Театральный проект "На всех улицах есть особый отпечаток" (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")
проект по литературе
«Горе от ума» А. С. Грибоедова закономерно составляет неотъемлемую принадлежность школьного литературного образования, выступая в качестве образцового произведения в жанре комедии. Это место произведения определяется его неоспоримым художественным совершенством и неизгладимой печатью времени, которая лежит на нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_proekt.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Иваново - Эсинская средняя общеобразовательная школа » Ковровского района Владимирской области.
Театральный проект
«На всех московских есть
особый отпечаток».
(По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
Выполнила
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Бырко Наталья Анатольевна.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ СТР. 2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА СТР. 3.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ стр.4-12.
ПРОЕКТА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ СТР. 13.
Введение.
« Горе от ума» А. С. Грибоедова закономерно составляет неотъемлемую принадлежность школьного литературного образования, выступая в качестве образцового произведения в жанре комедии. Это место произведения определяется его неоспоримым художественным совершенством и неизгладимой печатью времени, которая лежит на нём.
Комедия стала активным фактором литературной, общественной и политической жизни России с середины 20-х годов.
В силу этого и многих других причин « Горе от ума» входит во все школьные программы по литературе, но занимает разное место в зависимости от методических установок и общей концепции литературного образования авторов конкретных программ.
В программе под редакцией А. Г. Кутузова изучение проблематики произведения предполагается сосредоточить на «проблеме ума как центральной проблеме комедии», связанной с образом Чацкого. Обозначены и другие аспекты: идеологические, эстетические, историко-литературные.
В программе, составленной под редакцией Г. И. Беленького, акцент при изучении комедии сделан на « жизненность конфликта и своеобразие его воплощения , переплетение двух сюжетных линий -общественной и личной».
В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой изучение «Горе от ума» основано на определении её Гончаровым как « картины нравов, галереи живых типов и острой сатиры».
Предложенный мною театральный проект, сделает изучение комедии по возможности наиболее универсальным, применимым к работе по любой существующей программе. Сценарий спектакля «На всех московских есть особый отпечаток» служит прекрасным дополнением к основным урокам и создаёт условия для личностного развития учеников, проявления их актёрских способностей.
Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам.
Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах жизни. Использование театрального проекта в учебном процессе даст возможность удовлетворить потребности детей в общении и сотрудничестве, увидеть результат своего труда.
Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями быта и нравов дворянской грибоедовской Москвы.
2.Сформировать у ребят чувство коллективизма, умение общаться и сотрудничать.
3. Реализовать творческий потенциал учащихся.
4. Способствовать формированию гражданских, патриотических качеств личности.
Задачи:
1. Изучить художественную, критическую, научную литературу по данной проблеме.
2. Отобрать и систематизировать информацию, выбрать наиболее эффективный метод для решения проблемы.
3. Внедрить в образовательный процесс театральный метод и проверить его результативность.
Сценарий спектакля.
Комедия в 3-х действиях.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ведущие 1,2.
Чацкий
Фамусов
София- дочь Фамусова.
Полковник Скалозуб
Вигель
Свербеев – современники Грибоедова.
Репетилов
Офросимова Наталья Дмитриевна- московская барыня. Продавец в бисквитной лавке.
Гости на балу.
Действие 1.
Ведущий 1: А.С. Грибоедов написал прекрасную комедию
«Горе от ума» . Но многое в ней осталось не услышанным и не увиденным. Так нередко бывает. Настоящее искусство всегда зовет вернуться к нему, обратиться к его образам вновь, потому что в группе 20 лиц комедии отразились, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, тогдашний ее дух, нравы. Попробуем приблизить к себе прошлую эпоху, оживить изображаемые исторические события: послушаем героев и представим людей , посещавших московские залы и гостиные .
Ведущий 2:
Пред нами уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы,
Ах, братцы!. Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
в моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Комната Софьи в доме Фамусова.
( Входит Фамусов )
София (взволнованно): Позвольте, батюшка, кружится голова.
Изволили вбежать вы так проворно...
Смешалась я.
Фамусов: Вот-вот, занятье для девицы.
Всю ночь читаешь небылицы.
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост и вечные французы.
Оттуда моды к нам и авторы , и музы.
Когда избавит нас творец
От шляпок их! И шпилек! И булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Берём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему-
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам.
Действие 2.
Ведущий 1: Да, прав господин Фамусов. На центральной улице Москвы было множество магазинов, принадлежащих преимущественно французским купцам.
(Появляется Софья)
София: Вот уж по Тверской возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптека, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(Обращается к продавцу в бисквитной лавке)
Добрый день, господин Гоа!
Продавец: Приветствую Вас, Мадемуазель.
У нас большой выбор сладостей.
София: Все выглядит очень аппетитно.
А что ваш чревовещатель?
Продавец: О, в прошлом году он забавлял весельчаков в Париже, а сейчас он здесь, в Москве. А уж если заговорили про Париж, то зайдите в книжную лавку. Книги там дороги, хороших мало, но зато есть Мадам Жанлис и Мадам Севинье, Катехизисы для молодых девушек и назидательные книги Фенелона.
София: А Чацкий говорит, что «эти книги достойны чтения тупого невежества. Он не в своём уме.»
Ведущий 2: Да, в Москве витал заграничный дух. « Ведь с ранних лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!» А кто же это сказал? Да-да, конечно, Чацкий. А вот и он.
Чацкий: Когда ж постранствуешь, воротишься домой
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел. А тот дал промах
Все тот же толк и те ж
Стихи в альбомах
(Подходит к Софье)
София: Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Весёлость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…
Чацкий: Я сам? Не правда ли , смешон?
София: Да! Грозный взгляд, и резкий тон.
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.
Чацкий: Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…
Молчалин, например…
София: Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости…
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он молчанием его обезоружит…
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
(Вбегает Репетилов)
Репетилов: Послушай, Александр, потешь меня хоть мало.
Поедем-ка сейчас в Английский клуб.
.
Чацкий: Вот меры чрезвычайны.
Чтобы взашей прогнать и вас, и ваши тайны.
Репетилов: Напрасно страх тебя берет.
Вслух громко говорим, никто не разберет
Я сам, частенько слушаю, не разжимая губ.
С какими я сведу тебя людьми.
Уж на меня нисколько не похожи.
Сок умной молодежи.
Чацкий: Как их возьмёт задор,
Засудят об делах, что слово- приговор,-
Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто послушал их… беда!
Не то чтоб новизны вводили,- никогда,
Спаси нас боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и … разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке- по уму!
Действие 3.
Ведущий1: У нас теперь не то в предмете
Мы лучше поспешим на бал.
Усеян плошками кругом
блестит великолепный дом,
по цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам ,и модных чудаков.
(Звучит лёгкая музыка, пары танцуют)
Входят Вигель и Свербеев – современники. Грибоедова.
Вигель: Второй раз я в Благородном собрании. Это непередаваемое ощущение. Весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий. Сим дивным зрелищем я поражён и очарован.Но ты знаешь, когда первое удивление прошло, я пристальнее всмотрелся в общество, в коем нахожусь. Сколько прекрасных лиц, важных фигур, бесчисленных нарядов. Но еще более- сколько страшных рож?!.
Свербеев: Слушай, да здесь, сегодня тысячи две народу. А вон смотри между колоннами известная Офросимова Настасья Дмитриевна. Не дай бог попасться ей на глаза.
Офросимова: Свербеев! Поди сюда .Что это ты с собой делаешь? Небось, давно здесь, а у меня еще и не был .Видно таскаешься по трактирам да по кабакам, да где-нибудь еще хуже, оттого и порядочных людей бегаешь! Ты знаешь, я любила твою мать, уважала твоего отца…
Свербеев: Мадам, да я …хотел…
Офросимова: Ну, бог тебя простит. Завтра же ко мне обедать, а теперь давай руку, пойдем ходить! Мне, милый мой, везде дорога!
Ведущий 2: Да, таких в Москве несложно отыскать. Оттуда, из водоворота светской жизни пришла в комедию « Горе от ума» и старуха Хлёстова, и ещё многие другие, кого упоминают в своих разговорах герои пьесы.
(Появляются Фамусов, Чацкий и Скалозуб)
Скалозуб (обращаясь к Чацкому): Мне нравится, при этой смете
Искусно как коснулись вы
Предубеждения Москвы
К любимцам, к гвардии, к гвардейцам,
к гвардионцам..
Чацкий: Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Скалозуб: Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит.
Фамусов: Вот загляденье,
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом герой…
Чацкий: И золотой мешок, и метит в генералы.
Фамусов: Ах, боже мой, он карбонарий!
Чацкий: Где укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,
В родстве, великолепные соорудя палаты.
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты- иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы.
(Показывает на Фамусова)
Вот те, которые дожили до седин…
Вот наши строгие ценители и судьи?
Фамусов: Вкус, батюшка, отменная манера.
На всё свои законы есть.
Возьмите вы от головы до пяток
На всех московских есть особый отпечаток.
Вот, например, у нас уж исстари ведётся,
Что по отцу и сыну честь.
Будь плохонький, да если наберётся
Душ тысячки две родовых - тот и жених.
На нас не подиви - ведь только здесь
Ещё и дорожат дворянством.
Дверь отперта для званых и незваных:
Особенно из иностранных.
Чацкий: Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!
Фамусов: Ученье - вот чума, учёность- вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений .
Чацкий: Вот она – Москва!
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок.
Ведущий 1:. « На всех московских есть особый отпечаток»,- говорит Фамусов, не лишённый наблюдательности и умения дать человеку довольно точную, выразительную, хотя чаще всего однобокую характеристику. Но тут он полностью прав: московских не спутаешь ни с какими другими.
Занавес.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ГРИБОЕДОВ А. С. « ГОРЕ ОТ УМА».
ГОНЧАРОВ И. А. «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ»
КУДРЯШОВА О. Л. «ТЕАТР А.С. ГРИБОЕДОВА» (М., 1983).
А. С. ГРИБОЕДОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ. М. 1980.
СЛАСТЁНИН, В. А. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. М. 2008.
Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий. , 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)
Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у книги"
Наше время — время великих достижений науки, техники, «время замечательных открытий». Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книга — самое могучее и самое ун...
Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"
Данная работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В работе при...
«На днях сегодняшних глубокий отпечаток» Современная комедия в 3-х действиях
Театральный урок для учащихся и их родителей по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»...
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"...
Проектная деятельность в классе «Особый ребенок»
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае учителя, воспитатели и родители помогают детям не только ...
Проектная деятельность в классе "Особый ребенок"
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае учителя, воспитатели и родители помогают детям не только ...