Итоговое сочинение - 2020/21
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Сержантова Людмила Анатольевна

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

В этом разделе представлены методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению: комментарии к тематическим направлениям, план написания, примерные темы, рекомендуемая литература, критерии оценивания.

Полезные ссылки:

1.  Федеральный институт педагогических измерений:https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

2.  Сайт уроков русского языка: https://mogu-pisat.ru/sochinenie2021/

Рекомендации:

1. Памятка к итоговому сочинению

2. Направление "Забвению не подлежит"

3. Направление "Время перемен"

4. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

4. Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_k_itogovomu_sochineniyu.docx17.57 КБ
Файл zabveniyu_ne_podlezhit.docx17.99 КБ
Файл vremya_peremen.docx23.85 КБ
PDF icon mr-dlya-uchitelei.pdf745.08 КБ
Файл portret_sovremennika.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к итоговому сочинению

  1. Выбираем одну тему и переписываем номер темы и вопрос.
  2. Пишем сочинение (не менее 250 слов, в идеале – 300-400) по плану (возможны варианты):

Структура сочинения:

1 абзац: Вступление + своя позиция (ее доказываем аргументами)

2 абзац: Первый литературный аргумент  + микровывод

3 абзац: Второй литературный аргумент + микровывод

4 абзац: Заключение

Или:

Вступление

Тезис – аргумент - микровывод

Тезис – аргумент – микровывод

Заключение

  1. Проверяем, обращаемся к орфографическому словарю, исправляем ошибки, переписываем.

Темы могут быть сформулированы по-разному. Предполагаемые темы:

Тема-вопрос (ответить на вопрос – тезис, своя позиция): Почему война не уходит из литературы? Каковы источники формирования исторической памяти? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Как исторические события влияют на судьбу человека?

Тема-цитата (согласны или не согласны и почему): Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество?». Согласны ли Вы с призывом футуристов «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с корабля, с парохода современности?» Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых?»

Тема – понятие/повествовательное предложение (выделите ключевые слова и сформулируйте в виде вопроса, кратко ответьте на вопрос): Недопонимание как главная причина конфликта между людьми. История – одно из средств различения доброго и злого. Забвение есть измена.



Предварительный просмотр:

Направление «Забвению не подлежит»

Официальный комментарий: 

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Словарная работа:

Забвение.   Толковый словарь В.И.Даля:  ср. Забытие, запамятованье; беспамятство. Впасть в забвенье. Предать что забвенью. Забвенный, забытый, позабытый, о ком, о чем не помнят (Толковый словарь В.И.Даля)

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой: 

Утрата памяти о чѐм-н. (книжн.). Предать забвению (перестать помнить, забыть).

чего. Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.  Википедия:

Угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.

 Память. Толковый словарь В.И. Даля. Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Историческая память . Набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.  

Предполагаемые темы:

Тема-вопрос (ответить на вопрос – тезис, своя позиция): Почему война не уходит из литературы? Каковы источники формирования исторической памяти? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Как исторические события влияют на судьбу человека?

Тема-цитата (согласны или не согласны и почему): Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество?». Согласны ли Вы с призывом футуристов «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с корабля, с парохода современности?» Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых?»

Тема – понятие/повествовательное предложение (выделите ключевые слова и сформулируйте в виде вопроса, кратко ответьте на вопрос): Недопонимание как главная причина конфликта между людьми. История – одно из средств различения доброго и злого. Забвение есть измена.

Произведения:

  1. М.В. Шолохов «Судьба человека»
  2. В. Распутин «Прощание с Матерой»
  3. А.А. Ахматова «Реквием»
  4. Э.Н. Веркин Облачный полк.

Автор – Эдуард Веркин – рассказывает историю юного партизана Саныча, на самом деле эта история о Лѐне Голикове, герое, имя которого знал каждый школьник. Не случайно Веркин скрывает фамилию своего персонажа. Это позволило ему избавиться от патриотической интонации.

Книга построена как мысленные картины фронтовика-ветерана, которого правнук спрашивает: «А на что похожа война? По ощущениям». Для правнука — это подвиги, герои, танки, победа... Для прадеда — это далекая страшная реальность, полустертая в памяти, уже изрядно пострадавшей от склероза и старости. Он не хочет все это вспоминать, но против воли старика, как сквозь пелену проходят картины суровой зимы 1942 года.

  1. Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. В Германии после прихода Гитлера к власти евреи были обязаны носить на рукавах повязки с жѐлтой звездой, а позднее отправлялись в Концлагеря, где подлежали уничтожению. И об этом забывать нельзя.

«Мальчик в полосатой пижаме» - книга о немецком концлагере. Сам Джон Бойн утверждает, что это детская книга. Таким образом автор хотел поведать подрастающей аудитории о Холокосте. Двое девятилетних ребят: один – из семьи коменданта концентрационного лагеря «Аушвиц-Освенцим», второй – заключенный этого самого концлагеря. Роман посвящен дружбе этих детей, которые даже не понимают, что на самом деле происходит вокруг, чем занимаются взрослые. Герои оказываются у черты, разделившей их жизни. Несмотря на это, ребята остаются простыми детьми. Они ничего не знают о войне, ведь описываемые автором события происходят в Польше. Читателям дают возможность взглянуть на всѐ происходящее глазами ребенка из семьи гитлеровца.

Несмотря на простой сюжет, описанный самыми обычными словами, символизм развязки всѐ же очень цепляет читателя. Это сильная и эмоциональная книга, которая никому не дает возможности остаться равнодушным. «Мальчик в полосатой пижаме» заставляет задуматься о человеческих поступках и судьбах. Остается только искренне надеяться, что этот кошмар, унесший жизни сотен миллионов человек, никогда больше не повторится!

  1. Дополните список произведений:  

Афоризмы и высказывания известных людей:  

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

                                                                                   А.С. Пушкин

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

                                                                                  А.М. Горький

 

Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение.

                                                                                      С.Л. Франк

Страна,         забывшая         свою         культуру,         историю,         традиции и национальных героев, — обречена на вымирание.

                                                                                   Л.Н. Толстой

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

                                                                              М.В. Ломоносов

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

                                                                                      Ф. Абрамов



Предварительный просмотр:

Направление «Время перемен»

Официальный комментарий:

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

Словарная работа:

ВРЕМЯ–фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.

 ПЕРЕМЕНЫ–действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.

Синонимы к словосочетанию «время перемен»:

глобальные перемены, великие перемены, серьѐзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.

Рекомендуемая литература:

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Ионыч»
  3. А.А. Блок «Двенадцать»
  4. В.В. Маяковский «А вы могли бы?»
  5. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  6. Е. Замятин «Мы»
  7. А. И. Солженицын «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»
  8. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  9. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
  10. Б. Васильев «А зори здесь тихие … »
  11. В. Астафьев «Пастух и пастушка»
  12. А.Н. Толстой «Русский характер»
  13. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  14. М. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»
  15. В. Кондратьев «Сашка»
  16. Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  17. В. Распутин «Прощание с Матёрой»
  18. Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
  19. Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»


«Слово о полку Игореве». Кто может изменить мир? Оставшийся неизвестным автор «Слова о полку Игореве», размышляя о стране, обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. Создатель «Слова...» до описания предстоящей битвы войска Игоря вспоминает времена правления князя Олега. Он отмечает, что в это время князья постоянно враждовали друг с другом. Из-за этой междоусобицы они становились уязвимыми для внешнего врага. Однако те кровавые события не идут ни в какое сравнение с нынешней битвой.На всей Руси скажутся последствия поражения князя Игоря. Об этом скорбит сама природа. «Слово...» -это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова...» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Пришло время перемен, и русским князьям пора объединиться, поскольку лишь так можно победить врага и дать своей родине мира и благоденствия. Голос истинного патриота звучит в этом призыве.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой –это осуждение

безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. В комедии автор не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность в Просвещенном государстве. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль обязаны стать основой обновленного дворянства и привнести идеи перемен в государстве. 

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Почему люди боятся перемен?

Причина  ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы молодого человека справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять свои привилегии и потрудиться, чтобы завоевать новое, достойное положение в обществе. Отмена осуждаемого Чацким крепостного права разорила бы их, ведь никто из «фамусовского общества» никогда не работал да и не хотел. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от бессмысленных иностранных заимствований. Герои пьесы, никогда не возьмут на себя ответственность за перемены, ведь для этого нужно приложить титанические усилия, без которых, впрочем, нет прогресса.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Надо сказать, что герой умен и он чувствует, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой. Лишь любовь к Татьяне смогла изменить его. Но признание и понимание были запоздалыми.

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Что и как может изменить действительность? Тему бессмысленного кровопролитного бунта, возникшего из-за острого желания социальных перемен, раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. В ходе наступления Емельяна Пугачева погибали мирные люди, среди них Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, его жена Василиса Егоровна. Пострадали города, пострадал народ, чьи интересы, казалось бы, и должен был защищать самозванец. Трагична и сама личность предводителя восстания. Емельян Иванович сравнивает себя с гордой птицей, которая предпочла бы короткую, но красочную жизнь долгой, но скудной. Сам он человек, не лишенный нравственных ценностей, знающий цену чести. Гринев лишился бы жизни, если бы не память Пугачева о подаренном ему Петром заячьем тулупе. Возлюбленная Петра Андреевича непременно пострадала бы от рук Швабрина, если бы вовремя не вмешался тот, кому Алексей Иваныч дал присягу вопреки интересам Родины... Трагедия «русского бунта» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» обусловлена противоречивостью целей и средств, с помощью которых та может быть достигнута. Борясь за справедливое государственное устройство без жестокости, крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева лишь усугубило ситуацию: погибло множество ни в чем не повинных людей, были разрушены целые города, страна узнала новых изменников. Будучи гуманистом по своей сути, Пушкин выступает против идеи разрешения государственных перемен кровавым, вооруженным путем.

А.Н. Островский «Гроза». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - это произведение не только о семейной драме. В центре повествования автора конфликт двух эпох: патриархального уклада крепостников и молодого смелого поколения, готового жить по-новому. Катерина, главная героиня произведения, противостоит не только придиркам деспотичной свекрови, но и всему закостенелому домостроевскому укладу «темного царства». Героиня честна и не может чувствовать себя свободно, если приходится лгать и лицемерить для того чтобы быть угодной. Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор передает и настроение общества, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Замыслу автора соответствует и название произведения. Эта мощная природная стихия олицетворяет грядущий крах удушливой атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях и предрассудках. Не зря первым героем, с которым мы встречаемся в пьесе, является рассудительный механик-самоучка Кулигин, одним из желаний которого является изобретение громоотвода. И именно он говорит о «жестоких нравах», царящих в городе.

А.П. Чехов «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь произносили громкие речи о необходимости перемен, но реальных шагов для спасения недвижимости не предпринимали. Герои не осознавали, что времена изменились, не понимали того, что должны меняться и они сами. Все предложения Лопахина, человека нового времени, не были восприняты серьезно. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются лишь с помощью инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив гипофиз человека псу. Однако выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора —вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор оборвал эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

Виктор Гюго «Отверженные». Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности к переменам. Например, главный герой романа «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ сказал, что украденное является подарком, и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог построить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.

 

Афоризмы и высказывания известных людей:

Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней.

                                                                                                             М.А. Булгаков

Если вы заметили, что вы на стороне большинства -это верный признак того, что пора меняться.                                                                                      М. Твен

Изменение порождает изменения.                                                        Ч. Диккенс

Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.                                                                                                    Б. Окуджава

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами –поэтому и считаем, что они переменились.                                      Б. Паскаль

Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир.                                 В. Вествуд

Мы наслаждаемся красотой бабочки, но редко понимаем все те изменения, через которые она прошла для достижения этой красоты.                      М. Энджелоу

Любые перемены несут с собой новые возможности.                               Д. Уэлч

Великие перевороты не совершаются в один день.                            Э.Л. Войнич 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Официальный комментарий: 

Тематическое направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» оставляет широкий простор для размышлений. Точка отсчета, на наш взгляд, здесь одна: портрет поколения сегодняшних выпускников, то есть людей, рожденных в XXI веке. В связи с этим определяется и круг произведений, которые могут быть использованы в качестве литературных аргументов. «Мое поколение» в этом аспекте – это поколение, сформированное ценностями нынешнего века, поэтому, как бы ни казались привлекательными образы молодых людей литературы XIX-XX веков, они могут и должны быть дополнены героями новейшей русской литературы. Комментарий к направлению допускает «дискуссионного характера» Авторской позиции высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики». Кроме того, обратим внимание, что порассуждать над судьбами и ценностями поколения XXI можно, опираясь не только на художественные, но и на публицистические произведения.

Предполагаемые темы:

  1. Кого бы Вы назвали героем нашего времени?
  2. Каков портрет вашего поколения?
  3. Чем, с вашей точки зрения, ваше поколение отличается от поколенияваших родителей?
  4. В чём Вы видите связь между поколениями?
  5. Какие ценности, с вашей точки зрения, являются вечными для прошлого, сегодняшнего и будущего поколения?
  6.  Как Вы понимаете смысл пословицы: «Молодость – золотое время»?
  7.  Как Вы понимаете смысл пословицы: «Молодое сердце всегда ближе к правде»?
  8.  Кто является героем для современного поколения?
  9. Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  10. Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  11. Важно ли, с вашей точки зрения, сохранять связь между поколениями?
  12. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  13. О чём мечтает моё поколение?
  14.  Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  15. Актуальны ли для современного молодого поколения слова Оскара Уайльда: «На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой?»
  16.  «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  17.  Каковы, по-вашему, проблемы современного общества?
  18.  Зачем человеку заглядывать в будущее?
  19. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений?
  20.  Кто он, «герой нашего времени»?
  21. Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
  22.  Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  23.  Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между родителями и детьми?
  24.  Чем для Вас может быть ценен опыт отцов?

Рекомендуемая литература

  1. М.Ю. Лермонтов «Дума»
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  3. М. Петросян «Дом, в котором»
  4. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  5. Л. Костевич «Когда кончается джаз»
  6. М. Лазаренская «Конкур в ритме солнца»
  7. Т. Крюкова «Легко ли быть Нострадамусом в шестнадцать лет …», «На
  8. златом крыльце сидели...».
  9. А Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
  10. О. Славникова «Лёгкая голова»
  11. Л. Улицкая «Дед-шептун».
  12. К. Хагерюп. «Маркус и Диана»
  13. Дж. Бердселл «Пендервики на улице Гардем», «Пендервики на Чаячем мысу»
  14. А. Тор. «Остров в море».
  15. А. Свинген «Баллада о сломанном носе  Н. Дашевская «Около музыки»
  16. Э. Веркин «Друг-апрель»
  17. Е. и С. Пономаревы. «Фото на развалинах»
  18. В. Крапивин. Произведения разных лет
  19. В. Воскобойников. «Все будет в порядке»
  20. Ю. Кузнецова «Испания. Первая работа»
  21. Х. Мураками «Охота на овец», «Слушай песню ветра»…

Обратим внимание на статью Алины Абдрашитовой «Портрет моего поколения» https://proza.ru/2014/06/30/1252 в которой представлен образ современника «изнутри». Автор приглашает нас к серьезному размышлению об особенностях ценностных и поведенческих установок тех, кто сегодня только входит в жизнь. Она пытается показать, чем эти люди отличаются от своих предшественников и чем выделяются на «фоне всеобщей картины в истории человечества». Говорит о том, какой вклад они смогут внести в «развитие науки, культуры или искусства в нашей стране».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный список художественных произведений для написания итогового сочинения 2020-2021

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению (2020-2021) по всем направлениям....

Презентация Подготовка к итоговому сочинению 2020-2021

Презентация предназначена для учителей русского языка и литертатурыи обучающихся 11 класса....

Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021

Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021. В презентации представлены все пять направлений ИС....

Буклет по направлению "Забвению не подлежит" (итоговое сочинение 2020-2021)

Этот буклет станет помощником вашим ученикам при подготовке к итоговому сочинению....

Буклет по направлению "Время перемен" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения....

Буклет по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения....

Буклет по направлению "Разговор с собой" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения....