Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Составитель:

Казанцева Клавдия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Тема «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - ?»

Задачи урока:

  1. показать обусловленность всем предшествующим творчеством обращение к проблематике и лирической природе цикла;
  2. определить жанр цикла в целом и отдельных составляющих его произведений;
  3. ввести символ как один из художественных приемов, используемых в стихотворениях.

Оформление:

  • портрет писателя;
  • запись на доске темы урока, эпиграфа

«Читай их враздробь: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» И.С. Тургенев

  • перечень жанровых определений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вступительное слово для создания эмоционального настроя учащихся на восприятия цикла «Стихотворений в прозе».

Ребята! Сегодня на уроке мы обратимся к самой светлой, но и печальной странице жизни и творчества И.С. Тургенева. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием  того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги. Приезды писателя из Франции на родину в 1879 и 1880 годах  превратились в шумные честования его таланта. После русских оваций летом 1879 года Тургенев получил известие о новом успехе: в Англии Оксфордский университет присвоил ему за содействие «Записок охотника» освобождению крестьян степень доктора права. Эти успехи воодушевляли.

Но с января 1882 года начались испытания. Мучительная болезнь – рак спинного мозга – приковала Тургенева к постели. Мечта о поездке в Россию оказалась «каким-то приятным сном».

30 мая 1882 года Тургенев писал отъезжавшему в его гостеприимное

Запись в тетрадь дат, событий (выстраивание логической цепочки).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Спасское поэту Я.П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке.

Последние слова переносили Тургенева на просторы родных орловских лесов и полей – к тем людям, которые жили в России  и помнили о нем: «Прощайте мои милые, мои белесоватые…» (так и хочется досказать рощи).

Картины русской жизни витали в его угасающем сознании.

Как признание в любви родине, своим соотечественникам, как прощальный привет – его «Стихотворения в прозе».

Соотнесение образов словесного и изобразительного искусства (орловские раздолья, любимый дуб писателя).

  1. Обращение к теме.

Итак, тема сегодняшнего разговора – «Стихотворения в прозе».

Но тема, как вы видите по записи на доске, не доформулирована.

Задание классу: размышляя над прочитанными произведениями, записать свой вариант формулирования темы урока.

Запись темы в тетрадь;

осознание поставленной задачи.

3. Обращение к эпиграфу.

Я думаю, что выполнить это задание поможет обращение к эпиграфу урока. Прочитаем… Задумаемся.

Запись эпиграфа в тетрадь.

4. Обратимся к истории возникновения столь своеобразного цикла.

Индивидуальное задание (примерное содержание).

Последние годы жизни, будучи больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции.

С 1978 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого трудного и своеобразного жанра.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти… Тургенев долгое время не помышлял о печатании дневника. В нем было много личного. Вначале свои размышления Тургенев озаглавил «Посмертное», не имея намерения публиковать при жизни, затем «Старческое», но оно не соответствовало молодой энергии многих стихотворений без рифмы и размера. Впервые эти стихотворения (40 стихотворений) появились в журнале «Вестник Европы» (1882 год № 12).

В этом же году Тургенев окончательно остановился на названии цикла произведений – «Стихотворения в прозе».

Полностью «Стихотворения в прозе» были опубликованы спустя пять лет после смерти писателя.

5. Задание классу: во время слушания первого блока «Стихотворений…» определите их проблематику.

Чтение стихотворений в прозе»:

«Стой!»

«Голуби»

«Старик»

«Насекомое».

Результат обсуждения.

Основная проблематика цикла – философская (жизнь и смерть, одиночество человека, особенно обостряющиеся в старости, кажущаяся ничтожность человеческого существования во времени и пространстве…) вечность красоты, природы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6. Вопрос классу.

Почему Тургенев обратился к окончательному варианту названия «Стихотворения в прозе».

Различие признаков поэтического и прозаического текстов. Определение своей позиции на природу жанра.

– «Стихотворения в прозе» представляют собой лирические тексты, передающие настроение и миросозерцание художника.

- В них переплетаются два вида словесного творчества проза и стихотворение.

- Поэзия не только ритмическая речь, главное – лирическое начало, ярко выраженные чувства автора.

- Оксюморонный характер названия.

7. Обобщение сказанного учащимися.

«В стихотворениях в прозе много возвышенных чувств, музыки, утонченности, что свойственно поэзии».

8. Вопрос классу.

Почему Тургенев обратился к этому жанру?

По складу своего дарования он был лириком.

Замечания критика Грузинского: «По основным свойствам своего дарования, побудившим начать творчество со стихов, он всегда был склонен к интенсивному лирическому переживанию и к его кристаллизации в законченной форме».

9. Задание классу.

Слушая второй блок стихотворений, подберите подходящее определение жанра стихотворений из перечисленных на доске. Какие языковые средства соответствуют жанру?

Перечень жанровых определений элегия, ода, лиро-философская миниатюра, притча, развернутая аллегория, некролог, эпиграмма, басня, утопия, послание.

Различение признаков жанра, обоснование своего выбора.

Чтение стихотворений:

«Памяти Вревской» (некролог)

«Мне жаль…». «Когда меня не будет» (элегия)

Пир у верховного существа» (басня)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А как вы думаете, каков жанр всего цикла?

Расшифруйте каждое слово в определении.

Лиро – философская миниатюра.

Миниатюра – небольшое по объему произведение;

философское – по проблематике;

лирическое – по родовой характеристике.

10. О судьбе жанра «Стихотворения в прозе».

Во Франции родоначальник жанра – Бодлер, в России –Тургенев.

(Хотя лирические отступления (в прозе)встречались в литературных произведениях еще первой половины XIX  века: у А.С, Пушкина, Н.В. Гоголя.) После Тургенева к этой форме обращались Я. Полонский, А. Чернышевский (сын       Н.Г. Чернышевского), В. Гаршин,             В. Короленко.

Расцвет жанра приходится на «серебряный век» (К. Бальмонт, И.Бунин, И. Анненский).

К этой форме обратились современные писатели: М. Пришвин, Ю. Бондарев.

11. Задание классу. Слушая третий блок стихотворений, определите, какой общий художественный прием лежит в основе каждого из них.

Это поможет нам понять, почему на рубеже XIX – XX веков «миниатюрное изображение» Тургенева оказалось так популярно?

Выделение признаков нового понятия через известные.

Чтение стихотворений:

«Без гнезда»

«Песочные часы»

«Роза».

Поиск приема  (символ).

Запись в тетрадях: «Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, чего-нибудь отвлеченного».

12. Познакомившись со «Стихотворениями в прозе» вернемся к теме урока, ваши варианты доформулировки темы.

Обобщение мыслей:

- лиро-философские миниатюры;

- размышления о вечном;

- подведение итогов жизни и др.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

13. Закончить урок мне хочется словами великого педагога мыслителя нашего времени В. Шаталова: «Как не печальна жизнь под угрозой смерти, но она прекрасна, ею надо дорожить, надо жить правильно, в соответствии с представлениями о совести и добре, ибо вслед за жизнью … новая жизнь в памяти людей, ни подправить, ни посчитать, ни изменить уже ничего будет нельзя…»

Подумайте над этими мыслями, возможно размышления ваши найдут достойное место в домашних заданиях.

14. Дача домашнего задания

      (по выбору учащихся).

  1. Какие блоки стихотворений вы бы выделили еще (по какому признаку)?.

  1. Подберите примеры стихотворений, разных по жанру.

  1. Подберите стихи, в которых используется символ – как художественный прием.

  1. Почему сборник стихотворений заканчивается миниатюрой «Мои деревья»?

  1. «Стихотворение, которое мне хочется прочитать в классе»

(«Закладка  на странице сборника «Стихотворения в прозе»)

  1. Подготовить презентацию …

Запись заданий, осуществление выбора и выполнение работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".

Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....

Урок литературы в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы в технологии «критического мышления».«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».Общедидактические цели: Создать ...

Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

интегрированный урок литературы и искусства по повести И.Тургенева "Ася"

Тема урока: "Что есть красота?" Цель урока: формирование представления об истинной красоте; осознание целостности окружающего мира в результате сопоставительного анализа художественного произведе...

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...