Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)
Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_kachestv_uchashchihsya_na_urokah_literatury.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных качеств учащихся
на уроках литературы
(Учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ п. Зеленоборск Кабачёва Н.И.)
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, что является главной составляющей развитие общества. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во – первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во – вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В – третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В – четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основным источником нравственного опыта является учебная деятельность. Уважаемые коллеги, все мы работаем в сфере образования.
«Образование» - это производное от древнерусского понимания этой деятельности как создание образа – духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Оно представляет единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развитие и саморазвитие, взросление и социализация. Метафорически образование определяется как творение образа человека в индивиде.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.
Сегодня высокая нравственность – едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая «немодная» черта характера, «непопулярная». По мнению некоторых учёных – социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду «сладкой» наркотически – сексуальной жизни только 7 % молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут «всего и сразу от своих предков». Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.
Да, нужно воспитывать в детях убеждённость, что добро победит. «Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организации урока и личности учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал уроков литературы. В нём содержится большое количество морально – этических суждений; на уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Рассмотрим воспитание нравственных качеств на уроках литературы 8 класса.
Разделы программного материала, авторы. | Воспитание нравственности. |
1. Устное народное тв-во. Исторические и лирические песни. | Любовь к земле, к родному дому, к семье. Знание истории и уважение к прошлому. |
2. Русская старина. С. Радонежский Аввакум. | Тема праведничества. Праведничество в его высшем проявлении – аскетизм, самоограничение. Тема величия духа человека, убежденного в своей вере. |
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Активная жизненная позиция, осуждение предательства, знание и уважение исторического прошлого. Честь, верность и любовь. |
4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», стихи. | Проблема выбора в жизни, поэтизация свободы, способность увидеть силу и красоту природы, не тронутой цивилизацией. |
5. Н.В. Гоголь «Ревизор» | Учить нетерпимости к социальным порокам. Смех как средство разоблачения. |
6. И.С. Тургенев «Ася» | Воспитание на примере скромности, доброты, самоотверженности. Вера в торжество света, добра и нравственной красоты. Тема горького одиночества человека, оторванного от родной земли. |
7. Л.Н. Толстой «После бала» | Моральная ответственность человека. Тема нравственного обновления. Нетерпимость к жестокости, пренебрежению человеческой жизнью, к унижению человеческого достоинства. |
8. В.Г. Короленко «Парадокс» | Смысл жизни, название человека. Взросление маленького человека в столкновении с миром взрослых. |
9. М. Горький «Песня о соколе», «Ма-аленькая», «Сказки об Италии». | Вера в победу разума. Доброта, созидательный труд как основа жизни. |
10. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». | Увидеть героизм простого русского солдата, его скромность, мастеровитость, мужество в борьбе за жизнь. Чувство товарищества, терпения. «Большая» и «малая» Родина. |
11. А. Грин «Зелёная лампа». | Жажда знаний, стремлений к истине. Благодарность людям, открывшим тебе глаза на мир. Истинные ценности жизни. |
12. К.Г. Паустовский «Телеграмма» | Материнская любовь и всепрощение. Тема человеческой благодарности. Сочувствие и внимание к слабым, больным, беспомощным. Тема «малой» Родины, русской природы. Равнодушие к самым близким, родным. |
13. В.П. Астафьев «Фотография на которой меня нет». | Уважение к укладу жизни деревни. Преклонение перед учителем. Тема дружбы и «малой» Родины. |
14. Н. Рубцов | Тема «малой» Родины, товарищества. Проклятие войне. Любовь к родной земле, природе и людям, живущим на этой земле. |
15. В. Шекспир «Ромео и Джульета». | Проблема «отцов» и «детей». Терпимость к чужим мыслям и чувствам. Любовь и верность. Воспитание стойкости в борьбе с миром пошлости, корысти, жестоких чувств. |
16. Сент – Экзюпери «Маленький принц». | Ответственность живущих на земле за мир вокруг них. Бережное отношение и внимание ко всему живому. Воспитывать умение разбираться в тёмных и светлых сторонах жизни. |
Многие произведения авторов, включенные в программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: «Что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?» Ученики по- разному воспринимают произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому , чтобы личность писателя , его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой , стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек , кто раньше, кто позже, задумывается- каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же , учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор.
Я использую разные формы работы и эмоционального воздействия для воспитания нравственных качеств: презентации, творческие работы с проблемными ситуациями, с правом выбора, литературные гостиные, театрализацию, игры, викторины, семинары, дискуссии.( Просмотр презентации к уроку литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» и литературной гостиной, посвященной поэтам Серебряного века «А если душа родилась крылатой»).
В заключение я хочу сказать, что литература- это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, а книгу необходимо сделать средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить её к современности, к миру ребёнка и тем самым дать толчок к самостоятельности. Я пришла к выводу, что духовно – нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.
Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....
Статья "Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках физики и математики"
Как формировать нравственные качества учащихся средствами уроков физики и математики? Я считаю, что эту работу нужно организовать по двум направлениям : личностные прототипы и личное поведение педагог...
Доклад "Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка"
Доклад и презентация по теме "Воспитание нравственных каччеств обучающихся на уроках русского языка"....
Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...
Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного ввоспитания учащихся....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...
Технологии воспитания нравственных качеств личности на уроках истории.
Уроки истории и являются средствами познания человеком действительности, помогающие сформировать в человеке его нравственную и социальную позицию.Воспитать нравственного человека - задача сложная, но ...