю?
(Она позволяет передать настроение, душевное состояние человека).
- Особую напевность создаёт и рифма и стихотворный размер .
Давайте определим стихотворный размер (5 стопный хорей), рифму (перекрёстная).
- Подведём итог всему вышесказанному: что в художественном тексте помогает выразить главную мысль?
- Молодцы!
- Я думаю наставления, которые донёс до своего читателя Роман Ругин станут и для нас с вами теми незыблемыми законами, которые нельзя нарушать.
- Вспомним ещё раз, к чему призывает нас автор? Выпишем в тетрадь его главные уроки:
- береги родную землю, будь достоин своей земли, относись к ней уважительно, дели с ней радость и печаль, будь ей благодарен, старайся помочь)
Подведём итог сегодняшнему занятию:
-Что мы узнали на уроке? Чему научились?
-Что было самым сложным?
- Что далось легко?
- Где мы можем применить полученные знания?
- Оцените свою работу на уроке:
помашите правой рукой те, кому было интересно на уроке, кто считает, что узнал много нового и полезного.
Помашите левой рукой, те, кто считает, что материал был слишком сложным и вам не всё было понятно.
Спасибо всем! До свидания!
Родная земля
С той поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье
Нашу землю вечную беречь.
Мать с отцом негромко и спокойно
Помогали истину постичь:
По земле всегда ступай достойно,
Попусту ножом в нее не тычь.
Сердцем от нее не отдаляйся,
Радость и печали с ней деля,
Пляшешь - не куражься, не кривляйся,
Помни: под ногой твоей – земля.
От нее – и зверь лесной и рыба,
И кедровых шишек урожай.
Говори ей мысленно: «Спасибо».
Словно мать родную, уважай.
Как она добра, щедра, красива –
Достоянье отчее твое!
И не только мускульная сила,
Ум и сердце – тоже от нее.
Отчая земля, леса и недра!
Я всю жизнь перед тобой в долгу.
Ты всегда мне помогала щедро –
Чем тебе сегодня помогу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...
«Текст. Основная мысль текста»
laquo;Текст. Основная мысль текста», ...