Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Митрофанская Анжела Петровна

Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021. В презентации представлены все пять направлений ИС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon is-2020_metod_rekom.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Митрофанская А.П., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №35 Г.о.Подольск

Слайд 2

Направления ИС - 2020 «Забвению не подлежит» «Я и другие» «Время перемен» «Разговор с собой» «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Слайд 3

1. «Забвению не подлежит» Размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы

Слайд 4

Словарная работа Забвение Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой : 1 . Утрата памяти о чѐм-н. (книжн.). Предать забвению (перестать помнить, забыть). 2 . чего . Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать. Википедия: Угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.

Слайд 5

Словарная работа Память Толковый словарь В.И.Даля Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой: Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Слайд 6

Словарная работа Историческая память Набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.

Слайд 7

Афоризмы и высказывания известных людей Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. (С.Л. Франк) Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, — обречена на вымирание. (Л.Н. Толстой) Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М.В. Ломоносов) Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов) Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть. (Стефан Цвейг) В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. (Д.С.Лихачев) Сегодня становится очевидным, что истинными причинами экологического кризиса является именно забвение наших традиций бережного отношения к Природе. (Ч.Т. Айтматов)

Слайд 9

Борис Васильев. «Летят мои кони» О том, насколько важно беречь память об истории своего народа, города, страны, рассказывает Б.Васильев в публицистическом произведении «Летят мои кони». В произведении описывается эпизод из жизни главного героя, в котором он, семилетней ребенок, оказался перед самым древним жителем города Смоленска – дубом. Он на всю жизнь запомнил прикосновение к последнему дереву священной рощи кривичей и теплоту ладоней, пота, крови своих предков, живое дыхание Истории. Эти ощущения героя и есть связь поколений, делающая нас безмерно богатыми. Это и есть то, что предать забвению нельзя, иначе есть опасность – стать спесивым варваром. «История не позволяет человеку остаться варваром, даже если он сделался крупнейшим специалистом в области ультрасовременной науки. … история — я уж не говорю о ее нравственном воздействии — спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства»

Слайд 10

Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» О таких людях, как Д.С.Лихачев, говорят — «совесть нации». Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, адресованные современному читателю, молодому человеку, — это не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников.

Слайд 11

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки».

Слайд 12

А.Ахматова. Поэма «Реквием» Поэма А. Ахматовой «Реквием» - это произведение о репрессиях начала ХХ века. В нем раскрыто несколько тем, но тема исторической памяти проявляется в нем с особой силой, ведь Анна Андреевна сама была участницей событий: она провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде, где находился ее сын. Эта поэма является документом эпохи, воспоминанием о страшных годах, когда были голод, репрессии и миллионы матерей, жен, сестер стояли в очередях с передачами для своих близких, которые находились в застенках НКВД.

Слайд 13

В.Распутин. «Прощание с Матёрой» У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В.Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка в Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там. В 1967 году В. Распутин написал повесть «Прощание с Матерой», рассказывающую о затоплении деревень в период строительства ГЭС. Так произведение становится своеобразным памятником истории. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Позиция автора такова: нельзя забывать вековые традиции народа, нужно любить Родину, как мать, и не быть равнодушным к святыням.

Слайд 14

Р.Рождественский. «Послевоенная песня» Читая книги о войне, мы возвращаемся в те далёкие годы, оживляем в своей памяти не только описанные события и героев, но и вспоминаем своих родственников, земляков, воевавших на фронте, ковавших победу в тылу. Книга о войне является как бы связующим звеном между нами, нынешним поколением, и ими, поколением сороковых.

Слайд 15

Задохнулись канонады. В мире — тишина. На большой земле однажды Кончилась война. Будем жить, встречать рассветы, Верить и любить, Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть! Как всходило солнце в гари И кружилась мгла. А в реке — меж берегами — Кровь-вода текла. Были чѐрными берѐзы, Долгими — года. Были выплаканы слѐзы Вдовьи навсегда Вот опять пронзает лето Солнечная нить. Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть! Эта память — верьте, люди, — Всей земле нужна. Если мы войну забудем, Вновь придѐт война .

Слайд 16

2. «Я и другие» При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Слайд 17

Афоризмы и высказывания известных людей Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. (Л.Н.Толстой) Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский) Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери) Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия. (Оскар Уайльд) Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве. (Людвиг Фейербах)

Слайд 18

Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидуумы. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь,сотрудничество, ученичество и т.д. Можно выделить как позитивные межличностные отношения («навстречу людям»), так и негативные («против других»).

Слайд 19

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям») Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).

Слайд 20

К теме любви обращено множество произведений русской и мировой литературы. Любовь между мужчиной и женщиной в разных еѐ аспектах – предмет исследования прозаиков и поэтов. Целая галерея женских образов русской литературы, которые стали символом чистой, преданной, глубокой и бескорыстной любви и верности.

Слайд 22

Лиза ( Н.Карамзин «Бедная Лиза» ), полностью отдавшаяся своему чувству и столкнувшаяся с предательством, после которого не смогла жить. Татьяна Ларина ( А.С. Пушкин «Евгений Онегин» ), оставшаяся верной своей первой любви на всю жизнь, но не изменившая своему достоинству и чести. Катерина ( А. Островский «Гроза» ), способная пойти против косных устоев «темного царства» ради права на любовь. Олеся ( А.Куприн «Олеся» ), готовая на все для любимого. Георгий Желтков ( А.Куприн «Гранатовый браслет» ), маленький незаметный человек с огромным сердцем, которому был дарован «талант сродни музыкальному» - любить до самозабвения, когда весь мир и смысл сосредоточен в одном человеке.

Слайд 23

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Слайд 24

Дружбе и её значению в жизни человека также посвящено много произведений. Стоит упомянуть дружбу героев-антиподов Обломова и Штольца ( И.А. Гончаров «Обломов» ), дополнявших друг друга, нашедших в другом то, что не хватало каждому из них; Онегина и Ленского ( А.Пушкин «Евгений Онегин» ), чьи отношения поэт охарактеризовал так: «От делать нечего друзья»; серьезную и глубокую дружбу-покровительство, дружбу-поддержку Андрея Болконского и Пьера Безухова ( Л. Толстой «Война и мир» ); отношения доктора Вернера и Григория Печорина ( М. Лермонтов «Герой нашего времени» ), который в своих рассуждениях отказывается признавать дружбу вообще; дружбу-ученичество Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова ( И. Тургенев «Отцы и дети» ).

Слайд 25

Негативные межличностные отношения («против других») Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Слайд 26

«Страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле» называет Белинский Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина . Эгоистичны и многие поступки Григория Печорина ( М.Лермонтов «Герой нашего времени» ). Примером чистейшего эгоизма, доходящего до эгоцентризма, становится образ сына орла и земной женщины Лары ( М. Горький «Старуха Изергиль» ).

Слайд 28

Ю.Яковлев. «Он убил мою собаку» Речь идет о мальчике, который подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали: «Чем помешала собака? Я не могу выгнать собаку, её уже один раз выгоняли!» Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее, не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

Слайд 29

В.Железников. «Чучело» В повести В. Железникова «Чучело» главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова.

Слайд 30

Взаимоотношения личности и общества Любой человек - представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Слайд 31

Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

Слайд 33

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека общества, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Образ Чацкого — умного, развитого человека — противопоставляется фамусовскому обществу. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий — единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

Слайд 34

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. Немалое место в романе отводится описанию светского общества. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, и за актерской маской нет человека, есть лишь пустота и равнодушие. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь.

Слайд 35

Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему ценят свою страну. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету.

Слайд 36

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов рассматривает личность в контексте общества и эпохи и выявляет их мощное влияние на формирование человека. Интерес писателя к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Исследуя психологию героя, автор представляет Печорина какгероя своего времени. Он стремится любыми средствами снять маски с окружающих, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. «Герой нашего времени» — роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны.

Слайд 37

М.Горький. «Старуха Изергиль» Главная тема всего творчества М. Горького — исследование человека, его природы и места в жизни. В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки: эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Юноша Данко — абсолютная противоположность Ларры. Ради свободы своего народа идет на великую жертву – отдает жизнь во благо родного племени. Данко не ждал благодарности за свою жертву. Он существовал ради людей, ради их блага. Герой не помнил о себе, постоянно беспокоился о других. Этот персонаж – романтический идеал Горького.

Слайд 38

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Несправедливое устройство общества вызывает протест неравнодушной личности, желание изменить его. И не всегда путь, который герой выбирает, гуманен. Родион Раскольников, герой романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» , понимает, что мир устроен несправедливо, и он его отвергает. Протест Раскольникова против несправедливого мира выливается в индивидуальный бунт. Он создаёт свою теорию, согласно которой люди делятся на две категории: людей необыкновенных и массу. В мире, в котором живёт Раскольников, нарушение нравственных норм стало делом обычным и, по мнению главного героя, убийство человека не противоречит законам этого общества. Но в своих логических построениях он не учёл одного: если на путь насилия встаёт добрый человек, который не может быть равнодушен к чужой боли и страданиям, то неизбежно он приносит горе не только другим, но и самому себе. В своей теории Раскольников забыл о человеческих качествах: совести, стыде, страхе. Это приводит его к тяжелейшим моральным мукам, к расколу с окружающими и самим собой.

Слайд 39

Рэй Бредбери. «451 градус по Фаренгейту» Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» — искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, присоединяется к небольшой подпольной группе, сторонники которой заучивают тексты книг для потомков. Описанное Брэдбери общество потребления, сжигая на кострах книги, сжигает себя — свою историю, свою культуру. «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».

Слайд 40

Проблема возникновения конфликтов между людьми и способы их разрешения В основе многих произведений художественной литературы лежит конфликт. Слово конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение . Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы. Причинами конфликтов могут являться противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различное видение способов разрешения возникшей ситуации, которые могут затрагивать личные интересы окружающих людей.

Слайд 41

В произведениях мировой литературы рассматриваются и анализируются разные уровни таких конфликтов и пути их преодоления. Среди наиболее распространенных: Конфликт между героями вследствие разных взглядов, ценностей, мировоззрения и интересов; конфликт личности и общества, конфликт поколений, конфликт отцов и детей, а также внутриличностный конфликт.

Слайд 43

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Кто прав? На этот вопрос сможет ответить только время, история. Но ясно одно – если стороны не пытаются услышать друг друга, попробовать понять, то любой конфликт окажется неразрешимым.

Слайд 44

У. Шекспир. «Гамлет» Рассматривая произведения, основой конфликта которых являются непреодолимые противоречия, неизбежно вспоминаем трагедию У .Шекспира «Гамлет». Век вывихнут. Век расшатался. Распалась связь времен. Зачем же я связать её рожден? Очевидно, причиной трагедии принца Датского стало не только вероломство Клавдия и предательство Гертруды, но и то, как принципы их жизни и правления ломают вековые нравственные устои. Гамлет становится хранителем традиций королевства, исполняет заветы истинного короля. Как ни странно, именно на новое поколение возложена ответственность за восстановление утраченной нравственности. Клятвы дружбы и любви для принца Гамлета священны, как были священны для его отца ( преемственность ценностей между поколениями ощущается Шекспиром как естественный ход развития).

Слайд 45

Примером межличностного конфликта героев могут служить отношения Онегина и Ленского ( А. Пушкин «Евгений Онегин» ), который привел к дуэли по личным причинам. Непримиримый конфликт развивается и между героями повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым и Швабриным . Непримиримыми антиподами оказываются и герои романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий , чьи отношения приводят к дуэли и гибели последнего. Таким образом, тема конфликта человека с другими людьми и обществом, а также поиск способов разрешения таких конфликтов – одна из самых актуальных в мировой литературе.

Слайд 46

Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них. Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив. Равно встречай успех и поруганье, He забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твое же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен все воссоздавать c основ Умей поставить в радостной надежде, Ha карту все, что накопил c трудом, Bce проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть o том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело И только воля говорит: "ИДИ!« Останься прост, беседуя c царями, Будь честен, говоря c толпой. Будь прям и тверд c врагами и друзьями. Пусть все в свой час считаются c тобой! Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег – Тогда весь мир ты примешь как владенье… Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Слайд 47

Основная мысль стихотворения Редьярда Киплинга «Владей собой среди толпы смятенной…» в том, что человек должен прежде всего быть хозяином собственной личности, своего внутреннего «я». Истинный человек, считает Киплинг, никогда не идет на поводу толпы, он всегда верит в самого себя, никогда не отчаивается, умеет рискнуть тем, что имеет, и всё начать сначала. Он прям и честен с окружающими, кем бы они ни были, он заставляет считаться с собой и уважать себя. Только такой человек, независимый, внутренне свободный, наполнивший смыслом свою жизнь, способен принять «мир во владенье».

Слайд 48

3. «Время перемен» В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Слайд 49

Словарная работа ВРЕМЯ – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. ПЕРЕМЕНЫ – действие и состояние, наступившее в ком-чемнибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чегонибудь нового.

Слайд 50

Афоризмы и высказывания известных людей Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. (М.А. Булгаков) Изменение порождает изменения. (Ч. Диккенс) Изменяя природу, человек сам изменяется. (Э. Фромм) Перевороты и изменения, на которые по старому масштабу требовались бы века, теперь совершаются в десятилетия, даже в годы. История стала торопливой, — гораздо более торопливой, чем наша мысль. (Л. Троцкий) Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. (Б. Окуджава) Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились. (Б. Паскаль) Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих. (С. Лем).

Слайд 52

«Слово о полку Игореве» Кто может изменить мир? Оставшийся неизвестным автор «Слова о полку Игореве», размышляя о стране, обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. Создатель «Слова...» до описания предстоящей битвы войска Игоря вспоминает времена правления князя Олега. Он отмечает, что в это время князья постоянно враждовали друг с другом. Из-за этой междоусобицы они становились уязвимыми для внешнего врага. Однако те кровавые события не идут ни в какое сравнение с нынешней битвой. На всей Руси скажутся последствия поражения князя Игоря. Об этом скорбит сама природа. «Слово...» - это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова...» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Пришло время перемен, и русским князьям пора объединиться, поскольку лишь так можно победить врага и дать своей родине мира и благоденствия . Голос истинного патриота звучит в этом призыве.

Слайд 53

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования.

Слайд 54

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Почему люди боятся перемен? Причина вполне ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы молодого человека справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять свои привилегии и потрудиться, чтобы завоевать новое, достойное положение в обществе. Герои пьесы, никогда не возьмут на себя ответственность за перемены, ведь для этого нужно приложить титанические усилия, без которых, впрочем, нет прогресса.

Слайд 55

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Надо сказать, что герой умен и он чувствует, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой. Лишь любовь к Татьяне смогла изменить его. Но признание и понимание были запоздалыми.

Слайд 56

А.Н. Островский «Гроза». В центре повествования автора конфликт двух эпох: патриархального уклада крепостников и молодого смелого поколения, готового жить по-новому. Катерина, главная героиня произведения, противостоит не только придиркам деспотичной свекрови, но и всему закостенелому домостроевскому укладу «темного царства». Героиня честна и не может чувствовать себя свободно, если приходится лгать и лицемерить, для того чтобы быть угодной. Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор передает и настроение общества, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Замыслу автора соответствует и название произведения. Эта мощная природная стихия олицетворяет грядущий крах удушливой атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях и предрассудках.

Слайд 57

А.П. Чехов «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь произносили громкие речи о необходимости перемен, но реальных шагов для спасения недвижимости не предпринимали. Герои не осознавали, что времена изменились, не понимали того, что должны меняться и они сами. Все предложения Лопахина, человека нового времени, не были восприняты серьезно. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет». Новое время диктует свои законы.

Слайд 58

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются лишь с помощью инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив гипофиз человека псу. Однако выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор оборвал эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

Слайд 59

4. «Разговор с собой» Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

Слайд 60

Афоризмы и высказывания известных людей Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя. (А.П. Чехов) Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех. (Стендаль) Лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. (В. Гюго) Каждый, кто желает этого, может слушать свой внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас. (Махатма Ганди) Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть. (Абрахам Маслоу) В совершенствовании человека — смысл жизни. (М. Горький)

Слайд 62

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Одним из ярких представителей русской литературы, который задает себе вопрос о смысле жизни, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин. Он предстает перед читателем человеком, потерявшим интерес к жизни, но еще имеющим стремление найти что-то, что скрасит его дни и наполнит его тягостное существование смыслом. Ничто не радует, не восхищает разум молодого человека – ему скучно. Стараясь найти себе занятие, Печорин пытается «занять» свой разум и «играет» людьми, как марионетками, а осознание того, что он не только несчастен сам, но и делает несчастными других, заставляет его страдать еще сильнее.

Слайд 63

В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Трагедия его пылкой страстной натуры недюжинного ума заключается в том, что он не смог разгадать своего предназначения, обрести смысл бытия. Герой сам себе в этом признается, находит причины, он удивительно честен с собой, но эта честность не дарит ему счастья.

Слайд 64

Л.Н. Толстой «Война и мир» Особняком в литературе стоят герои, которые на протяжении всей своей жизни путем ошибок и разочарований обретают истинный смысл жизни. Именно таковы любимые герои Л.Н. Толстого. С князем Андреем Болконским мы встречаемся в салоне А.П. Шерер. Перед читателем предстает молодой человек пронзительного ума, уже совершенно уставший от жизни, единственным смыслом которой для него становится слава. Ради нее он готов жертвовать всем, даже своей семьей. Он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Слайд 65

И.А. Гончаров «Обломов» Противопоставляя Обломова и Штольца, автор даёт читателю возможность увидеть, как по-разному решается героями вопрос самореализации в жизни. С юных лет Обломова окружали лень и праздность существования. Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким мальчиком где-то там, в самой глубине своей души.

Слайд 66

Другое дело — позиция Андрея Ивановича Штольца. Целеустремлённость, отвага перед лицом жизненных преград — лишь новые ступени к достижению чего-то большего. Родители Штольца закладывали в его образование как любовь к труду, так и любовь к искусству. И все же, здесь тоже не все идеально: Андрей живёт в будущем, не особо задумываясь о настоящем, что не даёт ему ни единого шанса остановиться и жить так, как он того хочет. Смысл его жизни в саморазвитии, которое не только возвышает его над остальными, но и губит. Именно поэтому он не может стать «живым», он – машина. И только старый друг детства может всколыхнуть его душу. Гончаров в своем романе не дает ответа на вопрос: «Что лучше?» Обломов приковал себя к дивану, утратив способность к самореализации. Штольц же, занимаясь своим будущим, преуспел. Он определенно добился своей цели – реализовал заложенный в нем потенциал дельца. Но счастлив ли герой?

Слайд 67

А. Платонов «Песчаная учительница» Главная героиня рассказа А. Платонова – двадцатилетняя Мария Нарышкина – после окончания педагогических курсов приезжает учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Молодая учительница была полна профессиональных планов, но столкнулась с бедственным положением крестьян. Мария Никифоровна решает начать борьбу с песками сама и научить этому крестьян. Молодая женщина задает себе вопрос: ехать и «загубить» жизнь в песках или все бросить? И ответ очевиден и для читателя, и для героини самой. Мария Нарышкина остается там, где нужна больше всего, она находит себя в служении людям, она учит бороться с песками!

Слайд 68

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В течение жизни человек не раз задает себе вопрос: прав ли я был? И совесть порой говорит, что совершена ошибка, подчас роковая, несущая душе разлад. В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, душа которого неспокойна. И этим персонажем является Родион Раскольников, на протяжении всего романа терзаемый угрызениями совести. С одной стороны, герой необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны главы семейства; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. С другой стороны, он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию ―двух разрядов людей‖, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть, зло одержало верх над ним.

Слайд 69

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть» Говоря о душевном разладе в человеке, потерявшем совесть, нельзя не вспомнить сказку для взрослых М.Е. Салтыкова-Щедрина. То состояние души, которое испытывает бессовестный человек, когда вдруг начинает понимать, что в нем говорит «обличительница совесть», автор называет «нравственной смутой». Вероятно, это можно объяснить тем, что герой больше не может жить так, как раньше. Вот и стремится каждый из «несчастных» временных хозяев совести избавиться от «надоедливой приживалки». Салтыков-Щедрин использовал прием аллегории и показал человеческое качество в виде тряпицы, ненужной бумажонки, которая переходит из рук в руки.

Слайд 70

5. «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 71

Афоризмы и высказывания известных людей Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков… (Сократ 399 до н.э) Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов. (Альберт Эйнштейн) Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Джордж Оруэлл) Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами. (Сомерсет Моэм) Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил. (Эльдар Рязанов)

Слайд 72

Тематическое направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» оставляет широкий простор для размышлений. Точка отсчета, на наш взгляд, здесь одна: портрет поколения сегодняшних выпускников, то есть людей, рожденных в XXI веке. В связи с этим определяется и круг произведений, которые могут быть использованы в качестве литературных аргументов. «Мое поколение» в этом аспекте – это поколение, сформированное ценностями нынешнего века, поэтому, как бы ни казались привлекательными образы молодых людей литературы XIX-XX веков, они могут и должны быть дополнены героями новейшей русской литературы.

Слайд 74

Алина Абдрашитова «Портрет моего поколения» Обратим внимание на статью Алины Абдрашитовой «Портрет моего поколения» (https://proza.ru/2014/06/30/1252), в которой представлен образ современника «изнутри». Автор приглашает нас к серьезному размышлению об особенностях ценностных и поведенческих установок тех, кто сегодня только входит в жизнь. Она пытается показать, чем эти люди отличаются от своих предшественников и чем выделяются на «фоне всеобщей картины в истории человечества». Говорит о том, какой вклад они смогут внести в «развитие науки, культуры или искусства в нашей стране».

Слайд 75

Елена Габова. «Не пускайте Рыжую на озеро» К размышлению о достоинствах и недостатках современных подростков ведут произведения Елены Габовой. Обратим внимание на ее рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро» . Повествование ведется от лица старшеклассника. Не имея ничего личного против одноклассницы, рассказчик поддается чувству толпы и презирает ее потому, что презирают все. Стоит отметить, что это противопоставление будет неоднократно повторяться в рассказе. Антитеза становится основным композиционным приемом. Светка Сергеева противопоставлена рассказчику и своим одноклассникам не только своими рыжими волосами и способностью петь. Ее душевные качества открывают читателю силу и чистоту героини. Она была старшей в семье. Оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы.

Слайд 76

Вторая часть рассказа повествует о событиях, произошедших через пять лет после того самого похода с ночёвкой. Рассказчик идет в оперу, чтобы «культурно подковаться»: «На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством! Рыжуха превратилась в золотоволосую красавицу! Сам же рассказчик не смеет подойти к бывшей однокласснице. Но теперь не из презрения к ней, а из-за стыда за себя. Завершается рассказ горьким признанием, тоже построенным на антитезе: «Не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным  путём героя, народа или целого государства, это способность к творче...

Презентация Подготовка к итоговому сочинению 2020-2021

Презентация предназначена для учителей русского языка и литертатурыи обучающихся 11 класса....