М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Разумова Ольга Юрьевна

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение "Бортового журнала". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов (1814 -1841). Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки стихотворного текста.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально- этические нормы.

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оформление:  презентация PowerPoint «М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

У нас сегодня необычный урок. У нас не просто урок, а урок поэзии. А о каком авторе пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. Я прочитаю вам стихотворение-загадку собственного сочинения.

Он жил в 19 веке,

В поэзии имя прославил своё,

И одиночество человека

Так было знакомо сердцу его.

О парусе он рассказал нам историю,

Что в ясной лазури белеет один,

Трёх пальмах, о тучке и старом утёсе,

Что плачет, задумавшись, исполин.

Теперь догадались, наверно, ребята,

О ком на уроке пойдёт наш рассказ.

Поэт на портрете совсем ещё маленький

И взглядом пронзительным смотрит на вас.

О ком пойдёт речь на нашем уроке? (О М.Ю.Лермонтове)

Какие произведения Лермонтова вы узнали в моём стихотворении?

  1. Знакомство с основными моментами жизни М.Ю.Лермонтова.

(Конверт «Биография поэта»).

Прочитайте материал и ответьте на вопрос: «Почему одиночество человека так было знакомо сердцу его»? (Он рано потерял маму, был разлучён с отцом, мало у него было друзей)

  1. Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением поэта. А для этого отправимся в картинную галерею.

(Просмотр портретов)

Что можно сказать об этих людях? (Они военные, герои, М.И.Кутузов)

- О чём же будет это произведение? (О войне, о бойцах, о сражениях)

           - Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной. Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война  в очередной раз показала образцы русского патриотизма и воинской доблести.

-О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном)

- А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном? (Бородинская битва)

- Так о чем же пойдёт речь на этом уроке? Какова тема урока? (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).

- Какую цель мы перед собой поставим? Чего мы должны достичь? (Познакомиться с произведением, прочитать его, обсудить, о чём это произведение, научиться чему-то хорошему).

- Так как это произведение об историческом сражении, обратимся к истории.

(Конверт «Историческая справка).

- Стихотворение было написано в 1837 году. Сколько лет прошло с окончания Бородинского сражения? (25 лет)

- А в 2012 году (год назад) мы отмечали годовщину этого сражения. 200 лет со дня Бородинской битвы.

- Мы познакомимся с этим произведением. Это литературный текст, но в основу легло историческое событие.

- Во время изучения стихотворения нам встретиться много незнакомых слов. Некоторые из них вы можете найти в карточке. (Конверт «Словарные слова»).

5. Словарная работа.

(Чтение слов и просмотр слайдов)

 Редут – полевое укрепление

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

Сеча – сражение, битва

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войска под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

  1. Прослушивание и просмотр слайд-шоу «М.Ю.Лермонтов «Бородино». (Читает М. Козаков).

7. Беседа по произведению.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А иллюстрации …?

- Какие чувства у вас возникали во время прослушивания стихотворения?

- Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года)

- В чем особенность построения (композиции) стихотворения? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека)

- А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет)

- Срок службы в царской армии составлял 25 лет. Человек поступал молодым, а заканчивал службу пожилым человеком.

- А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат)

- Каким вы увидели этого человека?  (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны)

- Впервые в литературе того времени историческое событие идёт от лица рядового воина, всё увидено его глазами)

- Опишите картины войны, поразившие вас.

(Работа с текстом стихотворения)

- Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера. Масштабность этой битвы, её широту… сумел показать художник Франц Рубо в своей работе «Бородинская панорама». (Просмотр слайда)

- Какие качества проявляет в такие минуты герой?

Поработаем с отрывками произведения. (Конверт «Качества главного героя»)

А) Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?...

Ответ: смелость, решительность_____________________________________________________

Б) Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою…

Ответ: патриотизм, скромность________________________________________________________

В) Умрём же под Москвой…

    Как наши братья умирали…

Ответ: воинское братство, гордость___________________________________________________________

Д) И умереть мы обещали,

   И клятву верности сдержали

   Мы в Бородинский бой…

Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне___________________________________________________________

Е) Вам не видать таких сражений…

…наш рукопашный бой!...

Ответ: мужество, смелость__________________________________________________________

Ж) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой____________________________________________________________

- Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма)

- В каких строчках заключается идея стихотворения?  Они очень важны, автор повторяет их. («Да, были люди в наше время… Богатыри – не вы»)

- Почувствовали ли вы пафос (приподнятость, воодушевление) стихотворения? С каким чувством он связан? (Патриотизм)

-Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране.

- Нина Онилова (участница Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, защитница Сталинграда) писала: «Лишь тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа».

  1. Рефлексия.

- Ребята, что мы узнали сегодня нового на уроке?

- Цели наши достигнуты?

- Мы старались?

- Оцените свою работу и настроение в «Бортовом журнале».

9. Итог урока, выставление оценок.

10. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», нарисовать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кошки

Урок литературы в 5 классе

«М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Подготовила Разумова Ольга Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ села Кошки

2013год



Предварительный просмотр:

Биография М.Ю.Лермонтова. (1814 – 1841).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой. Невесёлым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и славный голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трёх лет… Ему было одиноко. Воспитанием маленького Миши занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детские годы будущего поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшей бабушке.

В 14- летнем возрасте, переехав в Москву, М.Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, при котором была превосходная библиотека, где по вечерам воспитанники читали свои сочинения, обсуждали прочитанное.

В 1830 году он был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Всё это время он  занимался литературой, писал стихи. После окончания школы Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарского полка, затем в драгунском полку, расположенном на Кавказе.

В 1841 году в возрасте 27 лет М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли.

За свою короткую жизнь он создал огромное количество замечательных произведений.



Предварительный просмотр:

Бородинское сражение.

Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших  в истории России. Война была развязана в 1804 году французским императором Наполеоном Бонапартом. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала  240 тысяч человек).

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Русской армией командовал генерал – фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Чтобы уменьшить потери, он использовал тактику изматывающих боёв. Это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть её.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потеря у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское». Оно было проиграно.

Москва была оставлена русскими. Но Наполеон так и не дождался ключей от покорённой столицы.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы отступили, Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 году в Париже.

Бородинское сражение.

Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Она была развязана французским императором Наполеоном Бонапартом.

Одно из самых крупных сражений этой войны – Бородинская битва.  26 августа (7 сентября) 1812 года около села Бородина, что в Можайском районе Московской области было дано это сражение.

Русской армией командовал генерал- фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, опытный полководец.

Несмотря на огромные потери, русская армия свои позиции не сдала. В этой битве она потеряла 44 тысячи человек, потери французов составляли 30 тысяч человек.

Бородинское сражение подняло моральный дух русских солдат. Оно позволило сделать вывод, что армию Наполеона можно победить.

Бородинское сражение.

Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Она была развязана французским императором Наполеоном Бонапартом.

Одно из самых крупных сражений этой войны – Бородинская битва.  26 августа (7 сентября) 1812 года около села Бородина, что в Можайском районе Московской области было дано это сражение.

Русской армией командовал генерал- фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, опытный полководец.

Несмотря на огромные потери, русская армия свои позиции не сдала. В этой битве она потеряла 44 тысячи человек, потери французов составляли 30 тысяч человек.

Бородинское сражение подняло моральный дух русских солдат. Оно позволило сделать вывод, что армию Наполеона можно победить.



Предварительный просмотр:

Словарная работа.

Редут – полевое укрепление

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

Сеча – сражение, битва

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войска под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

Словарная работа.

Редут – полевое укрепление

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

Сеча – сражение, битва

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войска под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

Словарная работа.

1.Редут

артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

2. Картечь

полевое укрепление

3.Сеча                                                    

высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

4. Лафет

 так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

5. Бивак

сражение, битва

6. Кивер

         станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

7. Улан, драгун

стоянка войска под открытым небом



Предварительный просмотр:

1.Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?...

Ответ:________________________________________________________

2. Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою…

Ответ:_________________________________________________________

3. Умрём же под Москвой…

    Как наши братья умирали…

Ответ:____________________________________________________________

4. И умереть мы обещали,

   И клятву верности сдержали

   Мы в Бородинский бой…

Ответ:____________________________________________________________

5. Вам не видать таких сражений…

…наш рукопашный бой!...

Ответ:__________________________________________________________

6. Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Ответ:____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Бортовой журнал.

Тема урока (О чём будем говорить на уроке?)_________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои достижения (Что я узнал(а)? Чему я научился(ась?)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализируем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

  1. Понравилось ли стихотворение?_________________________________
  2. Какие чувства оно вызвало?_____________________________________
  3. Тема стихотворения____________________________________________
  4. Особенности построения стихотворения (композиция)_________________________________________________
  5. Герои стихотворения___________________________________________
  6. Идея стихотворения____________________________________________
  7. Изобразительно- выразительные средства :

 Эпитет_____________________________________________________________________________________________________________________

Метафора_________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение_________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение_____________________________________________________________________________________________________________

  1. Оценка деятельности

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".

Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордост...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонотов. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчи...

Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонотов . "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о бе...