Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Косинова Людмила Викторовна

Данная методическая разработка может быть использована на уроке литературы в 8 классе при изучении темы "Об обманах и искушениях в лирике" (учебник И.Н.Сухих)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.35 КБ
PDF icon презентация к уроку1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Общая тема: Об обманах и искушениях в лирике

Тема урока: Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями урок-исследование

Форма урока: групповая, фронтальная.

Межпредметные связи – русский язык, история

Цели урока для учителя:

1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.

2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету

3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о символистской лирике Блока, о социальных мотивах в его творчестве; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.

Цели урока для обучающихся:

Личностные цели:

развитие уважительного отношенияпрошлому страны, лирике А.А.Блока;

развитие творческого мышления;

воспитание чувства слова.

Метапредметные цели:

развитие умения отбирать и систематизировать материал на определенную тему, сохранять и передавать информацию в устной речи;

развитие умения сотрудничать в группе.

Предметные цели:

формирование коммуникативной компетенции.

развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных высказываниях.

Формирование культуроведческой компетентности: формирование умения связывать содержание поэтического текста с событиями из исторического прошлого страны и биографией поэта.

На уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные универсальные учебные действия: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

познавательные универсальные учебные действия: анализировать поэтический текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт;

регулятивные универсальные учебные действия: планировать последовательность действий, формулировать выводы.

личностные универсальные учебные действия: формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

проектор, словари, портрет, справочники, презентация, справочная информация

Ход урока

  1. Орг момент
  2. Актуализация, подготовка к восприятию нового материала, формулирование темы, целей

- Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации каких произведений вы видите, и что их объединяет? (тема обмана, искушения, ГОРОД)

 Эти произведения объединяет тема города.

Посмотрите на экран. (слова Пушкина)

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

А.С. Пушкин.

Петербург-прекрасный город, он не оставляет равнодушным никого. Стройные набережные,пышное убранство дворцов. Все это нашло отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Но помимо этой пышности писатели видели и ругой Петербург. Какой?

- приглашаю вас к обсуждению в группах (время 2 мин.+ ответы 2)

Задание 1

Петербург Пушкина

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем двойственность образа Петербурга в творчестве Пушкина?
  2. В каких еще произведениях Пушкина появляется образ города? Каким предстает город в них?

(Город дивной красоты и в то же время безумия)

Задание 1

Петербург Гоголя

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем особенность раскрытия образа города в творчестве Гоголя?
  2. В каких произведениях Гоголя раскрывается тема Петербурга.

Город –призрак, город  мистики, фантастики, страданий, проклятий.

Оформление доски

автор

произведения

город

Пушкин

Гоголь

?

К какому веку относятся все эти произведения?

- А вот сегодня мы говорим о творчестве поэта начала ХХ века.

- Кто это? (портрет Блока)

Когда Блок обратился к петербургской теме, у нее уже была своя длинная история. С самого начала, с Пушкина, эта тема пошла по двум противоположным путям: Пушкинский – гордый и прекрасный и Гоголевский – фантастический город, город страданий, город проклятий.

Вы дома прочитали информацию в учебнике

- Почему Блок писал о Петербурге? (ответы учеников)

 - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Город, обман)

Запишите тему урока. (пишу на доске Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»)

Что мы должны выяснить на уроке? какова будет цель урока?

-Мы  должны выяснить, продолжает он традиции Гоголя, Пушкина или является новатором.

Что  для этого нужно?

(познакомиться со стихотворением, проанализировать его, …)

Итак,  цель нашего урока: выяснить, Блок  - новатор или продолжатель традиций?

  1. Изучение нового материала.

Познакомьтесь со стихотворением про себя.

Даша выучила стихотворение наизусть и сейчас его прочтет для вас. Внимательно послушайте.

Чтение стихотворения наизусть (Даша Разумова).

Первичное восприятие стихотворения

? какое настроение вызвало у вас  это стихотворение?

?Какие картины вы представили?

?А где происходит действие?

Попробуем разобраться в стихотворении.

У каждого из вас есть листочки с таблицами. При обсуждении в группе заполните их . Дома вклеите в тетрадь по литературе.

Вопросы к группам (5 мин на обсуждение)+ 5 на доклад и оформление таблицы.

  1. Можно ли назвать мир, открывающийся перед вами, фантастическим?(и да и нет)
  2. Почему в картине нет подробных, детальных описаний?
  3. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Блок пишет: «Недвижный КТО-ТО, черный КТО-ТО…» Кого напоминает этот «КТО-ТО»?
  4. Найдите антитезу.

Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не  в тексте слово «рабочие»

__________________________________________________

  1. Какими звуками наполнено пространство стихотворения?
  2. Звучание мира изменяется или остается таким же?
  3. Каким звуком представлен ассонанс? аллитерация?  Какой ассоциативный ряд вызывают звуки Ж, З, С, М, Н, Т?

_________________________________________________

  1.  Попробуйте представить  цветовую гамму стихотворения.

Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания?

  1. Какой ассоциативный ряд рождают цвета? Попробуйте схематически изобразить картину. В какие цвета у вас получилось раскрасить ее?
  2.  Какие тропы использовал Блок?
  3.  Так что же  такое фабрика?

Образы стихотворения

Звукопись

Цветопись

ТРОПЫ

кто-то

нищие

Фабрика

лирический герой

тишина

Скрип (ж-з_н)-аллитерация

Ии –ассонанс

О-у

Жолты

Темный серый

черный

Повторы

по вечерам

на стене

кто-то

Эпитеты

Задумчивые болты

Медный голос

Измученные спины

ЗАДАНИЕ:

В красках выразите своё видение города Блока  и дайте ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами

В группах были  люди, которые изобразили, то, что они увидели в стихотворении.Послушаем их. (представляют работы)

Вывод

- Еще раз посмотрите на годы жизни Блока и назовите, каким событиям и переломным моментам в судьбе России был свидетелем А.Блок?

- Как живет человек?

-Что может чувствовать человек, живущий в это время?

 Смог ли А.Блок внести свое в раскрытие образа Петербурга?  Он новатор или продолжает традиции? (социальные мотивы,свой Петербург,предчувствие надвигающихся перемен в обществе,осознание несправедливости.)

Учитель:

Не сложно сделать вывод о том, что чаще Блок пишет не о внешнем облике города, хотя и это есть, но о душе Петербурга

Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”.

Рефлексия.

- Какую цель мы преследовали на уроке? Сколь успешны были наши действия в данном направлении?

О чем мы вспомнили?

У вас было задание составить синквейн.  Давайте послушаем, что у вас получилось. Существтельное

2Прилагательное

3 глагола

Фраза итог

Оцените активность членов своих групп.

Я оцениваю детей.

Домашнее задание

  1. Самостоятельно познакомиться со стихотворением «Ты смотришь в очи ясным зорям», ответить на вопросы в конце стихотворения.стр172.  
  2. Стихотворение «Фабрика» наизусть

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение. Анализ стихотворения А.А.Блока

Анализ стихотворения А. Блока "Снежная баба"....

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Учебно-методический материал для 11класса. Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"

Представленный материал посвящен А.А.Блоку как представителю символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века, а также его "Незнакомке", написанной в Озерках в 1906 го...

А.А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

Презентация содержит краткий материал о биографии А.Блока, задания для самостоятельной работы учащихся по теме....

Анализ стихотворений А. Блока «Фабрика» (1903 г.), «Барка жизни встала...» (1904 г.), «Сытые» (1905 г.)

В данном материале предлагается анализ трех стихотворений А.Блока ("Фабрика", "Барка жизни встала..." и "Сытые"). Материал может быть использован на уроках литературы в 1...

Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")

Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")...