Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)
рабочая программа (6 класс)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству образования и самообразования, познавательной, интеллектуальной потребности человека, особенно в период формирования личности, инструментальному навыку. Поэтому в реализации программы оказываются важными как содержательный, так и инструментальный компоненты. Особое внимание следует обратить на метапредметное содержание программы и коммуникативно-деятельностный принцип, лежащий в основе выбора инструментария и организации деятельности в сотрудничестве.
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Курс «Я успешный читатель» является метапредметным.
Цель курса – развитие функциональной грамотности чтения
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
В учебном плане школы на изучение программы «Я успешный читатель» отводится 34 часа, 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 51.35 КБ |
analiticheskaya_zapiska_seliverstova.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 9" городского округа Красноуфимск
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я успешный читатель»
(Основы смыслового чтения и работы с текстом)
6 класс
Составитель: Селиверстова В.В.,
учитель русского языка и литературы
2018 г
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Учебно-тематическое планирование.
- Структура или содержание курса
- Информационно-методическое обеспечение.
- Предполагаемая результативность курса.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Программа курса «Я успешный читатель» для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС ООО .
Курс «Я успешный читатель» является метапредметным.
Цель курса – развитие функциональной грамотности чтения
Чтение все больше сегодня воспринимается школьниками как труд, не приносящий эстетического наслаждения. Проблема как раз в том, как заинтересовать ребенка, какие методы и приемы применить, чтобы мотивировать его к чтению. Безусловно, это комплексная проблема, и однозначного ее решения нет. Однако необходимо выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к креативной работе с текстами разных стилей, а вместе с тем и для формирования у них читательской компетенции.
Формирование читательской компетенции является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:
- “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);
- “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;
- “Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);
- «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- “Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (2010).
- «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2015 )
- учебным планом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2018-2019 учебный год;
Настоящая рабочая программа «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для 6 класса создана на основе авторской: «Чтение – вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом), автор-составитель Гвоздинская Л.Г., преподаватель кафедры филологического образования СПб АППО (http://sh380.krsl.gov.spb.ru/2016-2017/EvtinovaTG/vd_a_smyslovoe_chtenie-programma.pdf1.pdf)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
В учебном плане школы на изучение программы «Я успешный читатель» отводится 34 часа, 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, аукцион, конкурс, наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы».
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
4 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
3 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
2 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
1 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
Учебно-тематический план
Разделы и темы | всего | |
Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | |
Умеем ли мы читать? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) | 1 | |
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 1 | |
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | |
С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | |
Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте) | 1 | |
Внимание к слову | 1 | |
Как эффективно воспринимать текст на слух? | 1 | |
Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок | 1 | |
Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | |
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в тексте) | 1 | |
Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | |
Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | |
Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах) | 1 | |
Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) | 1 | |
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | |
Ролевая игра «Сочиняем сказки» | 1 | |
«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | |
Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) | 1 | |
Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи) | 1 | |
Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) | 1 | |
Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) | 1 | |
Диалог с текстом (Вопросы к тексту) | 1 | |
Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 | |
Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | |
Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | |
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | |
Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | |
Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | |
Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) | 1 | |
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | |
Когда текст прочитан(Оценка информации) | 1 | |
Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | 1 | |
Чему я научился (Подведение итогов) | 1 | |
Итого: | 34 |
Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Тема 2. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования..
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и начала текста, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого текста по заглавию ипервого предложения . Оформление заголовка на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тема 8. Как эффективно воспринимать озвученную информацию?
Восприятие и понимание речи на слух– это мыслительно-мнемическая деятельность, которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, конкретизации и абстрагирования.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Тема 17. Ролевые игры «Сочиняем сказку»
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП).
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема 26. Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов)
Культура речи. Игра «Нет сквернословию!»
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Литература для учащихся
- Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Литература для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
- Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
- Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
- Библиотека http://lib.ru
- Википедия https://ru.wikipedia.org
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
учащиесяполучат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Литература
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ.
2) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609).
3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» ( с изменениями, утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1644).
4) Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ СОШ 9, утв. приказом № 161 - ОД от «29» августа 2014г. (с
изменениями от 25.11.2014 № 275/1 – ОД ; от 24.12.2015 №93 – ОД; от
31.08.2015 №260 – ОД).
5) Образовательная программа основного общего образования
МБОУ СОШ 9 приказ № 260 - ОД от «31» августа 2015г..
6) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008);
7) “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;
8) «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом[Электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
9) Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности Пермь 2008[Электронный ресурс]// www.bestreferat.ru/referat-406167.html
10) Речь президента Путина на Российском литературном собрании в Москве 2013 гол в Российском литературном собрании, проходящем в Российском университете дружбы народов. Http://blog.dp.ru/post/6499/
11) Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» [Электронный ресурс]//
http://urok-arh.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie/smyslovoe_chtenie/7-1-0-50
12) «Роль литературы и литературного чтения в формировании общепредметных и коммуникативных компетенций учащихся» [Электронный ресурс]// Http://www.chel-15.ru/uploads/klyuchevie_kompetencii_11.doc
13) Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество//Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. - С.55-68
14) Беленький Г.И. Информпробежка или изучение?// Литература в школе. - 2003. - №9.
15) Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - [Электронный ресурс]// URL:
16) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 2007. - С. 271
17) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1996
18) Гализина Е. Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 1998. - 166 с.
19) Граник Г.Г. Дорога к книге. - М., 1996.
20) Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование, 2007. - №7. - С. 145-146
21) Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009.
22) Карпова Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации. - [Электронный ресурс]// URL: http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
23) Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. - [Электронный ресурс]// URL: www.litres.ru
2 4)Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2008. - №5.
25) Мосина М. А. Обучение профессионально-ориентированному информативному чтению-диалогу англоязычных научно-методических текстов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Пермь. 2001. - 229 c.
26) Педагогическая энциклопедия: Т. 2. - М., 1965.
27) Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-9 классы/под ред. В.Г. Маранцмана. - М., 2006.
28) Русова Н.Ю. Возвращение к книге: Проблемы и надежды// Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. - Н.Н., 2009 - С. 314-315.
29) Русова Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования//Текст. Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. - Н.Н., 2009 - С. 302-303.
30) Концепция преподавания русского языка и литературы
в общеобразовательных организациях Российской Федерации- [Электронный ресурс]// http://oshkole.ru/orgs/26/adverts/4159.html
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальный конкурс лучших педагогических практик
Номинация : «Развитие читательской грамотности»
Участник : Селиверстова В.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №9
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству образования и самообразования, познавательной, интеллектуальной потребности человека, особенно в период формирования личности, инструментальному навыку. Поэтому в реализации программы оказываются важными как содержательный, так и инструментальный компоненты. Особое внимание следует обратить на метапредметное содержание программы и коммуникативно-деятельностный принцип, лежащий в основе выбора инструментария и организации деятельности в сотрудничестве.
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Курс «Я успешный читатель» является метапредметным.
Цель курса – развитие функциональной грамотности чтения
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
В учебном плане школы на изучение программы «Я успешный читатель» отводится 34 часа, 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, аукцион, конкурс, наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы».
В основе программы – чтение и работа с текстами, поэтому был собран разнообразный дидактического материала к каждому занятию. В разделе «Основное содержание программы. Дидактический материал» представлены разнообразные варианты заданий к каждому занятию. Это чрезвычайно облегчает работу учителю, т.к. позволяет в короткое время отобрать нужное содержание урока, основную технологию и подготовить план урока.
Тексты, на чтении которых происходит обучение, в большей части учебные, учебно-познавательные. Текстовый материал отобран из разных предметных областей. Использование познавательных и учебных текстов по разным дисциплинам и позволяет формировать чтение как универсальное учебное действие для овладения этими дисциплинами.
Структура программы предлагает учащимся путь от понимания цели чтения к рефлексивному чтению, поэтапную работу с текстовой информацией, которая начинается до чтения текста, ведётся по ходу чтения и продолжается, когда текст прочитан. В ряду приёмов осмысления текста в качестве главных для этого возраста учащихся выделяются постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в том числе вопросов-предположений), прогнозирование (антиципация) содержания, критический анализ. При этом учитель, реализующий программу, должен учитывать следующие принципы:
– отбор содержания и структурирование материала не ограничивают работу с информацией жёсткими рамками тем занятий: как правило, каждое из занятий так или иначе включает в себя целостный взгляд на текст как речевое произведение, поэтому формирование, например, критического отношения, которые календарно является предметом отдельного внимания в конце курса, должно происходить на всех занятиях;
– на каждом занятии используются умения, которые тематически отрабатывались на предыдущих занятиях, включая в обязательном порядке определение цели чтения.
Программа имеет практико-ориентированный характер: выделение в учебно-тематическом плане лекционных часов условно и нацеливает лишь то, что на этих занятиях потребуется теоретическое обоснование каких-либо аспектов содержания или объяснение технологии, приёма для формирования умений.
План предлагаемых мероприятий является примерным и может корректироваться. При этом важно подготовку к мероприятиям не делать домашним заданием, а включать в занятия, чтобы избежать перегрузки учащихся.
Реализация программы предполагает, владение инструментарной базой формирования разных видов чтения и приёмов работы с текстом, включая те технологии, которые могут помочь в этом, в частности ― РКМЧП, техники чтения. Так, например, знание приёмов формирования быстрого чтения позволит включать в занятия задания на предупреждение и преодоление недостатков традиционного чтения.
Программа ориентирована на средний уровень готовности к решению задачи формирования компетентностного читателя, предполагается использование средств ИКТ.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);
• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
При оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода.
Данная программа была реализована в 6 «А» классе в 2018-2019 учебном году
Работа по формированию читательской компетенции обучающихся проводилась целенаправленно, планомерно и результативно;
- использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствовало повышению качества образования по предметам, эффективной организации познавательной деятельности обучающихся;
- разработанные и внедренные в педагогическую практику приемы и методы способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся;
- система педагогического мониторинга сформированности универсальных учебных действий и личностных достижений обучающихся способствовала эффективной диагностике, коррекции и прогнозированию педагогических результатов;
- педагогический опыт был обобщен и представлен в публикациях и выступлениях на семинарах.
Исследования уровня сформированности читательской компетенции проводились 1 раз в полугодие: входной контроль, полугодовой контроль, итоговый контроль.
При оценивании вопросов и заданий ДКР базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме производится так :
— в полной мере — 3 балла
— в основном — 2 балла —
частично — 1 балл — нет
— 0 баллов
В общем виде подход такой:
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. | Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. | Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. |
4 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
3 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
2 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
1 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
Критерии оценивания в соответствии с % выполнения заданий ДКР
5 уровень – 90%-100%
4 уровень – 70% -80%
3 уровень – 60%-50%
2 уровень – 40%-30%
1 уровень – 20%-10%
Динамика формирования читательской компетенции по результатам диагностических работ у обучающихся 6 «А» за год: входной контроль; 1 полугодие; итоговая работа за год представлена здесь:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Основы смыслового чтения и работа с текстом
презентация...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"
Система работы по формированию навыков читательской грамоты...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным подходом. Теорет...
Рабочая программа по курсу основы смыслового чтения и работы с текстом
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Рабо...