Художественный мир А.И. Солженицына (анализ произведений малого жанра «Лиственница», «Молния»).
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с художественным своеобразием «крохоток» А.И. Солженицына.
Развивающие: находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.
Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.
Опережающее домашнее задание
Коллективные задания:
- Прочитать «крохотки» А.И. Солженицына.
- Подумать над вопросом: «Что значит — проявить сочувствие, сердечное соучастие?». Привести примеры из жизни.
Индивидуальные задания:
- Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток»
А.И. Солженицына»
- Интерпретация «крохотки» А.И. Солженицына «Лиственница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://u4eba.net/sbornikidei/hudozhestvennyiy-mir-a-i-solzhenitsyina.html | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
(АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛОГО ЖАНРА «ЛИСТВЕННИЦА», «МОЛНИЯ»).
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с художественным своеобразием «крохоток» А.И. Солженицына.
Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.
Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
Цели для учителя:
- организовать работу по теме урока, используя метод индивидуального и дифференцированного подхода;
- способствовать созданию поисково-творческой атмосферы, творческой, доброжелательной обстановки на уроке.
Задачи:
- обсудить проблему;
- в процессе дискуссии проанализировать выдвинутые аспекты проблемы;
- способствовать формированию активной жизненной позиции; собственной уверенности, созданию образа “Я”.
Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.
Материалы к уроку:
Портрет А.И. Солженицына
Карточки
Опережающее домашнее задание
Коллективные задания:
- Прочитать «крохотки» А.И. Солженицына.
- Подумать над вопросом: «Что значит - проявить сочувствие, сердечное соучастие?». Привести примеры из жизни.
Индивидуальные задания:
- Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток»
А.И. Солженицына»
- Интерпретация «крохотки» А.И. Солженицына «Лиственница»
План урока
- Оргмомент
- Мотивация
- Целеполагание
- Литературоведческий эксперимент
- Проверка индивидуального домашнего задания
- Художественный анализ «крохотки» «Лиственница»
- Проверка индивидуального домашнего задания
- Организация домашнего задания
- Рефлексия
Ход урока
- Оргмомент
- Мотивация
Слово учителя
А.И. Солженицын вошел в литературу со своим глубоко выстраданным жизненным опытом. Автор в своих произведениях рещает вопросы, выходящие за пределы литературного творчества, расширяя литературные задачи до непомерных масштабов, вовлекая в творчество вопросы истории, философии, социологии, политологии, психологии. Поэтому в его эпосе формируются новые жанровые образования и новый творческий метод, который он называет методом художественного исследования. Вот и мы с вами, ребята, попробуем себя в качестве молодых исследователей. Что же мы будем исследовать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к эпиграфу урока.
- Целеполагпние
Работа с эпиграфом к уроку.
В малой форме можно очень много поместить…
можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.
А.И. Солженицын
- Прочитайте высказывание А.И. Солженицына.
- Объясните, как вы их понимаете?
- Удалось ли Александру Исаевичу, на ваш взгляд, «много поместить» в «крохотки»?
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.
- Литературоведческий эксперимент
Работа в группах
- Перед вами карточки с литературоведческими терминами: стихотворение в прозе, лирическая миниатюра, притча.
Карточка №1
Термин | Определение |
Стихотворение в прозе | Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения[1] |
Лирическая миниатюра | Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия[2] |
Притча | Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет[3] |
Задание:
- Соотнесите литературоведческий термин и определение.
- К какому жанру, на ваш взгляд, ближе «крохотки» А.И. Солженицына? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Учитель: А сам автор определил жанр произведений как «крохотки». Они занимают особое место и в творчестве А.И. Солженицына и в русской литературе. В критической литературе им отводится не так уж много места, а между тем они заслуживают того, чтобы их читали, анализировали, интерпретировали, так как обладают удивительным свойством: учат, не поучая.
- Проверка индивидуального домашнего задания
Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток» А.И. Солженицына
Цикл «Крохоток» А. И. Солженицына состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым. Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолётных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом “мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.
Иначе построены миниатюры «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак», которые условно можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога.
Следующая группа «Крохоток» представляет собой что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа. Они отличаются довольно чётко выдержанной трёхчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионистическое описание фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.
Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки.
Заметно выделяются миниатюры, близкие по форме к литературному фельетону. Они отличаются лёгкостью, подвижностью повествования. Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который стремится обратить внимание соотечественников на будоражащие его важные нравственные проблемы.
В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах проявился художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.
А.И. Солженицын в «Крохотках» шёл в том же направлении, но прокладывал свою собственную тропу. Он возродил жанр лирической миниатюры, которая в русской литературе советского периода долгое время была в опале, и, творчески используя опыт Тургенева, Пришвина, Бунина, искусно сочетая беллетристику, элементы публицистики, мемуаристики и документа, придал ей свежий и весьма мобильный характер.[4]
Учитель: К какой группе по тематике и жанрово-стилистическим признакам можно отнести «крохотку» «Лиственница»?
(Ее можно отнести к философским этюдам, так как описательный материал в ней максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога).
- Художественный анализ «крохотки» «Лиственница»
- Выразительное чтение миниатюры А.И. Солженицына «Лиственница».
- Беседа по вопросам:
- Какие чувства рождает эта миниатюра у вас?
- Определите тему «крохотки» А.И. Солженицына (о людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование).
-Охарактеризуйте тему произведения (актуальная (созвучная основным проблемам времени), общественно значимая, внехудожественная, существующая в подтексте, опосредованно).
- В каких словах заключена основная идея произведения? (Ведь – и люди такие есть.)
- Какой смысл вложен в понятие «люди такие есть»
- Объясните смысл названия: почему именно лиственница ассоциируется у автора с такими людьми?
- Каков пафос этого произведения?
- На основе каких примет можно утверждать, что произведение создано художником-реалистом?
- Оцените композиционное решение; что представляет собой заключительная строка?
-Дайте характеристику образа: каков он, на ваш взгляд, аллегоричный или символический? Ответ аргументируйте.
- Какое актуальное и злободневное значение имеет данная «крохотка» для нынешнего поколения?
3. Анализ языка (лексика, синтаксис произведения)
- Определите стиль произведения (художественный – сочетает элементы нормированной и ненормированной речи).
- Приведите примеры ненормированной речи (по соболезности, неподымна).
- Определите лексическое значение слова «по соболезности» (Испытывать или выражать соболезнование).
- Подберите синонимы к этому слову (Соболезновать - сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие).
- Приходилось ли вам, ребята, в жизни проявлять сострадание, болеть сердцем за что-то или кого-то? Расскажите, как это было.
- Найдите в тексте эпитеты; какую смысловую нагрузку они несут?
- Какова роль инверсий?
- Найдите риторические вопросы и восклицания; какова их роль?
- Как средства художественной выразительности помогают в раскрытии основной идеи произведения?
- Проверка индивидуального домашнего задания
Творческая работа ученицы 9А класса Трушляковой Екатерины
«Ведь и люди такие есть». Именно этими словами заканчивает свое произведение А.И. Солженицын.
После первого прочтения сразу и не поймешь – какие «такие люди»? Но, перечитывая, всматриваясь в каждое слово, понимаешь, что речь идет о людях добрых, людях сильных духом, о тех, кто «крепится» все ближе к вечному камню.
Свое повествование о них А.И. Солженицын умещает в небольшую форму – «крохотку», которая по своему содержанию, на мой взгляд, близка к притче. Здесь мы видим глубину и значительность мысли, имеющей отношение не только к частной жизни одного человека, но и к общечеловеческим законам бытия в целом.
Еще один признак, который роднит «крохотку» с притчей является аллегоричность образа. Именно таким по своей сущности представляется образ лиственницы. Автор отожествляет ее с человеком. Но с каким?
Риторически вопросы и лексический повтор («хвойная, хвойная, да») указывают на то, что это обычные, ничем, на первый взгляд, не отличающиеся от других люди, но в них велико стремление нести людям добро. А смешение стилей – высокая и низкая лексика – передают неизведанные возможности человеческой души.
Интересен прием парцелляции, перемежающейся с цезурой – создается эффект паузы, помогающей читателю остановиться и вдуматься в смысл произведения.
Композиция произведения заслуживает особого внимания: последний абзац является своеобразным ответом на риторическое восклицание-вопрос: «Что за диковинное дерево!». Это рамочная композиция делает произведение логически завершенным.
Оценочные эпитеты «осыпается дружно и празднично», «солнечные искры», «шелковистые иголочки» и прилагательные в превосходной степени «наинадежная», восклицательные предложения: «Что за диковинное дерево!» - помогают определить авторскую позицию: уважительное отношение к людям, внешне «колючим», но добрым сердцем, восхищение их крепостью, надежностью.
В данном произведении звучат размышления автора о человеческой сущности и дан ненавязчивый урок общечеловеческих отношений. Ведь, кажется, что стоит проявить участие? И все же как много для этого нужно…
- Организация домашнего задания
- Интерпретировать «крохотку» А.И. Солженицына «Молния»
- Рефлексия
Учитель: составьте синквейн на тему урока.
Синквейн, составленный ученицей 9А класса Гладышевой Марией
- Миниатюра
- Аллегоричные, глубокие
- Интерпретируют, развивают, побуждают
- Философские этюды
- Размышление
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Термин | Определение |
Стихотворение в прозе | Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения[5] |
Лирическая миниатюра | Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия[6] |
Притча | Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет[7] |
Задание:
- Соотнесите литературоведческий термин и определение.
- К какому жанру, на ваш взгляд, ближе «крохотки» А.И. Солженицына? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Карточка №2
А. И. Солженицын «Крохотки» (1996-1999)
ЛИСТВЕННИЦА
Что за диковинное дерево!
Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.
Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.
Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.
Ведь — и люди такие есть.
МОЛНИЯ
Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.
А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня — да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, — ударище грома: шагов двести-триста от дома, не дальше?
Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу — а за что? И от верха, чуть ниже маковки, — прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.
И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая — ещё подержалась денёк, стояла — какою силой? — она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом — и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.
Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет.
[1] http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/
[2] Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. –М.: Олма пресс, 2003
[3] Марина Мещерекова Литература в таблицах и схемах. Теория История Словарь. –М.: Айрис пресс, 2004
[4] http://lit.1september.ru/article.php?ID=199703001
[5] http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/
[6] Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. –М.: Олма пресс, 2003
[7] Марина Мещерекова Литература в таблицах и схемах. Теория История Словарь. –М.: Айрис пресс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"
Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
доклад : «Личностное восприятие учащимися художественных произведений разных жанров».
материал для подготовки к урокам литературы в 5- 11 классах...
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - сниже...
Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...
Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...