Формирование ФОС по литературе 10 класс
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Фонд оценочных средств
для тематического контроля знаний
обучающихся 10-х классов
по учебному предмету «Литература»
в 2020-2021 учебном году
№ п/п | Наименование работы | Источник текста работы |
1. | Классное сочинение по роману «Отцы и дети» | Предлагаемые темы:
|
2. | Классное сочинение по роману «Обломов» |
|
3. | Контрольная работа по теме «Трагическое и жизнеутверждающее в произведениях И. Тургенева, И. Гончарова и Н. Островского» | https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/14/zachetnaya-rabota-po-tvorchestvu-turgeneva-is-goncharova-an |
4. | Классное сочинение по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
|
5. | Контрольная работа «Основные мотивы лирики Некрасова, Фета, А. Толстого» | https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-literature-iz-liriki-vtoroy-polovini-i-veka-klass-3657336.html |
6. | Сочинение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» |
|
7. | Классное сочинение по роману Л. Толстого «Война и мир» |
|
8. | Сочинение по драматургии А. П. Чехова. |
|
1, 2, 4, 6, 7, 8: Критерии и нормативы оценки сочинений
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
3. Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского, И.С.Тургенева и А.Н.Гончарова.
1.Пьеса «Гроза»: ( 3 балла)
1.Кто из героев пьесы характеризуется, как «молодой человек, порядочно образованный»?
2.Кто из героев драмы «позавидовал» мертвой Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
3. Назовите художественный тип, который стал открытием Островского и к которому принадлежат такие герои, как Дикой и Кабанова ( ответ дайте в единственном числе)
2.Роман « Отцы и дети»: ( 3 балла)
1.Кто из героев романа играет на виолончели и читает стихи Пушкина?
2.Кто из героев романа советует Аркадию « поскорее жениться», «обзавестись своим гнездом», « наделать детей побольше»?
3.Какую героиню Базаров характеризует так: «Герцогиня, владетельная особа.. В переделе была…нашего хлеба покушала…»
3. Роман « Обломов»: ( 3 балла)
1.Первая часть романа оканчивается появлением героя, которому искренне рады и Обломов , и Захар. Кто это?
2.В какой главе повествуется о детстве главного героя?
3.Кто из героев романа характеризуется « ему никогда не приходило в голову подвергать анализу свои чувства к Обломову; он не сам выдумал их; они перешли от отца , деда, братьев.» ?
Сочинение ( не менее 7 предложений) ( 6 баллов)
Какое из перечисленных произведений Вам понравилось больше и почему?
Итого: 15 баллов –Max
5. Контрольная работа «Основные мотивы лирики Некрасова, Фета, А. Толстого»
В – 1
- Биографический раздел.
- Кто из поэтов II половины 19 века уже в 15 лет был удостоен звания «сотрудника» Общества любителей русской словесности?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
2. Кто из поэтов II половины 19 века, будучи ещё ребёнком, читал стихи из «Полтавы»
А.С.Пушкина Николаю II?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
- Кому из поэтов II половины 19 века посвящена сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»? А) А.Толстому Б) А.Фету В) Н.Некрасову Г) Ф.Тютчеву
- Кому из поэтов II половины 19 века, испытавшего все тяготы городского бедняка, материальный успех принесла издательская деятельность?
А) А.Толстому Б) А.Фету В) Н.Некрасову Г) Ф.Тютчеву
- Установите взаимосвязь имён и явлений:
А)А.Толстой а) пишет статьи по агрономии
Б)А.Фет б) становится выдающимся редактором своего времени
В) Н.Некрасов в) является председателем Комитета цензуры иностранной
Г) Ф.Тютчев г) был церемониймейстером АлександраII
II. Творческий раздел.
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм Б) сентиментализм В) классицизм Г) реализм
2. Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А)А.С.Пушкин Б) Н.А.Некрасов В) А.А.Фет Г) Ф.Тютчев
3.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?
А)тема города Б) тема любовиВ) страдания народа Г)тема одиночества
4. Творчество какого поэта характеризуется
А) гражданственностью, поклонением русской женщине а) Ф.Тютчева
Б) обращённостью к истории, судьбам родины б) Н.Некрасова
В) драматичностью, философичностью, афористичностью в) А.Фета
Г) «запечатлённостью мгновения» и «поэтической дерзостью» г) А.Толстого
5. Какие средства выразительности наиболее характерны для стихотворенийа) Ф.Тютчева а) анафора, повторы, синтаксический параллелизм
б) Н.Некрасова б) психологический параллелизм, антитеза, звукопись
в) А.Фета в) параллелизмы, повторы, метафоричность,«безглагольность»
г) А.Толстогог) фольклорно - песенное начало, параллелизм, градация, антитеза
6.О каком поэте идёт речь?
«Вот уже более ста лет Россия ищет ответ на вопрос, заданный…., и в этом диалоге поэта с Россией и состоит огромный смысл его крестьянской эпопеи» /В.С.Баевский/
III. «Суха теория…»
- Кому принадлежат эти поэтические строки?
- «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…»А) Н.А.Некрасов
- «Мысль изречённая есть ложь…»Б) А.А.Фет
- «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» В) Ф.Тютчев
- «Я лиру посвятил народу своему…» Г) А.Толстой
- «Если проза в любви неизбежна…»
- «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
- Какое стихотворение «лишнее» в этой подборке?
- «Я пришёл к тебе с приветом…» 2. «Люблю грозу в начале мая…» 3. «Какая ночь! На всём какая нега!» 4. « Какая грусть! Конец аллеи // Опять с утра исчез в пыли…»
- Закончите поэтические строчки:
- «Коль любить, …………….., 2. «Если проза в любви неизбежна…….»
Коль грозить, ………………, 3. «Я горячим …..»
Коль ругнуть, ………………, 4. «Умом Россию не понять……….»
Коль рубнуть, ……………!» 5. «Я встретил вас – и всё былое…..»
- Как вы думаете, кто автор этих строк? Объясните свой выбор.
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной,-
Но днем, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
В – 2
- Биографический
- Кто из поэтов II половины 19 века 22 года прожил за границей?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
2. Кто из поэтов II половины 19 века читал свои стихи А.С.Пушкину?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
3. Кто из поэтов II половины 19 века так и не сумел получить университетского образования?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
4. Кто из поэтов II половины 19 века был отлучён от рода потомственных русских дворян?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
5. Установите взаимосвязь имён и явлений:
А)А.Толстойа) Генрих Гейне считал его своим лучшим другом
Б) А.Фет б) вместо четырёх пробыл в университете шесть лет
В) Н.Некрасовв) ещё в детстве был представлен великому Гёте
Г) Ф.Тютчев г) сумел возродить пушкинский «Современник»
II. Творческий
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм Б) сентиментализм В) классицизм Г) реализм
2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
А) А.Толстой Б) А.Фет В) Н.Некрасов Г) Ф.Тютчев
3.Что определяет пафос поэзии А.Фета?
А) чувство ненависти к угнетателям народа Б) чувство тревоги при столкновении с неизведанным, «неразгаданным» В) чувство красоты Г) чувство одиночества
4. Творчество какого поэта характеризуется
А) мажорностью тона, ясностью и гармоничностью а) Ф.Тютчева
Б) музыкальностью и живописностью б) Н.Некрасова
В) философичностью и драматизмом в) А.Фета
Г) «всеобнимающей любовью» г) А.Толстого
5. Какие средства выразительности наиболее характерны для стихотворений
а) Ф.Тютчева а) анафора, повторы, синтаксический параллелизм
б) Н.Некрасова б) психологический параллелизм, антитеза, звукопись
в) А.Фета в) параллелизмы, повторы, метафоричность,«безглагольность»
г) А.Толстого г) фольклорно - песенное начало, параллелизм, градация, антитеза
6.О каком поэте идёт речь?
«…. работал на больших духовных глубинах или – ещё точнее – высотах. Слово с трудом поспевало за мыслью. Душа поэта была океаном, а мысль, воплощённая в слове, - лишь пеной на нём…»/Л.А.Озеров/
III. «Суха теория…»
- Кому принадлежат эти поэтические строки?
1.«Я поздно встал – и на дороге // застигнут ночью Рима был…»А) Н.А.Некрасов
2.« Не то, что мните вы, природа…» Б) А.А.Фет
3.«В моих устах спокойная улыбка,//В груди- змея…»В) Ф.Тютчев
4.«Ты пела до зари, в слезах изнемогая,…» Г) А.Толстой
5.«Мы с тобой бестолковые люди…»
6.«Люблю ли тебя – я не знаю,// Но кажется мне, что люблю»
- Какое стихотворение «лишнее» в этой подборке?
- «Шёпот, робкое дыханье…» 2. «Колокольчики мои, цветики степные…» 3. «Ласточки пропали…» 4. «Есть ночи зимней блеск и сила»
- Закончите поэтические строчки:
- « Коли спорить, ……….., 2. «Она сидела на полу ……………..»
Коль карать, ………………., 3. «Лишь жить в себе самом умей ………»
Коль простить, ……………., 4. «Я пришёл к тебе с приветом ………….»
Коли пир, ……………….!» 5. «Умом Россию не понять……….»
- Как вы думаете, кто автор этих строк? Объясните свой выбор.
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной,-
Но днем, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
КЛЮЧИ
В – I
- 1 - Г, 2 –А, 3 – А, 4 – В; 5. А – г, Б – а, В – б, Г – в.
- 1 – Г, 2 – В, З – В;4.А-б, Б-г, В-а, Г-в; 5. а-б, б-г, в-в, г-а; 6. Некрасов.
- 1. А- 4,5, Б – 6, В -2,3; Г – 1; 2 -2; 3. 1. (так безрассудку,…так не на шутку,…так сгоряча,…, так уж с плеча!), 2. (так возьмём и с неё долю счастья), 3. (рождён патриотом…), 4. (аршином общим не измерить), 5. (в отжившем сердце ожило).
……………………………………………………………………………………………………..
В – 2
- 1 - Г, 2 –А, 3 – В, 4 – Б; 5. А – в, Б – б, В – г, Г – а.
- 1 – Г, 2 – Б, З – В;4.А-г, Б-в, В-а, Г-б; 5. а-б, б-г, в-в, г-а; 6. Тютчев.
- 1. А- 5, Б – 4, В -1,2, Г – 3,6; 2 -2; 3. 1. (так уж смело,…так уж за дело,…так всей душой,…, так пир горой), 2. (и груду писем разбирала), 3. (есть целый мир в душе твоей), 4. (рассказать, что солнце встало), 5. (аршином общим не измерить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Территории России 8 класс
модульный урок по теме формирование территории России 8 класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"
Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...