А.Блок. Тема "страшного мира"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Презентация к уроку "Тема "страшного мира" в лирике А.Блока" (стих. "Ночь, улица, фонарь, аптека", "На железной дороге"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_strashnogo_mira.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912 «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».
Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности: "Бессмысленный и тусклый свет" "Все будет так. Исхода нет" Каким настроением проникнуто стихотворение?
Первое слово – ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека , еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.
Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности Какова основная мысль стихотворения?
Композиция этого стихотворения - зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки "ночь, улица, фонарь, аптека..." и "Аптека, улица, фонарь..."все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: "И повторится все как встарь..." и "Умрешь-начнешь опять сначала..." Какова композиция стихотворения?
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная , нескончаемая, безнадежная. Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» - страх, холод, смерть Гипербола: «умрешь - начнешь опять сначала» Какие поэтические приёмы использует поэт?
Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном , Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. «На железной дороге» Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910
Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить... В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания". Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?
Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. Под насыпью, во рву некошенном , Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия? 1 строфа
Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье: В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом... Каким представляете образ героини? Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную..."). 2-3 строфы
А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели": Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... 4-5 строфы
Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. 6 строфа Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.
Она заставляет нас подумать о юности - быстропроходящей, о мечтах - часто несбывшихся... Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... 7 строфа
Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... 8 строфа Единственное восклицательное предложение в стихотворении
Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие. Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно. 9 строфа
Образ неуклонного пути, мчащейся беспощадной судьбы Образ пути, дороги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...
Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....
Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)
Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...
Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.
Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная А...
Методическая разработка блока занятий по карте мира и России
Разработана последовательность занятий по карте мира и России с целью познакомить младших школьников с новыми для них реалиями; определены моменты введения игрового элемента, а также контроля за ходом...
Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")
Тема страшного мира в лирике А. Блока.(анализ стихотворений " Незнакомка"," В ресторане", "Фабрика")...