Рабочая программа литературного кружка с элементами журналистики
методическая разработка по литературе (11 класс)
Программа подходит для использования во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnogo_kruzhka.docx | 67.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
Утверждаю
Руководитель структурного
подразделения Ленинское
________________________
_____ _______________2017г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
Литературный кружок с элементами журналистики
п. Развилка
2017 год
Рабочая программа дополнительного образования разработана в целях реализации системы дополнительного образования в колледже; расширяет возможности студентов в выборе занятий в соответствии с их интересами, склонностями и потребностями; для самостоятельного выбора студентами направления и характера их деятельности.
СОГЛАСОВАНА Заведующей отделом по ВР ______________ /О.С. Аносова/ | РАССМОТРЕНА Методическим Советом колледжа протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /____________/ |
Составитель: О.Г. Шепелева, педагог дополнительного образования Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж «Московия» ______________ /О.Г. Шепелева/ |
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | 4 | |
Структура и содержание | 9 | |
Условия реализации рабочей программы | 13 | |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1. Область применения программы
Программа направлена на реализацию дополнительного образования и не является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Программа предназначена для студентов колледжа I – III курса.
Программа рассчитана на учебный год; занятия проводятся 4 часа в неделю;
занятия проводятся по расписанию занятий дополнительного образования.
Программа литературного кружка с элементами журналистики
познавательно-творческой направленности.
Форма организации деятельности студентов – групповая.
Методы обучения – словесные, наглядные, практические, комбинированные.
1.2. Место дополнительного образования в системе воспитания студентов
«Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей студента в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Программа литературного кружка с элементами журналистики направлена на повышение интереса к занятиям литературы, улучшения владением русским языком и развитие творческих способностей студентов.
Программа воспитывает устойчивый интерес к занятиям русского языка и литературы, способствует улучшению знания произведений отечественной и зарубежной литературы и повышению уровня владением родным языком. Расширяет кругозор, прививает навыки самостоятельного владения литературным словом, обучает приемом написания произведений различных литературных и журналистских жанров. Творческое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность и готовность к сотрудничеству.
Актуальность программы
Русский язык и русская классическая литература – это фундамент «Русского мира». Эти два предмета являют собой и основу общеобразовательного цикла в любом учебном заведении.
Знание русского языка и лучших образцов отечественной литературы способствует развитию у обучающихся уважения к родной культуре, патриотизма, вместе с тем поднимает общий культурный уровень студентов.
Педагогическая целесообразность
программы выражена в том, что она позволяет организовать особо доверительное общение преподавателя с обучающимися и между самими студентами в группе.
Русский язык и литература – важнейшая составляющая общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Содержание программы способствует развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии/специальности. Компетентностный подход поможет реализовать задачи современного уровня, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевые компетенции
– способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это проявляется при выполнении самостоятельных заданий и написании литературных произведений и журналистских текстов);
- способность работать в команде (работа в группе, разбор и оценка произведений друг друга).
Обобщенные предметные умения: к ним относятся умения анализировать и обобщать полученную информацию (разбор текстов); применять полученные знания на практике (выполнение заданий).
Прикладные предметные умения: углубленное знание отечественной и зарубежной литературы, умение понимать текст любой сложности, хорошее владение родной речью.
Жизненные навыки – умение общаться, умение понимать другого человека, понимание специфики журналистского творчества, развитие красноречия, развитие веры в собственные творческие силы.
Все это можно назвать функциональной грамотностью в области русского языка и литературы
Занятия в литературном кружке будут способствовать формированию общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Практическое знакомство студентов кружка позволит более четко понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.
1.3. Цели и задачи, требования к результатам
Литература, как учебная дисциплина относится к предметной области "Филология", является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и её изучение должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Содержание учебной дисциплины направлено на:
- достижение предметных результатов:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского)
литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Цель курса:
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду, раскрытие индивидуальных способностей каждого и выработка активной жизненной позиции.
Задачи:
- Знакомство с аспектами поэтического мастерства;
- Развитие умений создавать стихи, формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
- Умение анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов;
- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
- Изучение основ журналистского творчества;
- Развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории;
- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся;
- Формирование основных этических норм при оценке событий окружающей жизни;
- Формирование активной жизненной позиции;
- Формирование потребности в самообразовании и самовоспитании;
- Формирование практических навыков создания газетных жанров;
- Создание условий для развития интереса к самооценке своих достижений;
- Создание условий для самореализации через участие в конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ в СМИ;
- Развитие ученического самоуправления.
В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход: каждый студент может свободно выбрать направление, форму и темп работы. Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике работы над высказыванием. Группа формируется из разновозрастных обучающихся, из групп разных специальностей, с разным уровнем базовых знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.
Формирование компетентностного подхода
В государственном стандарте по русскому языку и литературе определены три основные задачи курса русского языка и литературы: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Формирование языковой и лингвистической компетенций
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров – все эти компетенции можно сформировать в процессе изучения чужих и создания (анализа) собственных литературных произведений. Одновременно с этим формируется компетенция представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка и представление о системе стилей языка художественной литературы.
Формирование коммуникативной компетенции
Возможность работы в группе – а именно: выполнение индивидуальных или коллективных заданий, совместное обсуждение классических литературных произведений, а затем и разбор собственных сочинений способствует развитию навыков общения, умения слушать и слышать другого человека, понимать движение его мыслей и чувств, давать оценку чужого творчества, не травмируя чувства другого человека.
Командные лингвистические игры способствуют выявлению сильных и слабых сторон обучающихся, умению выстроить их в команде, правильно распределить обязанности, выявить лидера, т. е. развивают навыки работе в коллективе.
Необходимость развития компетентностей в рамках образования в целом и при реализации дополнительного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Выводы:
1. Введение компетентностного подхода требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении образовательного процесса, и в практике работы педагога дополнительного образования.
2. Целью обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание занятий внутри программы подбирается педагогическим работником под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается наблюдение за деятельностью обучающихся.
3. Занятия литературой носят деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в группах по интересам, выстраивание индивидуальных траекторий, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Направления работы:
- «Юные корреспонденты» — освещение жизнедеятельности студенческого сообщества ГАОУ СПО МО ПК «Московия» в информационном вестнике «Московия инфо», в местных СМИ;
- «Юные сочинители» — участие в разноуровневых литературно-творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- Всестороннее раскрытие и реализация природного творческого потенциала, социально значимого проявления индивидуальности обучающегося.
- Портфолио конкурсных творческих работ, публикаций в СМИ и достижений кружковцев.
- Участие студентов в соревнованиях и олимпиадах; достижения - призовые места.
Количество часов на занятия в литературном кружке с элементами журналистики по программе дополнительного образования:
максимальная нагрузка студента - 160 часов, в том числе:
- аудиторной (теоретической) нагрузки – 78 часов,
- практические занятия – 82 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Объем занятий и виды работ
Вид работы | Объем часов |
Педагогическая нагрузка (всего) | 160 |
в том числе: | |
- теоретическая нагрузка | 78 |
- практические занятия | 82 |
- участие в соревнованиях, олимпиадах | |
Результат: - участие в выпусках информационных вестников «Московия инфо» (по плану ОУ); - портфолио конкурсных творческих работ, публикаций в СМИ и достижений кружковцев; - участие студентов в соревнованиях и олимпиадах; достижения - призовые места. |
2.2. Тематический план и содержание занятий
Наименование занятий (тем) | Содержание материала, практические занятия | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Знакомство с группой | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ. Знакомство. Рассказ каждого о себе. Представление плана кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. | 4 |
Тема 2. Теория литературы | Что такое литература и поэзия? (Диспут) | 4 |
Тема 3. Теория журналистики | Что такое журналистика? Для чего она нужна? (Диспут) | 4 |
Тема 4. Поэтика | «Я знаю силу слов…» Рассуждения на тему: назначение поэта и поэзии. | 4 |
Тема 5. Информационный вестник студенческого сообщества | Информационный вестник как СМИ студенческого сообщества. Каким он должен быть? (Круглый стол) | 4 |
Тема 6. Любимый писатель | Рассказ-сообщение о любимом авторе. | 4 |
Тема 7. Теория журналистики | Основные понятия газетного дела. Виды печати. | 4 |
Тема 8. Теория литературы | Литературные жанры. | 4 |
Тема 9. Диспут | Обсуждение любимых печатных и интернет изданий, телевизионных программ | 4 |
Тема 10. Теория литературы | Поэтические жанры. | 4 |
Тема 11. История журналистики | Экскурс в историю журналистики | 4 |
Тема 12. Практическое занятие | Определение литературных жанров. Практикум | 4 |
Тема 13. Теория журналистики | Основные газетные жанры (обзор). | 4 |
Тема 14. Практическое занятие | Чтение любимых произведений (в том числе собственного сочинения). Их разбор. | 6 |
Тема 15. Теория журналистики | Заметка - что это такое? Виды заметок. | 2 |
Тема 16. Практическое занятие | Приемы написания заметок. | 4 |
Тема 17. Теория литературы | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 4 |
Тема 18. Теория журналистики | Репортаж как жанр журналистики. | 2 |
Тема 19. Практическое занятие | Нахождение в тексте выразительных средств языка. | 2 |
Тема 20. Практическое занятие | Написание репортажа. | 4 |
Тема 21. Теория литературы | Размер стиха. Силлабо-тоническое стихосложение. Другие системы стихосложения. | 4 |
Тема 22. Теория журналистики | Особая структура журналистского произведения. | 4 |
Тема 23. Практическое занятие | Анализ нескольких журналистских материалов (заметки, репортажи) из периодики. | 4 |
Тема 24. Практическое занятие | Анализ любимых стихотворений. | 4 |
Тема 25. Теория журналистики | Статья как жанр журналистики. | 2 |
Тема 26. Практическое занятие | Разбор нескольких статей из периодики. | 2 |
Тема 27. Игры со словами. Теория | Игры со словами. Экскурс в историю. | 2 |
Тема 28. Практическое занятие | Игры со словами. Практикум. | 2 |
Тема 29. Теория журналистики | Образный ориентир и заголовок журналистского произведения. Их взаимосвязь. Примеры из периодики. | 4 |
Тема 30. Теория литературы + Практическое занятие | Рифма. «Поход за вдохновением». Игра в «Буриме». | 4 |
Тема 31. Теория журналистики | Интервью как жанр журналистики. | 2 |
Тема 32. Практическое занятие | Написание интервью. | 2 |
Тема 33. Теория литературы+ Практическое занятие | Поэзия и живопись. Их взаимосвязь. Задание: поэтически описать картину. | 4 |
Тема 34. Теория журналистики | Рецензия как журналистский жанр. | 2 |
Тема 35. Практическое занятие | Написание рецензий. | 2 |
Тема 36. Теория журналистики | Жанр фельетона на примерах из периодики. | 2 |
Тема 37. Практическое занятие | Написание фельетона | 2 |
Тема 38. Теория литературы | Музыка в поэзии. Особенности жанра песни. | 4 |
Тема 39. Теория журналистики | Литературное редактирование. Что это такое? Приемы редактирования. | 2 |
Тема 40. Практическое занятие | Практикум по редактированию. | 2 |
Тема 41. Теория литературы | Литературная пародия как жанр. | 2 |
Тема 42. Практическое занятие | Написание литературных пародий. | 2 |
Тема 43. Теория журналистики | Культура оформления печатных материалов. | 2 |
Тема 44. Практическое занятие | Культура оформления печатных материалов. Практикум | 2 |
Тема 45. Теория литературы + Практическое занятие | Устное народное творчество. Его смысл и высокая поэтика. Искусство сочинять частушки. | 4 |
Тема 46. Теория журналистики + Практическое занятие | Понятие журналистской этики. Разыгрывание ситуаций. | 4 |
Тема 47. Теория литературы | Пословицы и поговорки как жанр литературного народного творчества. Искусство афоризма. | 4 |
Тема 48. Теория журналистики | Методы сбора информации в журналистике. | 4 |
Тема 49. Обобщающее занятие | Обсуждение-рефлексия: что нового узнали, чему научились? Последние литературные произведения, написанные участниками кружка. Творческие планы на лето. | 2 |
Тема 50. Итоговое занятие | Формирование индивидуальных портфолио журналистских материалов. Награждение. Чаепитие. | 2 |
ВСЕГО: | 160 |
3.Условия реализации программы
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Школьная доска, спортивный инвентарь, оборудование.
3.1.1.Оборудование и материалы:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
- различные периодические печатные издания;
- тексты для редактирования;
- аудиозаписи;
- компьютер.
3.1.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности на занятиях в учебных аудиториях.
3.2. Учебно-методический комплекс, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- программа;
3.2.2.Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
3.2.3. Методический компонент по темам:
- методические разработки сценариев проведения различных видов занятий
с применением современных технологий обучения;
- терминологические словари разных типов;
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
- творческие задания по темам;
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
2.Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
3. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М: Аркти, 2009
4.Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр/ М.И. Шостак. – М., 1997.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
6. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
9. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
10. Система средств массовой информации России. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
11. Работа современного репортера. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
12. Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М., 2004.
13. В. В. Кеворков. Рекламный текст. – М., 1996.
14. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.
15. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
16. М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. – Ярославль: Академия развития, 2008.
17.Ворошилов, В.В. История журналистики России: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
18. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
19. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917): учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) –3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006.
20. О.В.Касперская. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми. Современные технологии, рекомендации, мероприятия. – Волгоград, 2011.
21.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст], – М., 1969.
22. Н.В.Кашлева. Дополнительное образование. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009.
23.О печати: закон РФ.
24. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
25. Попов, А.А. Производство и оформление газеты/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
26. М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. /Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21
27.Стилистика газетных жанров/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
28. М. П, Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. – М: УЦ Перспектива,2012
29.Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов. – М.:Флинта,2010
30. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
31. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., – Павлово: Витна, 2002.
32. Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
33. EVARTIST [Электронный ресурс] – образовательный портал. Журналистика, реклама и пиар: www.evartist.narod.ru
34. Живое слово. [Электронный ресурс] – Портал для журналистов: www.zhivoeslovo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литературного кружка
Программа предназначена для проведения внеклассных занятий по литературе....
Рабочая программа литературного кружка
Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой...
Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"
Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...
Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе
Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...
Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе
Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...
Рабочая программа литературного кружка "Художественное слово"
Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование литературного кружка...
рабочая программа литературного кружка
рабочая программа литературного кружка...