Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Ц
познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.
практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;
воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ" | 157.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современное занятие, урок, внеклассное мероприятие с использованием ИКТ»
Разработка урока
6 класс
Лазарева Анна Викторовна
МБОУ Ремзаводская СОШ
Пояснительная записка
Тема А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ
Класс 6
Место урока – 1 урок в теме
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
- познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.
- практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.
Задачи:
1. Выполнить оценку героев.
2. Выявить черты рождественского рассказа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word. Microsoft PowerPoint.
На этом уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятия: лекция учителя, беседа, просмотр презентаций, практическая работа (анализ текста), сообщения учеников.
№п/п | Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Используемые ресурсы: ЭОР, презентация (номер слайда), тесты, раздаточный материал и т.д |
Организационный (1 мин) | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Ребята, тема нашего урока: А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ | Взаимодействие с учителем | Слайд 1 | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) | Слова умеют плакать и смеяться, - Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока? Цель урока – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским. (Щелкнуть на цель, когда озвучат) -Теперь составим план нашей работы. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
(Учитель на доске пошагово размещает распечатки) -Ребята, сегодня на уроке вам будет необходимо самим оценить свою работу. Найдите на парте дорожку успеха. После выполнения каждого задания вы будете отмечать себя на этой дорожке. | Один ученик читает стихотворение Я. Козловского Ставят цель урока Называют шаги в работе. | Слайд 2,3 Распечатка этапов для доски. Дорожка успеха | |
Актуализация знаний (5 мин) | Молодцы! Теперь мы готовы к работе. И по плану нашей работы. Что мы будем сейчас делать? Блиц-опрос. -Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна? - Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? - В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? - Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте. - Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему? -Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу? - Расположите события рассказа в правильной последовательности. Поставьте номера 1-6 (Работа в парах)(2 мин) (Приложение 1) | Отвечают на вопросы. Работа с текстом (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.) («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали...На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».) Работа с текстом произведения. Выполняют задание в парах. | Слайд 4. Раздаточный материал на парту | |
| -А кто же этот доктор Пирогов? -Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины? -А как вы думаете, жизнь Пирогова была образцом служения людям? -Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью? - «Добрый талант...». Знакомство с писателем. Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя. (3 мин) | (сообщение о Пирогове) Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам. (большой вклад в хирургии) (да) | Слайд 5 Раздаточный материал приложение 2. | |
| Найдите в словаре значение слова «чудо». (на слайде) -Какое чудо совершил доктор? -Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»? -Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Чудесный доктор»? - Напишем «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. 1. Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 2.Старшего из мальчиков зовут Гриша. 3.Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 5.Тяжело заболела мать мальчиков. 6.Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 7.В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 8.Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 9.Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 10.После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. | Работа со словарём Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе). «Цифровой диктант». Самопроверка | Слайды 6,7,8 | |
ФИЗМИНУТКА – (1 мин) | И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг. Здоровьесберегающая технология. | Приём погружения в текст. Абстрагирование. | слайд 10 | |
Первичное закрепление 5 мин | - Ребята, какова основная мысль рассказа? - У вас на столах есть таблица (приложение 3), в которой указаны основные признаки рождественского рассказа. Ваша задача в парах заполнить эту таблицу примерами событий из текста. Проверка по слайду. | (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком) Заполняют таблицу. | ||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин) | Зачитайте получившиеся ответы. (работа в группе) Приложение 3 Ответьте на вопрос: «Почему рассказ называют рождественским?» | Один представитель от группы зачитывает по ответу. (События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей). | Слайд 11 | |
Контрольно-регулировочный этап (2 мин) | - А теперь давайте сформулируем основные мысли урока с помощью высказываний русских писателей. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?
| Выбирают высказывания и поясняют. | Слайд 12 | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) | Прием рефлексии «Пятерочка» Ребята, возьмите чистые листы на своих столах. Обведите контур своей ладони. В каждый из пальчиков запишите свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения. А теперь зачитайте получившиеся рисунки. | Выполняют рефлексию | Слайд 13 | |
Домашнее задание (2 мин) | Напишите сочинение на одну из тем:
Выполнить тест по ссылке | Записывают задание на дом. | Слайд 14,15 http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html |
Приложение 1
Последовательность | Событие |
6 | … меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. |
3 | Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. |
5 | Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. |
2 | По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. |
4 | Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок. |
1 | Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. |
Приложение 2
Знакомимся с писателем
«Добрый талант…»
Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.
При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».
Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы.
Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».
Приложение 3
Признаки рождественского рассказа | Примеры |
Трёхуровневая организация пространства рассказа | Подвал Мерцаловых (ад); Праздничный город(земля); Мерцалов-отец находит работу (рай) |
Материальный кризис героев | Мерцалов из-за болезни теряет работу, Начинают болеть дети, Мерцалов не может найти новую работу Мерцалов готовится к самоубийству |
Чудо | Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду |
Светлый и радостный финал рассказа | Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке |
Социальная тематика рассказа | Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...