Конспект урока на тему: "Прости нас, Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока на тему: "Прости нас, Юшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prosti_nas_yushka.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока в 7 классе

Прости нас, Юшка!

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)                                                                                  

Цели урока:

1.Проанализировать содержание рассказа «Юшка».

2.Повторить сведения по теории литературы.

Задачи:

1.Воспитывать  высокие нравственные чувства и качества: сострадание,   неравнодушие к чужой боли, умение видеть внутреннюю красоту человека.

2.Продолжить обучение  навыкам культуры учебного труда: сравнению, обобщению, анализу;

3.Развивать воображение, выразительное чтение, умение рассказывать по опорным словам, иллюстрирование.

Оборудование: текст рассказа, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь.

Оформление  доски:       Тема:  Прости нас, Юшка!

Словарь урока: сочувствие, сострадание, сопереживание.

Эпиграфы: 1. «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра».

                                                                                            ( Б.Пастернак)

                    2. «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья:

                      В меня все ближние мои бросали бешено каменья»

                                                                                             (М.Ю.Лермонтов)

                     3. «Пусть зло во все века сильней, но доброта неистребима.

                       Идет безвестным пилигримом она дорогою своей»

                                                                                             (И.Виленский)

                                                  План урока.

1.Господи! Открой им глаза, чтобы они видели.

2. Прости нас, Юшка!    (опорный конспект)

                      Внешность                                   Особенности поведения

Взаимоотношения                               жестокий мир взрослых

с детьми

   

                                            связь с природой

3. Спешите делать добро, пока не поздно!

Ход урока.

                                                                        

1.Организационный момент.

Работа учащихся и примерные ответы

2. Учитель читает строки М.Цветаевой:

Равнодушье – дурная школа!

Ожесточает оно сердца.

Жнец - милосерден: сожнет и свяжет,

Поле опять прорастёт травой.

А равнодушного – Бог накажет!

Страшно ступать по душе живой».

Вопрос: Почему я прочитала сейчас эти строки?

-Правильно. Это одна из целей нашего урока. Вы прочитали рассказ «Юшка» и нам есть сегодня о чем поговорить и прежде всего о людском равнодушии – самой страшной болезни человечества во все века. Есть одна простая Божья заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Сам писатель пронес через всю свою трудную жизнь эту заповедь и завещал нам, своим читателям, следовать ей в своих поступках.

- А чем страшно равнодушие?

- А какое человеческое качество противоположно равнодушию?

-Так ли часто вы проявляете эти чувства по отношению к близким, друзьям и просто чужим людям, которым плохо, обидно, горько, а вы оказались рядом и равнодушно проходите мимо?

- О чем ещё сегодня хочется вам поговорить на уроке после прочтения рассказа? Почему Юшку не любили?

-Вот вы и назвали цели нашего урока: поговорить о равнодушии, сострадании, внутренней красоте человека в связи с прочитанным рассказом Платонова.

Мы будем говорить на уроке о равнодушии людей.

-Оно может убить и не только словом.

- Сострадание, доброта, сочувствие, сопереживание.

(обычно в ответ на этот вопрос уч-ся или смущенно улыбаются и молчат или бормочут что-то невнятное)

Он был непохож на других, был внешне некрасив. Люди не знали что он красив душой.

-Красота человека может быть внешняя и внутренняя, как у Юшки.

2.Выбор эпиграфа урока.

- Обоснуйте  свой выбор эпиграфа к уроку. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.

Рассуждают, предлагают варианты

Работа в тетради. Словарная работа :

Пилигрим. (один ученик находит в толковом словаре)

3. Каков же он, платоновский Юшка?

Рассказ уч-ся по опорному конспекту о Юшке.

4. Беседа по вопросам :

-Почему все звали его Юшка, а не Ефим Дмитриевич?

-Почему автор обращает внимание на глаза Юшки?

-Юшка верил, что его любят дети. Верно ли это?

-Найдите в тексте слова о том, как взрослые относятся к герою.

- Может ли человек никогда не возражать? Осуждает ли автор своего героя за терпение?

-Почему все-таки люди отвергали Юшку?

-Какие минуты были самые счастливые для Юшки? Почему? Найдите в тексте.

-Случайно ли автор наградил героя грудной болезнью?

- Какая тайна была у Юшки? Ожидали ли вы от него такого поступка? Изменилось ли отношение ваше к Юшке после этого?

-Почему Юшка осерчал, а не разгневался на прохожего? Что означает слово «осерчать»?

Никто не знал полного имени, не уважали.

Глаза – зеркало души. Душой мы страдаем.

-Нет, над любимыми не издеваются.

Чтение по ролям.

Дискуссия. Заповеди «Побеждай зло добром. Подставь другую щёку…»

Он был непохож на всех, был некрасив и непонятен для людей. Он оставался для них загадкой и поэтому раздражал людей.

Общение с природой. Он понимал природу, а она его не обижала.

- У него болела душа в груди.

-Да, раньше просто было жалко, а теперь уважаем.

-Он не умел гневаться. Осерчал- значит расстроился сердцем.

5. . Работа с иллюстрацией

-Удалось ли художнику передать напряжение момента? Каким словом можно назвать этот момент?

(вспомните композицию рассказа)

Раскрасьте устно иллюстрацию.

Работа со словарем.

Композиция – кульминация.

Сильный мужчина в красной рубахе и алая кровь Юшки.

6. Учитель:

–Хочется сказать всем, кто жил рядом с Юшкой: «Господи! Открой им глаза, чтобы видели.» И открыл Господь глаза их. Когда?

-Почему людям без Юшки стало хуже?

-Что общего между Данко и Юшкой? Сравните.

-только после смерти Юшки. Теперь он стал Ефимом Дмитриевичем.

- Он облегчал им злобу, забирал её на себя. Теперь злоба людская оставалась при них.

Общее: безымянный человек наступил на сердце Данко, безымянный человек посмеялся над Юшкой, оба уходят из жизни незамеченными, оба несут добро в жизнь, живут ради людей.

7.Учитель:

- Встречались ли вам такие люди, как Юшка? Как вы теперь будете к ним относиться? Сможете ли сказать кому-то: «Прости меня!»?

- Какова же тема рассказа? Сформулируйте её для себя и запишите.

             -(Проверка записи).

- Как вы определите главную мысль?

              --- (проверка записи)

-Как вы объясните последний пункт плана урока?

-_Кому это нужно в первую очередь?

- Вот мы и подошли к домашнему заданию. Напишите о том, какого человека вы считаете красивым, почему.

Приведите примеры, о которых вам захочется рассказать.

 

Не обязательно полюбить такого человека, можно просто попытаться понять, не осудить, помочь, если можно, и признать за ним право на свою жизнь и на свои странности.

-о жизни маленького человека, не похожего на других, некрасивого внешне, но прекрасного душой.

- Писатель хотел, чтобы мы замечали  таких людей в жизни рядом с собой, не обижали, а помогали им.

-Это призыв к людям, к нам.

-Нам, живущим рядом с людьми, ведь доброта делает человека лучше, красивее.

Чтение стихотворения Б.Окуджавы «Давайте восклицать…» подготовленным учеником.

8. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Простые растворы.

Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...

Конспект урока по теме "Простое прошедшее время" 4 класс

Материал представляет собой подробный план-конспект урока по теме "Простое прошедшее время" и предназначен для 4 класса. Урок содержит в себе все необходимые элементы: организационный момент, фонетиче...

Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")

Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...

Конспект урока по теме: "Простые задачи на нахождение процентов"

Данный урок соответствует теме изучаемого материала, позволяет проверить умения учащихся решать задачи на нахождение процентов от числа....

Конспект урока по теме "Простые вещества"

Урок по химии в 8 классе  по теме "Простые вещества" является обобщающим....

Конспект урока по теме: «Простые механизмы».

Данный урок проводился в рамках предмета Окружающий мир для учеников 4 класса....