Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Тропы в поэме В.В.Маяковского "Облако в штанах""
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Презентация и методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotirovannyy_katalog_resursov.docx | 14.84 КБ |
tablitsa_pervichnogo_sbora_informatsii.docx | 12.18 КБ |
tropyteoriya.docx | 15.78 КБ |
tropy.ppt | 985.5 КБ |
tropy.pptm | 361.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотированный каталог ресурсов
Название ресурса | Аннотация |
Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа объектов, снабженную системой поиска. Ресурс представляет собой материалы для подготовки к ЕГЭ | |
Урок-проект по литературе | Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа объектов, снабженную системой поиска. Ресурс содержит примеры уроков литературы |
| Портал содержит обширную базу разработок уроков и методических мероприятий по всем предметам и направлениям школьной жизни. |
Предварительный просмотр:
Тропы
Виды | Примеры |
метафора – перенос значения слова по сходству | мертвая тишина |
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу | отговорила роща золотая |
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность | Куда ты скачешь, гордый конь? |
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) | яркий, как солнце |
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого | в сто сорок солнц закат пылал |
Роль тропов в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»
Тропы могут выполнять в художественном произведении разные функции.
- передают ироническое отношение автора как к предмету, явлению, обозначаемому по-новому, так и к самому языку;
- автор использует троп, когда традиционные средства оказываются либо недостаточно точными, либо недостаточно лаконичными для передачи оттенков смысла, чувств автора;
- образование тропа становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову, как к таковому, возможность отстраниться, посмотреть на слово иным взглядом и обнаружить в нем нечто неожиданное, новое, как бы "вытянуть" из слова то, что есть в нем нераскрытого;
- дает образную характеристику предметам, которые уже имеют названия;
- дает образное описание предмета;
- придает сатирическую окраску художественному тексту;
- помогает точно выразить мысль;
- помогает автору подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
- употребление тропа вызвано необходимостью сохранить ритм стиха, обеспечить рифму.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели проекта Сформировать знания учащихся о тропах как средстве художественной выразительности. Определить роль тропов в поэме В.Маяковского.
Личностные: воспитывать интерес к слову , внимательное отношение к своей речи , умение ценить красивую и правильную речь. Метапредметные: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности. Предметные: дать учащимся знания о разновидностях тропов.
Ожидаемые результаты Проведение лингвистического анализа текста и выделение средств художественной выразительности. Создание учащимися таблицы тропов , использованных в поэме Выявление учащимися различных функций тропов в тексте.
Сбор информации. Высший бал ставится, если ученик правильно определил тропы в тексте, проект содержит достаточное количество информации, ссылок на различные источники. Организация письменной работы. Использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, таблицы) Анализ процесса и результата. Учащийся последовательно и полно анализирует результаты анализа, делает выводы об использовании средств художественной выразительности в тексте. Личное участие. Ребенок проявил энтузиазм, обнаружил собственное мнение при проведении проекта.
Задания учащимся Таблица первичного сбора информации Таблица обработки результатов Пример диаграммы Аннотированный каталог ресурсов Материалы к проекту
Степанова Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат №289
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели проекта Сформировать знания учащихся о тропах как средстве художественной выразительности. Определить роль тропов в поэме В.Маяковского.
Задачи проекта Личностные: воспитывать интерес к слову , внимательное отношение к своей речи , умение ценить красивую и правильную речь. Метапредметные: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности. Предметные: дать учащимся знания о разновидностях тропов.
Ожидаемые результаты Проведение лингвистического анализа текста и выделение средств художественной выразительности. Создание учащимися таблицы тропов , использованных в поэме Выявление учащимися различных функций тропов в тексте.
Критерии оценивания Сбор информации. Высший бал ставится, если ученик правильно определил тропы в тексте, проект содержит достаточное количество информации, ссылок на различные источники. Организация письменной работы. Использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, таблицы) Анализ процесса и результата. Учащийся последовательно и полно анализирует результаты анализа, делает выводы об использовании средств художественной выразительности в тексте. Личное участие. Ребенок проявил энтузиазм, обнаружил собственное мнение при проведении проекта.
Состав проекта Задания учащимся Таблица первичного сбора информации Таблица обработки результатов Пример диаграммы Аннотированный каталог ресурсов Материалы к проекту
Об авторе Степанова Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат №289
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"
Предствление о личности Гомера,знакомство с событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".
Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка по литературе " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»"
Методичсекая разоаботка мастерской по теме: " " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»" для раскрытия полемического характера поэмы: контрастное изображения четырех частей...
Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс
Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...