Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")
методическая разработка по литературе (11 класс)
Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_strashnogo_mira_v_lirike_a._bloka._neznakomka_v_restorane_fabrika.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: Тема страшного мира в лирике А. Блока. "Незнакомка", "В ресторане", "Фабрика"
ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрытие темы "страшного мира" в лирике поэта"; продолжить развитие понятия образ-символ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- обучающая: углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. Блока; проследить, как меняется тональность лирики А. Блока во второй книге стихов; выяснить, как и почему меняется главная тема А. Блока - тема любви;
- развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения;
- воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер, портреты А. Блока
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.
ФОРМЫ РАБОТЫ: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.
ВИДЫ РАБОТЫ: индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.
ХОД УРОКА
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
А. Блок
I. Создание эмоционального настроя
Прослушивание аудиозаписи.
"Девушка пела в церковном хоре…".
II. Оргмомент.
Приветствие. Тема урока, цели и задачи урока
III. Подготовка к ЭГЭ, выполнение тестовых заданий на повторение предыдущего материала
1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А Блок? (символизм)
2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности?(В. Соловьев, Ницше)
3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока ("Стихи о Прекрасной даме)
4. Кому посвящён цикл "Стихи о Прекрасной Даме?" (Любовь Менделеевой)
5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)
6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи? (С. Есенин)
7. Кому посвящена речь А. Блока "О назначении поэта" 1921 года? (А. Пушкину)
8. Какая статья А. Блока помогает понять отношение поэта к революции? (Интеллигенция и революция)
9. Эти строки М. Цветаева посвятила поэту А. Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
- Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)
IV. Проверка домашнего задания
1. В чём особенности раннего творчества Блока и стихов цикла "Стихи о Прекрасной Даме"?
2. В чём проявляется в "Стихах о Прекрасной Даме" отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)
3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 гг.?
(Слушаем ответы учащихся)
Слово учителя:
Лирика 1905–1908 гг. отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъём, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьёва для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Исторические катастрофы, которые представлялись Соловьёву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, "ветер из "открытого в будущее окна" для Блока превратился в ураган". В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, "стихию", вступающую в конфликт с "несмутимой" Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в "страшный мир".
V. Работа над новым материалом.
Слово учителя.
В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество "перехлестнуло" все символические рамки и каноны. "Лирическая уединенность" Блока, в атмосфере которой создавались" Стихи о Прекрасной Даме", постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема - тема " страшного мира".
Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.
Запись в тетради темы урока
А. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах Блока еще накануне 1905 г.
Выразительное чтение учащимися стихотворений "Фабрика", "Барка жизни встала…", "Девушка пела в церковном хоре…"
- Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает? (Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности).
Анализ стихотворения" Фабрика"
1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?
2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?
3. Какие ассоциации вызывает эпитет "жолты"?
4. В чём своеобразие его написания?
5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?
6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?
7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?
8. Почему Блок не использует в тексте слово "рабочие"?
9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?
Выводы:
Если в "Стихах о Прекрасной Даме" взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя ("В соседнем доме...") и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности ("Я слышу всё с моей вершины"). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы ("жолты", "чёрный кто-то"). Эпитет "жолтый", обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика "жёлтого" у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – "недвижный кто-то, чёрный кто-то". Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, "проглатывающее" приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение "Фабрика" можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл "Распутья" знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.
Слово учителя:
Стихотворение" Незнакомка"(1906) входит во вторую книгу стихов. Оно родилось из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки (под Петербургом). Многое в стихотворении перенесено поэтом из реальной жизни: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - всё убожество, скука, пошлость. Незнакомку Блок увидел на картинах Врубеляю.
Сообщение учащегося об истории создания стихотворения" Незнакомка".
Просмотр мелодекламации стихотворения "Незнакомка" в исполнении П. Морозова.
Беседа по вопросам:
1. Как построено стихотворение? Какова его композиция? Каковы особенности образов?
2. Какова атмосфера первой части стихотворения? Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?
3. Что противопоставлено серости, обыденности, пошлости первой части?
4. Где происходит действие?
5. Каким мы видим лирического героя? Кто его "единственный друг"?
6. Что меняется с её появлением?
7. Как меняется тональность повествования?
8 Каково звуковое наполнение второй части?
9. Как дается описание Незнакомки?
10. Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?
Выводы:
Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в "страшном мире" чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Жанр "Незнакомки" – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетённом пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: "женский визг", "пьяницы с глазами кроликов". Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем ("весенним тлетворным духом"). Это своеобразный символ тёмного начала, которое туманит сознание человека. Всё это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается "берег очарованный". Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.
Тема "страшного мира" – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, её часто трактуют лишь как тему обличения "буржуазной действительности". На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона "страшного мира". Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в "страшном мире", испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.
Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы. Обратимся к эпиграфу урока:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, – который раз?
- Как вы понимаете эти строки? (Учащиеся отвечают)
Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.
Любовь – "горькая страсть, как полынь", "низкая страсть", бунт "чёрной крови" (стихотворения "Унижение", "На островах", "Чёрная кровь"). Послушайте стихотворение "В ресторане", в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.
Подготовленный ученик читает наизусть.
Сравните стихотворения А. Блока "В ресторане" и "Незнакомка".
1. Каким является фон, на котором происходит действие?
2. Как меняется Он и Она в стихотворении "В ресторане"?
3. Какова символика красок в этом стихотворении?
4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир" Незнакомки"?
5. Зачем этот приём использует Блок?
6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?
7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?
Выводы:
В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия "страшного мира" сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.
И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути" вочеловечивания". Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря "нет" тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества "страшного мира" над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: "Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день".
В конце урока звучит стихотворение " О, весна, без конца и без краю…"
Домашнее задание.
1. Прочитать статью в учебнике "Страшный мир" на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстаёт "страшный мир" в лирике А. Блока?
2. Задание № 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.
3. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
В мире вещей. Лирика раннего В. Маяковского."А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт.
Главная проблема, которая всегда стояла перед людьми искусства: художниками и поэтами, - найти способы отражения многообразного, сложного, объемного, яркого, выразительного мира.Особый интерес предста...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....
Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии «Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка»
Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока. Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы ...
Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»
Данная методическая разработка может быть использована на уроке литературы в 8 классе при изучении темы "Об обманах и искушениях в лирике" (учебник И.Н.Сухих)...
А.Блок. Тема "страшного мира"
Презентация к уроку "Тема "страшного мира" в лирике А.Блока" (стих. "Ночь, улица, фонарь, аптека", "На железной дороге"...