Урок литературы в 6 классе "Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе (анализ лирического произведения) Тютчев "Листья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_listya_konspekt.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья»
Цели урока: познакомиться с образами стихотворения, понять их философский смысл, почувствовать связанные с ними настроения лирического героя.
Задачи урока:
- усовершенствовать умения выразительно читать и анализировать поэтический текст;
- создать условия для развития воображения, памяти, логического мышления, творческих способностей;
- отработать навык определять тропы: сравнения, олицетворение, эпитеты;
- развить речь: пополнить словарный запас, отработать участие в диалоге, построение монолога, формулирование выводов;
- воспитать приятия и радости жизни, осознавая её трагичность.
Ход урока
Организационный этап
Слово учителя: - Доброе утро, ребята ! Откройте тетради и запишите, пожалуйста, дату.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть «Неохотно и несмело…»
Вопросы: Что особенного в изображении природы Ф.Тютчевым ? Каковы его отличительные черты ?
Формулирование темы и целей урока
- Ребята, какие ассоциации у вас возникли со словесными картинами поэта ? Какие образы вам представлялись, когда вы читали стихи Тютчева? Как вы поняли их смыл ? Какое настроение они вызывали?
Тема нашего урока творчество Ф.И. Тютчева, а именно стихотворение «Листья», пожалуйста, запишите тему в тетрадь.
Изучение стихотворения «Листья»
- Из курса биологии вы знаете несколько видов лесов, какой вам больше нравится и почему ?
- Какие чувства мы испытываем, когда на деревьях начинают появляться листья ? А когда они опадают ? Почему мы это чувствуем ?
Прослушивание фонохрестоматии. Обучающиеся делятся впечатлениями от стихотворения.
- Какое настроение осталось после прочтения ? Почему ?
(Впечатление двоякое: светлое, ведь листья хотят улететь с ветром и жить полной и радостной жизнью; грустное – ведь, увы, это невозможно).
Анализ стихотворения. Беседа по тексту
- Как построено стихотворение ?
(Монолог от лица листьев)
- Разделите стихотворение на части, отвечая на вопрос: к чему (кому) обращаются листья ?
- 1 строфа - к соснам и елям
- 2-3 строфы – к себе
- 4 строфа – к ветру
- Назовите главные образы стихотворения.
(Сосны и ели, листья, ветер)
- Сейчас работаем в парах, заполняем таблицу.
Образы | Средства художественной выразительности | Настроение | Смысл созданного образа |
Сосны и ели | |||
Листья | |||
Ветер |
Проверка результатов работы обучающихся: корректировка ответов, дополнение.
Образы | Средства художественной выразительности | Настроение | Смысл созданного образа |
Сосны и ели | Торчат, закутавшись, спят (олицетворение) Тощая зелень, ввек не свежа (эпитет) Как иглы ежа (сравнение) | Высокомерие | Сосны живут вечно, но однообразно и скучно. |
Листья | Лёгкое племя, в красе (эпитет) Цветём, блестим, гостим, играли, купались (олицетворение) Не лучше ль за ними и нам улететь ! (ритор. восклиц.) | Радость, счастье Грусть, отторжение, борьба | Листья наслаждаются своей жизнью, они счастливы. Хотят жить дальше, не принимают свою судьбу, борются за жизнь. |
Ветер | Буйные (эпитет) Летите (олицетворение) Скорее, скорей! Скорей нас сорвите (аллитерация) | Оптимизм, надежда | Ветры – это движение к будущему, переменам. Так и надо жить. Ведь если не пробовать, то точно ничего не получится изменить. |
Обобщение анализа стихотворения
- Расскажите об образах стихотворения.
- Какой приём использован в построении стихотворения ?
(Антитеза. Зима – лето. Сосны и ели (статичные образы) – листья и ветер (динамичные). Бодрое настроение – грустное).
- Как меняется настроение стихотворения ?
- Чего не хотят ждать листья ?
- Почему в конце стихотворения стоит многоточие ?
(Листья надеются, что и впереди у них жизнь… Будущее открыто, но в реальности они обречены.)
Рефлексия
- Прочитать выразительно стихотворение «Листья»
- Докажите, что тема стихотворения философская.
- Что поэт хотел сказать своими образами о смысле жизни ?
(Постоянное движение, стремление вперёд в поисках гармонии; не нужно сразу покорятся судьбе, нужно за жизнь бороться)
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья»
Сравнить героев Ф.Тютчева «Листья» и одноимённого стихотворения М.Лермонтова (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...
Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).
Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....
Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».
Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...
Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....