В.П. Астафьев "Васюткино озеро" Разработка урока литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Трач Ольга Николаевна

Разработка урока литературы в 5 классе. Содержит презентацию и онспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.p._astafev_vasyutkino_ozero.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Цели урока:

Обучающие:                      

познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес  к его  личности; продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментированию художественного текста; отработка навыков самостоятельной работы с текстом, работы над характеристикой литературного героя.

   Развивающие:                                                                                  

совершенствовать  речевые умения:  пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.                    

Воспитательные:

помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.                                                    

Ход урока:

  1.  Оргмомент
  2. Психологический настрой детей на урок

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

  1. Проверка домашнего задания

Дома вы самостоятельно прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро». Понравился вам рассказ?

Предлагаю вам поближе познакомиться с автором этого рассказа.

1)Рассказ об Астафьеве с презентацией (выступление заранее подготовленного ученика).

В.П. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в   Красноярском  крае, в селе Овсянка на  берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

    Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать - Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет. За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

  Из родных мест ушёл добровольцем  в 1942 году на  фронт, сражался, дважды был ранен, контужен.  Награждён  орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне, о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

  В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород.  Этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на  его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

        Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник.

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий и честный, требовательный к себе человек, непримиримый со злом и ложью, искренний и правдивый писатель. Герои его повестей и рассказов – простые люди, но главный герой, который присутствует почти во всех его произведениях – это природа.

2) Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа (сообщение ученика).

Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичен. Талант писателя впервые проявил себя в школьных сочинениях. В основе рассказа «Васюткино озеро» – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме В. Астафьев написал сочинение о мальчике, который заблудился и нашёл в тайге неизвестное озеро. Сочинение называлось «Жив!» и было опубликовано в школьном журнале. Писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа для детей.  Тема детства и детей в творчестве В. Астафьева занимало важное место. Детские воспоминания крестьянского мальчика  имеют автобиографическую основу и говорят о становлении характера личности. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.

3)Словарная работа (выписать непонятные слова и дать им толкование)

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

  1. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме 

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы.

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

  - Действительно, это тайга.

 

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? ( Герой рассказа Васютка)

- Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»

- Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

- Главный герой  попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Тема нашего урока - юный герой в экстремальной ситуации.

Наша цель – ответить на  Проблемный вопрос (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

  1. Практикум. Мини-исследование в группах.

Работать будем по группам. (5 групп – 5 заданий на карточках).

1) «Географы» Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу? Какие «уроки» даёт тайга Васютке, чему она его научила?

2) «Топографы»

Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался. Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?

Вывод: рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх.

3) «Хранители времени»

Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда заблудился и когда был спасён? По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.

День первый.

Что побудило мальчика отправиться в тайгу?

В какой момент он понимает ,что заблудился? Найдите этот эпизод.

Опишите состояние мальчика.

Почему он, человек, который хорошо знаком с таёжными законами ,вдруг испугался?

Как он повел себя в сложившейся ситуации?

Как мальчик провёл ночь?

День второй

С чего начинается день мальчика?

Кого он встретил? Почему он не убил белку? Как мальчик относится к природе?

Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику в этот день?

Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

Как вы думаете, почему с огоньком мальчику стало веселее? (Далее по образцу)

Физ. минутка (пауза релаксации)

4) «Психологи» 

Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями, опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолел страх.

Как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). "Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим".

Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. учебника).

Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

- Какими чертами характера обладает главный герой?

Вывод: Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

- Тогда почему Васютка заблудился?

Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Связь человека с природой - основная линия в творчестве Астафьева.

- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?

5) «Спасатели» 

Назвать законы тайги и составить памятки «Идущему в лес» и «Если ты заблудился»

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.

Памятка №2. Если ты заблудился

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение,
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  5. Разожги костер, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

7. Закрепление полученных знаний

- О каких законах тайги вы узнали из рассказа?

  • Идешь в лес – бери еду и спички!
  • Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди.
  • Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
  • …всякая таёжная дорога начинается с затесей.
  • Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь.
  • …чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.
  • кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
  • Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.
  • Перво - наперво надо развести огонь.
  • Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.
  • … лиственный лec обычно тянется по берегам реки
  • Болота чаще всего бывают у берегов озёр.
  • … трава растет обычно вблизи больших водоёмов
  • …пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.
  • С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более.
  • …поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
  • - Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?
  • "Погасла звёздочка — значит, жизнь чья-то оборвалась"
  • …если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею.
  • Вызвездило — к холоду!
  • Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
  • Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

- Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока к записанному на доске и в тетради:

     Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?

Знания и умения, которые  помогли Васютке выжить: 

  • Умение определять стороны света.
  • Найти по типу леса реку.
  • Понять проточный характер озера.
  • Предсказать погоду на завтра.
  • Подстрелить дичь, разделать и запечь.
  • Пользоваться затесями.
  • Запастись дровами.
  • Подготовить ночлег.
  • Экономить заряды, хлеб.

 - Как вы определите идею произведения? 

( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию).

 - Чему нас с вами научил рассказ В.П.Астафьева? (обсуждение).

- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?

  1. Итог урока.

Тест. В.П.Астафьев. "Васюткино озеро. ( на отдельном листе, распечатка у каждого ученика)

  1. Д/з: Заполните таблицу «Черты характера Васютки»  

Черты характера героя

Цитатные примеры, подтверждающие наличие этой черты

  1. Рефлексия   

- Что нового узнали на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

  1.  Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...