Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Данная методическая разработка может быть использована на уроке литературы в 8 классе при изучении темы "Об обманах и искушениях в лирике" (учебник И.Н.Сухих)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.35 КБ |
презентация к уроку | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Общая тема: Об обманах и искушениях в лирике
Тема урока: Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями урок-исследование
Форма урока: групповая, фронтальная.
Межпредметные связи – русский язык, история
Цели урока для учителя:
1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.
2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету
3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о символистской лирике Блока, о социальных мотивах в его творчестве; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.
Цели урока для обучающихся:
Личностные цели:
развитие уважительного отношенияпрошлому страны, лирике А.А.Блока;
развитие творческого мышления;
воспитание чувства слова.
Метапредметные цели:
развитие умения отбирать и систематизировать материал на определенную тему, сохранять и передавать информацию в устной речи;
развитие умения сотрудничать в группе.
Предметные цели:
формирование коммуникативной компетенции.
развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных высказываниях.
Формирование культуроведческой компетентности: формирование умения связывать содержание поэтического текста с событиями из исторического прошлого страны и биографией поэта.
На уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Развитие универсальных учебных действий (УУД):
коммуникативные универсальные учебные действия: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
познавательные универсальные учебные действия: анализировать поэтический текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт;
регулятивные универсальные учебные действия: планировать последовательность действий, формулировать выводы.
личностные универсальные учебные действия: формирование стремления к речевому самосовершенствованию.
Оборудование:
проектор, словари, портрет, справочники, презентация, справочная информация
Ход урока
- Орг момент
- Актуализация, подготовка к восприятию нового материала, формулирование темы, целей
- Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации каких произведений вы видите, и что их объединяет? (тема обмана, искушения, ГОРОД)
Эти произведения объединяет тема города.
Посмотрите на экран. (слова Пушкина)
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С. Пушкин.
Петербург-прекрасный город, он не оставляет равнодушным никого. Стройные набережные,пышное убранство дворцов. Все это нашло отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Но помимо этой пышности писатели видели и ругой Петербург. Какой?
- приглашаю вас к обсуждению в группах (время 2 мин.+ ответы 2)
Задание 1
Петербург Пушкина
Вопросы для обсуждения:
- В чем двойственность образа Петербурга в творчестве Пушкина?
- В каких еще произведениях Пушкина появляется образ города? Каким предстает город в них?
(Город дивной красоты и в то же время безумия)
Задание 1
Петербург Гоголя
Вопросы для обсуждения:
- В чем особенность раскрытия образа города в творчестве Гоголя?
- В каких произведениях Гоголя раскрывается тема Петербурга.
Город –призрак, город мистики, фантастики, страданий, проклятий.
Оформление доски
автор | произведения | город |
Пушкин | ||
Гоголь | ||
? |
К какому веку относятся все эти произведения?
- А вот сегодня мы говорим о творчестве поэта начала ХХ века.
- Кто это? (портрет Блока)
Когда Блок обратился к петербургской теме, у нее уже была своя длинная история. С самого начала, с Пушкина, эта тема пошла по двум противоположным путям: Пушкинский – гордый и прекрасный и Гоголевский – фантастический город, город страданий, город проклятий.
Вы дома прочитали информацию в учебнике
- Почему Блок писал о Петербурге? (ответы учеников)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Город, обман)
Запишите тему урока. (пишу на доске Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»)
Что мы должны выяснить на уроке? какова будет цель урока?
-Мы должны выяснить, продолжает он традиции Гоголя, Пушкина или является новатором.
Что для этого нужно?
(познакомиться со стихотворением, проанализировать его, …)
Итак, цель нашего урока: выяснить, Блок - новатор или продолжатель традиций?
- Изучение нового материала.
Познакомьтесь со стихотворением про себя.
Даша выучила стихотворение наизусть и сейчас его прочтет для вас. Внимательно послушайте.
Чтение стихотворения наизусть (Даша Разумова).
Первичное восприятие стихотворения
? какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
?Какие картины вы представили?
?А где происходит действие?
Попробуем разобраться в стихотворении.
У каждого из вас есть листочки с таблицами. При обсуждении в группе заполните их . Дома вклеите в тетрадь по литературе.
Вопросы к группам (5 мин на обсуждение)+ 5 на доклад и оформление таблицы.
- Можно ли назвать мир, открывающийся перед вами, фантастическим?(и да и нет)
- Почему в картине нет подробных, детальных описаний?
- Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Блок пишет: «Недвижный КТО-ТО, черный КТО-ТО…» Кого напоминает этот «КТО-ТО»?
- Найдите антитезу.
Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не в тексте слово «рабочие»
__________________________________________________
- Какими звуками наполнено пространство стихотворения?
- Звучание мира изменяется или остается таким же?
- Каким звуком представлен ассонанс? аллитерация? Какой ассоциативный ряд вызывают звуки Ж, З, С, М, Н, Т?
_________________________________________________
- Попробуйте представить цветовую гамму стихотворения.
Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания?
- Какой ассоциативный ряд рождают цвета? Попробуйте схематически изобразить картину. В какие цвета у вас получилось раскрасить ее?
- Какие тропы использовал Блок?
- Так что же такое фабрика?
Образы стихотворения | Звукопись | Цветопись | ТРОПЫ |
кто-то нищие Фабрика лирический герой | тишина Скрип (ж-з_н)-аллитерация Ии –ассонанс О-у | Жолты Темный серый черный | Повторы по вечерам на стене кто-то Эпитеты Задумчивые болты Медный голос Измученные спины |
ЗАДАНИЕ:
В красках выразите своё видение города Блока и дайте ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами
В группах были люди, которые изобразили, то, что они увидели в стихотворении.Послушаем их. (представляют работы)
Вывод
- Еще раз посмотрите на годы жизни Блока и назовите, каким событиям и переломным моментам в судьбе России был свидетелем А.Блок?
- Как живет человек?
-Что может чувствовать человек, живущий в это время?
– Смог ли А.Блок внести свое в раскрытие образа Петербурга? Он новатор или продолжает традиции? (социальные мотивы,свой Петербург,предчувствие надвигающихся перемен в обществе,осознание несправедливости.)
Учитель:
Не сложно сделать вывод о том, что чаще Блок пишет не о внешнем облике города, хотя и это есть, но о душе Петербурга
Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”.
Рефлексия.
- Какую цель мы преследовали на уроке? Сколь успешны были наши действия в данном направлении?
О чем мы вспомнили?
У вас было задание составить синквейн. Давайте послушаем, что у вас получилось. Существтельное
2Прилагательное
3 глагола
Фраза итог
Оцените активность членов своих групп.
Я оцениваю детей.
Домашнее задание
- Самостоятельно познакомиться со стихотворением «Ты смотришь в очи ясным зорям», ответить на вопросы в конце стихотворения.стр172.
- Стихотворение «Фабрика» наизусть
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение. Анализ стихотворения А.А.Блока
Анализ стихотворения А. Блока "Снежная баба"....
В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)
Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....
Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.
Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....
Учебно-методический материал для 11класса. Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"
Представленный материал посвящен А.А.Блоку как представителю символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века, а также его "Незнакомке", написанной в Озерках в 1906 го...
А.А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»
Презентация содержит краткий материал о биографии А.Блока, задания для самостоятельной работы учащихся по теме....
Анализ стихотворений А. Блока «Фабрика» (1903 г.), «Барка жизни встала...» (1904 г.), «Сытые» (1905 г.)
В данном материале предлагается анализ трех стихотворений А.Блока ("Фабрика", "Барка жизни встала..." и "Сытые"). Материал может быть использован на уроках литературы в 1...
Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")
Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")...