Организация обучения по индивидуальным учебным планам
статья на тему

Татьяна Николаевна Богданова

Технология организации обучения по ИУП и индивидуальному расписанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса в 10-11-х классах на основе индивидуальных планов учащихся (из опыта работы)

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 12

Богданова Татьяна Николаевна

   Одной из задач, поставленных перед школой, является отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся (из Концепции модернизации Российского образования).

   Осуществляя прием учащихся в 10-ые классы, озадачены следующими проблемами: крайне неоднородный по уровню обученности и обучаемости состав учащихся; ограничение учащихся в выборе содержания предметов; снижение познавательного интереса к учению и как следствие, снижение качества обученности учащихся.

   Осознание этих проблем привело к пересмотру действующих программ обучения в школе III ступени и внедрению новой модели обучения – мультипрофильной.

   Модель мультипрофильного обучения рассчитана на применение в старших классах и  позволяет организовать учебный процесс на основе индивидуальных учебных планов учащихся в   различных типах школ, в том числе и в общеобразовательных школах с неоднородным составом учащихся.

    Данная образовательная технология по мнению её авторов - Иванова А.В., директора Учебно-консультационного центра «Образовательные системы», Стефановой Е.П.,  заместителя директора данного центра, позволяет строить индивидуальные планы развития для каждого ученика с учётом его особенностей. Модель получила высокие оценки за свою целостность, адаптивность и личностную  ориентированность. Её преимущество в том, что она опробована в общеобразовательной школе в рамках нормативного финансирования. В широкую практику данную модель обучения рекомендовал экспертный совет  института педагогических инноваций РАО.

    Какие шаги нужно сделать, чтобы адаптировать эту технологию к условиям конкретной школы?

    В течение первого года обучения основное внимание следует уделять популяризации идеи мультипрофильного обучения: это лекционные, семинарские, практические формы работы с инициативными группами учителей, учащихся, родителей в образовательном учреждении, в результате чего и должен быть разработан проект. В нашей школе мы ограничились полугодием: в феврале ознакомились с этой технологией, а в сентябре уже начали работать в профильных группах.

   Сформулированные положения  могут  быть  реализованы при условии соорганизации основных аспектов технологии многопрофильного обучения: концептуально-позиционного, организационного, управленческого и нормативно-правового.

1. Концептуально-позиционный этап

 1)  обоснование необходимости   выбора данной модели;

  2) разработка модели содержания образования:

предметная компонента (подготовка обновлённых  учебно-тематических планов, адаптированных программ по математике, литературе, немецкому,  английскому, русскому языкам, истории, экономике, праву, физике, биологии, химии),

надпредметная компонента (воспитание творческой личности, овладение различными формами мыследействия),  эта компонента связана в основном с поведением ученика при изменении системы обучения: свобода выбора (в рамках действующих образовательных стандартов и учебного плана), возможность давать оценку курсам, учителям, учебному процессу, изменение привычного круга общения (был в классе - стал в предметной группе). Следует отметить, что самоопределение учащихся протекает непросто. Практика показала, что на протяжении учебного года, особенно интенсивно на начальном этапе (сентябрь, октябрь), 10-15% учащихся обращаются с просьбами об изменении учебного плана  (авторы технологии считают допустимым 20%).

Причины обращений:

  1. на момент составления учебного плана (конец 9  класса) не было конкретных планов на будущее, поэтому выбирали скорее учителей, а не предмет для углубления;
  2.  одновременно выбирать и «интересное», и «нужное» не всегда возможно (например, для поступления в конкретный ВУЗ);
  3. некоторые учащиеся на момент выбора  не осознали себя как личность, выбор осуществлялся под влиянием родителей или друзей;
  4. некоторые ученики искали наиболее лёгкий путь получения образования (выбрали минимум часов и обучались в общеобразовательном, а не в профильном классе).

Менять или не менять учебный план ученику – это предмет договора учителя и ученика, по некоторым предметам изменили профиль по просьбе ученика, по другим убедили, оставив прежним.

II. Организационно – функциональный этап

Этот этап очень сложный, включает:

  • комплектование классов;
  • определение предметов, по которым будут профили;
  • компоновку учебного плана;
  • комплектование профильных групп;
  • составление расписания (индивидуальных расписаний: на параллель из 56 учащихся приходится около 50 различных планов).

Организация групп, подготовка расписания занятий.

После обработки анкет учащихся составляется сводная ведомость (карта) выбранных учащимися предметов. Для обучения каждому предмету создаются учебные группы, в которые входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения данного предмета (профильные или общеобразовательные). То есть классно-урочная система заменяется предметно-групповой.

Алгоритм составления расписания (исходя из собственного опыта):

  1. формирование списочного состава групп учащихся по всем предметам (на основе карты);
  2. подготовка учительского расписания (по дням недели, в соответствии с учебным планом школы, нагрузкой каждого конкретного учителя);
  3. расстановка кабинетов;
  4. преобразование учительского расписания в ученическое (списочный состав параллели, маркировка предметов: Р – русский язык, М – математика, А – астрономия, а – английский язык, Ф – физика, фр – физическая культура и т.д.);
  5. корректировка по отдельным учащимся (с целью минимализации окон, ликвидации совпадений предметов, оптимизации нагрузки по каждому учебному дню);
  6. расстановка индивидуальной недельной нагрузки на каждого ученика (в соответствии с СанПИНами);
  7. распечатывание расписания для учащихся, для учителей.

     Составление фактически индивидуальных расписаний учащихся – не единственное организационное изменение в образовательном процессе. Каждый учащийся оказывается членом нескольких учебных коллективов, имеющих различные списочные составы (ученик может быть членом от 9 до11 групп).

     Классно-урочная система заменяется предметно-групповой. В связи с этим изменяется привычная организация учебно-воспитательного процесса: ведение классных журналов, учёт успеваемости и посещаемости, система классного руководства. Классные журналы ведутся и по классам (для финансового учёта  бухгалтерией), и по учителям.

 III. Управленческий этап

 Меняется не только позиция ученика, позиция  учителя также  не остается прежней. Проблемы учителя следующие:

  1. учителю дано право выбирать ученика (если ученик выразил желание изучать курс), но следует помнить, что отказ в приеме в профильную группу – очень ответственный акт (важно не обидеть ученика, грамотно  аргументировать свой отказ);
  2. ученики могут не выбрать углубленный курс у данного учителя, что болезненно для учителя;
  3. если выбор взаимный, то, конечно, обе стороны должны выработать приемлемые требования друг к другу (к ученику - по уровню его подготовки, по посещаемости; к учителю – по содержанию преподаваемого предмета, по  применяемой методике).

Проблема  подбора  кадров на данном этапе является одной из важных, так как  оказывает влияние на качество  преподавания, и в конечном итоге на  результативность обучения и воспитания.

IV.Нормативно-правовой этап

  • Правовые отношения между школой, учащимися и родителями возникают при зачислении учащегося в школу. В 10-й класс зачисляются лица, имеющие основное образование и подавшие заявление о зачислении. Отказ в приёме в профильную группу не является отказом в приёме в 10-й класс вообще.
  • Каждый учащийся составляет себе учебный план самостоятельно в пределах, допустимых базисным региональным учебным планом.
  • Для обучения каждому предмету созданы учебные группы, в которые входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения данного предмета (в рамках I или II вариантов образовательных стандартов).

 В течение второго года внедрение программы в практику работы школы:

  1. реализация обновленных учебно-тематических планов по предметам  (с усиленной практической направленностью);
  2. корректировка учебных планов учащихся;
  3. выбор диагностического инструментария, отслеживание результативности, соотнесение полученных данных в профильных группах со стандартным классом, анализ работы по семестрам;
  4. отчетность, формирование банка данных  по результатам эксперимента;
  5. индивидуальное консультирование.

В течение третьего года  подведены итоги эксперимента, обобщены его                

результаты, проведены отчёты на городских педагогических чтениях, на                              

городском экспертном совете.

Какие результаты мы ожидали получить? 

1. расширить  возможности учащихся в выборе учебного  плана;

2. заменить классно-урочную  систему обучения   предметно-групповой;  

3. индивидуализировать учебную нагрузку (обучать по индивидуальным учебным планам);

4. дать учащимся более широкие возможности  выбора содержания учебных предметов, профилизировать обучение;

5. повысить качество обученности учащихся, уменьшить  количество пропусков занятий.

Анализ влияния  мультипрофильной системы обучения на формирование показателей школы III ступени выявил следующее: показатели в профильных группах стабильно высокие, превышающие по качеству результаты в общеобразовательных группах, индекс качества в параллелях 10-х, 11-х классов повысился.

Данные анкетирования учащихся «Изучение влияния профильного обучения на сохранение и развитие классного коллектива»: профильное обучение влияет на развитие коллектива положительно – 42% опрошенных,  нейтрально влияет – 34%. Учащиеся отметили необходимость выделения времени для проведения классных часов и мероприятий. В общем, учащиеся считают, что такая форма обучения сыграла большую роль для сплочения коллектива во всей параллели 11 классов.

Результаты исследования психолога (по методике ШТУР - Школьный Тест Умственного Развития): повысился уровень мышления в сравнении с началом 10 класса у 75%, остался на прежнем уровне у 8,5%, снизился  у 16,5%. Причины снижения: случайный выбор профильного предмета учащимся, отсутствие диагностики уровня интеллекта для выявления предметной направленности  ученика (гуманитарный, лингвистический, математический, естественнонаучный профили) на подготовительном этапе. Для улучшения результатов тестирования под руководством школьного педагога-психолога составлена коррекционная программа с рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам. Движение учащихся. в профильных группах составило 19%, при норме 15-20%, т.е. следует   сделать вывод, что группы достаточно стабильные, учителя сумели заинтересовать учащихся.

В целом следует отметить, что результаты, ожидаемые при внедрении мультипрофильного обучения, достигнуты. В рамках модели мультипрофильного обучения опробированы новые технологии и алгоритмы:

  • составления учебного расписания и подготовки индивидуальных планов учащихся,
  • подготовки учебного плана и расчёта часов (учащиеся составляют себе учебный план самостоятельно в пределах, допустимых базисным региональным учебным планом. В нём предусматривается возможность выбора расширенного или профилизирующего изучения отдельных предметов),
  • мониторинга учебно-воспитательного процесса в 9 – 11-х классах.

Перспективы развития модели мультипрофильного обучения: адаптировать данную систему к возможностям нового учебного плана (увеличить количество часов по предметам), к новым  образовательным стандартам (2004 года) и вариативным образовательным программам.

Мультипрофильное обучение в вопросах и ответах.

sЧто такое «мультипрофильное» обучение? Чем  отличается от профильного?

  • При профильном обучении выбирают профиль (гуманитарный, естественно-научный, сложившийся в рамках учебного плана), а при мультипрофильном - набор  учебных     дисциплин не  ограничен рамками профиля.

Примерная комбинация предметов:

                                 ✍русский язык, алгебра, физика;

                                 ✍иностранный язык, алгебра, химия;

                                  ✍история, право, физика;

                                  ✍химия, физика, информатика.

sКакова недельная нагрузка ученика при такой схеме обучения?

  • Недельная нагрузка - максимально 37 часов, минимум -  31 час.

s А расписание, каков принцип составления?

  • Индивидуальное расписание у каждого ученика, он занимается в различных предметных  группах, одновременно идет 4 урока по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам

Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....

Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся

В данной статье дается алгоритм (процессуальное описание) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения....

Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования.

Обучение по индивидуальным учебным планам - одна из составляющих повышения качества образования....

Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану в учреждении дополнительного образования

Положение является  локальным нормативным актом, определяет структуру, содержание и порядок  разработки и утверждения индивидуального учебного плана и служит организационно-методической осно...

Проекты индивидуальных учебных планов учащихся, выведенных на индивидуальное обучение

Некоторые учащиеся по состоянию здоровья выводятся на индивидуальное обучение. Шккола должна разработать индивидуальные учебные планы на этих учащихся. Данная публикация поможет учителю, родителю при ...

Организация работы по составлению Индивидуального учебного плана

Методические рекомендации по составлению ИУП. Презентация к выступлению на стажировочной площадке....