"История одного стихотворения" ( М.И.Цветаева "Генералам 12 года")
план-конспект урока по литературе (9 класс)
На примере изучения истории одного стихотворения показать, что поэтические строчки способны передавать совершенно разные чувства, за небольшим стихотворением может стоять полная героизма и восхищения человеческая жизнь, любовь; показать, что выразительное прочтение стихотворения способно вызывать необыкновенные эмоции, что необходимо читать, передавая свои чувства; побудить обучающихся делать самостоятельные исследовательские проекты «История одного стихотворения», влюбить в поэзию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_generalam_12_goda.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Интегрированный Урок ( литература, история) по стихотворению М.И. Цветаевой
«Генералам 12 года...»
Тема: « История одного стихотворения...»
В одной части кабинета – сборник М.И.Цветаевой, портрет поэта, подсвечник, портреты братьев Тучковых, М.Нарышкиной
На доске: эпиграф
Такие - в роковые времена-
Слагают стансы – и идут на плаху...
«С.Э.» М. Цветаева
Предварительная подготовка к уроку:
Класс делится на группы в зависимости от интересов и получает опережающие задания:
группа № 1 и группа № 2 - биографы изучают биографию семьи Тучковых, продумывают вопросы по тексту Дениса Миронова, чтобы задать их противоположной группе.
группа № 3 – биографы изучают историю отношений Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, вам предстоит ответить на вопрос: почему эти отношения спустя столько лет привлекают наше внимание?
группа № 4 - литературоведы анализируют текст стих-я М.И.Цветаевой, отвечают на вопрос: через какие средства выразительности можно увидеть авторское отношение к лирическому герою стих-я?
группа № 5 -оформители создают коллажи к стихотворению, оформляют кабинет в соответствии со стилем того времени..
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки (один на группу) с выходом в Интернет, магнитные доски для создания коллажа
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приемы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, решение проблемных задач, анализ произведения, составление и защита коллажа.
Цель: изучить историю создания стихотворения М.И.Цветаевой «Генералам 12 года...»
Задачи:
- Образовательные: подвести обучающихся к пониманию роли писателя в раскрытии темы патриотизма в русской литературе на основе анализа фактов из её биографии и творчества, а также из истории Отечественной войны 1812 года, биографии братьев Тучковых, проанализировать произведение М.И.Цветаевой «Генералам 12 года» , составить коллаж, онлайн коллаж по теме «История одного стихотворения...», подготовиться к выразительному прочтению текста стих-я;
- Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтическое произведение, сопоставлять художественный текст с исторической действительностью, развивать навыки устной речи (монолог, диалог, полилог), формировать умение анализировать материал;
- Воспитательные: формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям стих-я, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, воспитывать уважение к личности и чувство ответственности за судьбу своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные: осмысление героической судьбы людей, отдавших жизни за освобождение Отечества, формирование осознанного патриотизма (любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны );
Предметные: изучение биографии генералов Тучковых, соотнесение конкретного художественного текста с историческим временем, развитие информационной, лингвокультурологической, самостроительной компетенции обучающихся;
Метапредметные: формирование исследовательской и коммуникативной компетенций обучающихся, развитие художественного восприятия, памяти, мышления, монологической и диалогической речи; обучающиеся на основе имеющихся знаний, жизненного опыта обнаруживают ценность исходной информации, демонстрируют умение аргументировать свою позицию, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют умение производить самооценку и оценку ответов.
Ход урока:
(звучит минус романса «Генералам 12 года»)
Учитель:
(слайд 1. Портрет Цветаевой)
Она разбирает бумаги, старые листы шуршат как-то особенно, они хранят память..., и вдруг...среди этой груды пожелтевших страниц - знакомый взгляд...
(слайд 1)
она знает эти глаза, в них всё: и геройство, и умиротворение, и обречённость...С тех пор она не расставалась с этой гравюрой, на которой был изображён Тучков-четвёртый...
В Феодосии 26 декабря 1913 года (известна точная дата написания этих строк), в преддверии 1 Мировой (прав был А.С.Пушкин, это ещё раз доказывает, что поэты обладают даром пророчества..., М.Цветаева напишет стихотворение «Генералам 12 года...», оно выйдет с посвящением...
Посмотрите, кому?
-Сергею...
У Вас есть предположения?
- Она посвятит его своему мужу – офицеру Царской Армии- Сергею Эфрону... 1мин.
Учитель читает стихотворение.
- Знакомы ли вам эти строки? (тексты – перед вами), можно узнать ваше впечатление от прочитанного? 2.30
У каждого произведения есть своя история...и сегодня нам с вами предстоит погрузиться в эпоху 19 века, время красивых женщин и благородных мужчин, с целью узнать историю одного стихотворения...
Тема нашего урока: История стихотворения «Генералам 12 года» М.И. Цветаевой... ( запись на доске) 3.30 мин.
-Почему именно об этом поэтическом послании мы сегодня будем говорить? (8 сент.1812- Бородинское сражение, 14 сент.- войска Наполеона вошли в пылающую Москву).
Вы разделены на группы ( по 3 человека) , у каждой – своё задание:
группа № 1 и группа № 2 - биографы изучают биографию семьи Тучковых, продумывают вопросы по тексту Дениса Миронова, чтобы задать их второй группе, поля для записи отведены на листах. Задание: «Перекрёстные вопросы». Ваши вопросы и ответы должны строиться таким образом, чтобы остальным группам было понятно, о чём идет речь.
группа № 3 – биографы изучают историю отношений Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, вам предстоит ответить на вопрос, который записан на листе: почему эти отношения спустя столько лет привлекают наше внимание? ( вы можете выделять ключевые слова и словосочетания)
группа № 4,5 - литературоведы анализируют текст стих-я М.И.Цветаевой, тексты – на парте, определяют, через какие приёмы, средства выразительности можно проследить авторское отношение к лирическим героям стих-я? (можете использовать в работе карандаш).
группа № 6- веб-дизайнеры пробуют создать онлайн-коллаж
Если в классе есть ребята, которые с помощью рисунка могут передать своё отношение к цветаевским строкам, тогда я попрошу это сделать индивидуально...( А3, А4 – простые карандаши). Можно создавать рисунки на полях...
Вы работаете, пока звучит прекрасное музыкальное сопровождение к цветаевским строчкам, написанное Андреем Петровым. Каждой группе на выступление будет предоставляться 3 минуты.
5 мин.-10 мин.
Учитель: История одного стихотворения...
3 слайд. У Алексея Васильевича Тучкова – инженера-генерала-поручика, сенатора, было пять сыновей, четверо из которых участвовали в Отечественной войне 1812 года
- Тучков Николай Алексеевич (1765—1812) — генерал-лейтенант российской армии, командир пехотного корпуса.
- Тучков Алексей Алексеевич (1766—1853) — генерал-майор, в отставке с 1797 года.
- Тучков Сергей Алексеевич (1767—1839) — генерал-лейтенант и сенатор. Основатель города Тучков (позже вошел в черту Измаила).
- Тучков Павел Алексеевич (1776—1858) — генерал-майор, затем действительный тайный советник.
- Тучков Александр Алексеевич (1778—1812) — генерал-майор.
Перед тем как группы биографов выйдут на перекрёстные вопросы, задание всему классу: На примере семьи Тучковых проследите традиции русского дворянства.
Учитель: Слово предоставляется группе биографов. Пожалуйста, ребята, выходите к доске.
( предполагаемые вопросы:
- Что изображено на гербе Тучковых?(учитель приклеивает герб)
- Какая традиция была в семье Тучковых?( Учитель: «Капитанская дочка» Петруша Гринёв «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом...» Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры.
- В каком роде войск служили братья Тучковы? ( взять словарь Ожегова, выписать на доску значение слова «артиллерия»
Выпишите, пожалуйста, на доску значение слова «артиллерия»
род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы,
- Какое сражение объединило трёх братьев на поле боя?
- Почему Павел Тучков был отправлен во Францию в качестве почётного военнопленного?
Учитель: (По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».
- Как погибли Александр и Николай Тучковы?
Учитель: перед классом стояло задание : на примере семьи Тучковых проследить традиции русского дворянства. 15мин.
Готовность отдать жизнь за Отечество воспитывалась с рождения- это не казалось подвигом, это было естественным для людей, которые выбрали военную карьеру и присягали родине.
Слайд 4. ( Военная служба считалась преимущественно дворянской. Дворяне считали верность долгу делом обычным и естественным, честью было защищать Отечество и погибнуть за него! Это доказывает следующая информация: всего принимало участие в боевых действиях в 1812-1815 годах примерно 550 генералов российской службы, из них в 1812 году было убито и умерло от ран и болезней 14 человек; в 1813-1815 годах — 39 генералов. Всего — 53 человека. Средний возраст составлял 26-28 лет ).
Учитель: Несмотря на общую карьерную канву военных, братья Тучковы были разными, непохожими друг на друга людьми не только физически, но и психологически. Младший из братьев – Александр, «соединял душу возвышенную, сердце благородное, чувствительное, ум, обогащенный плодами европейского просвещения» и навсегда остался в памяти родных задумчивым романтиком. Может, поэтому в его жизни была такая любовь...
слайд 5 . Александру Тучкову и Маргарите Нарышкиной судьба отмерила всего 7 лет безусловного счастья...
Слово предоставляется второй группе, которой предстояло ответить на вопрос: почему спустя столько лет история их любви привлекает внимание?
Слайд 6, слайд 7.
17 м
Учитель: Глубокая и искренняя история взаимоотношений Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной достойна того, чтобы быть воспетой в стихах... Марина Ивановна Цветаева увековечила его образ в своём произведении- слово предоставляется 3 группе. Через какие средства выразительности можно проследить авторское отношение к лирическим героям стих-я?
Слайд 8.
(предполагаемые ответы: через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.
Учитель: Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова ?
(Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой , торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, тождественной поэту.
Почему Цветаева использует слово «лик»?
Словарь Ожегова
ЛИК 1, а, м.
1. Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописные лики.
Какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Учитель: Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
( предполагаемые ответы: сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.
Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.
Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
Приведите примеры использования других художественных приемов:
(предполагемые ответы: свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперболы)- таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.
Цари на каждом бранном поле…
Вам все вершины были малы…
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Вы побеждали и любили…
Учитель: Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции стихотворения?
( предполагаемые ответы: стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев).
Учитель: М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.
Учитель: Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.
И весело переходили
В небытие.
Учитель: Этому помогает и размер стихотворения, определите его.
Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)...
Запись в тетради:
1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;
2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;
3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов 22 м
Слайд 9.
Учитель: Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого... Юных генералов той войны – идеальных, благородных героев, настоящих рыцарей: «Царей – на каждом бранном поле и на балу», верных сынов Отечества: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона М. Цветаева в стихах не назвала поименно, но вспомнила всех.
К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».
Я предлагаю Вам совершить виртуальную экскурсию в военную галерею Зимнего дворца, запишите имена художников и информацию, которая покажется вам интересной.
Джордж Доу, Василий Поляков, Александр Голике, Франц Крюгер,
332 генерала, 13 рам без портретов с именами и воинскими званиями, 10 лет работы. 25 м
Учитель: Из художественной галереи мы переходим к нашим творческим работам. Слово предоставляется веб-дизайнерам , какое название вы дали своей творческой работе и что хотели выразить?
Критерии оценивания работы:
- Соответствие содержания коллажа теме произведения – 1 балл;
- Подбор иллюстративного материала – 1 – 3 балла;
- Содержательность, информативность работы – 1 – 3 балла;
- Эмоциональная направленность, выразительность работы - 1 – 3 балла;
- Композиционное решение - 1 – 3 балла;
- Общее художественное восприятие - 1 – 3 балла.
( Ребята 4 группы устанавливают коллаж перед прочтением стихотворения). 27 мин.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какими увидели людей, которым был посвящен сегодняшний урок?
(Они не считали свою жизнь подвигом, для них служить Отечеству было честью и ничего не было выше Родины.
Всё, что сегодня обсуждалось на уроке, должно найти выход в вашем прочтении, ведь чтецы - это люди, передающие мысли и чувства тех, кто оставил послание для нас, ныне живущих, и задача, стоящая перед вами, не из лёгких: не просто прочесть, а прожить ситуацию, передать отношение автора к героям Отечественной войны 12 года...
Перед прочтением стихотворения «Генералам 12 года...» я хочу рассказать об одном интересном факте, о котором я узнала случайно, у этого стихотворения есть ещё одна строфа, первая, в таком виде оно было напечатано всего лишь один раз, поэтому я начну прочтение, а ребята из пятой группы продолжат... ( учитель делит стихотворение, читает вместе с обучающимися, держа в руках портрет А.Тучкова).
12 строф, 12 года... 13- лишняя)
Одна улыбка на портрете,
Одно движенье головы-
И чувствуется, в целом свете-
Герои – Вы...
( чтение обучающимися стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам 12 года...»
Учитель берёт текст стихотворения ... Всего 12 строф, за которыми невероятная история любви, служения Отечеству, гибель во имя спасения Родины...
Учитель: Спасибо за урок...Ребята, чем вас привлекает поэтический текст? ( «Поэзия – это лучшие слова в лучшем их порядке» Кольридж, « Поэзия- это не лучшие слова в лучшем их порядке. Это высшая форма существования языка...» И. Бродский, и я надеюсь, что сегодняшний урок, на котором звучали прекрасные цветаевские строки, посвящённые благородным героям, отдавшим жизни во имя Отечества, запомнится вам надолго. Это урок Мужества. Урок Любви. Урок Памяти)).
( виртуальная экскурсия)
Учитель: Мы с вами говорили о посвящении этих строк офицеру царской армии - Сергею Эфрону - мужу Марины Цветаевой...Наверное, потому что ничего не может быть выше служения Родине... Но есть еще одно стихотворение, посвящённое Сергею, написанное в этот же период: в 1914 году - «С.Э», обратите внимание на эпиграф.
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Д.З: 1. Создание коллажа по стихотворению М.И.Цветаевой «Генералам 12-го года». 2.Иллюстрирование стихотворения М.И.Цветаевой.
3. Задание повышенной сложности: сопоставление лирических героев стихотворений Цветаевой «Генералам 12-го года» и «С.Э.»Ответить на вопрос: в чем сходство лирических героев стихотворения «Генералам 12 года» и «С.Э.»
4. Групповой проект «История одного стихотворения... Добавить страницы…Можно найти много интересного, например, про хлеб, который начала выпекать игуменья Мария и который по сей день продают в магазине…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку М.Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
Презентация к уроку литературы. 5 класс...
М.Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
Проект урока литературы. 5 класс...
Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".
Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....
Исследовательская работа учащейся 9 класса Кузьминой Ольги "История одного стихотворения: Н.Заболоцкий. "Признание"
Автор исследует историю написания НиколаемЗаболоцким стихотворения "Признание"...
Образовательный проект Царь и елка. История одного «Нового года».
Рабочая тетрадь для учащихся к проекту Царь и елка. История одного «Нового года»....
Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....