Программа курса "Клуб любителей чтения"
рабочая программа по литературе

Сухорукова Дина Григорьевна

Программа курса "Клуб любителей чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_lit._tvorchestvu.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Клуб любителей чтения»

в соответствии с ФГОС ООО (5-9 классы)

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Клуб любителей чтения» для второго уровня обучения составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования».

Главными целями изучения курса «Клуб любителей чтения» являются:

- освоение основ литературного творчества, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;

- повышение речевой культуры и культуры общения школьников;

- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- формировать у учащихся представления о литературном творчестве как особой форме освоения информационного пространства, навыки литературного творчества, практические умения по созданию собственных литературных произведений разных жанров;

- развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческие и интеллектуальные способности, расширение общего кругозора;

- воспитывать у школьников интерес к литературному творчеству, осознанное отношение к писательской деятельности как виду общественной деятельности;

- способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, потребности в постоянном повышении информированности.

Общая характеристика курса «Клуб любителей чтения»

Литературное творчество - это не только художественная деятельность, это канал скрытого развития многих других видов творчества, важный инструмент формирования общей одаренности человека. Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя. Всё то, что мы называем "воспитанием гражданственности", "формированием высокой морали", "выработкой широких эстетических вкусов" всё буквально включает литературное творчество. Ведь слово - поэтическое, художественное мощно воздействует на умы и сердца людей. Тем самым литературное творчество участвует в воспитании - общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.

Содержание программы курса построено с учётом реализации практического аспекта: теоретические занятия логично сочетаются с практическими, дающими возможность применять полученные знания и умения в процессе создания собственных литературных произведений учащихся.

Программа рассчитана на учащихся, заинтересованных в изучении основ литературного творчества и овладении практическими навыками  литературной деятельности, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым базовым дисциплинам (литература, русский язык, история, география).

Место курса в учебном плане образовательного учреждения

Согласно действующему в МБОУ «Ситьковская ОШ» учебному плану рабочая программа данного курса составлена с учётом проведения занятий один раз в неделю. Общее количество часов в год варьируется в зависимости от класса: 6 класс – 35 учебных часов, 7 класс – 35 учебных часов, 8 класс – 36 учебных часов, 9 класс – 34 учебных часа.

В соответствии с этим чётко спланированы темы теоретических занятий, включены занятия-практикумы, позволяющие применять полученные знания и умения в практических ситуациях. Рационально введены занятия «Творческой лаборатории», направленные на раскрытие и реализацию творческих способностей обучающихся, развитие их воображения, мышления, формирование коммуникативной компетенции.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Клуб любителей чтения» на втором уровне обучения

Личностные результаты

Классы

Личностные результаты

6

- осознание важности коммуникативных умений и навыков в процессе речевого общения;

- наличие достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации;

- осознание роли навыков, приобретаемых в процессе изучения основ литературного творчества, в повседневной жизни;

- появление интереса к писательскому делу как виду общественной деятельности, желания участвовать в коллективном литературном творчестве.  

7

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения  с представителями любой целевой аудитории;

- наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и собственной позиции;

- осознание важности литературной деятельности как особой формы освоения информационного пространства;

- наличие интереса к литературной деятельности, желания заниматься ей, реализовывать собственные возможности и способности в литературном творчестве в процессе подготовки материалов к творческим конкурсам.

8

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения  с представителями любой целевой аудитории;

- наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;

- наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

- наличие устойчивого интереса к писательскому делу, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе создания собственных литературных произведений.

9

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения  с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;

- наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в его совершенствовании;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

- наличие уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать;

- наличие навыков первичного профессионального опыта, основ профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты

Классы

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

6

- умение ставить и формулировать цели деятельности;

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение создавать в устной и письменной форме тексты разных литературных жанров;

- умение излагать собственные мысли в устной и письменной форме;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения;

- умение сравнивать различные точки зрения.

- способность извлекать информацию из различных источников, перерабатывать её;

7

- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, корректировать её, осуществлять самооценку;

- умение самостоятельно определять условия и пути для достижения целей деятельности.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение создавать устные и письменные текстов разных литературных жанров с учётом ситуации общения;

- умение правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы.

8

- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку;

- умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;

- умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему;

- умение создавать устные и письменные тексты разных литературных жанров с учётом художественного замысла;

- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений.

9

- умение определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;  

- умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;

- умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные и письменные рассуждения на заданную тему;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;

- умение создавать устные и письменные тексты с учётом замысла и назначения произведения;

- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,прослушанному,  увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями);

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений, критических статей), перерабатывать и систематизировать её;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Содержание курса «Клуб любителей чтения»

Класс

Тема

Содержание темы

6

Вводные занятия 1-2. Специфика поэтических и прозаических жанров. Этапы создания литературного произведения

Представление об особенностях поэтических и прозаических жанров. Содержательно-тематическая и композиционно-графическая модель литературного произведения. Составление алгоритма написания произведения.

Занятия – практикумы 3-4. «Особенности и этапы создания литературного произведения»

Создание произведения на основе алгоритма, выбор жанра, сюжета, языковых средств, компоновка и оформление произведения.

Изобразительно-выразительные средства. Роль тропов в литературном произведении

Виды изобразительно-выразительных средств, их роль в художественном тексте. Возможности использования тропов в собственном произведении.

Использование эпитетов и метафор в литературном произведении. Роль метафоры в восприятии произведения.

Примеры использования метафоры и эпитетов в прессе. Роль метафоры как скрытого сравнения в произведении

Использование сравнений и олицетворений в литературных произведениях

Примеры использования сравнений и олицетворений, их роль в литературных произведениях.

Практикум «Написание произведения прозаического характера на заданную тему с использованием тропов»

Создание произведений для лицейской газеты с использованием изобразительно-выразительных средств.

Фельетон. Средства выразительности в фельетоне

Особенности написания фельетона, требования, предъявляемые к его оформлению. Уместность тропов в тексте фельетона.

Практикум «Оформление фельетона на заданную тему с использованием изобразительно-выразительных средств»

Написание и оформление фельетона на заданную тему  с использованием тропов.

Научная лексика в литературном произведении. Использование терминов в рассказах фантастического жанра

Термины. Особенности научной лексики. Уместность использования научной лексики в литературном произведении.

Деловая лексика. Использование канцеляризмов и штампов для создания сатирического эффекта

Особенности и сфера употребления деловой лексики. Канцеляризмы. Штампы.

Практикум «Оформление сатирических заметок «Вести с урока»

Оформление коротких сатирических заметок на заданную тему с использованием деловой лексики.

Практикум «Сатирическая заметка «Вести с урока» с использованием словесного рисования»

Оформление сатирической заметки  с использованием словесного рисования.

Роль художника-оформителя в процессе работы над литературным произведением.

Специфика деятельности художника-оформителя. Роль иллюстративного материала в литературном произведении.

Практикум «Создание рисунков для иллюстрирования собственных литературных произведений»

Оформление иллюстраций для выставки «Пишу и рисую»

Практикум «Разработка модели детской книги». Защита проекта «Книжки-малышки» для первоклассников

Дизайн. Рубрикатор. Специфика материала, его тематика. Уместность использования тропов.  

Практикум «Оформление творческого отчёта  к периодическому изданию лицея». Защита проекта «Мой лицей и я»

Сбор и оформление материала с учётом особенностей жанров, с рациональным использованием тропов, с включением научной и деловой лексики. Оформление рисунков и фотографий для творческого отчёта. Создание электронной версии творческого отчёта. Корректировка и редактирование материала. Выпуск  в печатном виде.

7

Вводные занятия 1-4. Жанры литературы. Структура литературного произведения, его модели. Формы взаимодействия с читательской аудиторией. Технология написания книги. Роль тропов и уместность их использования в литературном произведении определённого жанра

Особенности разных литературных жанров. Содержательно-тематическая и композиционная модель литературного произведения. Процесс написания произведения. Рациональность использования изобразительно-выразительных средств в литературном произведении.

Практикум «Написание тематического творческого отчёта «Вот и лето прошло…» для лицейской газеты.

Сбор материала среди обучающихся о впечатлениях летнего отдыха. Оформление материала в виде рассказа или стихотворения. Подбор фотографий и иллюстраций для оформления произведения

Произведения эпистолярного жанра «Ответ читателю». Оформление корреспонденции

Этапы работы по созданию корреспонденции, адресованной читательской аудитории.

Практикум «Письмо читателю». Подборка писем для размещения в газете

Способы сбора и обработки писем от представителей целевой аудитории.

История переписки. Требования к оформлению писем.

История появления произведений эпистолярного жанра. Основные требования, предъявляемые к оформлению писем.

Практикум «Работа с письмами. Подбор писем разной тематической направленности»

Основные требования к письмам разной тематической направленности.

Сбор информации перед созданием литературного произведения.

Возможности информационного содержания произведения. Требования к информативному насыщению произведения документального характера.

Практикум «Документальный отчёт о конкретном событии»

Составление документального отчёта о любом событии (празднике, встрече, поездке и пр.)

Дополнительные художественные средства речевой выразительности

Дополнительные средства речевой выразительности, приемлемые для документального отчёта.

Поиск информации при планировании произведения определённой тематической направленности

Основные способы сбора информации. Соотнесение собранной информации с тематикой произведения

Работа со словарями в процессе подготовки материала для будущих произведений

Типы словарей. Порядок работы со словарной статьёй.

Работа с текстовыми редакторами. Редактирование созданного текста

Правила работы с текстовыми редакторами в процессе написания произведения. Способы редактирования текста.

Практикум «Редактирование текста произведения. Способы его оформления»

Оформление тематической выставки «Герои литературных произведений»

Способы оформления текста. Наиболее используемые элементы в процессе оформления тематической выставки.

Практикум по созданию и оформлению рубрики лицейской газеты «Наши писатели и поэты», включающей в себя художественных произведений учащихся лицея

Защита проекта «Лучшие произведения года». Сбор отзывов от участников образовательного процесса (после размещения в газете лицея)

Подбор литературного материала для размещения в лицейской газете. Распределение по жанрам и тематическим направлениям. Отбор иллюстративного материала и фотографий авторов произведений.

8

Вводные занятия. Литературное творчество как вид деятельности. Сочинительство как профессия.

Специфика литературной деятельности. Преимущества и недостатки писательской профессии, её роль в современном обществе.

Диспут по теме «Плюсы и минусы писательского труда»

Этапы становления писателя и поэта, требования к профессии, перспективы развития.

Встреча за круглым столом № 1 «Профессия – писатель». Встреча с писателями – учащимися лицея, победителями литературных конкурсов

Профессия писателя в реальной жизни: факторы, влияющие на выбор профессии, приоритетность вузов для обучения, сфера деятельности.

Резюме. Творческий подход при составлении.

Правила составления резюме. Особенности оформления и план резюме.

Практикум «Составление резюме писателя»

Составление резюме писателя и поэта с учётом требований, предъявляемых к его оформлению.

Семинар «Этико-правовые основы литературной деятельности»

Этико-правовые основы деятельности писателя. Обзор дополнительной литературы.

Речевая культура писателя.

Культура устной речи. Культура письменной речи. Редактирование.

Практикум по отработке речевой культуры «Обмен мнениями по актуальным вопросам литературной деятельности».

Требования к речи литературного деятеля. Речевая культура как условие успешной коммуникации.

Психология писательско-читательских отношений.

Особенности построения отношений «Писатель-читатель», культура взаимоотношений.

Факторы, формирующие систему профессиональной этики писателя.

Профессиональные обязанности писателя. Факторы, влияющие на систему функциональных обязанностей мастеров слова.

Практикум «Разработка морально-этического кодекса писателя» (с учётом социального, морального, психологического аспектов)

Встреча за круглым столом № 2 «Профессия – поэт». Встреча с представителем поэтического сообщества Новосибирска

Обязанности поэта в современной литературе. Моральный кодекс и профессиональная этика поэта.

Практикум «Написание рассказа на тему «В мире литературы» для лицейской газеты.

Составление и оформление рассказов, раскрывающих  сущность профессий, связанных с литературным творчеством (для лицейской газеты).

Основные методы сбора информации. Интервьюирование как метод сбора информации.

Методы сбора информации для литературного произведения. Интервью и метод реалистичности в литературе.

Лексические и синтаксические особенности литературных жанров

Особенности лексики и синтаксиса в литературных произведениях разных жанров. Разновидности наиболее употребляемых ошибок.

Эмоциональная культура и экспрессивные средства языка в литературном произведении

Экспрессия. Экспрессивные средства, используемые в материалах произведений. Уместность применения экспрессивных средств.

Практикум по редактированию и корректировке литературных произведений с точки зрения лексики, синтаксиса, уместности употребления экспрессивных средств  

Редактирование. Корректировка. Типы лексических и синтаксических ошибок. Уместность употребления средств экспрессии в языке литературного произведения.

Практикум «Составление справочника начинающего писателя» (с учётом изученных типов ошибок, анализа материалов прессы, содержащих ошибки)

Оформление «Справочника писателя» и его доработка. Создание памятки для начинающего писателя.

9

Вводное занятие. Диспут «Почему мне нравится писательский труд?»

Специфика писательской деятельности, особенности профессий, связанных с ней. Требования к профессии. Преимущества и недостатки. Обязанности личности писателя и поэта. Приоритетность профессий с точки зрения подростков.  

Практикум «Оформление статистики для лицейской газеты о приоритетности в современном мире профессий, связанных с литературным творчеством»

Оформление статистических данных для газеты лицея, отражающих приоритетность профессий, связанных с литературным творчеством».

Авторский текст. Структура авторского текста

Особенности и структура авторского текста в аспекте разных жанров литературы.

Слоганы. Виды слоганов

Слоган. Виды слоганов. Правила составления слоганов, требования к их структуре.

Практикум «Составление слоганов на заданную тему».

Составление, оформление слоганов на определённую тему, их актульность.

Ирония в литературном произведении. Виды иронии. Особенности создания ироничного текста.

Роль иронии в воздействии на читателя. Виды иронии. Требования к ироничному произведению.

Практикум «Создаю ироничный текст - портретное описание»

Составление портретного описания в ироничном стиле.

Фельетон как форма иронии. Ирония и сатира.

Сходство и отличие иронии и сатиры, их влияние на восприятие авторской позиции.

Обзор литературных новинок.

Обзор литературных новинок . Их преимущества и недостатки (с точки зрения обучающихся).

Творческий отчёт «Это мой труд вливается в труд русских писателей»

Подбор собственных произведений прозы и поэзии для презентации своего авторского мастерства.

Практикум «Модель литературного произведения (на основе читательского спроса и особенностей социального заказа)

Оформление модели литературного произведения с учётом особенностей целевой аудитории.

Семинар «Преимущества и недостатки современных литературных произведений» (на примере произведений новосибирских авторов)

Позитивное и негативное влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения современных писателей. Роль социума в процессе социализации личности.

Критерии определения актуальности литературного произведения. Практикум «Определение актуальных тем произведений для периодического издания г. Новосибирска»

Критерии подбора произведений для периодического издания. Требования к оформлению печатного материала.

Репортаж: информационный, проблемный, событийный. Позиция автора в репортаже

Репортаж. Виды репортажа. Требования к составлению репортажей на определённую тему. Отражение в репортаже авторской позиции.

Практикум «Оформление репортажа с места события с комментированием авторской позиции для периодического издания г. Новосибирска»

Писательская этика в работе над интервью. Строение интервью.

Интервью. Специфика составления интервью. Этапы работы над интервью. Этика писателя и его речевая культура в процессе коммуникации с респондентом.

Особенности работы над интервью в программах художественного цикла

Практикум «Создание отчёта с места события с включением интервью»

Требования к художественному отчёту. Элементы интервью. Составление художественного отчёта о каком-либо событии с включением интервью для представления участникам образовательного процесса.

Статья. Виды статей: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая

Статья. Структура статьи. Виды статей. Требования к составлению статей различных видов.

Практикум «Оформление полемической статьи для лицейской газеты»

Составление полемической статьи на актуальную для современного общества тему с учётом требований и правил оформления.

Рецензия. Виды и лексические особенности рецензий

Рецензия, структура рецензии.  Требования к составлению рецензии.

Практикум «Оформление рецензии на литературное произведение новосибирского автора (по выбору учащегося)»

Составление и оформление рецензии на литературное произведение, отработка навыков рецензирования

Отзыв. Эссе. Аннотация

Отзыв, роль отзывов в литературе. Эссе, особенности оформления эссе. Аннотация, виды аннотаций.

Семинар «Структура и этика написания заказного произведения»

Роль литературного творчества в современном мире. Влияние социума на процесс литературного творчества.  

Профориентационная диагностика «Быть или не быть?» (приоритеты обучающихся в выборе профессий, относящихся к писательской деятельности)

Исследование профессиональной ориентации обучающихся. Выявление их профессиональных приоритетов, относящихся к писательской деятельности.

Презентация творческого досье писателя

Составление и представление творческого досье писателя (для учащихся, имеющих желание заниматься литературной деятельностью в будущем).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методические пособия

№ п/п

Название

Авторы, издательство,

год выпуска

Наличие электронного приложения

1.

Школа литературного мастерства

Юрген Вольф, издательство «Альпина нон-фикшн», 2010

+

2.

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Уильям Зинсер, издательство «Альпина Паблишер», 2013

-

3.

Как стать писателем

Юрий Никитин, издательство «Эксмо»,

2004

-

4.

Алгоритм сочинения

Елена Грекова, издательство «Звонница - МГ», 1995

-

5.

Как стать писателем за 10 часов. Руководство для всех, кто хочет прославиться

Л. Жуховицкий, издательство «Рипол Классик», 2005

Учебное оборудование

№ п/п

Название учебного оборудования

1.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2005.

2.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., «Эксмо», 2008.

3.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. - М., «АЗЪ»,1995.

4.

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М., «Дрофа», 2004. .

5.

Школьный орфографический словарь  под редакцией Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. – М., 1995.

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

№ п/п

Название учебного оборудования

1.

Персональный компьютер BenQ

2.

Мультимедийный проектор BenQ

3.

Электронная доска Panasonik

4.

Принтер KYOCERA

Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование учебного оборудования

Авторы

1.

Толковый словарь живого великорусского языка

Автор словаря: Даль В.И., издательство «Адепт»,

2002 год

2.

Детская энциклопедия

Издательство «Кирилл и Мефодий», 2004.

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

№ п/п

Наименование

1.

Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru.

2.

«Точка зрения-ЛИТО.РУ» http://www.litera.ru/slova/ring/index.html

3.

Литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Любители русской фразеологии"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к из...

программа для любителей волейбола от 18 и старше 3 часа в неделю

Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учётом действий своего партнера. Для игры характерны  разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменени...

Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс

Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...

Дополнительная программа "Клуб любителей английского языка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Клуб любителей английского языка".  Возраст обучающихся 8-9 лет. Срок реализации -1...

Программа Клуба любителей немецкого языка

Клуб любителей немецкого языка берет на себя задачу расширения страноведческого материала по немецко-говорящим странам, а также способствует развитию интереса к изучению самого немецкого языка. В соде...

программа клуба любителей английского языка "Глобус"

Программа клуба рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю  для учеников 5 класса. На занятиях ребята знакомяися с культурой и традициями англоязычных стран, приобретают опыт подготовки и организа...

Программа клуба любителей чтения «Духовных книг Божественная мудрость» для учащихся 5-7классов

Клуб семейного чтения «Духовных книг Божественная мудрость»    является одной из форм совместной деятельности   учителя, родителей и обучающихся....