"История одного стихотворения" ( М.И.Цветаева "Генералам 12 года")
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Мутыгулина Оксана Валерьевна

На примере изучения истории одного стихотворения  показать, что поэтические строчки способны передавать совершенно разные чувства, за небольшим стихотворением может стоять полная героизма и восхищения человеческая жизнь, любовь; показать, что  выразительное прочтение стихотворения способно вызывать необыкновенные эмоции, что необходимо читать, передавая свои чувства; побудить обучающихся делать самостоятельные исследовательские проекты «История одного стихотворения», влюбить в поэзию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_generalam_12_goda.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

                             Методическая разработка

Интегрированный Урок ( литература, история) по стихотворению М.И. Цветаевой

  «Генералам 12 года...»

Тема: « История одного стихотворения...»

В одной части  кабинета – сборник М.И.Цветаевой, портрет поэта, подсвечник, портреты братьев Тучковых, М.Нарышкиной

На доске: эпиграф

Такие - в роковые времена-

                                                               Слагают стансы – и идут на плаху...

                                                                                               «С.Э.» М. Цветаева              

 

Предварительная подготовка к уроку:

Класс делится на группы в зависимости от интересов и получает опережающие задания:

группа № 1 и группа № 2 - биографы изучают биографию семьи Тучковых, продумывают вопросы по тексту Дениса Миронова, чтобы задать их противоположной группе.

группа № 3 – биографы изучают историю отношений Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, вам предстоит ответить на вопрос: почему эти отношения спустя столько лет привлекают наше внимание?

группа № 4 - литературоведы анализируют текст стих-я М.И.Цветаевой, отвечают на вопрос: через какие средства выразительности можно увидеть авторское отношение к лирическому герою стих-я?

группа № 5 -оформители создают коллажи к стихотворению, оформляют кабинет в соответствии со стилем того времени..

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки (один на группу) с выходом в Интернет, магнитные доски для создания коллажа

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, решение проблемных задач, анализ произведения, составление и защита коллажа.

Цель:  изучить историю создания стихотворения М.И.Цветаевой «Генералам 12 года...»

Задачи:

  1. Образовательные: подвести обучающихся к пониманию роли писателя в раскрытии темы патриотизма  в русской литературе на основе анализа фактов из её  биографии и творчества,  а также из истории Отечественной войны 1812 года, биографии братьев Тучковых, проанализировать произведение М.И.Цветаевой «Генералам 12 года» , составить коллаж, онлайн коллаж  по теме «История одного стихотворения...», подготовиться к выразительному прочтению текста стих-я;
  2. Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтическое  произведение, сопоставлять  художественный текст с исторической действительностью, развивать навыки устной речи (монолог, диалог, полилог), формировать умение анализировать  материал;
  3. Воспитательные: формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям стих-я, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, воспитывать уважение к личности и чувство ответственности за судьбу своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: осмысление героической  судьбы людей, отдавших жизни за освобождение Отечества, формирование осознанного патриотизма (любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны );

Предметные: изучение биографии генералов Тучковых,  соотнесение конкретного художественного  текста с историческим временем, развитие информационной, лингвокультурологической, самостроительной компетенции обучающихся;

Метапредметные: формирование исследовательской и коммуникативной компетенций обучающихся, развитие художественного восприятия, памяти, мышления, монологической и диалогической речи; обучающиеся на основе имеющихся знаний, жизненного опыта обнаруживают ценность исходной информации, демонстрируют умение аргументировать свою позицию, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют  умение  производить самооценку и оценку ответов.

Ход урока:

(звучит минус романса «Генералам 12 года»)

Учитель:

(слайд 1. Портрет Цветаевой)

  Она разбирает  бумаги, старые  листы шуршат как-то особенно, они хранят память..., и вдруг...среди этой груды  пожелтевших страниц - знакомый взгляд...

(слайд 1)

 она знает эти глаза, в них всё: и геройство, и умиротворение, и обречённость...С тех пор она не расставалась с этой гравюрой, на которой был изображён Тучков-четвёртый...

В Феодосии 26 декабря 1913 года (известна точная дата написания этих строк), в преддверии 1 Мировой (прав был А.С.Пушкин, это ещё раз доказывает, что  поэты обладают даром пророчества..., М.Цветаева напишет стихотворение «Генералам 12 года...», оно выйдет с посвящением...

Посмотрите, кому?

-Сергею...

У Вас есть предположения?

- Она посвятит его своему мужу – офицеру Царской Армии- Сергею Эфрону...                                                                                                       1мин.

Учитель читает стихотворение.

 - Знакомы ли вам  эти строки? (тексты – перед вами), можно узнать ваше  впечатление от прочитанного?                                                                2.30

У каждого произведения есть своя история...и сегодня нам с вами предстоит погрузиться в эпоху 19 века, время красивых женщин и благородных мужчин, с целью  узнать историю одного стихотворения...

Тема нашего урока: История  стихотворения  «Генералам 12 года» М.И. Цветаевой... ( запись на доске)                                                                   3.30 мин.

-Почему именно об этом поэтическом послании мы сегодня будем говорить? (8 сент.1812- Бородинское сражение, 14 сент.- войска Наполеона вошли в пылающую Москву).

 Вы разделены на группы ( по  3 человека) , у каждой – своё задание:

группа № 1 и группа № 2 - биографы  изучают биографию семьи Тучковых, продумывают вопросы по тексту Дениса Миронова, чтобы задать их второй  группе, поля для записи отведены на листах. Задание:  «Перекрёстные вопросы». Ваши вопросы и ответы должны строиться таким образом, чтобы остальным группам было понятно, о чём идет речь.

группа № 3 – биографы изучают историю отношений Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, вам предстоит ответить на вопрос, который записан на листе: почему эти отношения спустя столько лет привлекают наше внимание? ( вы можете  выделять  ключевые слова и словосочетания)

группа № 4,5 - литературоведы анализируют текст стих-я М.И.Цветаевой, тексты – на парте,  определяют, через какие приёмы, средства выразительности можно проследить авторское отношение к лирическим героям стих-я? (можете использовать в работе карандаш).

группа № 6-  веб-дизайнеры пробуют создать онлайн-коллаж

  Если в классе есть  ребята, которые с помощью рисунка могут передать своё отношение к цветаевским строкам, тогда я попрошу это сделать индивидуально...( А3, А4 – простые карандаши). Можно создавать рисунки на полях...

  Вы работаете, пока звучит прекрасное  музыкальное сопровождение к цветаевским строчкам, написанное  Андреем Петровым. Каждой группе на выступление будет предоставляться 3 минуты.

                                                                                                    5 мин.-10 мин.

   Учитель:         История одного стихотворения...

 3 слайд. У Алексея Васильевича Тучкова – инженера-генерала-поручика, сенатора, было пять сыновей, четверо из которых  участвовали в Отечественной войне 1812 года 

Перед тем как группы биографов выйдут на перекрёстные вопросы, задание всему классу: На примере семьи Тучковых проследите традиции русского дворянства.                            

Учитель: Слово предоставляется группе биографов. Пожалуйста, ребята, выходите к доске.

( предполагаемые вопросы:

- Что изображено на гербе Тучковых?(учитель приклеивает герб)

- Какая традиция была в семье Тучковых?( Учитель: «Капитанская дочка» Петруша Гринёв «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом...» Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры.

 - В каком роде войск служили братья Тучковы? ( взять словарь Ожегова, выписать на доску значение слова «артиллерия»

Выпишите, пожалуйста,  на доску значение слова «артиллерия»

род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибрапушкигаубицы,

- Какое сражение объединило трёх братьев на поле боя? 

- Почему Павел Тучков был отправлен во Францию в качестве почётного военнопленного?

Учитель: (По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские  заслужили быть непобедимыми».

- Как погибли  Александр и Николай Тучковы? 

Учитель: перед классом стояло задание : на примере семьи Тучковых проследить традиции русского дворянства.                                         15мин.

  Готовность отдать жизнь за Отечество воспитывалась с рождения- это не казалось подвигом, это было естественным для людей, которые выбрали военную карьеру и присягали родине.

Слайд 4. ( Военная служба считалась преимущественно дворянской. Дворяне считали  верность долгу делом обычным и естественным, честью было защищать Отечество и погибнуть за него! Это доказывает следующая информация: всего принимало участие в боевых действиях в 1812-1815 годах примерно 550 генералов российской службы, из них в 1812 году было убито и умерло от ран и болезней 14 человек; в 1813-1815 годах — 39 генералов. Всего — 53 человека. Средний возраст составлял 26-28 лет ).  

Учитель:  Несмотря на общую карьерную канву военных, братья Тучковы были разными, непохожими друг на друга людьми не только физически, но и психологически. Младший из братьев – Александр, «соединял душу возвышенную, сердце благородное, чувствительное, ум, обогащенный плодами европейского просвещения» и навсегда остался в памяти родных задумчивым романтиком. Может, поэтому в его жизни была такая любовь...

слайд 5 . Александру Тучкову и Маргарите Нарышкиной судьба отмерила всего 7 лет безусловного счастья...

Слово предоставляется второй группе, которой предстояло ответить на вопрос:  почему спустя столько лет история их любви привлекает внимание?

Слайд 6, слайд 7.

17 м

 

Учитель: Глубокая и искренняя история взаимоотношений Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной достойна того, чтобы быть воспетой в стихах... Марина Ивановна Цветаева увековечила  его образ в своём произведении- слово предоставляется 3 группе. Через какие средства выразительности можно проследить авторское отношение к лирическим героям стих-я?

Слайд 8.

(предполагаемые ответы:  через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли  быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.

Учитель: Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

     - публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова ?

(Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой , торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, тождественной поэту.

Почему Цветаева использует слово «лик»?

Словарь Ожегова

ЛИК 1, а, м.

1. Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописные лики.

Какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года?  Учитель: Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

( предполагаемые ответы:  сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Приведите примеры использования других художественных приемов:

(предполагемые ответы: свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера  малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперболы)- таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

Учитель: Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции  стихотворения?

( предполагаемые ответы: стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев).

Учитель: М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

Учитель: Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
  В небытие.

Учитель: Этому помогает и размер стихотворения, определите его.

Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И  ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)...

Запись в тетради:

1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов                                                                     22 м

Слайд 9.

Учитель: Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого... Юных генералов той войны – идеальных, благородных героев, настоящих рыцарей: «Царей – на каждом  бранном поле и на балу», верных сынов Отечества: Горчакова, Ермолова, Раевского,  Кутайсова,  Багратиона  М. Цветаева в стихах не назвала поименно, но вспомнила всех.

 К чувству восхищения примешивается  горечь, ведь они  обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили  в небытие».

Я предлагаю Вам совершить виртуальную экскурсию в военную галерею Зимнего дворца, запишите  имена художников и информацию, которая покажется вам интересной. 

Джордж Доу, Василий Поляков, Александр Голике, Франц Крюгер,

332 генерала, 13 рам без портретов с именами и воинскими званиями, 10 лет работы.                                                                                                             25 м

Учитель: Из художественной галереи мы переходим  к нашим творческим работам.  Слово предоставляется веб-дизайнерам , какое название вы дали своей творческой работе и что хотели выразить?

Критерии оценивания работы:

  1. Соответствие содержания коллажа теме произведения – 1 балл;
  2. Подбор иллюстративного материала – 1 – 3 балла;
  3. Содержательность, информативность работы – 1 – 3 балла;
  4. Эмоциональная направленность, выразительность работы - 1 – 3 балла;
  5. Композиционное решение - 1 – 3 балла;
  6. Общее художественное восприятие - 1 – 3 балла.

( Ребята 4 группы  устанавливают  коллаж перед прочтением стихотворения).                                                                                  27 мин.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какими увидели людей, которым был посвящен сегодняшний урок?

(Они  не считали свою жизнь подвигом, для них  служить Отечеству было честью и ничего не было выше Родины.

Всё, что сегодня  обсуждалось на уроке, должно найти выход в вашем прочтении, ведь  чтецы - это люди, передающие мысли и чувства тех,  кто оставил послание для нас, ныне живущих, и задача, стоящая перед вами, не из лёгких: не просто прочесть, а прожить ситуацию, передать отношение автора к героям Отечественной войны 12 года...

 Перед прочтением стихотворения «Генералам 12 года...» я хочу рассказать об одном интересном факте, о котором я узнала случайно, у этого стихотворения есть ещё одна строфа, первая, в таком виде оно было напечатано всего лишь один раз, поэтому я начну прочтение, а ребята из пятой группы продолжат... ( учитель делит стихотворение, читает вместе с обучающимися, держа в руках портрет А.Тучкова).

12 строф, 12 года... 13- лишняя)

Одна улыбка на портрете,

Одно движенье головы-

И чувствуется, в целом свете-

Герои – Вы...

( чтение обучающимися стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам 12 года...»

Учитель берёт текст стихотворения ... Всего 12 строф, за которыми невероятная история любви, служения Отечеству, гибель во имя спасения Родины...

Учитель: Спасибо за урок...Ребята, чем вас привлекает поэтический текст? ( «Поэзия – это лучшие слова в лучшем их порядке» Кольридж, « Поэзия- это не лучшие слова в лучшем их порядке. Это высшая форма существования языка...» И. Бродский, и я надеюсь, что сегодняшний урок, на котором звучали прекрасные цветаевские строки, посвящённые благородным героям, отдавшим жизни во имя Отечества, запомнится вам надолго. Это урок Мужества. Урок Любви. Урок  Памяти)).

( виртуальная экскурсия)

Учитель:  Мы с вами говорили о посвящении этих строк  офицеру царской армии - Сергею Эфрону - мужу Марины Цветаевой...Наверное, потому что ничего не может быть выше служения Родине... Но есть еще одно стихотворение, посвящённое Сергею, написанное в этот же период: в 1914 году - «С.Э», обратите внимание на эпиграф.

Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

Д.З: 1. Создание коллажа по стихотворению М.И.Цветаевой «Генералам 12-го года». 2.Иллюстрирование стихотворения М.И.Цветаевой.

3. Задание повышенной сложности: сопоставление лирических героев стихотворений Цветаевой «Генералам 12-го года» и «С.Э.»Ответить на вопрос: в чем сходство лирических героев стихотворения «Генералам 12 года» и «С.Э.»

4.  Групповой проект «История одного стихотворения... Добавить страницы…Можно найти много интересного, например, про хлеб, который начала выпекать игуменья Мария и который по сей день продают в магазине…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Исследовательская работа учащейся 9 класса Кузьминой Ольги "История одного стихотворения: Н.Заболоцкий. "Признание"

Автор исследует историю написания  НиколаемЗаболоцким стихотворения "Признание"...

Образовательный проект Царь и елка. История одного «Нового года».

Рабочая тетрадь для учащихся к проекту Царь и елка. История одного «Нового года»....

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....