Урок внеклассного чтения 7 класс «Времён связующая нить..»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Буруцкая Ольга Ивановна

Урок прлходит в школьной музейной комнате.  Разговор о военной поэзии, об экспонатах Великой Отечественной войны, о том, как они связывают нас с прошлым, отражение страшных событий в поззии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок внеклассного чтения 7 класс34.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Ф.И.О. учителя: Буруцкая Ольга Ивановна, МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район, Амурская область

Класс: 7  Предмет: Литература

Место и роль урока в изучаемой теме: урок  внеклассного чтения

Задачи:

– продолжать изучение творчества поэтов военной поры, определить, почему тема войны является главной в их творчестве;

– подготовить учащихся к пониманию того, что произведения о войне – это и протест против войны как величайшего зла на земле, и призыв

   к стойкости, выполнению долга, мужеству в борьбе против этого зла;

– показать роль фактов биографии поэта в выборе тем творчества, связь биографии и творчества;

– учить находить в стихотворном произведении форму передачи переживания, замечать особенности формы стихотворения;

– определять способы создания образа, называть их, делать выводы об авторской идее образа, учить видеть изображение душевного мира

    лирического героя

– воспитывать в учащихся гордость, патриотизм, сострадание и любовь к Родине.

 Методические приёмы: урок проходит в школьной музейной комнате.

Межпредметные связи: история (Великая Отечественная война, героизм, жертвенность людей во время войны, жизнь русского народа во время войны); русский язык (диалог, внутренний диалог, спор, фразеологизмы, специальные слова, просторечия)  

Дидактические средства: для учителя - презентация;

для учащихся - тетрадь, тексты стихотворений, карточки для индивидуальной работы. 

 

Тема урока

Виды деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

«Времён связующая нить..»

(Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях

А. А. Ахматовой,  Ю. Друниной,

О. Берггольц, А. А. Суркова

 Н. С.Тихонова)

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование 

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета;

 – регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 – коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; сформулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

личностные: анализировать и характеризовать эмоциональ- ные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Просит рассказать, как выполняли домашнее задание:

  1. Готовили выразительное чтение стихотворений;
  2. Искали сведения о предметах, находящихся в музее;
  3. Какую помощь оказали  родители и родственники в выполнении этого задания.  
  4. Организует групповую работу.
  5. Организует выполнение творческих заданий
  1. Рассказывают, как выполняли домашнее задание.
  2. Предъявляют результат домашнего задания.
  3. Предполагают, чему будет посвящена тема нового урока.
  4. Работают в группах.
  5. Выполняют творческие задания.
  6. Выразительно читают стихотворения.
  7. Представляют свои доклады

Мотивация познавательной деятельности

  1. Выразительное чтение стихотворений.
  2. Предлагает ответить на вопросы
  3. Какая форма речи представлена в стихотворении? С кем ведёт диалог лирический герой стихотворения? Кем является лирический герой?
  1. Слушают ответы.
  2. Работают над творческими заданиями

Сценарий урока

Эпиграф к уроку:

                                                                                                                                                       Я знаю, никакой моей вины

                                                                                                                                                       В том, что другие не пришли с войны.

                                                                                                                                                       В том, что они – кто старше, кто моложе –

                                                                                                                                                        Остались там, и не о том же речь,

                                                                                                                                                      Что я их мог, но не сумел сберечь, –

                                                                                                                                                      Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Ι. Выступление первой группы (детям было предложено найти материал об одном экспонате – солдатская нательная рубаха)

1. Рубаха. Как самая нижняя (до появления нательного белья) одежда, непосредственно прилегающая к телу человека, она у всех народов имела не только чисто практическое, но и символическое значение. Чистая (белая) рубашка ассоциировалась с чистой душой: человек, принимавший крещение, надевал особую «крестильную» рубашку. Отсюда же, вероятно, пошёл обычай надевать чистую рубашку перед боем, чтобы предстать перед богом в чистом виде, если придётся пасть в этом сражении.  Но это метафизическая версия

В то время,  когда это было актуально, мужское нательное белье воинов в большинстве случаев вываривалось в специальном составе знахарских трав, в результате чего воин получал в обязательном случае антисептик и болеутоляющее, но иногда в знахарский отвар добавляли травы,  имеющие психотропные свойства в этом случае воин после ранения получал дополнительный всплеск энергии или ярости при встрече с врагом.

 Простая версия менее возвышена, перед боем бойцы надевали чистое нательное бельё для того, чтобы санитарам или похоронной команде было бы легче привести тело в порядок. А потом и ещё оказалось, что и с точки зрения санитарии чистое нательное белье представляет меньший риск сепсиса при попадании в рану и при недостатке бинтов её можно было использовать как перевязочный материал.

2.Выразительное чтение стихотворения.

Ю. Благинина

Почему ты шинель бережешь? –

Я у папы спросила. –

Почему не порвешь, не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа. –

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

  – Почему вы выбрали это стихотворение?

ΙΙ. Рассматривание солдатских писем (треугольников) и извещений о гибели солдата.

  1. Чтение стихотворения

О берггольц «В госпитале»

Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

он к женщинам семьи своей взывал,

он звал, тоскуя: — Мама, где ты, где ты? —

Искал ее, обшаривая тьму...

И юная дружинница склонилась

и крикнула — сквозь бред и смерть — ему:

— Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом,

милый!—

И он в склоненной мать свою узнал.

Он зашептал, одолевая муку:

— Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?

Пускай придет, на грудь положит руку.—

И снова наклоняется она,

исполненная правдой и любовью.

— Я здесь,— кричит,— я здесь, твоя жена,

у твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

вернуть себе, отечеству и жизни.—

Ты веришь, воин. Отступая, бред

сменяется отрадою покоя.

Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

покуда  сердце  женское  с  тобою.

Август 1941

  1. Беседа

 – Какой случай описывает автор в этом стихотворении?

 – Какая связь между этим стихотворением и экспонатами музея?

  1. Я хочу предложить вам послушать ещё одно стихотворение.

Ольга Киевская «Баллада о матери»

Сорок первый – год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел…

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй – пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"

«Нет! – она просила, - пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасайт.

А другого расстреляем сына.

Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого–нибудь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...

О, не пожелаешь и врагу

Мук таких! Сынов перекрестила.

И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного – мы убиваем,

А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -

Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя – жена и ребятишки.

Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте, -

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой, - расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном, -

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести...

«Дура–матка, – поучает немец, -

Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,

Вытирала с губ сыновних кровь…

Вот такой, – убийственно великой, -

Может быть у Матери любовь.

  – Стихотворение было написано после войны молодой поэтессой, а есть ли связь между этими двумя произведениями?

  – Что общего между ними?

ΙΙΙ. Все поэты как и вы когда-то были детьми. Многие из них, едва достигнув совершеннолетия оказались на войне.

Третья группа читает стихотворения Ю. Друниной.

Я родом не из детства — из войны. 
И потому, наверное, дороже, 
Чем ты, ценю я радость тишины 
И каждый новый день, что мною прожит. 

Я родом не из детства — из войны. 
Раз, пробираясь партизанской тропкой, 
Я поняла навек, что мы должны 
Быть добрыми к любой травинке робкой. 

Я родом не из детства — из войны. 
И, может, потому незащищённей: 
Сердца фронтовиков обожжены, 
А у тебя — шершавые ладони. 

Я родом не из детства — из войны. 
Прости меня — в том нет моей вины...

Я ушла из детства…

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

  – Сформулируйте вопросы к этому стихотворению.

  – Чем заинтересовало творчество этих поэтов?

   – Чем отличаются друг от друга стихотворения, посвящённые одной теме?

 – О каком важнейшем понятии искусства начат разговор при изучении этих стихотворений?

ΙV. Составление сисквейна по группам. Существительное – патриот.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 – Что нового узнали на уроке?

 – Понравилось проводить урок в музее?

 ☼    ☼  выберите один из символов, чтобы охарактеризовать своё настроение, которое у вас появилось после урока

VΙ. Домашнее задание. Подобрать материал к проекту «История одного экспоната»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Времён связующая нить...».

Цель мероприятия: показать красоту народного  слова, подчеркнуть связь     фольклора с творчеством современных авторов, дать    возможность учащимся увидеть яркость,...

"Времён связующая нить..." (урок мужества)

Урок мужества «Времён связующая нить…» 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается  (в  рамках внеурочной деятельности по литературе в 5 классе).Назначение: познакомить с героическим прош...

Времён связующая нить

Интересный классный час...

«Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...