В мире вещей. Лирика раннего В. Маяковского."А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт.
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Главная проблема, которая всегда стояла перед людьми искусства: художниками и поэтами, - найти способы отражения многообразного, сложного, объемного, яркого, выразительного мира.
Особый интерес представляют творческие личности, которые соединяют в себе талант живописца и поэта. Среди них можно назвать Владимира Владимировича Маяковского ( закончил училище Живописи, ваяния и зодчества, т.е. по образованию - художник, а по порыву души - поэт). Для него сначала была кисть и краски, а потом - слово. Современный Маяковскому мир открывается в зримых образах. Так было удобнее и понятнее. Вечная проблема художника: как соединить неумолимую плоскость холста и неумолимую объемность мира - была решена в поэтическом творчестве.
СЛОВО СТАЛО КИСТЬЮ И КРАСКАМИ. СТИХИ СТАЛИ КАРТИНАМИ. В презентации определена жанровая принадлежность стихотворения "А вы могли бы?" Это стихотворение - натюрморт, в котором Маяковский достиг настоящего, органического взаимопроникновения смысла и изображения. Поэт нарушает законы жанра и указыввает путь к спасению: сдвинутый, смазанный, "залитый краской из стакана", плоский, превращенный в карту, опредмеченный, неживой, построенный по законам натюрморта, мир искусственной реальности, оживит, спасет МУЗЫКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Маяковский (1893 – 1930)
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня , п леснувши краску из стакана; я показал на блюде студня к осые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы п рочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть м огли бы н а флейте водосточных труб? 1913 год
Пейзаж
Цветы
Дичь
Натюрморт Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства наряду с пейзажем и портретом.
Натюрморт Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, овощей, битой дичи, рыбы, различной снеди в сочетании с посудой, драпировкой, предметами и т.п.
Этимология слова Натюрморт ( из французского « nature morte » ) – мертвая природа.
Все живое становится мертвым Все живое , естественное, природное в натюрморте становится неодушевленным, мертвым и приравнивается к вещам . Чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты , рыбы и морские животные – выловлены, цветы – срезаны .
Законы жанра В натюрморте вещи неподвижны. Вещи пребывают вне времени . Вещи даны крупным планом , увидены вблизи и рассмотрены в деталях . Натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение .
Стихотворение - натюрморт В. Маяковский создал стихотворение , аналогичное жанру изобразительного искусства – натюрморту , в котором достиг настоящего, органического взаимопроникновения смысла и изображения .
Мир искусственной реальности Будни Карта будня , Блюдо студня, Косые скулы океана, Чешуя жестяной рыбы, Водосточные трубы
Докажем, что стихотворение Маяковского - натюрморт Вещи пребывают вне времени . Вещи даны крупным планом , расположены вблизи и рассмотрены в деталях . Вещи превращаются в символы , содержат в себе некое сообщение о мире.
Зачем? Овеществление мира – путь к тому, чтобы увидели, ужаснулись и нашли способ исправить .
Как можно изменить этот мир? Нарушить законы жанра !
В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии . Маяковский же приводит их в движение , используя глаголы смазал, плеснул, показал, прочел, сыграть. Нарушить законы жанра !
Путь к спасению Предложен и путь к спасению: от неживого - к живому, от натюрморта - к жизни, естественной реальности . Все должно вернуться на круги своя: фрукты - на ветки деревьев, рыбы – в воду, звери - в леса и т.п. И восстановивший естественность мир, должен услышать «зовы новых губ».
Образы противопоставлены Будни Карта будня , Блюдо студня, Косые скулы океана, Чешуя жестяной рыбы, Водосточные трубы Мечты Флейта , Ноктюрн («ночное»)-музыкальное произведение, исполненное нежности и страсти.
Как можно изменить мир? Сдвинутый, смазанный, «залитый краской из стакана», плоский, превращенный в карту, опредмеченный , неживой, построенный по законам натюрморта , мир искусственной реальности , оживит, спасет музыка.
Домашнее задание Познакомившись со стихами раннего Маяковского, выберете понравившиеся строчки для диктанта-иллюстрации. Например, зрительные образы (зримые метафоры): Расцветают глаза твои, два луга… Упал двенадцатый час… Из ран лотков сочилась клюква… Угрюмый дождь скосил глаза…
Контактная информация Телефон: 8 – 921 – 432 – 98 – 65 E - mail : ezolotareva80@gmail,com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-110105-1571061921.jpg)
Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения "Послушайте!"
План-конспект урока литературы, посвященного истолкованию содержания стихотворения В.В.Маяковского "Послушайте!, а также анализу выразительных средств, использованных поэтом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-433147-1397675852.jpg)
Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-738439-1518702271.jpg)
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «А вы могли бы?»
Разработка представляет собой опорный маршрут для семантического анализа стихотворения В.В.Маяковского "А вы могли бы?" Учащиеся самостоятельно исследуют словарь произведения, делят на ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-1155023-1565111659.jpg)
Герой ранней лирики В.В. Маяковского
Презентация может быть использована на уроке литературы в 7 классе при изучении стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"...