Урок литературы в 6 классе "Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе (анализ лирического произведения) Тютчев "Листья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_listya_konspekt.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья»

  Цели урока: познакомиться с образами стихотворения, понять их философский смысл, почувствовать связанные с ними настроения лирического героя.

  Задачи урока:

  • усовершенствовать умения выразительно читать и анализировать поэтический текст;
  • создать условия для развития воображения, памяти, логического мышления, творческих способностей;
  • отработать навык определять тропы: сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • развить речь: пополнить словарный запас, отработать участие в диалоге, построение монолога, формулирование выводов;
  • воспитать приятия и радости жизни, осознавая её трагичность.

Ход урока

Организационный этап

Слово учителя: - Доброе утро, ребята ! Откройте тетради и запишите, пожалуйста, дату.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть «Неохотно и несмело…»

Вопросы: Что особенного в изображении природы Ф.Тютчевым ? Каковы его отличительные черты ?

Формулирование темы и целей урока

- Ребята, какие ассоциации у вас возникли со словесными картинами поэта ? Какие образы вам представлялись, когда вы читали стихи Тютчева? Как вы поняли их смыл ? Какое настроение они вызывали?

Тема нашего урока творчество Ф.И. Тютчева, а именно стихотворение «Листья», пожалуйста, запишите тему в тетрадь.

Изучение стихотворения «Листья»

- Из курса биологии вы знаете несколько видов лесов, какой вам больше нравится и почему ?

- Какие чувства мы испытываем, когда на деревьях начинают появляться листья ? А когда они опадают ? Почему мы это чувствуем ?

  Прослушивание фонохрестоматии. Обучающиеся делятся впечатлениями от стихотворения.

- Какое настроение осталось после прочтения ? Почему ?

(Впечатление двоякое: светлое, ведь листья хотят улететь с ветром и жить полной и радостной жизнью; грустное –  ведь, увы, это невозможно).

 Анализ стихотворения. Беседа по тексту

- Как построено стихотворение ?

(Монолог от лица листьев)

- Разделите стихотворение на части, отвечая на вопрос: к чему (кому) обращаются листья ?

  • 1 строфа - к соснам и елям
  • 2-3 строфы – к себе
  • 4 строфа – к ветру

- Назовите главные образы стихотворения.

 (Сосны и ели, листья, ветер)

- Сейчас работаем в парах, заполняем таблицу.

Образы

Средства художественной выразительности

Настроение

Смысл созданного образа

Сосны и ели

Листья

Ветер

Проверка результатов работы обучающихся: корректировка ответов, дополнение.

Образы

Средства художественной выразительности

Настроение

Смысл созданного образа

Сосны и ели

Торчат, закутавшись, спят (олицетворение)

Тощая зелень, ввек не свежа (эпитет)

Как иглы ежа (сравнение)

Высокомерие

Сосны живут вечно, но однообразно и скучно.

Листья

Лёгкое племя, в красе (эпитет)

Цветём, блестим, гостим, играли, купались (олицетворение)

Не лучше ль за ними и нам улететь ! (ритор. восклиц.)

Радость, счастье

Грусть, отторжение, борьба

Листья наслаждаются своей жизнью, они счастливы.

Хотят жить дальше, не принимают свою судьбу, борются за жизнь.

Ветер

Буйные (эпитет)

Летите (олицетворение)

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите  (аллитерация)

Оптимизм, надежда

Ветры – это движение к будущему, переменам. Так и надо жить. Ведь если не пробовать, то точно ничего не получится изменить.

 Обобщение анализа стихотворения

- Расскажите об образах стихотворения.

- Какой приём использован в построении стихотворения ?

(Антитеза. Зима – лето. Сосны и ели (статичные образы) – листья и ветер (динамичные). Бодрое настроение – грустное).

- Как меняется настроение стихотворения ?

- Чего не хотят ждать листья ?

- Почему в конце стихотворения стоит многоточие ?

(Листья надеются, что и впереди у них жизнь… Будущее открыто, но в реальности они обречены.)

Рефлексия

- Прочитать выразительно стихотворение «Листья»

- Докажите, что тема стихотворения философская.

- Что поэт хотел сказать своими образами о смысле жизни ?

 (Постоянное движение, стремление вперёд в поисках гармонии; не нужно сразу покорятся судьбе, нужно за жизнь бороться)

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья»

Сравнить героев Ф.Тютчева «Листья» и одноимённого стихотворения М.Лермонтова (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....