конспект урока истории 7 класс "Характер славянина"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Интегрированный урок истории и чтения в 7 класс, где были обьеденены две темы: "Восточные славяне" (история) и "Устное народное творчество"(чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakter_slavyanina.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок истории и чтения 7 класс
Тема: Характер славянина.
Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Наши предки – восточные славяне», выделить основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, умение дружить, жизнерадостность через решение проблемных ситуаций, при помощи произведений УНТ.
Развивать умения сравнивать, выделять главное, обобщать.
Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и свою Родину.
Оборудование: Стенд «Русские ремесла». Конверты с пословицами, карточки с основными чертами характера русского человека, иллюстрации, изображающие черты характера.
ПЛАН.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Страну, где родился, как известно не выбирают. Но для того, чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит необходимо знать историю своего Отечества. История России начинается в IX веке. Давным-давно на месте городов и деревень, находились непроходимые леса, топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые люди. Среди них были наши предки. Их называли – славяне. Какими же чертами характера обладали славяне?
Тема сегодняшнего урока «Характер славянина»
На доске тема..
Мы будем говорить о том, какой он – русский человек. Помогут нам в этом произведения устного народного творчества.
- НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1.Черты славянского характера можно увидеть в кратких народных изречениях – пословицах.
Учитель: Прочитайте пословицы:
«Труд кормит, а лень портит».
«Терпение и труд всё перетрут».
Учитель: О чем эти пословицы?
Дети: О труде.
Учитель: Молодцы. А какие пословицы о труде есть у вас, ребята?
Дети читают пословицы из конвертов (приложение)
Учитель: Назовите черту характера, о которой идет речь в
пословицах.
Дети: Трудолюбие. ( Карточка с этим словом прикрепляется к доске)
Учитель: Выберите иллюстрацию, подходящую к этим пословицам. Ученик из разных иллюстраций выбирает одну, изображающую трудящихся людей.
Учитель: Почему ты выбрал именно эту?
Ученик: Наши предки славяне много трудились. Они корчевали леса, пахали землю, ловили в реках рыбу, охотились на диких зверей. Кроме того они владели различными ремеслами: ковали железо, ткали ткани, ткали пряжу, лепили из глины посуду, игрушки, шили одежду, вырезали из дерева посуду. Ребята рассматривают стенд с изображением народных ремесел.
Учитель: Откройте страницу учебника. Найдите и прочитайте пословицы о труде и трудолюбии.
Вывешивает иллюстрацию с веселившимися людьми.
На доске:иллюстрации
Учитель: Что изображено на иллюстрации?
Дети: Славяне, которые празднуют и веселятся.
Учитель: Я подобрала пословицу.
Ученик: Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. Все праздники у славян были связаны со сменой времен года: коляды, масленица, Иван Купала, Осенины. Все праздники сопровождались определенными обрядами: песнями, хороводами, гаданиями, приношением богам богатых даров. Славяне хорошо пели и плясали. Песни и пляски были у них на все случаи жизни. Несмотря на тяжелые условия, славяне умели радоваться жизни.
Учитель: Назовите черту характера, о которой идет речь в выступлении.
Дети: Жизнерадостность.
Учитель: Какие пословицы, отражающие эту черту характера, есть у вас?
Дети читают пословицы из конверта.
Учитель: Да, славяне пели и в радости и в горе. Они говорили: «Где песня льется, там легче живется» А какие народные песни вы знаете?
Дети: Праздничные, хороводные, плясовые, свадебные, плачи, колыбельные.
Учитель: Включает магнитофон. Сейчас мы прослушаем три песни, и вы ответите, какая из этих песен плясовая, колыбельная, хоровая.
Под музыку ведется физкультминутка.
3.Учитель:
На доске пословицы: .
«Берись дружно – не будет грузно»
«Дружба – в делах помощница»
О чем эти пословицы? Как мы назовем черту характера, о которой идет речь в пословицах?
Дети: Помощь, умение дружить, забота о ближнем.
Учитель: Выберите иллюстрацию. Почему выбрали именно её?
Дети: Никогда славянин не оставлял в беде своего брата или соседа. Погорельцу помогали сообща, т.е. всем миром построить дом. Особенно заботились о сиротах и стариках. В неурожайные годы делились друг с другом запасами зерна. Даже ласковое слово считалось у славян помощью.
Учитель: О какой черте характера идет речь в выступлении? Прочитайте пословицы о дружбе и помощи.
Дети читают пословицы о дружбе из учебника.
Учитель: Заботу о ближнем, желание помочь можно увидеть и в произведениях устного народного творчества – сказках. Сейчас ребята составят из разных частей картинки-иллюстрации к сказкам. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
Учитель: Как называются эти сказки? Что их объединяет?
Дети: В этих сказках герои помогают друг другу.
4. Учитель: Осталась последняя иллюстрация. Кто изображен на ней?
Дети: Богатыри. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель: Из каких произведений устного народного творчества мы
узнаем о богатырях?
Дети: Из былин.
Учитель: Почему народ сочинял былины о богатырях?
Дети: Потому что они были смелыми, любили и защищали свою
Родину от врагов.
Учитель: Как называется эта черта характера?
Дети: Патриотизм.
Учитель: Объясните значение этого слова. Найдите и прочитайте пословицы о любви славянина к Родине.
. Прочитайте в учебнике пословицы о Родине.
- ИТОГ УРОКА.
Учитель: А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Расскажите, какими же чертами характера обладал наш предок славянин?
Дети: Славянин был трудолюбив, жизнерадостен, умел дружить, помогал в беде, любил Родину и защищал её от врагов.
Учитель: Сейчас мы разгадаем кроссворд:
- Герой русских былин, совершающий подвиги.
- Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей.
- Примитивное орудие для вспашки земли.
- Праздник, когда провожают зиму и встречают весну.
- Делать что-то сообща всем … .
- Имя одного из трех богатырей.
- Отечество или место где человек родился.
- Люди, одетые в необычную забавную одежду и поющие колядки.
На доске: Слайд № 5.
Учитель: Прочитайте слово, получившееся в выделенном вертикальном столбце.
Дети: Россияне.
Учитель: Дайте толкование этому слову.
Дети: Россияне – это люди, живущие в России.
Учитель: Изучая историю и произведения устного народного творчества, мы должны помнить, что мы потомки славян – россияне. А значит должны знать трудолюбивыми, жизнерадостными, дружелюбными и любить свою Родину.
Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | Ь | ||||||
Х | О | Р | О | В | О | Д | |||||||
С | О | Х | А | ||||||||||
М | А | С | Л | Е | Н | Н | И | Ц | А | ||||
М | И | Р | О | М | |||||||||
И | Л | Ь | Я | ||||||||||
Р | О | Д | И | Н | А | ||||||||
Р | Я | Ж | Е | Н | Ы | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...
План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"
Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк", В результате работы на ...
конспект урока истории+чтения 7 класс"Характер славянина"
Тема: Характер славянина.Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Наши предки – восточные славяне», выделить основные качества характера русского человека: патрио...