Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.
Задачи:
1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.
3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.
Методические приемы:
1) аналитическая беседа;
2) работа в группах;
3) сопоставление художественных текстов;
4) проблемный вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voipk_i_ro1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОИПК и ПРО
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына.
Анализ рассказа А.И.Солженицына
«Один день Ивана Денисовича ».
Выполнила учитель
русского языка и
литературы МКОУ
«Лебединская» СОШ Богучарского района
Гуляева О.А.
(зональные курсы)
Богучар 2010.
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.
Задачи:
1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.
3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.
Методические приемы:
1) аналитическая беседа;
2) работа в группах;
3) сопоставление художественных текстов;
4) проблемный вопрос.
Ход урока:
Орг. момент:
Здравствуйте ! Откройте тетради и запишите тему урока.
Слово учителя:
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ , написанный в 1959 году , был
задуман еще в лагере в 1950 году .
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
У: Как родился замысел «Одного дня…»?
у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями.
Аналитическая беседа.
У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича .Как он попал в лагерь?
у: Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание .Так Иван Денисович оказался в лагере.
У : Почему день ,описанный в повести ,кажется Шухову
«почти счастливым»?
у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей .Это уже счастье в данных условиях.
У: Какие «счастливые события» происходят с
героем?
у : Ивана Денисовича не посадили в карцер .Он не попался на шмоне ,купил табачку ,не заболел.
У: Почему для рассказа автор выбрал именно
«счастливый день»?
у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?
У: Что помогает герою устоять ,остаться человеком?
у: Он не поддался процессу расчеловечивания ,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.
Он живет в согласии с собой ,не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно ,как на воле ,у себя в колхозе. Работая ,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь .Здравый смысл помогает ему выстоять.
У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?
у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе , кавторанге Буйновском ,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того ,как « процентовку » закрыл ,зависит жизнь бригады .Тюрин и сам жить умеет ,и за других думает.
У: Кто из героев противопоставлен Шухову?
у: Шухову противопоставлены те ,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович .У него меховая шапка ,присланная с воли. Все работают на морозе ,а Цезарь в тепле.
У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?
у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.
У: Действительно ,эти два образа очень похожи .Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева ,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?
Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова ,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.
ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ
Платон Каратаев | Иван Денисович Шухов |
1.крестьянская домовитость | 1.простой человек из крестьянской семьи |
2.простота | 2.честен |
3.спокойствие | 3.порядочен |
4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах | 4.живет по совести |
5.вера в жизнь | 5.окружающие ему доверяют |
6.доброжелательность | 6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество ,т.к.он не теряет человеческого достоинства |
7.мастер на все руки | 7.работает много, добросовестно ;в труде –свобода |
8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства | 8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок) |
9.способен выдержать любое испытание и не сломаться ,не утратить веры в жизнь | 9.ценит непосредственную жизнь |
10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба | 10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу |
11.полное согласие с жизнью , внутренняя свобода | 11.живет в согласии с собой ,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы |
У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:
Почему образ Каратаева близок образу Шухова?
Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.
И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».
Вывод:
В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность .В нем много деталей: бытовых, поведенческих ,психологических , что говорит о мастерстве писателя .
Закончить урок я хочу цитатой ак . Д .Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным ,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима ,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».
2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....
Тема: Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Интегрированный урок литература- история...
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"
Разработка конспекта урока литературы для 11 класса.Тема урока: «Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Конспект открытого урока в ...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"...