Индивидуальный учебный план по литературе(профильное обучение), 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»: Л. В. Скосырская /________ / Протокол №___________от «___»________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская сош»: Л.М. Жалсанова /________/ «___»________2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская сош» А. И. Молчанов /_________/ Приказ № ______ от « ___» _______2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе (ИУП)
для обучающихся 10 класса
на 2018 _ - 2019 учебный год
Составлена
учителем русского языка и литературы:
Чебунина Н. В.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №_____от
« ___» ___________2018г.
С. Баргузин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 10 классе в объёме 68 часов (2 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «Примерной программы по литературе» и «Программы по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2016)».
Программа реализуется по учебнику Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2016 г.
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ № 1994 от 03.06.2011 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»
- Приказ №1093 от 12.07.2011г. «О внесении изменений в региональный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09. 2008 г. №1168»;
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
- Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная от 31.09.2018г.
- Положение о рабочей программе по предмету в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 79 от 08.06.2013г.
Примерная программа дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ по литературе к учебному комплексу для 10 класса ( Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый профил. уровни. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2015.)
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки десятиклассников.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Актуальность программы
Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Поэтому круг изучаемых произведений расширен, с целью дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.
В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.
Авторы сочли необходимой более углубленную работу над понятием «индивидуальный стиль писателя» и продемонстрировали его наполнение в процессе анализа художественных произведений.
Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Организация образовательного процесса
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников:
10–11-й классы – разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ», профильный курс) и функциональном аспектах (элективные курсы). Основные учебные цели: 1) постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений; 2) включение художественного текста в историко-литературный процесс. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:
Класс: 10
Базовые понятия: проблема – художественное произведение – читатель
Структурообразующий принцип: проблемно-тематический
В 10-м классе предполагается изучение подробного курса истории русской литературы.
Школьник, освоивший программу 5–9-го классов, имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и около текстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.
В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).
В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.
Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).
Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5–9-м классах. Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.
Литература середины/конца XIX в. и XX в. в полном объеме изучается в 10–11-м классах. В программе для 9–11 классов не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5–9 классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения художественных произведениях.
В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с «Обязательным минимумом...». Основная часть произведений зарубежной литературы читается в 5–9 классах. Однако авторы считают, что в целях реализации идеи предпрофильного обучения изучение русской литературы необходимо сопровождать параллельными спецкурсами по зарубежной литературе, мировой художественной культуре и пр. (по выбору образовательного учреждения).
Цели и задачи обучения на базовом уровне
Изучение литературы в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 2 ч в неделю .
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки девятиклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Ведущие принципы
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип системности
- Принцип гуманистической направленности
- Принцип практической направленности
- Принцип наглядности
- Принцип индивидуализации
- Валеологический принцип
Учет возрастных и психологических особенностей юношеского возраста
Основной школьной деятельностью является учебная, в ходе которой ребёнок не только осваивает навыки и приёмы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.
Одним из периодов школьного онтогенеза является юношеский период (15-17 лет) - период бурного развития организма. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Учебная деятельность обеспечивается развитием первичных и вторичных свойств индивидной организации. Происходит интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма, неустойчива эмоциональная сфера. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми, профессиональная подготовка. Происходит формирование самооценки, характера. Развивается логическое мышление, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализа. Формируется самосознание. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, внутренне более собранным и организованным.
На передний план работы с ребёнком перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающего. Построение процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим при построение учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности деятельности обучающихся.
Основная задача, которая стоит перед учащимися десятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен выбрать форму завершения среднего образования: продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся десятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к десятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых дисциплин. В старших классах наиболее значимой становится ориентация на будущее и ведущим мотивом становится мотив учения ради будущей жизненной перспективы. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
Таким образом, построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее, и важнейший шаг – завершение среднего образования.
Типы уроков по литературе
1. Объяснение нового материала
2. Закрепление приобретённых знаний
3. Обзорные уроки
4. Уроки по развитию речи и анализу творческих работ
5. Вводные занятия к монографическим темам
6. Анализ художественного произведения
7. Обучение школьников выразительному чтению
8. Уроки внеклассного чтения
9. Формирование теоретико-литературных понятий
10 Обучение письму сочинений
11. Самостоятельное чтение учащихся художественной литературы
12. Работа со словарём и справочником
Сроки реализации программы
Данная программа реализуется в течение 1 учебного года (2018 – 2019 г.г. ), из расчета 68 часов, 2 часов в неделю.
Формы текущего и итогового контроля
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входная диагностика, работа у доски, фронтальный опрос, домашний эксперимент), текущий( устный опрос, самостоятельная работа, творческая работа, тест), итоговый ( зачет, итоговый тест, контрольное сочинение).
Для развития у учащихся имением оценивать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя, который осуществляется постоянно. В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка за сочинение.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Ставится за сочинение: глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. | |
«4» | Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | |
«3» | Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки. | |
«2» | Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. | |
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения заданий |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Виды проверочных и контрольных заданий по литературе
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения предлагают задания разных видов:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
тексты и задания для проверки навыка чтения молча
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодий ).
Тесты (вид проверочных и контрольных работ)
Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей.
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):
«5» – ученик набрал 9–10 баллов;
«4» – ученик набрал 7–8 баллов;
«3» – ученик набрал 5–6 баллов;
«2» – ученик набрал менее 5 баллов.
Литературные диктанты
Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разделить на три вида: лексические, информационные и литературоведческие.
Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные – имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
В лексический диктант входят слова только из тех произведений, которые есть в учебнике или учебной хрестоматии. Литературоведческие и информационные диктанты состоят из литературоведческих понятий и сведений, которые учащиеся узнали при изучении разделов учебника. В диктанты не включаются слова, которые учащиеся не могут проверить по учебным пособиям.
«5» – если в работе нет ошибок;
«4» – если в работе одна ошибка;
«3» – если в работе две ошибки;
«2» – если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания
Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).
Диагностические задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью. Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой.
Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):
высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;
средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;
низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.
Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Диагностические работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и оказать помощь.
Проверка навыков чтения и понимания прочитанного
При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения учитываются следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз.
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений. К выразительному чтению ученик приступает только после ознакомления с содержанием текста.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Оценивается:
1) Логические ударения
2) Паузы
3) Темп речи
4) Сила и тембр речи
Отметка «5» – ученик читает без ошибок, умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» – ученик читает, допуская 1-2 ошибки, при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
Отметка «3» – ученик читает, допуская 3-4 ошибки, определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Оценка выразительности чтения
Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).
Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.
Отметка «5» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.
Отметка «4» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» – ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.
Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
В старших классах отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в классном журнале на страницах по литературе (отметка за содержание) и по русскому языку (отметка за грамотность). Отметки за сочинения, изложения, диктанты, независимо от того, когда проверялась работа, выставляются в журнал на день проведения работы при строгом учете записи.
Содержание программы. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение в курс | 1 |
2 | Художественная литература как искусство слова. Жанры литературы. | 2 |
3 | Историко-литерературный процесс. Литературные направления и течения | 9 |
4 | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 19-20 веков. Новаторство, мотивы творчества, проблематика. | 4 |
5 | Автор-повествователь. Образ автора | 2 |
6 | Язык художественного произведения. | 6 |
7 | Системы стихосложения | 5 |
8 | Литературная критика | 3 |
Дата | Вид урока | Основные виды деятельности | Тема урока. Основное содержание | |
1 | Лекция. | Введение в курс | ||
2 | Лекция. Беседа Входная диагностика | Цели и задачи курса.Общая характеристика русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
3-4 | Беседа | Художественная литература как искусство слова. Жанры литературы. | ||
5 | Беседа | Художественный образ | ||
6 | Тренировочные упражнения | |||
7-8 | Лекция. Беседа Практикум | Содержание и форма | ||
9 | Лекция. Беседа | Художественный вымысел | ||
10 | Беседа. Практикум. | Фантастика | ||
11-12 | Беседа. Практикум. | Историко-литрературный процесс. Литературные направления и течения | ||
13 | Тв.р. 1 Соч. 1 (дом) | Семинар | Классицизм | |
14 | Лекция | Сентиментализм | ||
15 | Беседа. Практикум | Романтизм | ||
16 | Практикум | Реализм | ||
17 | Тв. р 2 | Символизм. | ||
18 | Практикум | Акмеизм | ||
19 | Практикум | Футуризм | ||
20 | РК 1 | Срез знаний | Проверочная работа | |
21-24 | Вн.чт. 2 | Беседа | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 19-20 веков. Новаторство, мотивы творчества, проблематика. | |
25 | Лекция. | Литературные роды: эпос, лирика, драма | ||
26-27 | Лекция. Практикум | Жанры литературы:роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча, поэма, баллада | ||
28-29 | Лекция. Практикум | Лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет | ||
30 | Беседа. Практикум | Комедия. Трагедия. Драма | ||
31-32 | Срез знаний | Контрольная работа (ЕГЭ) по изученным темам. Работа над ошибками. | ||
33 | Беседа. Практикум | Авторская позиция | ||
34-35 | Лекция. Практикум | Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. | ||
36-37 | Лекция. Практикум | Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог | ||
38 | Тв.р 3 Соч.2 | Урок контроля | Лирическое отступление | |
39 | Лекция. Беседа | Конфликт | ||
40 | Беседа. Практикум | |||
Автор-повествователь. Образ автора | ||||
41 | Беседа. Практикум | Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов | ||
42 | Лекция | Деталь. Символ. Семиотическая природа в литературе. | ||
43. | Семинар | Психологизм. Народность. Историзм | ||
44 | Беседа. Практикум | Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск | ||
45-49 | Лекция Практикум | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия и другие, работа с заданиями ЕГЭ | ||
50 | Беседа | Стиль | ||
51-55 | Лекция Практикум | Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Строфа. | ||
56-58 | Лекция | Литературная критика | ||
59-61 | Уроки развити речи | Интерпретация поэтического текста | ||
62-63 | Практикум | Сопоставительный анализ текстов | ||
64-66 | Семинар | Характеристика художественного образа или персонажа | ||
67-68 | Контрольный урок | Итоговая контрольная работа (ЕГЭ) | ||
Произведения для заучивания наизусть
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или стихотворных или прозаических отрывков. Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.
Десятый класс
1. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. «Погасло дневное светило», «Подражание Корану», «Демон». (отрывок по выбору)
2. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» (по выбору)
3. Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. (по выбору).
4. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». (по выбору).
5. А.С. Пушкин. «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще, быть может...», «Мадонна» и др.). Роман «Евгений Онегин».(отрывок).
6. М.Ю. Лермонтов.«Пророк». Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». (по выбору).
7. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда ,«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).
8.. Стихотворения поэтов «Серебряного века»
9. Стихотворения о ВОв.
10. Из романа «Война и мир»(отрывок)
11. Образ Петербурга в русской литературе.
Условия для реализации программы
1. Кабинет русского языка и литературы, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами СанПина.
2. УМК
3. Дидактический материал, таблицы.
4. Аудио- видео материалы.
Учебно-методический комплекс
для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2016
Словари и справочники:
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий. Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2012.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2012.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2012.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия.
- Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2016.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 10 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2013.
- ЕГЭ-2015: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. С.А.Зинин. – М.: Эксмо, 2015. (ФИПИ)
- ЕГЭ-2015: Литература: реальные задания / С.А.Зинин, О.Б.Марьина, Н.А.Попова. – М.: АСТ: Астрель, 2015. (ФИПИ)
- Методический журнал «Литература в школе»
Оборудование и приборы.
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактический материал.
- Тексты контрольных работ.
- Видеофрагменты художественных фильмов «Бесприданница», «Мертвые души», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени», «Пушкин: последняя дуэль».
- Диски «Лермонтовские Тарханы», «Прикосновение (Лермонтов на Кавказе)», «С.-Петербург» (виртуальная экскурсия)
- Презентации к урокам.
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень. 2016 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – п/р В.Я.Коровиной. – М., Просвещение, 2012.
- Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др. – Волгоград, 2012
Литература, рекомендованная для учащихся.
- Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982.
- Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Исследования и статьи.— М., 1996.
- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. — М., 1983.
- Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002.
- М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. — Л., 1979.
- Лермонтовская энциклопедия. —Л., 1981.
- Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. — М., 2002.
- Коровин В.И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. — М., 1973.
- Коровине. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. — М., 2002.
- Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. — М., 2002.
- Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1995.
- Манн Ю. В. В поисках живой души. — М., 1987.
- Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. — Л., 1989.
- Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
- Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется...». — М., 1980.
- Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. — М., 1962.
- Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И.Тютчева: поэтика жанра. — М., 2003.
- Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1971.
- Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. — М., 1984.
- Бух штаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. — Л., 1990.
- Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета//Дружинин А. В. Литературная критика. — М., 1983.
- Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. — М., 1999.
- Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М., 1996.
- Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.
- Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н.Островского.— Л., 1982.
- Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». —М., 1982.
- Маркович В. М. Человек в романах И.С.Тургенева.—Л., 1975.
- Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — М., 1973.
- Бойко М. Лирика Некрасова. — М., 1977.
- Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900-е годы. — М., 2000.
- Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». — М., 1987.
- Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970.
- Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М., 1971.
- Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. — М., 1980.
- Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. —Л., 1987.
- Тихомиров. В. Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие. — М., 2002.
Образовательные диски.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс.
- Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
- Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.
- Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.
- «Пушкин в зеркале 2-х столетий»
II. Темы рефератов.
- Своеобразие изображения «маленького человека» в творчестве Пушкина.
- Символика поэмы «Медный всадник».
- Структура конфликта в поэме «Демон».
- Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
- Тип «идеального разночинца» в романе И. А. Гончарова «Обломов».
- От А.Н.Островского к А.П.Чехову: проблема формирования жанра психологической драмы.
- Философская проблематика романа «Отцы и дети».
- Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника».
- Споры о композиции поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в отечественном литературоведении.
- Метод «диалектики души» в романе «Война и мир».
- Библейские мотивы в идейном строе и композиции романа «Преступление и наказание».
- Хронотоп в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Идея «праведничества» в творчестве Н. С. Лескова.
- «Психологическая деталь» в прозе Чехова (по рассказам «Дом с мезонином», или «Случай из практики», или «Дама с собачкой»).
- Пейзаж настроения в творчестве Чехова (по рассказам «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста»).
Приложения.
Методические рекомендации.
Как писать реферат.
1. Структура реферата
2.1. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам).
2.2. Структура реферата включает:
- титульный лист;
- оглавление (последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (указывается цель и задачи реферата, его актуальность, формулируется суть исследуемой проблемы),
- основная часть (подразделяется на несколько разделов в соответствии с аспектами исследуемой проблемы; каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего);
- заключение (подводятся итоги или даётся обобщенный вывод по теме реферата, строится прогноз, предлагаются рекомендации, высказывается авторская позиция);
- список литературы (содержит указание полных данных каждого литературного источника);
- приложения.
2. Оформление реферата
1. Реферат может быть написан от руки или напечатан и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в соответствии со структурой реферата в следующем порядке:
- титульный лист;
- оглавление, в состав которого входят введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения (чертежи, схемы, иллюстрации). Каждая часть начинается с новой страницы.
2. При цитировании работ различных авторов, использовании статистического и другого материала, оформляется ссылка на источник. Цитаты необходимо брать в кавычки.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками. Ссылаться следует на источники в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа. Например: [8], [6,с.75].
3. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
4. Цитаты оформляются сноской внизу страницы сразу же после текста.
5. Список литературы оформляется на отдельном листе в алфавитном порядке (автор, название, издательство, год). Последними указываются использованные ресурсы Интернета.
3. Этапы выполнения реферата
. Основными этапами выполнения реферата являются:
- выбор темы из перечня утвержденных муниципальной (окружной) экзаменационной комиссией ;
- подготовка плана реферата ;
- подготовка материалов для основных содержательных блоков и разделов, проведение мероприятий исследовательского характера ;
- подготовка «рабочего» варианта реферата ;
- консультирование с ведущим учителем, корректировка содержания реферата ;
- оформление реферата и направление на рецензию ;
- подготовка к защите реферата ;
- защита реферата.
4. Критерии оценки реферата
- актуальность и оригинальность темы;
- степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях;
- объём исследованной литературы и других источников информации;
- стиль и грамотность изложения;
- соблюдение требований к оформлению реферата.
- представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы и т.п.).
Действие рабочей программы
Данная программа реализуется в течение 1 учебного года, из расчёта 68 часов ,2 часов в неделю.
Анализ лирического произведения.
- Рассмотреть историю создания.
- Объяснить название (если оно есть).
- Определить тему.
- Раскрыть идею.
- Проследить развитие мысли, чувства, настроения.
- Рассмотреть композицию, определить особенности лирического сюжета.
- Раскрыть систему художественных образов и охарактеризовать их.
- Проанализировать язык:
а) изобразительно – выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и пр.)
б) приёмы поэтического синтаксиса (инверсия, градация, многосоюзие, бессоюзие и пр.)
в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и пр.)
г) приемы поэтической фонетики (ассонанс, аллитерация и пр.)
- Рассмотреть особенности ритма, определить размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), вид строфы, способ рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), вид рифмы (точная, неточная), вид клаузулы мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая).
- Раскрыть жанровое своеобразие (ода, гимн, элегия, послание, баллада и пр.).
- Определить способ художественного выражения поэтической мысли, а также течение, направление, к которому был близок автор.
- Сделать обобщающий вывод об идейном содержании произведения.
Памятка
Анализ эпического произведения
План анализа художественного произведения
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идейная направленность и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Система художественных образов и их внутренние связи.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности построения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалог, и монологи персонажей, интерьер.
- Речевой строй произведения (рассуждение, повествование, описание, отступления и т.д.).
- Общая архитектоника произведения.
- Место произведения в истории русской и мировой литературе.
Памятка
Схема анализа эпизода
- Определить границы эпизода.
- Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
- Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенно композиции.
- Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
- Указать, какую роль играет анализируемые эпизоды в идейном пространственного произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.
Памятка
Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план.
- Место персонажа в системе образов произведения.
- Характеристика персонажей как определенного социального типа;
а) социальное и материальное положение;
б) внешность.
3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.
3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.
3.2. Влияния на окружающих.
4. Область чувств:
а) отношение к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) предысторией или биографией;
д) через цель поступков;
е) в речи;
ж) окружающей обстановкой;
7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Конспект - более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.
Как написать конспект лекции
- Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
- Не старайтесь записывать каждое слово учителя, т. к. при этом можно пропустить главное, потерять нить суждений.
- Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
- Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или не законченную фразу, которую допишете потом.
- В тот же день, пока в памяти свежо содержание конспекта, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
- Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Как написать конспект по параграфу учебника
- Прочитай внимательно текст параграфа, определи главную его мысль.
- Начни работу с текстом параграфа сначала устно:
- подчеркни основные понятия, термины, события, даты;
- перечитывая каждый пункт параграфа, на полях книги или в черновике отметь главную идею (возможно формулирование собственного мнения или выбор цитат, отражающих эту идею);
- составь план конспекта, для того чтобы не осталось пропущенного материала;
- выдели вывод.
3. Отработанный устно материал, можешь отразить письменно в тетради.
4. Проверь свою работу на наличие ошибок, логически правильно
выстроенного текста параграфа.
Памятка
Написания сочинения по литературному произведению
* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами произведению.
* Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её предстоит доказать.
* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.
* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.
* Выразите личное отношение к проблеме и герою.
* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.
* Составьте примерный план.
* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.
* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.
* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.
* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых сомневаетесь.
* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.
* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Эссе - мини- сочинение по представленной теме. Эссе должно восприниматься как единое целое, где четко выражена и понятна идея, не содержится ничего лишнего, лишь самая необходимая информация. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, собственные мировоззренческие идеи; содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме или позиции.
Структура ЭССЕ
1.Начало (актуализация заявленной темы эссе; составляет 20% всего объема работы).
2. Основная часть (начинается с четко сформулируемого учеником тезиса; приводится 3 аргументированных доказательства или опровержение тезиса, выражающих личную позицию ученика; используется научный подход с необходимым набором научных терминов и понятий; составляет 60% от всего объема работы).
3.Вывод (заключительное суждение, отражающее личную позицию ученика, его взгляд и отношение на заявленную проблему; составляет 20% всего объема работы).
КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ
Прежде чем приступить к написанию эссе нужно:
- Изучите заданный на дом теоретический материал.
- Уясните особенности заявленной темы.
- Продумайте, в чем заключается актуальность темы, чем это вызвано.
- Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
- Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут
вам раскрыть суть тезиса и собственные позиции.
- Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
Требования к написанию эссе:
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея ясна и понятна.
- Эссе содержит только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
- Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть четким по структуре.
- Каждый абзац содержит только одну основную мысль.
- Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует весь теоретический материал.
- Эссе содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме.
- Начинаться эссе должно с эпиграфов (ученик должен наизусть знать автора и те строки, чьи строки приводятся в качестве высказывания).
При написании эссе:
- Напишите эссе в черновом варианте по представленной структуре.
- Проанализируйте содержание написанного.
- Проверьте стиль и грамотность (исправьте ошибки в собственных понятиях;
композиционное построение эссе; логичность и последовательность).
- Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Памятка
Написания изложения, близкому тексту.
1.Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.Ответьте на вопросы. Данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
3.Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4.Определите, к какому типу речи относится текст.
5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6.определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в предложении или пересказе.
7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
8.Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, за тем после проверки и исправления перепишите его.
ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АРГУМЕНТАЦИИ
Аргумент- довод
Аргументация- доказательство
Событие- явление, повторяющееся в ходе исторического развития общества.
Факт- явление никогда неповторяющееся в ходе исторического развития общества, единичное.
Доказательство состоит из аргумента, рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводами.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ
Работа в группах подразумевает групповую кратковременную (1урок) или средневременную работу (от 2 до 4 уроков) по представленной учителем, заявленной самими учащимися или предусмотренной общеобразовательной программой учебной проблемы.
Структура творческой группы:
Для более успешной работы группа должна состоять из 4-5 человек. Роли распределяются в группе следующим образом: в 5-9 классах учитель определяет сам, в 10-11 классах учащиеся самостоятельно определяют роли.
Роли в творческой группе:
- руководитель группы, обеспечивающий слаженную, продуктивную работу группы;
- секретарь, обеспечивающий своевременное фиксирование изучаемого материала;
- выступающий, выражает в краткой, лаконичной, доступной форме наработанный группой материал;
- оппонент, поддерживает или опровергает выступление как представителей своей группы, так и представителей других групп (возможны 2 человека).
Время работы группы:
- кратковременная группа работает 1 урок (40 минут);
- средневременная группа работает 2-4 урока(80-160 минут).
Оформление работы:
- работа оформляется на листах А4;
- работа оформляется на листе ватмана;
- работа оформляется как коллаж;
- работа оформляется как брошюра или проспект.
Перед началом работы учитель проговаривает, в каком виде должна быть оформлена работа.
* Оценивание работы группы:
- оцениваются все участники группы одинаковой отметкой;
- оценивается только выступающий;
- оцениваются толь те участники, которые активно работали в группе.
Перед началом работы учитель проговаривает систему оценивания, чтобы не возникло недоразумения при оценивании в конце работы группы.
Памятка
Написания сжатого изложения.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. В тексте отбирается основное и существенное. ,исключается второстепенный материал и обобщение . При сжатии любого текста опускаются диалоги, описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. Чтобы сжать текст нужно вычленить главную информацию, важно отобрать те действия. которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. Возможно преобразование стиля текста и его типа, так как художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность .При сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив подробности .
Последовательность операций при сжатии текста.
1.Определить стиль исходного текста;
2.Уточнить тему и основную мысль ;при этом особое внимание обратить на заглавие и на подтекст;
3.Определить тип речи;
4.Проанализировать содержание текста (выявить микротемы., составить план.,
уточнить центральную часть )
5.Выполнить черновой вариант;
6.Проверить собственный текст на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
7.Дважды прочитать собственный текст и отредактировать.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТОВ
Работа начинается с фонетического анализа. Предлагаются следующие задания:
Выписать из текстов слова, в которых встречается звук (р ), что достигается повторением этого звука? Сделайте вывод о роли звуковых средств, использованных авторами для создания художественных образов.
Выпишите слова, передающие цвет и запах того, что изображается. Сделайте вывод об отборе лексических средств, которые используют авторы для передачи восприятия природного явления.
Выпишите из текстов глаголы. Определите их вид. Сделайте вывод о типе речи текста. Затем можно рассмотреть роль причастий и деепричастий в текстах. Какие типы предложений встречаются в текстах, какова роль односоставных предложений?
Чтобы приблизиться к пониманию этого замысла, надо выполнить следующие действия:
1. Переписать тексты стихотворений.
2. Определить лексическое значение непонятных или ключевых слов, их стилистическую окраску.
3. Найти слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении, объяснить их.
4. Объяснить, почему автор выбрал те или иные синонимы, антонимы и т.д.
5. Обратить внимание на композицию стихотворений.
6. Определить типы предложений, сказуемых, чем они выражены.
7. Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения?
8. В чем заключается звуковое своеобразие стихотворных строк?
9. Определить общую тему и основную мысль предложенных текстов.
Для успешного выполнения подобного задания ученикам можно предложить следующие речевые модели :
Памятка противопоставления:
- наоборот, напротив…
- однако, а, но…
- если – то….
- но бывает и по-другому…
- иное, чем…
- и в то же время…
- в отличие от...
- как не похоже на…
- как по-разному звучат…
- между тем…
Памятка сопоставления:
- как и у …., в стихотворении (тексте……) тоже есть…
- с одной стороны,…..с другой….
- подобно
- …..тоже играет важную роль, но – другую
- и в том и в другом тексте…
- в синтаксическом строе двух текстов мы можем увидеть и сходство и различие…
- вместе с тем…
- не только ( в поэтическом тексте), но и ( в прозаическом).
Предлагаемые задания:
- Определите тему. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или идею текста?
- Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид связи (параллельная или цепная) предложений в тексте
Выделите синонимы, антонимы. Какова их роль в тексте?
- Определите значения многозначных слов, подберите к ним синонимы.
- Определите роль повторяющихся слов.
- Найдите речевые модели сопоставления и противопоставления.
- Объясните роль средств выразительности.
- Прочитайте текст еще раз. Подумайте, как связаны первое и последнее предложения текста. Озаглавьте текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам
Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....
Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
В данной статье дается алгоритм (процессуальное описание) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения....
Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования.
Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования....
Организация обучения по индивидуальным учебным планам
Технология организации обучения по ИУП и индивидуальному расписанию...
"Обучение на основе Индивидуального учебного плана"
Изменения во многих сферах российской социально - экономической жизни не могут не отражаться на состоянии школьного образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 20...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предметам индивидуального учебного плана для Гарсиевой Лейлы, ученицы 6 класса на 2017-2018 учебный год
Индивидуальная основная общеобразовательная программа для Гарсиевой Лейлы ученицы 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ "ЦАО"...
Проекты индивидуальных учебных планов учащихся, выведенных на индивидуальное обучение
Некоторые учащиеся по состоянию здоровья выводятся на индивидуальное обучение. Шккола должна разработать индивидуальные учебные планы на этих учащихся. Данная публикация поможет учителю, родителю при ...