Программа Клуба любителей немецкого языка
рабочая программа по немецкому языку (5, 6 класс)

Васейко Диана Борисовна

Клуб любителей немецкого языка берет на себя задачу расширения страноведческого материала по немецко-говорящим странам, а также способствует развитию интереса к изучению самого немецкого языка. В содержании курса прослеживаются различные междисциплинарные связи: такие как, немецкий язык, мировая художественная культура, история и география.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klub_lyubiteley_nemetskogo_yazyka.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 40

ФГОС ООО

Программа курса

«Клуб любителей немецкого языка»

для учащихся

5-6 классов

Авторы:

                                             Васейко Д.Б.,

учитель немецкого языка

высшей категории

Калининград,

 


Пояснительная записка

В последние годы все заметнее становится тенденция перехода изучения немецкого языка как второго иностранного. Именно как второй иностранный язык немецкий является наиболее востребован как учащимися, так и их родителями. И хотя эта тенденция не дает ему полностью исчезнуть из школьной программы, но оставляет мало возможностей для его совершенствования, так как на второй иностранный язык выделяется 2 часа в неделю. Изучение же аспекта страноведения в рамках ограничения времени идет опосредовано. Именно поэтому Клуб любителей немецкого языка берет на себя задачу расширения страноведческого материала по немецко-говорящим странам, а также способствует развитию интереса к изучению самого немецкого языка. В содержании курса прослеживаются различные междисциплинарные связи: такие как, немецкий язык, мировая художественная культура, история и география.

При составлении данной программы были соблюдены следующие позиции:

1. Прагматический подход (приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень).

2. Деятельностно-ценностный подход (знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля- составление планов, тезисов, рефератов, конспектов и т.п.)

3. Компенсаторный подход (в качестве основы взяты социальная компетентность – способность действовать в социуме с позиции других людей, коммуникативная компетенция – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры).

Данный курс может выступать в качестве предпрофильной подготовки или в роли курса в рамках дополнительно образования.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости знаний о социальной сфере, истории, культуре, традициях и быте стран изучаемого языка. Язык насыщен страноведческими реалиями - терминами, понятиями, отражающими национальную специфику и активно присутствующими в повседневной жизни той или иной страны. Страноведение призвано способствовать углубленному изучению иностранного языка через освоение этих реалий - понятий и терминов. Знание национального менталитета помогает лучше понять характер собеседника-иностранца и установить с ним прочные контакты.

Основные цели курса:

– дать начальное представление о немецко-говорящих странах, их культуре, традициях и обычаях,

– формировать  начальный навык исследовательской работы, выполнять проектные работы,

– совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний о немецко-говорящих странах.

Задачи курса:

- осознание иностранного языка как реальной возможности в диалоге культур и международных контактов;

- обучение не только языковым правилам, но и приобщение к новому образу мира;

- уделение особого внимания лингво-страноведению, как усвоению иноязычной культуры в процессе изучения иностранного языка средствами как русского, так и немецкого  языков;

- приобретение обучающимися новых знаний о себе самом и реализация этих знаний в проектной деятельности;

- способствование развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков.

В ходе изучения курса предполагаются различные формы работы, в том числе выполняемой учащимися самостоятельно – подготовка рефератов, устных сообщений, мультимедийных презентаций, мини-проектов.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что обучение посредством  немецкого языка через лекционные, семинарские, практические занятия и самостоятельную работу в значительной мере способствует филологическому образованию учащихся, расширению их общего кругозора и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции.

Возраст детей – 10-12 лет (5-6 класс).

Формы занятий: беседа, игра, в том числе ролевая, инсценирование,  анкетирование, тестирование; заседания клуба проходят раз в месяц со средней продолжительностью 1 час. Подготовительная работа в учет времени не входит.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях.

Метапредметные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Формы оценки планируемых результатов изучения курса:

беседы, мини-спектакли, презентации, викторины.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

В связи с тем, что данная программа не основывается на каком-либо конкретном учебном пособии, в качестве учебно-методической литературы используется научно-популярная и информационно-справочная литература о немецко-говорящих странах, а также литература краеведческого характера, в том числе учебное пособие Т.Ю.Тамбовкиной и Т.А.Потёминой «Немецкий язык: от простого к сложному» - Калининград, Янтарный сказ, 1998. Планируется использовать метод самостоятельного поиска информации ( в том числе и в интернете).

В качестве ИКТ-пособий используются обучающие фильмы на немецком языке, показанный в он-лайн режиме.

Видеоматериалы в он-лайн-режиме. http://www.proshkolu.ru/user/khmelenok/file/565084/_ , http://www.de-online.ru/index/filmy_po_germanii_na_nemeckom_jazyke/0-137

Литература:

Э. Большакова „Deutsche Feste und Brauche“ Издательство: Антология, 2003

Германия. Факты. Редакторы Жанет Шайен, д-р Сабине Гиле – Societaets-Verlag, 2010

Т.Ю.Тамбовкина,  Т.А.Потёмина «Немецкий язык: от простого к сложному» Учебное пособие - Калининград, Янтарный сказ, 1998.

Brüder Grimm „Aschenputtel und andere Märchen“, Издательство: КАРО, 2010

Deutsch DeLuxe, учебник немецкого языка – Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, Москва, 2006

Daniel Krieg, „Lingo“, швейцарская языковая игра

Jochen Zeiss „Deutschlandreise“ Образовательная игра – Ravensburger Spielverlag, 2009

Neues Universal Lexikon in Farbe, - Sonderausgabe, 2010

Tatsachen über Deutschland - Auswärtiges Amt, 2003

Willi Scharloff „Königsberg – damals und heute“, Verlag Gerhard Rautenberg – Leer, 1992

Содержание курса:

  1. Раздел I. Где говорят по-немецки? Знакомство со странами, в которых говорят по-немецки: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Столицы, основные достопримечательности. Основные исторические вехи. Языковые нормы общения и этикета. Особенности школьного образования.
  2. Раздел II. Традиции и праздники. Календарь праздников. Основные праздники. Подготовка к Рождеству. Рождественские стихи и песни. Традиционные блюда. Изготовление подарков и елочных украшений. Инсценировка «Рождество в семье». Выступление на Рождественском концерте.
  3. Раздел III. Улица сказок. Знакомство с творчеством братьев Гримм. Экскурсионный маршрут «Улица сказок». Чтение и инсценировка сказки «Шиповничек».
  4. Раздел IV. Встречаем гостей. Из истории Калининграда. Основные достопримечательности города. Любимые места города. Какие места будут особенно интересны ровесникам из других стран. Составление виртуального  экскурсионного маршрута по городу.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Дидак-тич. матери-алы

УУД

Формы контроля

1.

Сентябрь - октябрь

Где говорят по-немецки?

Большие и маленькие. Германия и ее соседи.

Страны, где говорят по-немецки: Германия, Австрия, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария. Страны на карте Европы. Столицы (Берлин, Вена, Берн, Люксембург, Вадуц). Самые главные достопримечательности (Бранденбургские ворота, здание Рейхстага, Музейный остров, дворец Хофбург, Шёнбрунн, Венская опера, аркады Берна, замок Лихтенштайн и др.).

Школа в Германии: 3 ступени, типы школ, система оценок, расписание уроков, каникулы.

Обращение к ровесникам, взрослым. Приветствие и прощание, манера задать вопрос. Формы вежливости.

2

Физическая и политическая карта Европы. РР-презентации «ФРГ», «Швейцария», «Австрия».

РР-презентации о столицах

Игра «Путешествие по Германии»

Игра «Линго»

Умение планировать работу по поиску информации. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Коммуникативные компетенции: умение задавать вопросы собеседнику на основе полученной информации; умение делиться полученной информацией.

Викторина «От Балтики до Альп»

2

Ноябрь - декабрь

Традиции и праздники

Календарь праздников.

Рождество

Главные праздники Германии: Рождество, Пасха, день матери, день народного единения и др.

Рождественские традиции.

Адвент. Рождественский календарь. День святого Николая.

Рождественский венок. Изготовление венка. Песни («О, ёлочка!», «Я иду с фонариком»). Традиционные рождественские блюда (Рождественские печенья, штолен).

Инсценировка «Рождество в кругу семьи».

3

Таблица «Календарь праздников», РР-презентация «Рождество» и «Почему заяц несет пасхальные яйца»

Рецепт рождественского печенья

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

Заучивание наизусть немецких стихов и песен «Oh, Tannenbaum“, „Ich gehe mit meiner Laterne“.

Рождественский вечер.

3

Январь - март

Улица сказок

Братья Гримм и их сборник сказок.

Литератур-ная гостиная

Книга домашних и народных сказок. «Крысолов из Гаммеля». «Горшок каши» «Шиповничек». Детский экскурсионный маршрут «Улица сказок». Инсценировка сказки

3

РР-презентация «Немецкие сказки», тектсы сказок братьев Гримм в адаптированном варианте. Сценарий сказки «Шиповничек».

- поиск и выделение необходимой информации;

- моделирование;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля,

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого

и поискового характера.

Инсцениров-ка сказки

4

Апрель-Май

Встречаем гостей

Калинин-град. История и современ-ность.

Мои любимые места города. Виртуаль-ная экскурсия

Калининград-Кенигсберг. Основные даты истории города. Остров Канта, собор, Альбертина,  Зоопарк. Церковь королевы Луизы.

Разработка пешего маршрута по городу с посещением самых любимых мест.

2

РР-презентация «Осенний привет из Калининграда», карта города, видеооткрытки мест досуга.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- моделирование;

- структурирование знания;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов публицистического

и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого

и поискового характера

Виртуальная экскурсия по городу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры «Клуб любителей немецкого языка» для 6-8 классов

Цели и задачи: систематизировать лексические знания уч-ся по теме «Школа», развивать речевые навыки уч-ся, познакомить со страноведческим материалом «Рождество в Германии», способствовать повыше...

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"

Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...

Программа кружка английского языка для 5-6 классов "Клуб любителей английского языка"

Кружок рассчитан на 140 часов ( 35 недель по 4 часа). Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"

Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...

Дополнительная программа "Клуб любителей английского языка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Клуб любителей английского языка".  Возраст обучающихся 8-9 лет. Срок реализации -1...

программа клуба любителей английского языка "Глобус"

Программа клуба рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю  для учеников 5 класса. На занятиях ребята знакомяися с культурой и традициями англоязычных стран, приобретают опыт подготовки и организа...

Доклад Преодоление школьной неуспешности в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Клуб любителей английского языка» и «Юный переводчик» 2024

Выступление на областной методической неделе 2024 г. Представлен опыт реализации программ предметной области "Иностранный язык" по преодолению школьной неуспешности....