Урок внеклассного чтения 7 класс «Времён связующая нить..»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок прлходит в школьной музейной комнате. Разговор о военной поэзии, об экспонатах Великой Отечественной войны, о том, как они связывают нас с прошлым, отражение страшных событий в поззии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения 7 класс | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Буруцкая Ольга Ивановна, МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район, Амурская область
Класс: 7 Предмет: Литература
Место и роль урока в изучаемой теме: урок внеклассного чтения
Задачи:
– продолжать изучение творчества поэтов военной поры, определить, почему тема войны является главной в их творчестве;
– подготовить учащихся к пониманию того, что произведения о войне – это и протест против войны как величайшего зла на земле, и призыв
к стойкости, выполнению долга, мужеству в борьбе против этого зла;
– показать роль фактов биографии поэта в выборе тем творчества, связь биографии и творчества;
– учить находить в стихотворном произведении форму передачи переживания, замечать особенности формы стихотворения;
– определять способы создания образа, называть их, делать выводы об авторской идее образа, учить видеть изображение душевного мира
лирического героя
– воспитывать в учащихся гордость, патриотизм, сострадание и любовь к Родине.
Методические приёмы: урок проходит в школьной музейной комнате.
Межпредметные связи: история (Великая Отечественная война, героизм, жертвенность людей во время войны, жизнь русского народа во время войны); русский язык (диалог, внутренний диалог, спор, фразеологизмы, специальные слова, просторечия)
Дидактические средства: для учителя - презентация;
для учащихся - тетрадь, тексты стихотворений, карточки для индивидуальной работы.
Тема урока | Виды деятельности | Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
«Времён связующая нить..» (Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А. А. Ахматовой, Ю. Друниной, О. Берггольц, А. А. Суркова Н. С.Тихонова) | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование | – познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета; – регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; – коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; сформулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. – личностные: анализировать и характеризовать эмоциональ- ные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний | |
Просит рассказать, как выполняли домашнее задание:
|
|
Мотивация познавательной деятельности | |
|
|
Сценарий урока Эпиграф к уроку: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но всё же, всё же, всё же… Ι. Выступление первой группы (детям было предложено найти материал об одном экспонате – солдатская нательная рубаха) 1. Рубаха. Как самая нижняя (до появления нательного белья) одежда, непосредственно прилегающая к телу человека, она у всех народов имела не только чисто практическое, но и символическое значение. Чистая (белая) рубашка ассоциировалась с чистой душой: человек, принимавший крещение, надевал особую «крестильную» рубашку. Отсюда же, вероятно, пошёл обычай надевать чистую рубашку перед боем, чтобы предстать перед богом в чистом виде, если придётся пасть в этом сражении. Но это метафизическая версия В то время, когда это было актуально, мужское нательное белье воинов в большинстве случаев вываривалось в специальном составе знахарских трав, в результате чего воин получал в обязательном случае антисептик и болеутоляющее, но иногда в знахарский отвар добавляли травы, имеющие психотропные свойства в этом случае воин после ранения получал дополнительный всплеск энергии или ярости при встрече с врагом. Простая версия менее возвышена, перед боем бойцы надевали чистое нательное бельё для того, чтобы санитарам или похоронной команде было бы легче привести тело в порядок. А потом и ещё оказалось, что и с точки зрения санитарии чистое нательное белье представляет меньший риск сепсиса при попадании в рану и при недостатке бинтов её можно было использовать как перевязочный материал. 2.Выразительное чтение стихотворения. Ю. Благинина Почему ты шинель бережешь? – Я у папы спросила. – Почему не порвешь, не сожжешь? – Я у папы спросила. Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше, На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше! Потому я ее берегу, - Отвечает мне папа, - Потому не порву, не сожгу, - Отвечает мне папа. – Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели! – Почему вы выбрали это стихотворение? ΙΙ. Рассматривание солдатских писем (треугольников) и извещений о гибели солдата.
О берггольц «В госпитале» Солдат метался: бред его терзал. Горела грудь. До самого рассвета он к женщинам семьи своей взывал, он звал, тоскуя: — Мама, где ты, где ты? — Искал ее, обшаривая тьму... И юная дружинница склонилась и крикнула — сквозь бред и смерть — ему: — Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!— И он в склоненной мать свою узнал. Он зашептал, одолевая муку: — Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена? Пускай придет, на грудь положит руку.— И снова наклоняется она, исполненная правдой и любовью. — Я здесь,— кричит,— я здесь, твоя жена, у твоего родного изголовья. Я здесь, жена твоя, сестра и мать. Мы все с тобой, защитником отчизны. Мы все пришли, чтобы тебя поднять, вернуть себе, отечеству и жизни.— Ты веришь, воин. Отступая, бред сменяется отрадою покоя. Ты будешь жить. Чужих и дальних нет, покуда сердце женское с тобою. Август 1941
– Какой случай описывает автор в этом стихотворении? – Какая связь между этим стихотворением и экспонатами музея?
Ольга Киевская «Баллада о матери» Сорок первый – год потерь и страха Заревом кровавым пламенел… Двух парней в растерзанных рубахах Выводили утром на расстрел. Первым шёл постарше, тёмно-русый, Всё при нём: и силушка, и стать, А за ним второй – пацан безусый, Слишком юный, чтобы умирать. Ну, а сзади, еле поспевая, Семенила старенькая мать, О пощаде немца умоляя. «Найн, - твердил он важно, - растреляйт!" «Нет! – она просила, - пожалейте, Отмените казнь моих детей, А взамен меня, меня убейте, Но в живых оставьте сыновей!" И ответил офицер ей чинно: «Ладно, матка, одного спасайт. А другого расстреляем сына. Кто тебе милее? Выбирайт!» Как в смертельной этой круговерти Ей сберечь кого–нибудь суметь? Если первенца спасёт от смерти, То последыш – обречён на смерть. Зарыдала мать, запричитала, Вглядываясь в лица сыновей, Будто бы и вправду выбирала, Кто роднее, кто дороже ей? Взгляд туда-сюда переводила... О, не пожелаешь и врагу Мук таких! Сынов перекрестила. И призналась фрицу: «Не могу!» Ну, а тот стоял, непробиваем, С наслажденьем нюхая цветы: «Помни, одного – мы убиваем, А другого – убиваешь ты». Старший, виновато улыбаясь, Младшего к груди своей прижал: «Брат, спасайся, ну, а я останусь, - Я пожил, а ты не начинал». Отозвался младший: «Нет, братишка, Ты спасайся. Что тут выбирать? У тебя – жена и ребятишки. Я не жил, - не стоит начинать». Тут учтиво немец молвил: «Битте, - Отодвинул плачущую мать, Отошёл подальше деловито И махнул перчаткой, - расстреляйт!" Ахнули два выстрела, и птицы Разлетелись дробно в небеса. Мать разжала мокрые ресницы, На детей глядит во все глаза. А они, обнявшись, как и прежде, Спят свинцовым беспробудным сном, - Две кровинки, две её надежды, Два крыла, пошедшие на слом. Мать безмолвно сердцем каменеет: Уж не жить сыночкам, не цвести... «Дура–матка, – поучает немец, - Одного могла бы хоть спасти». А она, баюкая их тихо, Вытирала с губ сыновних кровь… Вот такой, – убийственно великой, - Может быть у Матери любовь. – Стихотворение было написано после войны молодой поэтессой, а есть ли связь между этими двумя произведениями? – Что общего между ними? ΙΙΙ. Все поэты как и вы когда-то были детьми. Многие из них, едва достигнув совершеннолетия оказались на войне. Третья группа читает стихотворения Ю. Друниной. Я родом не из детства — из войны. Я ушла из детства… Я ушла из детства в грязную теплушку, – Сформулируйте вопросы к этому стихотворению. – Чем заинтересовало творчество этих поэтов? – Чем отличаются друг от друга стихотворения, посвящённые одной теме? – О каком важнейшем понятии искусства начат разговор при изучении этих стихотворений? ΙV. Составление сисквейна по группам. Существительное – патриот. V. Рефлексия. Подведение итогов урока. – Что нового узнали на уроке? – Понравилось проводить урок в музее? ☼ ☼ ☼ выберите один из символов, чтобы охарактеризовать своё настроение, которое у вас появилось после урока VΙ. Домашнее задание. Подобрать материал к проекту «История одного экспоната» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник «Времён связующая нить...».
Цель мероприятия: показать красоту народного слова, подчеркнуть связь фольклора с творчеством современных авторов, дать возможность учащимся увидеть яркость,...
"Времён связующая нить..." (урок мужества)
Урок мужества «Времён связующая нить…» 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается (в рамках внеурочной деятельности по литературе в 5 классе).Назначение: познакомить с героическим прош...
Времён связующая нить
Интересный классный час...
«Времён связующая нить: урок в школьном музее»
Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...