Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Составитель:
Казанцева Клавдия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тема «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - ?»
Задачи урока:
- показать обусловленность всем предшествующим творчеством обращение к проблематике и лирической природе цикла;
- определить жанр цикла в целом и отдельных составляющих его произведений;
- ввести символ как один из художественных приемов, используемых в стихотворениях.
Оформление:
- портрет писателя;
- запись на доске темы урока, эпиграфа
«Читай их враздробь: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» И.С. Тургенев
- перечень жанровых определений.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята! Сегодня на уроке мы обратимся к самой светлой, но и печальной странице жизни и творчества И.С. Тургенева. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги. Приезды писателя из Франции на родину в 1879 и 1880 годах превратились в шумные честования его таланта. После русских оваций летом 1879 года Тургенев получил известие о новом успехе: в Англии Оксфордский университет присвоил ему за содействие «Записок охотника» освобождению крестьян степень доктора права. Эти успехи воодушевляли. Но с января 1882 года начались испытания. Мучительная болезнь – рак спинного мозга – приковала Тургенева к постели. Мечта о поездке в Россию оказалась «каким-то приятным сном». 30 мая 1882 года Тургенев писал отъезжавшему в его гостеприимное | Запись в тетрадь дат, событий (выстраивание логической цепочки). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Спасское поэту Я.П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке. Последние слова переносили Тургенева на просторы родных орловских лесов и полей – к тем людям, которые жили в России и помнили о нем: «Прощайте мои милые, мои белесоватые…» (так и хочется досказать рощи). Картины русской жизни витали в его угасающем сознании. Как признание в любви родине, своим соотечественникам, как прощальный привет – его «Стихотворения в прозе». | Соотнесение образов словесного и изобразительного искусства (орловские раздолья, любимый дуб писателя). |
Итак, тема сегодняшнего разговора – «Стихотворения в прозе». Но тема, как вы видите по записи на доске, не доформулирована. Задание классу: размышляя над прочитанными произведениями, записать свой вариант формулирования темы урока. | Запись темы в тетрадь; осознание поставленной задачи. |
3. Обращение к эпиграфу. Я думаю, что выполнить это задание поможет обращение к эпиграфу урока. Прочитаем… Задумаемся. | Запись эпиграфа в тетрадь. |
4. Обратимся к истории возникновения столь своеобразного цикла. | Индивидуальное задание (примерное содержание). Последние годы жизни, будучи больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. С 1978 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого трудного и своеобразного жанра. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти… Тургенев долгое время не помышлял о печатании дневника. В нем было много личного. Вначале свои размышления Тургенев озаглавил «Посмертное», не имея намерения публиковать при жизни, затем «Старческое», но оно не соответствовало молодой энергии многих стихотворений без рифмы и размера. Впервые эти стихотворения (40 стихотворений) появились в журнале «Вестник Европы» (1882 год № 12). В этом же году Тургенев окончательно остановился на названии цикла произведений – «Стихотворения в прозе». Полностью «Стихотворения в прозе» были опубликованы спустя пять лет после смерти писателя. | |
5. Задание классу: во время слушания первого блока «Стихотворений…» определите их проблематику. | Чтение стихотворений в прозе»: «Стой!» «Голуби» «Старик» «Насекомое». Результат обсуждения. Основная проблематика цикла – философская (жизнь и смерть, одиночество человека, особенно обостряющиеся в старости, кажущаяся ничтожность человеческого существования во времени и пространстве…) вечность красоты, природы. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Вопрос классу. Почему Тургенев обратился к окончательному варианту названия «Стихотворения в прозе». | Различие признаков поэтического и прозаического текстов. Определение своей позиции на природу жанра. – «Стихотворения в прозе» представляют собой лирические тексты, передающие настроение и миросозерцание художника. - В них переплетаются два вида словесного творчества проза и стихотворение. - Поэзия не только ритмическая речь, главное – лирическое начало, ярко выраженные чувства автора. - Оксюморонный характер названия. |
7. Обобщение сказанного учащимися. «В стихотворениях в прозе много возвышенных чувств, музыки, утонченности, что свойственно поэзии». | |
8. Вопрос классу. Почему Тургенев обратился к этому жанру? | По складу своего дарования он был лириком. Замечания критика Грузинского: «По основным свойствам своего дарования, побудившим начать творчество со стихов, он всегда был склонен к интенсивному лирическому переживанию и к его кристаллизации в законченной форме». |
9. Задание классу. Слушая второй блок стихотворений, подберите подходящее определение жанра стихотворений из перечисленных на доске. Какие языковые средства соответствуют жанру? Перечень жанровых определений элегия, ода, лиро-философская миниатюра, притча, развернутая аллегория, некролог, эпиграмма, басня, утопия, послание. | Различение признаков жанра, обоснование своего выбора. Чтение стихотворений: «Памяти Вревской» (некролог) «Мне жаль…». «Когда меня не будет» (элегия) Пир у верховного существа» (басня) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А как вы думаете, каков жанр всего цикла? Расшифруйте каждое слово в определении. | Лиро – философская миниатюра. Миниатюра – небольшое по объему произведение; философское – по проблематике; лирическое – по родовой характеристике. |
10. О судьбе жанра «Стихотворения в прозе». Во Франции родоначальник жанра – Бодлер, в России –Тургенев. (Хотя лирические отступления (в прозе)встречались в литературных произведениях еще первой половины XIX века: у А.С, Пушкина, Н.В. Гоголя.) После Тургенева к этой форме обращались Я. Полонский, А. Чернышевский (сын Н.Г. Чернышевского), В. Гаршин, В. Короленко. Расцвет жанра приходится на «серебряный век» (К. Бальмонт, И.Бунин, И. Анненский). К этой форме обратились современные писатели: М. Пришвин, Ю. Бондарев. | |
11. Задание классу. Слушая третий блок стихотворений, определите, какой общий художественный прием лежит в основе каждого из них. Это поможет нам понять, почему на рубеже XIX – XX веков «миниатюрное изображение» Тургенева оказалось так популярно? | Выделение признаков нового понятия через известные. Чтение стихотворений: «Без гнезда» «Песочные часы» «Роза». Поиск приема (символ). Запись в тетрадях: «Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, чего-нибудь отвлеченного». |
12. Познакомившись со «Стихотворениями в прозе» вернемся к теме урока, ваши варианты доформулировки темы. | Обобщение мыслей: - лиро-философские миниатюры; - размышления о вечном; - подведение итогов жизни и др. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
13. Закончить урок мне хочется словами великого педагога мыслителя нашего времени В. Шаталова: «Как не печальна жизнь под угрозой смерти, но она прекрасна, ею надо дорожить, надо жить правильно, в соответствии с представлениями о совести и добре, ибо вслед за жизнью … новая жизнь в памяти людей, ни подправить, ни посчитать, ни изменить уже ничего будет нельзя…» Подумайте над этими мыслями, возможно размышления ваши найдут достойное место в домашних заданиях. | |
14. Дача домашнего задания (по выбору учащихся).
(«Закладка на странице сборника «Стихотворения в прозе»)
| Запись заданий, осуществление выбора и выполнение работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".
Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....
Урок литературы в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы в технологии «критического мышления».«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».Общедидактические цели: Создать ...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
интегрированный урок литературы и искусства по повести И.Тургенева "Ася"
Тема урока: "Что есть красота?" Цель урока: формирование представления об истинной красоте; осознание целостности окружающего мира в результате сопоставительного анализа художественного произведе...
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...
- Мне нравится (1)