Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по родной литературе в 9 классе, 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura_klass.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская средняя школа Демидовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНО: директор | ||
заседании педсовета | зам.директора по УВР _______ | школы _________ | ||
Протокол № 1от « 26» августа | В.В.Коломейцев | Н.Н.Лавриненкова | ||
2020г. | « 27» августа 2020 г. | Приказ от « 27» августа 2020 г. | ||
№ 34 -о/д | ||||
Рабочая программа
по родной литературе
в 9 классе
Учитель: Максименкова Ольга Анатольевна первая квалификационная категория
Дубровка
2020
Пояснительная записка
к рабочей программе по родной литературе за курс основного общего
образования (9 класс)
Рабочая программа по родной литературе за курс основного общего образования (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждѐнным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с учѐтом изменений, утверждѐнных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577, на основе ООП ООО МБОУ Дубровская СШ, утверждѐнной приказом от 31 августа 2016 года № 52/1 – о/д ина основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Содержание ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на то, чтобы учащиеся осознали родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа и как особый способ познания жизни. Содержание построено с опорой на учебник литературы автора Т.Ф.Курдюмовой..
Родная литература входит в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Стратегическая цель изучения родной литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Задачи изучения учебного предмета «Родная литература»:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений других народов особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения родной литературы с произведениями литературы других народов, в том числе зарубежной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; ∙ приобщение к литературному наследию своего народа; ∙ формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности засохранений культуры народа.
Общая характеристика программы по родная литературе Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по родной литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Родная литература».
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родной литературе не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Программа по родной литературе предполагает знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов; их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Объект изучения
- учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Содержание
программы по родной литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения родной литературы
- владение всеми видами смыслового чтения;
- применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать роднуюлитературу как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных результатов обучения на межпредметном уровне;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
- процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения родной литературы
- понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на изучение данного курса в объеме 0,5 часа в неделю в 9 классе, так как к этому времени уже практически достигнуты результаты освоения основной образовательной программы по литературе, заданные федеральным государственным образовательным стандартом. И важным аспектом в обучении родной литературе становится формирование у учащихся осознание значимости изучение родной литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Содержание тем учебного предмета
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Древнерусская литература. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. «Слово о полку Игореве».
Литература XVIII. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Оды М.В.Ломоносова.
Литература XIX. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Романтические поэмы А.С.Пушкина. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Интерес русских писателей к проблеме народа. «Повести Белкина» А.С.Пушкина. Н.В.Гоголь «Шинель». Мировое значение русской литературы. Поэмы Н.А.Некрасова.
Литература XX века. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека
в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). В.Кондратьев «Сашка». Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. Рассказы М.Зощенко. Поэма А.Т.Твардовского «По праву памяти», стихотворения Н.Рыленкова и М.Исаковского. «Сказка о правде».
Литература народов России. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур. Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- | Примечания | |
п/п | во | (корректировка | ||
часов | программы) | |||
1. | Введение. Фольклорные традиции в произведениях | 1 | ||
русской литературы. | ||||
2. | Имена собственные в «Слове о полку Игореве» как | 1 | ||
исторический источник. | ||||
3. | Могущество России в одах М.В.Ломоносова. | 1 | ||
4. | Отображение национальных характеров в | 1 | ||
романтических поэмах А.С.Пушкина. | ||||
5. | Культурный уклад русской жизни в романе А.С | 1 | ||
Пушкина «Евгений Онегин». | ||||
6. | Общее и национально-специфическое в характерах | 1 | ||
героев романа М.Ю.Лермонотова «Герой нашего | ||||
времени». | ||||
7. | Образ России в поэме Н.В.Гоголя «Мѐртвые души». | 1 | ||
8. | Н.А.Некрасов. Сказовый стиль поэм, связь с | 1 | ||
русским фольклором. | ||||
9. | Любимые страницы из произведений Л.Н.Толстого. | 1 | ||
Читаем вместе. | ||||
10. | А.П.Чехов. Образ России в повести «Степь». | 1 | ||
11. | Этнокультурные(смоленские) страницы в | 1 | ||
творчестве М.А.Булгакова. | ||||
12. | В.Кондратьев «Сашка». Анализ эпизода. | 1 | ||
13. | Региональная литература как один из компонентов | 1 | . | |
родной литературы. М.В.Исаковский. Фольклорные | ||||
истоки «Сказки о правде». | ||||
14. | А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» как | 1 | ||
исторический источник. | ||||
15. | Сказка русской природы в стихах Н.И.Рыленкова. | 1 | ||
16. | Общее и национально-специфическое в литературе | 1 | ||
народов России. Р.Гамзатов, М.Карим, Д.Кугультинов. | ||||
17. | Промежуточная аттестация. | 1 | по графику |
Учебно-методическое обеспечение, список литературы
- Литература. 9 класс. Планы конспектов для 100 уроков. Учебно-методическое пособие/ Галина Фефилова. –Москва: Издательство АСТ.
2016
- Полякова Т.К.. 34 урока по литературе Смоленщины: методическое
пособие для учителя русского языка и литературы. –Смоленск: СОИУУ,
2001
- http://resh.edu.ru/office/user/
- https://drofa-ventana.ru/?login=yes
- Тексты художественных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- | Примечания | |
п/п | во | (корректировка | ||
часов | программы) | |||
1. | Введение. Фольклорные традиции в произведениях | 1 | ||
русской литературы. | ||||
2. | Имена собственные в «Слове о полку Игореве» как | 1 | ||
исторический источник. | ||||
3. | Могущество России в одах М.В.Ломоносова. | 1 | ||
4. | Отображение национальных характеров в | 1 | ||
романтических поэмах А.С.Пушкина. | ||||
5. | Культурный уклад русской жизни в романе А.С | 1 | ||
Пушкина «Евгений Онегин». | ||||
6. | Общее и национально-специфическое в характерах | 1 | ||
героев романа М.Ю.Лермонотова «Герой нашего | ||||
времени». | ||||
7. | Образ России в поэме Н.В.Гоголя «Мѐртвые души». | 1 | ||
8. | Н.А.Некрасов. Сказовый стиль поэм, связь с | 1 | ||
русским фольклором. | ||||
9. | Любимые страницы из произведений Л.Н.Толстого. | 1 | ||
Читаем вместе. | ||||
10. | А.П.Чехов. Образ России в повести «Степь». | 1 | ||
11. | Этнокультурные(смоленские) страницы в | 1 | ||
творчестве М.А.Булгакова. | ||||
12. | В.Кондратьев «Сашка». Анализ эпизода. | 1 | ||
13. | Региональная литература как один из компонентов | 1 | . | |
родной литературы. М.В.Исаковский. Фольклорные | ||||
истоки «Сказки о правде». | ||||
14. | А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» как | 1 | ||
исторический источник. | ||||
15. | Сказка русской природы в стихах Н.И.Рыленкова. | 1 | ||
16. | Общее и национально-специфическое в литературе | 1 | ||
народов России. Р.Гамзатов, М.Карим, Д.Кугультинов. | ||||
17. | Промежуточная аттестация. | 1 | по графику |
Учебно-методическое обеспечение, список литературы
- Литература. 9 класс. Планы конспектов для 100 уроков. Учебно-методическое пособие/ Галина Фефилова. –Москва: Издательство АСТ.
2016
- Полякова Т.К.. 34 урока по литературе Смоленщины: методическое
пособие для учителя русского языка и литературы. –Смоленск: СОИУУ,
2001
- http://resh.edu.ru/office/user/
- https://drofa-ventana.ru/?login=yes
- Тексты художественных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...