Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Андриенко Анна Викторовна

Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Ц

  • познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.

  • практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

  • развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;

  • воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современное занятие, урок, внеклассное мероприятие с использованием ИКТ»

Разработка урока

6 класс

Лазарева Анна Викторовна

МБОУ Ремзаводская СОШ

Пояснительная записка

Тема А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Класс 6

Место урока – 1 урок в теме

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

  • познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.
  • практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;
  • воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.

Задачи:

1. Выполнить оценку героев.

 2. Выявить черты рождественского рассказа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word. Microsoft PowerPoint.

 На этом уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятия: лекция учителя, беседа, просмотр презентаций, практическая работа (анализ текста), сообщения учеников.

     

 

№п/п

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Используемые ресурсы: ЭОР, презентация (номер слайда), тесты, раздаточный материал и т.д

Организационный

(1 мин)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Ребята, тема нашего урока: А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Взаимодействие с учителем

Слайд 1

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

- Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока?

Цель урока – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским. (Щелкнуть на цель, когда озвучат)

-Теперь составим план нашей работы. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

  1. Вспомнить рассказ. Пересказать основные моменты по иллюстрациям. Проследить движение сюжета.
  2. Рассказать о докторе и его прототипе.
  3. Провести нравственную оценку героев.
  4. Выявить черты рождественского рассказа.

(Учитель на доске пошагово размещает распечатки)

-Ребята, сегодня на уроке вам будет необходимо самим оценить свою работу. Найдите на парте дорожку успеха. После выполнения каждого задания вы будете отмечать себя на этой дорожке.  

Один ученик читает стихотворение Я. Козловского

Ставят цель урока

Называют шаги в работе.

Слайд 2,3

Распечатка этапов для доски.

Дорожка успеха

Актуализация знаний (5 мин)

Молодцы! Теперь мы готовы к работе. И по плану нашей работы. Что мы будем сейчас делать?

Блиц-опрос.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна?

- Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору?

- В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей?

- Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте.

- Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему?

-Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу?

- Расположите события рассказа в правильной последовательности. Поставьте номера 1-6 (Работа в парах)(2 мин) (Приложение 1)

Отвечают на вопросы. Работа с текстом

(Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)

(«Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали...На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)

Работа с текстом произведения.

Выполняют задание в парах.

Слайд 4.

Раздаточный материал на парту

  1. Первичное усвоение новых знаний.  (4 мин)

-А кто же этот доктор Пирогов?

-Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины?

-А как вы думаете, жизнь Пирогова была образцом служения людям?

-Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью? 

- «Добрый талант...». Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя. (3 мин)

(сообщение о Пирогове)

Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы  меня спросите,  как я  стал  доктором? А вот , господа,  все случай... Когда  я  был  еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел,  и  к  нему был приглашен профессор  Мухин... О, это был удивительный человек!  А  как он  говорил  с  братом!  Не  поверить ему было просто  невозможно!

  Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году,  стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

  И лечил всех. И императора Александра,  и  бедных людей, которые шли  ко  мне на прием целыми толпами. Я любил  людей и  науку,  поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

(большой вклад в хирургии)

(да)

Слайд 5

Раздаточный материал приложение 2.

  1. Первичная проверка понимания (6 мин)

Найдите в словаре значение слова «чудо». (на слайде)

-Какое чудо совершил доктор?

-Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»?

-Ребята, как вы думаете,  почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

- Напишем    «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой 

Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.

1. Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых.

2.Старшего из мальчиков зовут Гриша.

3.Семья Мерцаловых живёт в подземелье.

4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей.

5.Тяжело заболела мать мальчиков.

6.Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью.

7.В парке Мерцалов случайно встречает доктора.

8.Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию.

9.Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом.

10.После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему.

Работа со словарём

Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

«Цифровой диктант».

Самопроверка

Слайды 6,7,8

ФИЗМИНУТКА – (1 мин)

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Здоровьесберегающая технология.

Приём погружения в текст. Абстрагирование.

слайд 10

Первичное закрепление 5 мин

- Ребята, какова основная мысль рассказа?

- У вас на столах есть таблица (приложение 3), в которой указаны основные признаки рождественского рассказа.  Ваша задача в парах заполнить эту таблицу примерами событий из текста.

Проверка по слайду.

(Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

Заполняют таблицу.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин)

Зачитайте получившиеся ответы. (работа в группе)

Приложение 3

Ответьте на вопрос: «Почему рассказ называют рождественским?»

Один представитель от группы зачитывает по ответу.

(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).

Слайд 11

Контрольно-регулировочный этап (2 мин)

- А теперь давайте сформулируем основные мысли урока с помощью высказываний русских писателей. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • «Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него». (Л.Н. Толстой)
  • «Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц)
  • «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете)
  • «Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С. Грин)

Выбирают высказывания и поясняют.

Слайд 12

Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)

Прием рефлексии «Пятерочка»

Ребята, возьмите чистые листы на своих столах. Обведите контур своей ладони. В каждый из пальчиков запишите свое мнение по поводу урока.

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно.

Средний палец – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мне не понравилось.

Мизинец – мои предложения.

А теперь зачитайте получившиеся рисунки.

Выполняют рефлексию

Слайд 13

Домашнее задание (2 мин)

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?

Выполнить тест по ссылке

Записывают задание на дом.

Слайд 14,15

http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html

hello_html_m5e563c35.png

Приложение 1

Последовательность

Событие

6

… меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет.

3

Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата.

5

Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом.

2

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.

4

Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок.

1

Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.

Приложение 2

Знакомимся с писателем

«Добрый талант…»

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.130

При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы.

Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».

Приложение 3

Признаки рождественского рассказа

Примеры

Трёхуровневая организация пространства рассказа

Подвал Мерцаловых (ад);

Праздничный город(земля);

Мерцалов-отец находит работу (рай)

Материальный кризис героев

Мерцалов из-за болезни теряет работу,

Начинают болеть дети,

Мерцалов не может найти новую работу

Мерцалов готовится к самоубийству

Чудо

Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду

Светлый и радостный финал рассказа

 Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке

Социальная тематика рассказа

 Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...