Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.
статья по литературе ( класс) на тему
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чтению. Одна из причин этого факта - «неумение читать».
Научиться читать – это научиться извлекать из книги всё пользу, которую она способна дать: максимально поднять коэффициент полезности чтения. Не редки случаи, когда за целый учебный год обучающийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чтению. Одна из причин этого факта - «неумение читать».
Научиться читать – это научиться извлекать из книги всё пользу, которую она способна дать: максимально поднять коэффициент полезности чтения. Не редки случаи, когда за целый учебный год обучающийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой.
Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.
Чтение – самый эффективный инструмент познания. Как всяким инструментом им необходимо уметь пользоваться. Сначала последовательно овладеть элементарной техникой чтения, а затем техникой внимательного чтения, которую необходимо в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на не пустом материале, а на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубины.
Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников. Одним из таких путей является использование технологии рефлексивного чтения. Именно рефлексивное чтение может стать мотивационным инструментом образовательного процесса.
Чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель, необходимы определенные навыки: читать в удобном темпе, не ставить рекордов, а ставить задачу - вдуматься во все смыслы и нюансы текста.
Учитывая, что большое место в школьной программе занимают прозаические произведения и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится, стоит уделить особое внимание эпическим произведениям малых жанров.
Помочь школьникам проникать вглубь произведения – это научить их перечитывать его. Все богатство художественных впечатлений они должны получить от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить авторский замысел, авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал). Это проще сделать при изучении рассказа, где невелик объем текста, и характеры действующих лиц раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении.
Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах. Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В. Астафьева. В шестом классе на рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» обобщаются особенности рассказа, дается определение этому жанру. Следующие рассказы, вошедшие в программу 8 класса («После бала», «Фотография, на которой меня нет») закрепляют знания учащихся о специфике рассказа.
Стоит согласиться, что не все обучающиеся 5-8 классов способны вдумчиво прочитать рассказы «в несколько страниц». Причина этому не столько в низкой скорости чтения, сколько в отсутствии мотивации к чтению, которому необходимо уделить достаточно большое время.
Размер произведения и его жанр, стилистические особенности текста – все влияет на характер первого знакомства с произведением. Чтение произведения – это уже и его толкование. Именно поэтому хороши произведения, малые по объему, но значительные по содержанию, раздумье над которыми помогает самопознанию, самосовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности.
В практике общения с произведениями искусства необходимо выработать требования к выбору эпических произведений малого жанра, на основе которых предполагается развитие интереса к чтению.
Во-первых, выбранное учителем произведение должно быть целым, а не фрагментарным, так как в эстетически совершенном целом обучающийся находит свои пути приобщения к духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.
Во-вторых, предполагается произведение высокого художественного эстетического совершенства русских классиков, способное к формированию самопознания, желанию чтения, с целью найти ответ на вопрос из собственной практики жизненного опыта.
В-третьих, небольшие по объему произведения легко читаются и легко запоминаются учащимися.
В-четвертых, формирование читательских качеств и читательских умений целесообразно формировать на доступном возрасту художественном литературном материале.
В-пятых, произведение должно оставаться диалогом с автором, в котором анализ занимает определенное место, но не является единственной формой общения с произведением искусства.
Современная программа дает возможность не только решить вопрос о характере изучения каждого произведения, входящего в программу, но и обогатить уроки произведениями, которые в нее включены. Урок - средство достижения учебно-воспитательных целей, на материале изучаемых рассказов.
Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение – это его толкование, комментарии учителя или учеников, эвристическая беседа, пересказы самых различных видов, анализ, который может выглядеть как подготовка к самостоятельному исполнению, разные формы игровой деятельности, органически вытекающие из специфики данного произведения – всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.
Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают конкретный прием или сочетание таких приемов.
Обучающимся подросткового возраста еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он должен связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант. Решить такую проблему с наибольшей эффективностью возможно на уроке.
Урок литературы – это шаг в решении проблемы развития интереса к чтению, приобщения ученика к искусству. Если цель литературного образования - становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, то предполагается систематическое чтение художественных произведений. Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов. Основой достижения целей обязан стать урок.
Знакомство с произведениями возможно тремя способами: чтение и изучение на уроке; самостоятельное чтение и обсуждение на уроке; внеклассное чтение.
Программа под ред. В.Я.Коровиной нацеливает на активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования, что неразрывно связано с усилением его самостоятельности от класса к классу. Важна установка на творческое самостоятельное общение обучающихся с произведениями искусства.
Практика внеклассного чтения помогает создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию читательских способностей учащихся.
Обращение к нетрадиционному для методики внеклассному чтению на вступительных занятиях при изучении основных программных произведений - это иллюстрация к рассказу, которое предполагается впоследствии изучать по программе, это обмен впечатлениями о прочитанном, постановка вопросов, волнующих учащихся на их определенном возрастном этапе.
Засчет нетрадиционного внеклассного чтения предоставляется возможным снять психологическую нагрузку перед изучением немалого по объему произведения, осуществить положительный эмоциональный настрой, приобщить к чтению. Информативная перегрузка может быть снята за счет уменьшения доли теоретического материала и выхода на практическое овладение этим материалом.
Таким образом, наиболее полно воплотить задачи развития интереса к чтению можно на уроках литературы, так как урок есть важнейшее условие реализации процесса самопознания в целом. Особая роль принадлежит нетрадиционному внеклассному чтению или нестандартным урокам литературы.
Легкость и непринужденность общения с текстом не возникает непроизвольно – необходима подготовка. И если диалог – это коммуникация, то ученик сначала попадает в предкоммуникативную фазу: эмоциональный настрой, понимание, определенный взгляд на произведение на уроках-заставках.
Урок-заставка – одно из слагаемых этого предварительного этапа подготовки к восприятию программного произведения. Эта форма важна и интересна, ведь нужно не просто заинтересовать ученика, - формируется ожидание встречи с конкретным произведением искусства. Чувство, которое возникает или может возникнуть на этой стартовой площадке – напряженное ожидание, предвосхищение, нацеленность на то, что потом появится перед читателем, что он услышит.
Поэтому, наверное, не идеальный вариант длительный рассказ о писателе, который часто предлагается, обращаясь к творчеству писателя, или обильное фактами и снабженное многими иллюстрациями повествование об истории создания произведения. Всему свое время, а на этом этапе подготовки восприятия целесообразней всего воодушевиться стремлением создать атмосферу ожидания, осознания того, как важна предстоящая встреча.
На уроках-заставках возможны такие формы работы, как беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения).
Прежде всего на уроках-заставках следует обратить внимание на технологию рефлексивного чтения как средства развития интереса к чтению, читательской культуры в целом:
• умение вести диалог;
• умение выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);
• умение выстраивать беседу, придерживаясь главной темы;
• точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;
• терпимо относиться к иному мнению других;
• умение тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее другим;
• быть способным слушать и слышать собеседника; ссылаясь на достоверные источники, доказывать свою правоту.
Одной из технологий рефлексивного чтения является методика Ривина.
Методика Ривина учит читать абзацами. Это мостик к формированию более сложных умений: к чтению страницами, главами и т. п.
Поскольку поток информации неуклонно возрастает, сегодня необходимы иные приемы обучения школьников в новых социальных условиях. Методика Ривина — шаг в этом направлении.
Что значит изучать абзац? Для изучения абзаца сначала выявляют его суть, главную мысль, а затем переходят к усвоению содержания.
Учащийся получает тему-задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на четыре вертикальные части. Первая графа — номер абзаца, вторая — о чем абзац, третья — узловые понятия (идеи, логические связи и т. д. по указанию учителя), четвертая — с кем работал.
Затем учащийся начинает работать с текстом. После такой подготовки учащийся приглашает партнера.
Алгоритм работы при изучении текста по методике Ривина:
1. Получить текст.
2. Ознакомиться с предлагаемым заданием к тексту.
3. Подготовить к работе тетрадь.
4. Проверить, сколько абзацев в изучаемом тексте.
5. Пригласить партнера.
6. Назвать ему тему и указать, какую работу в паре они должны выполнить:
а) сформулировать, о чем абзац, и выполнить указанные действия для усвоения содержания;
б) выполнить указанные действия для его усвоения.
7. Прочитать вслух выделенный абзац или часть текста.
8. Выписать опорные (ключевые) слова и работать над их значением.
9. Сформулировать и обсудить предложение, выражающее суть абзаца. Тот, кто помогает, записывает это предложение в тетрадь во вторую графу тому, кто изучает текст.
10. Работать над усвоением абзаца.
11. Прекратить работу по взаимному согласию.
12. Помогающий партнер вписывает в тетрадь изучающего ученика в третью графу необходимую информацию, а в четвертую свою фамилию.
13. Поблагодарить его.
14. Приступить к работе с текстом партнера.
Варианты методики зависят от текстов, от задач темы, от навыков школьников.
При использовании методики рефлексивного чтения у школьников сначала возникают трудности: трудно и медленно формируются навыки поабзацного чтения. Учителю необходимо действовать терпеливо, не завышать требования в начале работы, постепенно усложнять алгоритм работы. Однако содержание темы, изученной по этой методике, запоминается надолго и прочно. Для изучения по методике Ривина нужно тщательно отбирать тексты.
Чтобы добиться высокого уровня работы, необходимо систематически использовать технологии диалогового взаимодействия и желательно навык общения отрабатывать в постоянной паре.
При работе в парах партнеры практически все время объясняются устно. В классе непривычно шумно. Задача учителя на первых уроках — научиться работать в классе, где одновременно говорит половина присутствующих ребят, т. е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.
На этих же уроках у учащихся иные задачи: необходимо отрегулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал.
Вначале можно предложить учащимся читать друг другу текст вслух: первый читает, второй слушает, потом наоборот — второй читает, первый слушает. После того, как текст прочитан, можно перейти к его анализу и выполнению заданий.
Возможно, что на первых уроках ученики не смогут продолжить работу по изучению текста в парах. Тогда после чтения учитель переводит класс в другой режим работы, например, в диалог «учитель — класс». В этот момент идет « чтение с остановками», беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения). Интересными для обучающихся могут быть игровые задания.
Мысленный эксперимент:
Смоделируйте варианты движения сюжета после кульминации, которые приведут к благоприятному финалу, какими будут поступки героев?
Игра «Разрезанные тексты»:
Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста.
Задания:
Составить из отрывков единый текст.
Определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения).
Найти им соответсвующее место в тексте.
Игра «Справочное бюро»:
Участники игры должны, просмотрев тексты, сообщить слушателям интересующую их информацию.
Они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относиться к чтению.
Примерные вопросы:
Прочитайте текст и скажите, чему он посвящён.
Найдите известные вам факты, события.
Выберете вариант, уточняющий смысл понятия (даётся предложение, к которому приводится несколько пояснений, нужно выбрать правильный).
Найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки.
Выберете из текста 3-4 предложения, передающие основные события.
Приём «Словесное рисование»:
Данный вид работы не вызывает у учащихся страха в получении неудовлетворительной оценки, так как учащиеся выполняют работу с удовольствием, что мотивирует процесс обучения.
Задания:
1.Нарисуйте главных героев прочитанного вами теста.
2. Выберите и нарисуйте главное действие в тексте.
3.Нарисуйте наиболее понравившихся вам героев.
4. Нарисуйте того, кто вам не понравился.
Для диалога учитель выбирает группу вопросов в зависимости от содержания абзаца текста:
- Найдите в тексте слова, с помощью которых…
- Какие слова точно и образно передают…
- Найдите слова, которые помогают…
- Какой художественный эффект достигается использованием…
При изучении текстов после отдельных абзацев учитель может предлагать упражнения, задания для самостоятельного выполнения. Тогда ученик сначала в паре изучает абзац, затем помогает товарищу, после чего работает самостоятельно над упражнениями. Новому партнеру он рассказывает содержание и абзаца, и упражнений. В этом случае происходит чередование парной и индивидуальной работы.
Упражнения на ознакомление.
Определить место вступления в начале (конце) текста с заглавием.
Рассмотреть, имеют ли части произведения названия, нумерацию.
Установить есть ли часть, в которой имеется основная мысль произведения.
Упражнения на узнавание ключевых слов.
Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику.
Опираясь на соответствующие средства, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
Интересен ли вам этот вопрос.
Найдите в первом абзаце формулировку рассматриваемой проблемы. Встречались ли вы с аналогичной проблемой.
Упражнение на определение композиции текста.
Прочтите первое предложение (первый абзац) определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могла предшествовать данному выводу.
Просмотрите текст и скажите, для какого возраста читателей он может представлять интерес.
Просмотрите текст, найдите фрагмент, который представляет для вас особый интерес, объясните почему.
Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в тексте особое внимание.
Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.
Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме… (которые могли бы служить утверждением…)
Укажите в тексте абзацы, в которых содержаться данные о …
Найдите в тексте определения (вывод, формулировку проблемы, слова, обозначающие…) и выпишите их.
Найдите и отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к … (характеризующие…).
Отметьте слова, которые заставили почувствовать…
Упражнения, контролирующие умение работать с текстом.
Зачитайте партнеру вслух из текста факты, которые относятся к теме…
Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису…
Подчеркните в тексте определения (вывод, формулировку проблемы…)
Назовите заглавие абзаца текста, в котором вы нашли главную информацию.
Можно ли переосмыслить …
Озаглавьте каждую отдельно прочитанную часть
Упражнения, контролирующие уровня восприятия текста.
По данным прочитанного текста сделайте рисунок, заполните таблицу...
К прочитанному тексту составьте вопросы для товарища: уточняющие, наводящие, выявляющие глубину понимания, провокационные.
Ответьте на вопросы…
Учителя должны организовать работу учеников в парах таким образом, чтобы, во-первых, обеспечивалось восприятие текста, и, во-вторых, передача изучаемых сведений происходила без искажений авторского замысла. Для решения этих задач ввод рефлексивного чтения на уроке имеет особо важное значение.
Сегодня разработано несколько приемов ввода.
1. Ввод делает учитель.
Ученики садятся в малые группы, получают карточки. Учитель приглашает к себе группу учеников с одинаковыми карточками. Объясняет им первую часть работы. Каждый ученик сам делает необходимые записи. Учитель проверяет. Затем один ученик объясняет этот материал. Все слушают, дополняют, предлагают контрольные вопросы. Когда учитель убедится в том, что все ученики по первой части карточки достаточно хорошо ориентируются в материале и смогут грамотно передать его, он предлагает им продолжить работу на месте самостоятельно.
Пока учитель вводит карточки одним ученикам, другие могут сами начать работу или выполнять общее дополнительное задание.
2. Ввод делают ассистенты.
Учитель готовит ассистентов накануне. Как правило, один ассистент знает одну карточку и вводит ее одному ученику в каждой малой группе. Ассистент объясняет и вписывает образец в тетрадь ученика, отвечает на его вопросы или сам задает контрольные вопросы.
Удобно подготовить ассистентов из одной полной малой группы. Они получают карточки на дом за несколько дней до данного занятия и самостоятельно готовятся к вводу. Учитель проверяет их готовность перед уроком. После того как эти ученики выполнят свои обязанности, они образуют малую группу.
3. Самоввод.
В карточке может быть образец выполнения задания.
Ученик должен ответить на вопросы, научиться объяснять товарищу. Во время этой работы он может задавать вопросы учителю или консультанту, пользоваться справочником, словарем.
Приёмы, методы, формы работы определяются указанными выше задачами через чтение, погружение, размышление, творческую работу. Поэтому объектом изучения является не только текст как таковой, но и упражнения, предполагающие актуализацию вопросов, связанных с заявленной проблемой.
Поэтапные шаги позволяют перенести внимание ученика на то, как он воспринимает прочитанное, как понимает, что чувствует. Каждый этап направлен на обобщение того, что ученик видит, слышит, чувствует, при этом учитель с помощью вопросов управляет процессом рефлексии, переводя ученика из одной сенсорной системы, в другую, развивая его способность делать это самостоятельно и осознавать, как он воспринимает информацию.
Хочется сказать, что научить человека эстетически воспринимать действительность, ценить произведения искусства, привить каждому учащемуся любовь к чтению художественной литературы - эти задачи могут успешно решаться и на уроке при соблюдении вышеуказанных методических условиях.
Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным - об этом всегда должен думать учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.
Рассказ Л.Н.Толстого «Бешеная собака».
(Урок-заставка перед изучением рассказа Л.Андреева «Кусака».)
Цель: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий гуманность, сочувствие, сострадание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)
Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия...
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)
Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....
«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....
Использование театральной педагогики при изучении эпических произведений
Аттестационный материал (обобщение опыта)...
Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...
Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.
Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастер...
Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...