Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_tuchki_lermontova.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи», 6 класс (Обучение анализу стихотворения)
Монгуш Чеченмаа Макаровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Шагонара
Цели урока:
Предметные
- Умение понимать тему, идею литературного произведения.
- Понимать образную природу стихотворения как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.
Метапредметные
- Смысловое, аналитическое чтение.
- Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Выявление темы и цели урока.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой…
-О ком были написаны эти строки?
- Кто является их автором?
-Как вы считаете, творчеству какого писателя мы посвятим сегодняшний урок?
Правильно, Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Имя Лермонтова вам давно знакомо. Сегодня на уроке вы узнаете новое о жизни и творчестве поэта, познакомитесь со стихотворением «Тучи», выясните, что волновало поэта, какие проблемы он затрагивал в своих произведениях.
Прослушайте стихотворение «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Подберите определения к слову «тучи»
темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые
Прием – подбери эпитет
Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»?
дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо (Прием - ассоциативный ряд)
Прием -работа с портретом
- Посмотрите внимательно на портрет Лермонтова. Что вы можете рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Каким его себе представляете? ( Ответы детей)
Прочитайте выразительно стихотворение.
Что общего в судьбе поэта и тучек?
А в чем различие?
Почему поэт называет тучки «вечными странниками»?
ВЕЧНОСТЬ (греч. aion, лат. eternitas) — 1) неограниченность во времени; 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»; 3) лишенное всякой длительности неподвижное «теперь».
Странник - это тот, кто …? (Прием - словарная работа)
Как вы понимаете слова «степью лазурною…»?
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Лазоревый – цвета лазури, голубой.
• Лазуревый – цвета лазури.
• Лазурно-… – с лазурным оттенком (напр., лазурно-голубой).
• Лазурный – цвета лазури. • Лазурь – светло-синий.
«степью жемчужною…»? Жемчужно-… – с блестяще-белым оттенком (напр., жемчужно-белый). • Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг.
Какие средства художественной выразительности использует автор?
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Как называется данный прием в литературе?
Риторические вопросы употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания.
Какие вопросы задает лирический герой?
«Друзей клевета ядовитая..»?
Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные…
Подберите прилагательные к слову «тучки»:
легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые…
Слова-ассоциации:
Небо, лето, солнце, радуга…
Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое?
Беззаботное, легкое, игривое…
Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад:
вечные странники…
Кто такой странник?
(Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок…)
В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»;
и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
С какими литературоведческими понятиями на примере стихотворения «Парус» вы работали дома? Что зашифровано здесь?
за
ти
ан
те
си
я
ин
Вер
Прием – найди термин.
Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие вопросы)
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Задумаемся, какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта.
«Друзей клевета ядовитая».
Почему?
Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Он завидует тучкам?
Жалеет их?
Сочувствует им?
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники»
Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...»
Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания.
А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
Тучки – странники
Олицетворение
Степью лазурною, цепью жемчужною
Метафоры, эпитеты
С милого севера в сторону южную
Эпитет (родной город на севере)
Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные
Метафорические эпитеты
Физкультминутка:
Закрыли глаза, представили, как шумит море и вы видите тучи.
Вывод:
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Прием- слово учителя
-Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.
Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в тетрадь)
-Обратимся к учебнику, в котором представлено стихотворение Лермонтова. Каков один из основных мотивов лирики поэта? Прочтите строки, его отражающие.
Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений
Групповая или парная работа:
1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.
2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.
3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.
4-я группа. Историко-литературный комментарий
5-я группа. Стихотворный размер. Рифма.
6-я группа. Восприятие. Ассоциации.
Прием – Рефлексия
Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно….. Хотел бы узнать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...
Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы
Выступление на семинаре завучей...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
Материалы для МО...
Доклад на педагогическом совете «Проблемы и перспективы реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
Доклад и презентация...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)
Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...
Реализация ФГОС на уроках литературы в 5 классе
Реализация ФГОС на уроках литературы в 5 классе...