Технологии воспитания нравственных качеств личности на уроках истории.
статья
Уроки истории и являются средствами познания человеком действительности, помогающие сформировать в человеке его нравственную и социальную позицию.
Воспитать нравственного человека - задача сложная, но не невыполнимая. Просто необходимо чаще заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных событий, научить ребенка анализировать и проводить аналогии с сегодняшним днем.
Необходимым условием успеха в работе по моральному воспитанию, является побуждение у школьников стремления размышлять о вопросах морали. Только в процессе самостоятельного обдумывания фактов, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими обучающимися, их знания превращаются в убеждения.
Для активизации и погружения в историю в своей статье я приведу следующие приемы и методы работы, которые использую на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология воспитания нравственных качеств личности на уроках истории.
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души и бездуховности…
- В.А.Сухомлинский.
Поэтому формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры. Также является одной из главных целей в преподавании истории.
Такой школьный предмет как «История России»,обладает широкими возможностями в воспитании у ребенка духовно-нравственных качеств. Его средствами решаются такие задачи как:
- формирования у ребенка чувства ответственности за судьбу своей Родины, как большой, так и малой;
- формирование у учащихся собственной позиции к различным историческим, а также и политическим событиям;
- привитие детям понимания и принятия моральных ценностей.
Именно уроки истории призваны помочь осмыслить и заново пережить уже давно ушедшие в прошлое события, научить использовать все положительное в прошлом и помочь преодолеть непонимание сегодняшнего и будущего.
Возможности предметы велики, но у нас есть и проблемы формирования исторического знания.
У нас у историков проблема содержательного компонента заключается в колоссальном, по сравнению с другими предметами объемом информации, который должен быть усвоен обучающимися тем более это проблематично для учащихся с ОВЗ. И порой получается обратное чем больше информации, тем меньше ее хочется воспринимать
К сожалению для большинства учащихся исторические события даже недавнего периода часто остаются чем-то, не имеющим к ним прямого отношения. А незаинтересованность в истории делает почти невозможным извлечение из нее уроков на будущее, как раз того что мы ждем от истории
Поэтому важно не только познавать историческую действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и относится так или иначе к разным жизненным фактам, испытывая по отношению к ним разнообразные чувства, как говорится переживать эпоху.
Главная нравственная задача для меня как учителя- «перенести» ребенка в изучаемую эпоху, добиться более полного и глубокого её понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что важно на уроке, оно стимулирует ИНТЕРЕС к изучаемым событиям
Воспитывая «человеческое» в человеке мы постоянно обращаемся к сфере ценностей. Есть некие идеалы, которыми человек руководствуется как в своих, так и в чужих поступках, которые принято называть общечеловеческие ценности. Нравственность порождается только лишь в переживаниях субъекта познания.
Уроки истории и являются средствами познания человеком действительности, помогающие сформировать в человеке его нравственную и социальную позицию.
Воспитать нравственного человека - задача сложная, но не невыполнимая. Просто необходимо чаще заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных событий, научить ребенка анализировать и проводить аналогии с сегодняшним днем.
Необходимым условием успеха в работе по моральному воспитанию, является побуждение у школьников стремления размышлять о вопросах морали. Только в процессе самостоятельного обдумывания фактов, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими обучающимися, их знания превращаются в убеждения.
Для активизации и погружения в историю приведу следующие приемы и методы работы, которые использую на своих уроках.
Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
а) Сопоставление поведения исторических личностей в аналогичных ситуациях, например поведение Джордано Бруно и Галилея в застенках инквизиции.
Ян Гус и Мартин Лютер. Общее в из взглядах и отличие в убеждениях ,судьбе и роли на развитие исторических событий Европы.
б)Оценка исторической портрета с нравственной позиции
Работа с биографиями исторических деятелей. Нравственная характеристика того или иного человека, и его вклад и влияние на исторические события. Здесь и царствующие особы, и военные, и революционеры, и деятели искусства и науки, и «простые» люди. Ученикам интересно знать не только то, чем они прославились, но и какими чертами характера обладали, как особенности их личности отразились на судьбе страны.
Петр Первый реформатор или разрушитель традиций?
Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, черное и белое, а задача учащихся заключается в том, чтобы прийти к конкретному мнению.
- Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне. Здесь же и вопрос Может ли цель оправдывать средства? Можно ли, разрушая, созидать?
- Николай II: кровавый царь или святой российский император;- Согласны ли вы с мнением, что царь может быть быть святым?
- Сталин: палач или вождь народа?
Очень важно чтобы дети сами разобрались, а не просто воспринимали исторических деятелей с позиции их прозвищ Грозный, кровавый и т д
И тогда учащимся становится ясно, как опасен для государства и окружающих людей жестокий, мстительный и подозрительный руководитель
в) Прием познавательных проблемных заданий, эпиграфов, которые даются в начале урока.
Урок организовывается таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию.
Например - Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить свое авторское право? Почему Хрущев осудил культ личности Сталина? Почему Алексей Михайлович решился на реформу церкви? Как в России появился двуглавый орел? Почему Л. Толстой был отлучен от церкви?
г)Технология переноса в изучаемую эпоху или событие, этот прием весьма распространен у историков и вполне обоснованно. Это урок- путешествие, машина- времени, один день из жизни закупа в Древней Руси или египтянина в Древнем Египте, хорошо погружают в эпоху.
д) Родные имена
Изучение истории родного края особенно значимо для нравственного воспитания детей, так как именно на нём учащиеся ощущают свои корни через причастность земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в историю Отечества. В рамках многих тем истории XX возможно изучении истории своей семьи. Герои моей семьи. Помню и горжусь. Биографические справки родственников- участников ВОВ, на основе которых мы решилис ребятами создать Книгу Памяти. Подобная работа не только формирует навыки исследовательской деятельности, повышает интерес к истории страны и родного края, но и воспитывает нравственность, чувство гордости за свою семью и страну.
Изучение названий улиц родного города, какие имена и памятники в городе с какими событиями в истории страны связаны? Часто на уроках ставятся такие вопросы.
е) Художественно- образное восприятие.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, отрывок из худ. кинофильма или фрагмент художественного произведения и т. д Значительно повышает эмоциональность урока истории привлечение отрывков из художественной литературы. В изучении темы опричнины часто использую отрывок из романа А. Толстого «Князь Серебрянный»
Многие учащиеся, особенно наши ребятки, лучше воспринимают информацию визуально, т.е. запоминают лучше увиденное, чем услышанное. Использование отрывков из художественных исторических фильмов, вызывает интерес у учащихся, активизирует их познавательную деятельность. Конечно учитываем моменты, что художественные фильмы часто не соответствуют принципу историзма. А ребятам это еще и интересней подмечать. Что не так? В киноленте «Храброе сердце» (реж. М. Гибсон), где воспроизведены события XIII века, шотландцы носят килт, который появился значительно позже. Почему Кутузова изображали с повязкой, но ведь он ее не носил? Это выдумка фильмографии. Историческое кино помогает ощутить дух времени.
Не секрет что у нас учатся учащиеся ребята с различными познавательными способностями и кому-то лучше повторить и осмыслить пройденное через рисунок. Там они отражают то что им больше всего запомнилось в изучении темы.
Повторительно - обощающие уроки в 5 классе
Как я вижу Древнюю Индию?
Что меня поразило в истории Древнего Египта?
ж)«Этот день в истории России»
Один из методических приемов реализации воспитательного потенциала уроков истории – введение 5-минутки «Этот день в истории России». Каждый календарный день несет историческое событие
8 апреля -в этот день российская армия покорила Крымское ханство, и вот манифестом императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым присоединен к России.
18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос!🚀 Когда ученик открывает событие для себя, он проживает этот день с ощущением причастности к свершениям истории. Это позволяет ему лучше ориентироваться во времени, проводить хронологические параллели. Кто то из ребят составляет календарь событий, записывая в отдельную тетрадь.
Данные методы помогают мне активизировать и повысить познавательный интерес учащихся Также мне самой было интересно понять отношение ребят к предмету История.
Мною был проведен опрос среди учащихся 5.6.7. классов во время которого было задано 2 вопроса с предложенными вариантами ответа: Первый вопрос «Почему мне нравится предмет история?», большинство ответило что История дает знание необходимое каждому человеку и помогает разобраться в событиях современности.
Второй вопрос предлагал разобраться в причинах сложного отношения к предмету, где большинство учащихся все таки указали на большой объем информации и сложность изучаемого предмета.
Поэтому моя задача как педагога сделать историю доступной и любимой.
«У педагога творение особое – человек»
- В.А.Сухомлинский.На уроках истории дети воспитываются историей.
А нравственное воспитание невозможно без эмоционального отклика детской души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.
От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....
Воспитание духовности и высоких нравственных качеств личности на уроках по изучению творчества писателей Сибири
В материале представлен опыт работы по воспитанию духовности и высоких нравственных качеств личности обучающихся на основе изучения творчества писателей Сибири на базе кабинета сибирских писателей в р...
Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...