колнспект урока литературы в 6 классе "По Васюткиным тропам, или Уроки мужества и доброты..."
план-конспект урока по литературе (5 класс)
урок способствует воспитанию у школьников интереса к литературным традициям, формированию через литературное произведение нравственных понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_vasyutkinym_tropam_ili_uroki_muzhestva_i_dobroty.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Шапошникова Тамара Геннадьевна
6 класс
Разработка урока по ФГОС «По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты» по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Цели по содержанию:
Образовательная – способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер, презентация, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Оформление урока.
- Портрет В.П.Астафьева
- Текст рассказа “Васюткино озеро”
- Презентация “В.П.Астафьев”
- Васюткина карта
- Рисунки учащихся
- Иллюстрации художников к рассказу
Ход урока
1. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие).
Вторая часть ребуса:
- Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро” - Васютка.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: 25 августа 2017 года в тувинской тайге во время сбора кедровых орехов потерялось пятеро детей в возрасте от 10 до 14 лет. Поиски продолжались около суток. Дети были найдены. Все живы и здоровы.).
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
- Природа – друг или враг?
- Спасение Васютки – чудо или закономерность?
- Какие уроки дает природа герою и читателю?
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Изучение нового.
На фоне записи чтение наизусть отрывка из рассказа:
Учитель: « Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и невелико, не то, что скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-то новое, интересное».
Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?
3. Анализ текста. Вопросы: 1. Отчего было скучно Васютке в избе? 2. Что заставило его собирать орехи для рыбаков? 3. Чему учит мать, провожая сына в тайгу? Почему звучит фраза: «…мал ещё таёжные законы переиначивать»? 4. Почему Васютка разговаривает в тайге вслух? 5. Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем? 6. Что насторожило Васютку после удачной охоты? 7. Подметили ли вы, что необходимо охотнику, чтобы выжить в лесу? Почему заряды в тайге берегли, по-хозяйски называя их припасами? 8. Почему Васютка упорно искал лиственные деревья среди хвойных? 9. Как природа подсказала мальчику о близости Енисея? 10. Кому благодарен Васютка за свое спасение? 11. Какие качества помогли выжить мальчику?
4. Исследование “Какова роль семьи, окружения в спасении Васютки”.
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с необычными приключениями, которые выпали на долю героя рассказа “Васюткино озеро”, вашего сверстника. Мальчик, заблудившись в тайге, не просто выжил, спасся, он одержал победу над страхом, отчаянием. Казалось, он оказался в царстве “неприветливой тайги” в совершенном одиночестве и мог рассчитывать только на себя.
- Согласны вы с этим утверждением? Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? Кто помогал мальчику? Кто бросил ему спасательный круг? (Один он был физически, но духовно рядом всегда были родные люди, “наши”, он постоянно ощущал связь с семьей, близкими, школой).
- Кто они эти “наши”?
Задание 1. Составить схему “Окружение Васютки”
Задание 2. Собрать материал о членах семьи Васютки. Составить схему-таблицу “Семья Шадриных” Один из вариантов – Рисунок 2.
- В какой семье рос герой рассказа? Как строятся взаимоотношения в этой семье? Как члены семьи относятся друг к другу? (Вася рос в дружной, трудолюбивой семье, где его все очень любили. Хотя старшие воспитывали его в строгости, не баловали, заботились об его образовании, учили трудолюбию, передавали свой богатый жизненный опыт. Перед глазами мальчика всегда был положительный пример его родных. И не удивительно, что, оказавшись в трудной жизненной ситуации, он не сдался, сумел воспользоваться жизненным багажом, который получил от взрослых. Нравственные, культурные уроки – “затеси” спасли его).
5. Словарная работа
Откройте тетради, запишите слово ЗАТЕСИ.
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям.
6. Проверка знания текста.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»
1. В основе рассказа лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях мальчика.
2. Заблудившись, Васютка:
а) горько заплакал и решил оставаться на месте;
б) запаниковал;
в) решил не сдаваться.
3. Увидев у перешейка озера подбитую птицу, Васютка решил, что:
а) в озере есть водоворот;
б) ветер принесет непогоду;
в) озеро проточное.
4. Желтая бороздка лиственного леса, которую заметил Васютка в глубине тайги, растет:
а) у речки;
б) у болота;
в) у озера.
5. Болото чаще всего бывает у берега:
а) моря;
б) озера;
в) реки.
6. Народная примета, о которой вспомнил Васютка, увидев «кровянистое» небо:
а) будет ветер;
б) будет снег;
в) будет зной.
7. Текст: «Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее» – представляет собой:
а) рассуждение;
б) повествование;
в) описание.
8. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» – автор использует:
а) сравнение;
б) антитезу;
в) гиперболу.
9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатейшей растительности тайги;
б) теплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таежного жителя.
10. Когда Васютка заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:
а) «С тайгой надо дружить»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего».
Ключ: 1 в), 2 в), 3 в), 4 а), 5 б), 6 а), 7 в), 8 а), 9 в), 10 б)
7. Вопрос для исследования: Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек?
Цель исследования: раскрыть старинные обычаи жизни в тайге
1. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (по тексту).
2. Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? (ответы учащихся)
1. Памятка человеку, идущему в лес.
2. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Озвучиваем памятки.
Памятка № 1. Советы человеку, идущему в лес
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3. Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Памятка № 2 Если ты заблудился
1. Не паникуй, успокойся.
2. Прекрати бесполезное движение.
3. Осмотри место, где находишься.
4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
5. Разожги костер, приготовь пищу.
6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
8. Задание на дом:
- Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.
- Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
конспект урока литературы в 5 классе "Тропой Гоголя"
Конспект урока по литературе в 5 классе. Впервые знакомство происходит с творчеством Н.В. Гоголя. В начале - краткие биографические данные о писателе, а затем анализ повести "Заколдованное место...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Тропы в поэме В.В.Маяковского "Облако в штанах""
Презентация и методические материалы...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
В.П. Астафьев "Васюткино озеро" Разработка урока литературы в 5 классе
Разработка урока литературы в 5 классе. Содержит презентацию и онспект урока...
Презентация к уроку литературы на тему "Васюткино озеро"
Презентацию можно использовать на уроке литературы, знакомясь с творчествои В.П.Астафьева....
Конспект урока "По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…"
Конспект урока литературы 5 класс...