план конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаги"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

план урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7_klass.docx29.25 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага.

Технология: рейтинговая накопительная система оценивания знаний учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  Создание условий  для изучить понятия «простые механизмы» и «рычаг».

Задачи:

Образовательная:

-Познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;

-рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

-рассмотреть устройство и принцип действия рычага;

-выяснить условие равновесия рычага.

Развивающая:

- способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать;

-способствовать развитию логического мышления;

- развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:

-пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

Оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, лабораторное оборудование: рычаг, штатив, установочный стержень, набор грузов, линейка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

1. Организационный этап

Подготовка к уроку

2. Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

Работа с картинками, выполнение проверочного теста

По плану, взаимопроверка знаний

3. Этап актуализации знаний, целеполагания

Введение понятия «простые механизмы», постановка целей

4. Организационно-деятельностный этап: помощь и контроль над работой учащихся

Работа с учебником, составление схемы

самооценка

6. Организационно-деятельностный этап: практическая работа, актуализация и целеполагание

- Сбор установки

- Введение понятия «рычаг», постановка целей

- Введение понятия «плечо силы»

- Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага

самооценка

7. Этап практического закрепления полученных знаний: решение задач

Решают задачи

взаимопроверка

8. Этап закрепления пройденного материала

Отвечают на вопросы

9. Этап обсуждения домашнего задания

Записывают домашнее задание

10. Этап рефлексии:

предлагает ученикам выделить новое, интересное, трудное в уроке

Делятся своими впечатлениями в устной и письменной форме

Учитель:

Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться  сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту науки механики.

На экране несколько картинок:

- человек капает яму (рычаг);

- человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду;

- человек катит бочку на корабль (наклонная плоскость);

- человек поднимает ведро (блок).

Учитель: задание №1

Что выполняют эти люди? (механическую работу)

Составьте по плану рассказ:

1. Какие условия необходимы для совершения механической работы?

2. Механическая работа – это …………….

3. Условное обозначение механической работы

4. Формула работы

5. Что принято за единицу измерения работы?

6. Как и в честь какого ученого она названа?

7. В каких случаях работа положительная, отрицательная или равна нулю?

Ответы

1 Сила и движение

2.Деятельность человека

3.А

4.А= FS

5 Дж

6.Джейм Джоуль

7. А>0,  если  направление силы совпадает  с направлением движения

    A<0 , если направление силы  не совпадает  с направлением движения

    А=0, если направление силы перпендикулярно  с направлению движения

Взаимопроверка выставление баллов: максимум 10 баллов. Оценку выставляет сосед по парте.

Учитель продолжает:

А теперь посмотрим на эти картинки ещё раз и обратим внимание, как эти люди выполняют работу?

(дети: используют лопату, ворот, устройство наклонной плоскости, блок)

Учитель: Как можно назвать одним словом данные приспособления?

(Учащиеся: ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ)

Учитель: Правильно! ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Первой темой нашего урока будут ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ (запись темы урока в тетради, слайд с темой урока)

Поставим перед собой цели урока:

Вместе с детьми: -  изучить, …(что такое простые механизмы);

                              - рассмотреть …(виды простых механизмов).

Учитель: Что же такое простые механизмы и для чего их используют? (Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования)

- какие простые механизмы бывают:……(по картинкам).

А теперь откроем учебник, проверим наши выводы и выполним в тетради следующее задание:

1.Запишите определение: Что называется простыми механизмами?

2. В виде схемы изобразите какие бывают простые механизмы и его разновидности.

Помоги соседу по парте.

Оцените свою работу: максимум 3 балла

Учитель: Вторая часть урока посвящена одному из видов простых механизмов. Он лежит у вас на парте. Что это за механизм? (Это рычаг).

Давайте поставим цель второй части урока:

- изучить понятие «Рычаг»

- определить условия равновесия рычага;

- научиться решать задачи по заданной теме.

Ответьте на вопрос:

1.Что называется рычагом?

(Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры) С помощью учебника

Проведем практическую работу в парах.

Оборудование: штатив, грузы, стержень для укрепления

рычага, линейка.

Соберем установку:

Повесьте грузики на одно из плеч и, используя другие грузики, уравновесьте рычаг (смотри рис.1)

. .Учащиеся проводят фронтальный эксперимент и заполняют таблицу

Сила F1

Сила F2

Плечо L1

Плечо L2

Отношение F1/F2

Отношение L2/L1

Делают вывод об условии равновесия рычага

Посмотрим, что получилось. Мы видим, что ваши рычаги отличаются друг от друга. Давайте качнем одно из плеч рычага. Что мы видим? (Покачавшись, рычаг возвращается в положение равновесия).

                                    2. Когда рычаг находится в равновесии?

(1 вариант: одинаковое количество грузов на одинаковом расстоянии от оси вращения;

2 вариант: больше груз – меньше расстояние от оси вращения)

Как называется такая зависимость в математике?

(Обратно пропорциональная)

С какой силой грузы действуют на рычаг?

(весом тела вследствие притяжения земли)  P = Fтяж= F

где F1 – модуль первой силы;

F2 – модуль второй силы;

l1 – плечо первой силы;

l2 – плечо второй силы.

Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.

Определим плечи сил (разбор понятие «плечо силы»).

А теперь рассчитайте математически, используя правило Архимеда, равновесие вашей установки (работа в тетради):

F1 =…….Н

F2 =…….Н

l1 =……..м

l2 =……..м

и рассчитывайте соотношение сил и плеч этих сил: F1 / F2 и l2 / l1  и сделайте вывод 

Видим, что равенство выполняется (если приблизительно, то из-за погрешности измерений).

Оцените свою работу, выставив баллы (максимум 4 балла).

Решение задач.

1. Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)

2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большой силы, если плечо меньшей силы 100 см? (Ответ: 50 см). Сосед по парте осуществляет проверку (максимум 3 бала).

Подведем итоги:

- что называется простыми механизмами?

- какие виды простых механизмов вы знаете?

- что такое рычаг?

- каково правило равновесия рычага?

- что называется плечом силы?

Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?

Дома выполните сообщение* об одном (или двух) простых механизмах - рычаге, применяемых в быту, технике, нарисуйте схему рычага, укажите силы и плечи этих сил.

Домашнее задание: § 55, 56, сообщение*.

Рефлексия.

Технологическая карта урока

«Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага»

 ученицы:________________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Баллы

Баллы

1.

Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

Мах 10б.

Выполнил(а) задание без ошибок

10

2.

Работа с учебником (самооценка)

Мах 3 б.

Я все нашел(а) и записал

3

Я все нашел(а), но при записи допустил ряд недочетов

2

Я не все нашел(а) или не составил схему

1

Я не нашел(а)

0

3.

Практическая работа (самооценка)

Мах 4 б.

Я собрал(а) установку, уравновесил рычаг, проверил математически условие равновесия рычага и объяснил результат

4

Я собрал(а) установку, уравновесил рычаг, проверил математически условие равновесия рычага, но не объяснил результат

2

Я собрал установку, уравновесил рычаг, но не проверил математически условие равновесия рычага и не объяснил результат

1

Я не смог(а) собрать установку

0

4.

Решение задач (взаимопроверка)

Мах 3 б.

Я решил(а) все задачи

3

Я решил(а) 2 задачи

2

Я решил(а) 1 задачу

1

Я не решил(а) не одной задачи

0

Если я набрал(а)

От 17 до 20 – «5» ☺

От 13 до 16 – «4»

От 9 до 12 – «3»

Закончи предложение:

Теперь я знаю:_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Я умею________________________________________________________________________________________________________________________________

я могу найти (сравнить, проанализировать и тп.________________________________________________________________

я самостоятельно правильно

выполнила___________________________________________________________________________________________________________________________

я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации____________________________________________________________________________________________________________________________

мне понравился (не понравился) урок__________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Урок физики с использованием ЭОР в 7 классе по теме: "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"...

План-конспект урока по физике по теме "Простые механизмы.Рычаг" 7 класс

Тема: Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент сил. Учитель Кравченко А.С. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок-практикум. Цели: Образовательные: вызвать ...

План-конспект урока для 8-го класса : "Виды и механизмы образования химических связей".

План-конспект  урока  для 8-го класса : "Виды и механизмы образования химических связей"....

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

план- конспект урока "Простые механизмы"

технологическая карта урока с укаанием формируемых УУД...

Конспект урока "Понятие о механизме и машине"

Конспект урока "Понятие о механизме и машине"...

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)...