План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Порфирьева Любовь Вениаминовна

План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Эхо войны» в повести А.Г.Алексина "Сигнальщики и Горнисты"


ТЕМА: «Сигналит нам встревоженная совесть» .

«Эхо войны» в повести А. Г. Алексина "Сигнальщики и Горнисты".

Цели урока: раскрыть нравственную основу повести: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему; милосердие, жертвенность, чувство памяти о поколении восемнадтилетних, ушедших на защиту Родины в годы ВОВ;

Оборудование урока:
1. Повесть А.Г.Алексина "Сигнальщики и Горнисты»
2. . Выставка его произведений.
4. Плакаты с цитатами из повести: «Ненавижу войну!» и «Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно — спасти нашу землю! — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно...»
5. ЦОР:
— увеличенная иллюстрация к повести художника В. Н. Терещенко (ЦОР);
— имитация мемориальной доски;
— «Журавли» музыка М. Фрадкина, слова Р. Гамзатова (http://lugovoj.narod.ru); «Сигнальщики и Горнисты» музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова 6. Эпиграф к уроку:
И мы продолжим пламенную повесть.
Сигналит нам встревоженная совесть.
Н. Добронравов
7. Цветы или зеленые веточки.

План урока:
1. Прослушивание  записи. Словарная работа. Определении сходства песни и сюжета.
2. Работа с эпиграфом к уроку (коллективная)

3.Рассказ об Алексине и истории создания, прототипе героини, иллюстрации

4 Определение проблем по высказываниям   …..Ненавижу войну!!!....

5. Ключевая проблема повести – память о павших героях. Как раскрывается в повести?

6. Определение авторов писем. Составление рассказа по фрагментам повести

7. Образ Пети Перова. Какое отношение к войне имеет Петя Перов? Что ему приоткрывается? Выбор Пети Перова
8.  Выводы

9 .Чтение писем

10. Будьте сигнальщиками и горнистами.

Вводное слово.

Здравствуйте! Сегодня у нас  с вами необычный урок – праздник, так как в гостях-родители и педагоги. Его хочу начать словами напутствия – быть на уроке  - первым, лучшим, настоящим (слайд №1)

Прослушивание отрывка из песни «Сигнальщики, горнисты». Мы прослушали отрывок их песни на музыку А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова

Как вы думаете, какое она имеет отношение к прочитанному произведению.
Соответствуют ли слова песни содержанию повести. Тема войны.

Название урока, работа над эпиграфом;

Кто такие сигнальщики и горнисты?  А почему дал такое название своей повести? (СЛАЙД) А как следует объяснить смысл названия повести? 

Б. Есть ли какая-либо разница в значении слов Горнист и Сигнальщик? Каков смысл эпиграфа? (информационная компетентность, II уровень, аспект-обработка 2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Рус. яз., 1990)

СИГНАЛЬЩИК человек, который подает сигналы

ГОРНИСТ, -а, м. Музыкант, играющий на горне.

Узнаем, к какому персонажу повести подходят эти слова?  Чья совесть встревожена?  Кого из героев можно назвать словами песни или определите смысл названия повести.  Петя Перов и Андрюша. Только ли этих героев?

  1. Как вы думаете, какова цель нашего урока.  Какие надо задачи для этого выполнить?
  2. Слово о писателе. Краткая биография писателя. Книги о войне. Прототип Тани Ткачук.
  3. Определение проблем повести Ключевой проблемы повести.

Групповая работа.

Раздаточный материал. Таблица.

Высказывание

Проблема

Кто из героев это сказал?

Доброта иногда делает человека беззащитным, а отчаянность - безрассудным!

Проблема последствия войны

Врач не только профессия, но образ жизни. 

Проблема нравственного взросления личности

Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри.

Проблема долга, нравственного выбора

Трусы могут любить… Но прежде всего себя!.. Страх умерщвляет в них любые другие чувства.

Проблема ответственности за свои поступки
Проблема одиночества

Вечная память героям!

Проблема памяти

Ненавижу войну!

Проблема гуманного отношения к людям;




Ребята, значит, какую проблему из множества затронутых в произведении мы рассмотрим сегодня на уроке? (проблемы) – памяти, преемственности поколений, героизма.

  1. Какие мы поставим перед собой задачи –проанализировать фрагменты повести, определить те, которые связаны с темой ВОВ, выяснить, кого мы можем назвать героем, м выяснить, кто же сыграл большую роль в благом деле - сохранения памяти о погибших во время войны ребят из  .

И мы продолжим пламенную повесть.
Сигналит нам встревоженная совесть.
Н. Добронравов

А для начала – давайте поговорим о писателей А,Алексине. Выступление ученицы.

Ребята, история создания….

Кратко о биографии и книгах А.Алексина.

Чему учат книги Алексина? (Слайды)

История создания повести А.Г.Алексина «Сигнальщики и Горнисты» (3 мин.)
В декабре 1982 года в журнале «Юность» (№ 12) была напечатана новая повесть Анатолия Алексина «Сигнальщики и Горнисты», и сразу же она привлекла к себе всеобщее внимание. Началось обсуждение ее на читательских конференциях, уроках, на встречах с автором. Однажды ребята, участники такой встречи, спросили писателя:
«—Анатолий Георгиевич, кто является прообразом Тани Ткачук в «Сигнальщиках и Горнистах»?
Вот что он ответил:
— В Москве, в доме по соседству с нами, жила девочка Вера. Когда началась война, она дежурила во время налетов на крыше, ее сбросило взрывной волной. Я не мог ее забыть... «Сигнальщиков и Горнистов» писал на одном дыхании» (см. «Пионерскую правду» за 1987 г., № 112).
Вот почему, оказывается, повесть отличается особой теплотой и задушевностью.

Это знак памяти писателя о его сверстниках, их лишениях и вовсе не детских страданиях, о его близких друзьях юности, погибших на войне.
Давайте мы о них поговорим.
1гр.  Как мы  о них узнали?  При каких обстоятельствах и кто знакомит нас  с ними?  Н Е и   Таня Ткачук – и ее поклонники – одноклассники.

II. Организация групповой работы. Юные герои войны.

5 групп.

Расскажите  об авторах писем  (вручаю конвертики)

1гр.С.Н.,

2го. - В.Б.,

3гр - С.

4 гр. – о Тане Ткачук

5гр. –др. ребята

От Екатерины Ильиничны я узнал, что этому званию соответствовали и школьники предвоенной поры - одноклассники моего дяди. И когда Родина оказалась в опасности, они, не раздумывая, не ожидая команд и приказов, встали на ее защиту. Сначала сами организовали дежурство на крыше того «длиннющего» дома, в котором жили; сбрасывали оттуда во время бомбежек фугаски, а после гибели Тани Ткачук, которая ценой своей жизни спасла этот дом и, главное, бывших в нем людей, ушли добровольцами на фронт.
Но в доме, где жили эти ребята, многие и понятия не имеют о том, что это были за люди. А ведь каждый из них был Человеком с большой буквы, кроме труса и предателя Гнедкова.

III. Преемники героев войны. Образ Пети Перова и его почин.
1. Беседа по вопросам, указанным в задании 

2.Что вы можете сказать о Пете?

(Он главный герой повести, ему 12 лет, он помогает своей матери, приносит лекарства больным людям, хочет больше узнать о своём дяде Андрее, почему он получил и прозвище Горнист).

3.В какой семье воспитывался Петя?

(В обычной семье, где мать была детским врачом, отец – ветераном войны, инвалидом. Сам Петя – мальчик 12 лет, добрый, отзывчивый, который хочет быть похожим на своего дядю Андрюшу. Соседи называли Нину Васильевну «добрым гением». Она ощущала постоянную потребность сочувствовать и помогать людям. «Врач не только профессия, но и образ жизни. Безоблачных судеб нет, все нуждаются в сочувствии.»)

4.Как прозвали квартиру Пети?

(«Бюро добрых услуг». Мама приучила соседей обращаться не только за медицинской помощью, но и по другим вопросам и просьбам). Но в «бюро» должно работать минимум 2 человека.

-Как называется такой образ жизни?

(Активная жизненная позиция. Идти на помощь к тем, кто в ней нуждается, по зову сердца, делать всё бескорыстно.)

-Да, это цель человека – жить для других.

Мне было тогда 12 лет. Самым лучшим примером была для меня мама, которая «приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами» и поэтому их квартиру прозвали «Бюро добрых услуг». А в бюро не может работать «один человек». Когда она «устанавливала в какой-нибудь из квартир медицинский пост и начинала атаковать болезнь, я был всегда с ней рядом «боеприпасы в виде лекарств подносил». Вот поэтому, когда Екатерина Ильинична узнала, что я был у Таниной мамы, носил ей лекарства, впервые и назвала меня Горнистом, хотя на горне никогда не играл, заметив при этом, что это прозвище в нашей семье может стать потомственным, потому что Горнистом Екатерина Ильинична называла одного из своих учеников— Андрея Добровольского (брата моей мамы).

Андрюшу, дядю Пети, как говорила их классная руководительница Екатерина Ильинична, он полностью соответствовал своему званию. Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! Тут он не медлил. Деликатный был Горнист, безотказный был парень! Погиб на войне.)

7.Кого бы вы ещё назвали Горнистами?

-Таню Ткачук. Это одноклассница Андрюши. Красавица, в которую были влюблены втайне все юноши 10 класса Екатерины Ильиничны. Она была доброй. Всегда стремилась помочь. Во время бомбёжек города ребята, жившие в доме Пети, разделили крышу на участки, составили график, кому и когда дежурить. Однажды Таня увидела из окна, что во время тревоги Гнедков идёт не на пост, а вниз, в бомбоубежище. Она окликнула его, уже звякали зажигалки, он объяснил, что в дождь дежурить не будет, так как рискует свалиться с крыши. Тогда на покинутый фронт на крыше встала Таня. Она скинула с крыши все зажигалки. Два ближних дома уже горели. А этот был спасён. Но взрывная волна от фугаски сбросила Таню вниз.

-Серёжа Нефёдов. Он разводил цветы, носил после уроков 6 портфелей, освобождая девчонок от физических напряжений, приколачивал им каблуки во время танцев. Рисовал прекрасно. Он и Таню изобразил на картине, назвав «Неизвестная с портфелем». Погиб на фронте.

-Володя Бугров. Будущий математик. Говорил всегда правду, всегда в очередь становился, никого не толкал. Помогал товарищам на контрольных и во внеурочное время. Академиком бы мог стать. Погиб на фронте.

-Саша Лепёшкин. Любил малышей, но был стеснительным. Украдкой первоклассников катал на санках. Мама его работала уборщицей в школе. Он не стеснялся этого, помогал ей мыть полы. Жили они очень скромно, всё в доме было самодельное: приёмник, шкафы, табуретки. Будущий Макаренко-педагог. Погиб на фронте.

-Дима Савельев. Пропал на войне без вести. Мать ждёт его до сих пор. Диме пророчили судьбу Пржевальского, он отвечал: «Хоть бы лошадью его стать, поскакать по белу свету». Каждое лето уходил с отцом в горы. Он хотел, чтобы между ребятами утвердилось альпинистское братство.

На картах дальние маршруты прокладывал, а пропал под Наро-Фоминском.

-Боря Лунько. Он любил животных. Подкармливал всех бедняжек. Три-четыре собаки у него прижились в доме. Когда Боря ушёл на фронт, то собаки долго его ждали у школьного крыльца. Борина мама ухаживала за ними, пока были силы. Боря погиб на «Дороге жизни», под Ленинградом.

Нельзя допустить, чтобы их имена канули в Вечность. Они должны жить!
Без этой встречи, может, и не было бы мемориальной доски. Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно — спасти нашу землю! — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно...

После того, как Екатерина Ильинична поняла, что я обязательно сделаю мемориальную доску, на которой будут имена дорогих ее мальчишек, придумала мне новое прозвище и назвала Сигнальщиком. И это доброе дело будет своего
рода сигналом к действию. И этому примеру последуют другие. Вот почему я не только Горнист, но и Сигнальщик.

Сигнальщики и Горнисты — это те, кто всегда готов подать сигнал тревоги, если кому-то плохо, протянуть руку помощи, сделать доброе, благородное дело.

Изображенные в книге события происходят в послевоенные годы, но воспоминания о войне, словно нитями, пронизывают все произведение. Повесть напоминает нам о суровом военном времени и заставляет задуматься над вопросом: не в долгу ли мы перед теми, кто отдал жизнь за Родину? Не будьте равнодушны, не проходите спокойно мимо чьей-то беды, сигнальте и горните, как только почувствуете ее рядом!

II. Итог урока (5мин.)
Заканчивая беседу о повести, вспомним заключительные ее строки.
(
Чтение наизусть 3-го фрагмента)
Вот и закончилось наше путешествие по повести А.Алексина, мы познакомились с добрыми, честными людьми, возмущались по поводу Гнедкова и ему подобных. Мне хочется, чтобы вы в жизни «горели», не были равнодушными, были настоящими Сигнальщиками и Горнистами, мчались туда, где ждут вашей помощи, где в вас нуждаются. Скоро наша страна отметит 72 годовщину Победы.

Итог урока.

Письма…

Фотографии в альбоме…

Смотрят парни матерям в глаза.

Матери их мёртвыми не помнят –

Оттого и верят в чудеса.

Все они их видят молодыми,

Сильными, как двадцать лет назад…

А в округе на родное имя

Столько откликается ребят…

Разных – незнакомых и знакомых,

Никогда не знавшихся с войной,

Ждут их тёзок матери домой

И глядят на карточки в альбомах.

Парни там – смешливы и красивы,

Где им было знать, что скоро в бой.

В двадцать лет они спасли Россию!

Ну, а что свершили мы с тобой?

Чтение писем.

Звучит торжественно-траурная мелодия («Журавли» музыка М. Фрадкина, слова Р. Гамзатова (http://lugovoj.narod.ru)).
Ребята с первых парт возлагают цветы к мемориальной доске.

В заключение я могу с уверенностью сказать, что вы не станете считать потерянным то время, которое затратили на чтение этой книги.

РАФЛЕКСИЯ (заслушиваются мнения учащихся)
Читая повесть, не замечаешь, как тебя подхватывает поток развертывающегося действия, и ты на некоторое время становишься сам героем этого произведения: вместе с Петей и его мамой помогаешь людям, борешься за правду, разоблачаешь ложь. Происходит это, наверное, потому, что повесть написана от лица нашего сверстника — Пети Перова. Автору, взрослому человеку, так удалось перевоплотиться в подростка, что ты ничуть не сомневаешься в его искренности. И уже одно это говорит о его огромном таланте.
Это история страны, и мы должны её знать. Она учит нас сообща преодолевать трудности, помогать в беде друг другу, уважительно относиться к ветеранам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Баскетбол» в 6 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Баскетбол»в 6 «а» классе...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Волейбол» в 8 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Волейбол»в 8 «а» классе...

План-конспект открытого урока на тему "Без шәһәрдә яшибез" (для 3 классов).

3нче сыйныфның рус төркемендә үткәрелгән ачык дәрес эшкәртмәсе (Р.З.Хәйдәрованың "Татар теле" дәреслеге буенча). Дәрескә түбәндәге максатлар куелды: 1) "Безнең шәһәр" темасын өйрәтүне дәвам итү, "кайд...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Волейбол» в 8 «а» классе

Тема урока: Отработка техники приема и передачи мяча. Техника нападающего удара....

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...