Рабочая программа литературного кружка с элементами журналистики
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шепелева Ольга Геннадьевна

Программа подходит для использования во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnogo_kruzhka.docx67.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

                                                                                                                   Утверждаю

Руководитель структурного

подразделения Ленинское

________________________

   _____ _______________2017г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

Литературный кружок с элементами журналистики

п. Развилка

2017 год

Рабочая программа дополнительного образования разработана в целях реализации системы дополнительного образования в колледже; расширяет возможности студентов в выборе занятий в соответствии с их интересами, склонностями и потребностями; для самостоятельного выбора студентами направления и характера их деятельности.

СОГЛАСОВАНА

Заведующей отделом по ВР

______________ /О.С. Аносова/

РАССМОТРЕНА

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /____________/

Составитель: О.Г. Шепелева, педагог дополнительного образования Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж «Московия»

______________ /О.Г. Шепелева/


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

4

Структура и содержание

9

Условия реализации рабочей программы

13


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1. Область применения программы

Программа направлена на реализацию дополнительного образования и не является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Программа предназначена для студентов колледжа I – III курса.

Программа рассчитана на учебный год; занятия проводятся 4 часа в неделю;

занятия проводятся по расписанию занятий дополнительного образования.

Программа литературного кружка с элементами журналистики

познавательно-творческой  направленности.

Форма организации деятельности студентов – групповая.

Методы обучения – словесные, наглядные, практические, комбинированные.

1.2. Место дополнительного образования в системе воспитания студентов

 «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей студента в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Программа литературного кружка с элементами журналистики направлена на повышение интереса к занятиям литературы, улучшения владением русским языком и развитие творческих способностей студентов. 

Программа воспитывает устойчивый интерес к занятиям русского языка и литературы, способствует улучшению знания произведений отечественной и зарубежной литературы и повышению уровня владением родным языком. Расширяет кругозор, прививает навыки самостоятельного владения литературным словом, обучает приемом написания произведений различных литературных и журналистских жанров. Творческое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность и готовность к сотрудничеству.

Актуальность программы 

Русский язык и русская классическая литература – это фундамент «Русского мира». Эти два предмета являют собой и основу общеобразовательного цикла в любом учебном заведении.

 Знание русского языка и лучших образцов отечественной литературы способствует развитию у обучающихся уважения к родной культуре, патриотизма, вместе с тем поднимает общий культурный уровень студентов.

Педагогическая целесообразность

программы выражена в том, что она позволяет организовать особо доверительное общение преподавателя с обучающимися и между самими студентами в группе.

        Русский язык и литература – важнейшая составляющая общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

Содержание программы способствует развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии/специальности. Компетентностный подход поможет реализовать задачи современного уровня, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ключевые компетенции 

 способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это проявляется при выполнении самостоятельных заданий и написании литературных произведений и журналистских текстов);

- способность работать в команде (работа в группе, разбор и оценка произведений друг друга).

Обобщенные предметные умения: к ним относятся умения анализировать и обобщать  полученную информацию (разбор текстов); применять полученные знания на практике (выполнение заданий).

Прикладные предметные умения: углубленное знание отечественной и зарубежной литературы, умение понимать текст любой сложности, хорошее владение родной речью.

Жизненные навыки – умение общаться, умение понимать другого человека, понимание специфики журналистского творчества, развитие красноречия, развитие веры в собственные творческие силы.

Все это можно назвать функциональной грамотностью в области русского языка и литературы

Занятия в литературном кружке будут способствовать формированию общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Практическое знакомство студентов кружка позволит более четко понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.

1.3. Цели и задачи, требования к результатам

Литература, как учебная дисциплина относится к предметной области "Филология", является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и её изучение должно обеспечить:

- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

- свободное использование словарного запаса;

- сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Содержание учебной дисциплины направлено на:

- достижение предметных результатов:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского)

литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Цель курса:

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду, раскрытие индивидуальных способностей каждого и выработка активной жизненной позиции.

Задачи:

- Знакомство с аспектами поэтического мастерства;

- Развитие умений  создавать стихи, формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.

-  Умение анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов;

- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

- Изучение основ журналистского творчества;

- Развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;

- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории;

- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся;

- Формирование основных этических норм при оценке событий окружающей жизни;

- Формирование активной жизненной позиции;

- Формирование потребности в самообразовании и самовоспитании;

- Формирование практических навыков создания газетных жанров;

- Создание условий для развития интереса к самооценке своих достижений;

- Создание условий для самореализации через участие в конкурсах разных уровней,  публикаций творческих работ в СМИ;

- Развитие ученического самоуправления.

            В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход: каждый студент может свободно выбрать направление, форму и темп работы. Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике работы над высказыванием. Группа формируется из разновозрастных обучающихся, из групп разных специальностей,  с разным уровнем базовых знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.

Формирование компетентностного подхода

В государственном стандарте по русскому языку и литературе определены три основные задачи курса русского языка и литературы: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Формирование языковой и лингвистической компетенций

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров – все эти компетенции можно сформировать в процессе изучения чужих и создания (анализа) собственных литературных произведений. Одновременно с этим формируется компетенция представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка и представление о системе стилей языка художественной литературы.

Формирование коммуникативной компетенции

Возможность работы в группе – а именно: выполнение индивидуальных или коллективных заданий, совместное обсуждение классических литературных произведений, а затем и разбор собственных сочинений способствует развитию навыков общения, умения слушать и слышать другого человека, понимать движение его мыслей и чувств, давать оценку чужого творчества, не травмируя чувства другого человека.

Командные лингвистические игры способствуют выявлению сильных и слабых сторон обучающихся, умению выстроить их в команде, правильно распределить обязанности, выявить лидера, т. е. развивают навыки работе в коллективе.

            Необходимость развития компетентностей в рамках образования в целом и при реализации дополнительного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.

Выводы:

1.   Введение компетентностного подхода требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении образовательного процесса, и в практике работы педагога дополнительного образования.

2. Целью обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание занятий внутри программы подбирается педагогическим работником под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается наблюдение за деятельностью обучающихся.

3. Занятия литературой  носят деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в группах по интересам, выстраивание индивидуальных траекторий, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Направления работы:

  1.  «Юные корреспонденты» — освещение жизнедеятельности студенческого сообщества ГАОУ СПО МО ПК «Московия»  в информационном вестнике «Московия инфо», в местных СМИ;
  2. «Юные сочинители» — участие в разноуровневых литературно-творческих конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  1. Всестороннее раскрытие и реализация природного творческого потенциала, социально значимого проявления индивидуальности обучающегося.
  2. Портфолио конкурсных творческих работ, публикаций в СМИ и достижений кружковцев.
  3. Участие студентов в соревнованиях и олимпиадах; достижения - призовые места.

Количество часов на занятия в литературном кружке с элементами журналистики по программе дополнительного образования:

максимальная нагрузка студента - 160 часов, в том числе:

           -  аудиторной (теоретической) нагрузки – 78 часов,

           - практические занятия – 82 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Объем занятий и виды работ

Вид работы

Объем часов

Педагогическая нагрузка (всего)

160

в том числе:

                 - теоретическая нагрузка

78

- практические занятия

82

- участие в соревнованиях, олимпиадах

Результат: - участие в выпусках информационных вестников «Московия инфо» (по плану ОУ);

- портфолио конкурсных творческих работ, публикаций в СМИ и достижений кружковцев;

- участие студентов в соревнованиях и олимпиадах; достижения - призовые места.


2.2. Тематический план и содержание занятий

Наименование занятий (тем)

Содержание материала, практические занятия

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

Знакомство с группой

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ. Знакомство. Рассказ каждого о себе. Представление плана кружка.

Распределение обязанностей между членами кружка.

4

Тема 2.

Теория литературы

Что такое литература и поэзия? (Диспут)

4

Тема 3.

Теория журналистики

Что такое журналистика? Для чего она нужна? (Диспут)

4

Тема 4.

Поэтика

«Я знаю силу слов…» Рассуждения на тему: назначение поэта и поэзии.

4

Тема 5.

Информационный вестник студенческого сообщества

Информационный вестник как СМИ студенческого сообщества. Каким он должен быть? (Круглый стол)

4

Тема 6.

Любимый писатель

Рассказ-сообщение о любимом авторе.

4

Тема 7.

Теория журналистики

Основные понятия газетного дела. Виды печати.

4

Тема 8.

Теория литературы

Литературные жанры.

4

Тема 9.

Диспут

Обсуждение любимых печатных и интернет изданий, телевизионных программ

4

Тема 10.

Теория литературы

Поэтические жанры.

4

Тема 11.

История журналистики

Экскурс в историю журналистики

4

Тема 12.

Практическое занятие

Определение литературных жанров. Практикум

4

Тема 13.

Теория журналистики

Основные газетные жанры (обзор).

4

Тема 14.

Практическое занятие

Чтение любимых произведений (в том числе собственного сочинения). Их разбор.

6

Тема 15.

Теория журналистики

Заметка - что это такое? Виды заметок.

2

Тема 16.

Практическое занятие

Приемы написания заметок.

4

Тема 17.

Теория литературы

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

4

Тема 18.

Теория журналистики

Репортаж как жанр журналистики.

2

Тема 19.

Практическое занятие

Нахождение в тексте выразительных средств языка.

2

Тема 20.

Практическое занятие

Написание репортажа.

4

Тема 21.

Теория литературы

Размер стиха. Силлабо-тоническое стихосложение. Другие системы стихосложения.

4

Тема 22.

Теория журналистики

Особая структура журналистского произведения.

4

Тема 23.

Практическое занятие

Анализ нескольких журналистских материалов (заметки, репортажи) из периодики.

4

Тема 24.

Практическое занятие

Анализ любимых стихотворений.

4

Тема 25.

Теория журналистики

Статья как жанр журналистики.

2

Тема 26.

Практическое занятие

Разбор нескольких статей из периодики.

2

Тема 27.

Игры со словами. Теория

Игры со словами. Экскурс в историю.

2

Тема 28.

Практическое занятие

Игры со словами.  Практикум.

2

Тема 29.

Теория журналистики

Образный ориентир и заголовок журналистского произведения. Их взаимосвязь. Примеры из периодики.

4

Тема 30.

Теория литературы + Практическое занятие

Рифма. «Поход за вдохновением». Игра в «Буриме».

4

Тема 31.

Теория журналистики

Интервью как жанр журналистики.

2

Тема 32.

Практическое занятие

Написание интервью.

2

Тема 33.

Теория литературы+ Практическое занятие

Поэзия и живопись. Их взаимосвязь. Задание: поэтически описать картину.

4

Тема 34.

Теория журналистики

Рецензия как журналистский жанр.

2

Тема 35.

Практическое занятие

Написание рецензий.

2

Тема 36.

Теория журналистики

Жанр фельетона на примерах из периодики.

2

Тема 37.

Практическое занятие

Написание фельетона

2

Тема 38.

Теория литературы

Музыка в поэзии. Особенности жанра песни.

4

Тема 39.

Теория журналистики

Литературное редактирование. Что это такое? Приемы редактирования.

2

Тема 40.

Практическое занятие

Практикум по редактированию.

2

Тема 41.

Теория литературы

Литературная пародия как жанр.

2

Тема 42.

Практическое занятие

Написание литературных пародий.

2

Тема 43.

Теория журналистики

Культура оформления печатных материалов.

2

Тема 44.

Практическое занятие

Культура оформления печатных материалов. Практикум

2

Тема 45.

Теория литературы + Практическое занятие

Устное народное творчество. Его смысл и высокая поэтика. Искусство сочинять частушки.

4

Тема 46.

Теория журналистики + Практическое занятие

Понятие журналистской этики. Разыгрывание ситуаций.

4

Тема 47.

Теория литературы

Пословицы и поговорки  как жанр литературного народного творчества. Искусство афоризма.

4

Тема 48.

Теория журналистики

Методы сбора информации в журналистике.

4

Тема 49.

Обобщающее занятие

Обсуждение-рефлексия: что нового узнали, чему научились? Последние литературные произведения, написанные участниками кружка. Творческие планы на лето.

2

Тема 50.

Итоговое занятие

Формирование индивидуальных портфолио журналистских материалов. Награждение. Чаепитие.

2

ВСЕГО:

160

        3.Условия реализации программы

        3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Школьная доска, спортивный инвентарь, оборудование.

        3.1.1.Оборудование и материалы:

-  разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

- различные периодические печатные издания;
- тексты для редактирования;

- аудиозаписи;

- компьютер.             

 3.1.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

- правила техники безопасности на занятиях в учебных аудиториях.

        3.2. Учебно-методический комплекс, систематизированный по компонентам

        3.2.1. Нормативный компонент:

 - программа;

        3.2.2.Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

    3.2.3. Методический компонент по темам:

- методические разработки сценариев проведения различных видов занятий

с применением современных технологий обучения;

- терминологические словари разных типов;

   3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

- творческие задания по темам;

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.

2.Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

3. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М: Аркти, 2009

4.Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр/ М.И. Шостак. – М., 1997.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
6. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
9. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

10. Система средств массовой информации России.  – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
11. Работа современного репортера. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
12. Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М., 2004.
13. В. В. Кеворков. Рекламный текст. – М., 1996.
14. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.

15. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.

16. М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. – Ярославль: Академия развития, 2008.

17.Ворошилов, В.В. История журналистики России: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

18. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

19. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917): учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) –3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006.

20. О.В.Касперская. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми. Современные технологии, рекомендации, мероприятия. – Волгоград, 2011.

21.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст], – М., 1969.

22. Н.В.Кашлева. Дополнительное образование. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009.

23.О печати: закон РФ.

24. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

25. Попов, А.А. Производство и оформление газеты/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

26. М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. /Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21

27.Стилистика газетных жанров/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

28. М. П, Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. – М: УЦ Перспектива,2012

29.Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов. – М.:Флинта,2010

30. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.

31. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., – Павлово: Витна, 2002.

32. Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

33. EVARTIST [Электронный ресурс] – образовательный портал. Журналистика, реклама и пиар: www.evartist.narod.ru 

34. Живое слово. [Электронный ресурс] – Портал для журналистов: www.zhivoeslovo.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литературного кружка

Программа предназначена для проведения внеклассных занятий по литературе....

Рабочая программа литературного кружка

Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании  молодого поколения требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и  кружковой...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа литературного кружка "Художественное слово"

Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование литературного кружка...

рабочая программа литературного кружка

рабочая программа литературного кружка...