Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа по литературе (9 класс)

Ольга Анатольевна Максименкова

Рабочая программа по родной литературе в 9 классе, 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_literatura_klass.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя школа Демидовского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО на

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО: директор

заседании педсовета

зам.директора по УВР _______

школы _________

Протокол № 1от « 26» августа

В.В.Коломейцев

Н.Н.Лавриненкова

2020г.

«  27» августа 2020 г.

Приказ от « 27» августа 2020 г.

№ 34 -о/д

Рабочая программа

по родной литературе

в 9 классе

Учитель: Максименкова Ольга Анатольевна первая  квалификационная категория

Дубровка

2020

Пояснительная записка

к рабочей программе по родной литературе за курс основного общего

образования (9 класс)

Рабочая программа по родной литературе за курс основного общего образования (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждѐнным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с учѐтом изменений, утверждѐнных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577, на основе ООП ООО МБОУ Дубровская СШ, утверждѐнной приказом от 31 августа 2016 года № 52/1 – о/д ина основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Содержание ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на то, чтобы учащиеся осознали родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа и как особый способ познания жизни. Содержание построено с опорой на учебник литературы автора Т.Ф.Курдюмовой..

Родная литература входит в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Стратегическая цель изучения родной литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Задачи изучения учебного предмета «Родная литература»:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений других народов особенностями образно-эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения родной литературы с произведениями литературы других народов, в том числе зарубежной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; ∙   приобщение к литературному наследию своего народа; ∙  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности засохранений культуры народа.

Общая характеристика программы по родная литературе Программа устанавливает требования к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования по родной литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Родная литература».

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родной литературе не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Программа по родной литературе предполагает знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов; их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Объект изучения

  • учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Содержание

программы по родной литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения родной литературы

  • владение всеми видами смыслового чтения;

  • применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать роднуюлитературу как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных результатов обучения на межпредметном уровне;
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми

  • процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения родной литературы

  • понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на изучение данного курса в объеме 0,5 часа в неделю в 9 классе, так как к этому времени уже практически достигнуты результаты освоения основной образовательной программы по литературе, заданные федеральным государственным образовательным стандартом. И важным аспектом в обучении родной литературе становится формирование у учащихся осознание значимости изучение родной литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Содержание тем        учебного предмета

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Древнерусская литература. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. «Слово о полку Игореве».

Литература XVIII. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Оды М.В.Ломоносова.

Литература XIX. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Романтические поэмы А.С.Пушкина. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Интерес русских писателей к проблеме народа. «Повести Белкина» А.С.Пушкина. Н.В.Гоголь «Шинель». Мировое значение русской литературы. Поэмы Н.А.Некрасова.

Литература XX века. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека

в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). В.Кондратьев «Сашка». Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. Рассказы М.Зощенко. Поэма А.Т.Твардовского «По праву памяти», стихотворения Н.Рыленкова и М.Исаковского. «Сказка о правде».

Литература народов России. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур. Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-

Примечания

п/п

во

(корректировка

часов

программы)

1.

Введение. Фольклорные традиции в произведениях

1

русской литературы.

2.

Имена собственные в «Слове о полку Игореве» как

1

исторический источник.

3.

Могущество России в одах М.В.Ломоносова.

1

4.

Отображение национальных характеров в

1

романтических поэмах А.С.Пушкина.

5.

Культурный уклад русской жизни в романе А.С

1

Пушкина «Евгений Онегин».

6.

Общее и национально-специфическое в характерах

1

героев романа М.Ю.Лермонотова «Герой нашего

времени».

7.

Образ России в поэме Н.В.Гоголя «Мѐртвые души».

1

8.

Н.А.Некрасов. Сказовый стиль поэм, связь с

1

русским фольклором.

9.

Любимые страницы из произведений Л.Н.Толстого.

1

Читаем вместе.

10.

А.П.Чехов. Образ России в повести «Степь».

1

11.

Этнокультурные(смоленские) страницы в

1

творчестве М.А.Булгакова.

12.

В.Кондратьев «Сашка». Анализ эпизода.

1

13.

Региональная литература как один из компонентов

1

.

родной литературы. М.В.Исаковский. Фольклорные

истоки «Сказки о правде».

14.

А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» как

1

исторический источник.

15.

Сказка русской природы в стихах Н.И.Рыленкова.

1

16.

Общее и национально-специфическое в литературе

1

народов России. Р.Гамзатов, М.Карим, Д.Кугультинов.

17.

Промежуточная аттестация.

1

по графику

              Учебно-методическое обеспечение, список литературы

  1. Литература. 9 класс. Планы конспектов для 100 уроков. Учебно-методическое пособие/ Галина Фефилова. –Москва: Издательство АСТ.

2016

  1. Полякова Т.К.. 34 урока по литературе Смоленщины: методическое

пособие для учителя русского языка и литературы. –Смоленск: СОИУУ,

2001

  1. http://resh.edu.ru/office/user/

  1. https://drofa-ventana.ru/?login=yes

  1. Тексты художественных произведений.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-

Примечания

п/п

во

(корректировка

часов

программы)

1.

Введение. Фольклорные традиции в произведениях

1

русской литературы.

2.

Имена собственные в «Слове о полку Игореве» как

1

исторический источник.

3.

Могущество России в одах М.В.Ломоносова.

1

4.

Отображение национальных характеров в

1

романтических поэмах А.С.Пушкина.

5.

Культурный уклад русской жизни в романе А.С

1

Пушкина «Евгений Онегин».

6.

Общее и национально-специфическое в характерах

1

героев романа М.Ю.Лермонотова «Герой нашего

времени».

7.

Образ России в поэме Н.В.Гоголя «Мѐртвые души».

1

8.

Н.А.Некрасов. Сказовый стиль поэм, связь с

1

русским фольклором.

9.

Любимые страницы из произведений Л.Н.Толстого.

1

Читаем вместе.

10.

А.П.Чехов. Образ России в повести «Степь».

1

11.

Этнокультурные(смоленские) страницы в

1

творчестве М.А.Булгакова.

12.

В.Кондратьев «Сашка». Анализ эпизода.

1

13.

Региональная литература как один из компонентов

1

.

родной литературы. М.В.Исаковский. Фольклорные

истоки «Сказки о правде».

14.

А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» как

1

исторический источник.

15.

Сказка русской природы в стихах Н.И.Рыленкова.

1

16.

Общее и национально-специфическое в литературе

1

народов России. Р.Гамзатов, М.Карим, Д.Кугультинов.

17.

Промежуточная аттестация.

1

по графику

              Учебно-методическое обеспечение, список литературы

  1. Литература. 9 класс. Планы конспектов для 100 уроков. Учебно-методическое пособие/ Галина Фефилова. –Москва: Издательство АСТ.

2016

  1. Полякова Т.К.. 34 урока по литературе Смоленщины: методическое

пособие для учителя русского языка и литературы. –Смоленск: СОИУУ,

2001

  1. http://resh.edu.ru/office/user/

  1. https://drofa-ventana.ru/?login=yes

  1. Тексты художественных произведений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...