Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"
проект по литературе (7 класс) на тему

Подкорытова Жанна Викторовна

 

Данная  работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.

В  работе приведены статистические данные,  которые позволяют сделать объективный вывод.  Проблема, поднятая в работе, актуальна,  т.к. над ней работают психологи, педагоги; правительство принимает соответствующие меры, но проблема  и сегодня не разрешена. С  каждым годом количество Детских домов увеличивается, растет детская преступность.

Для анализа выбраны  6 произведений разных  авторов. Произведения достаточно известны, но  анализируются по-новому:  каждая деталь является значимой и объединяет все шесть произведений.

Продукт данного проекта – постер: 150 см  на 200 см, который будет размещен на здании гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная работа50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Районный Фестиваль-конкурс ученических проектов

МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района» Новосибирской области

Тема: «Почему не у всех   детей есть  детство?»

Проект

(По произведениям русских писателей).

Выполнили:   

Качаева Алина Дмитриевна

Голомзик Элина Олеговна,

               обучающиеся 7 «Б» класса

Руководитель: Подкорытова Жанна Викторовна,

                          учитель русского языка и литературы

                         

р.п. Линево

2015 год

   

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………. 2 – 6 стр.
  2. Основная часть ………………………………………....7 – 14 стр.
  3. Заключение……………………………………………….15 стр.
  4. Список литературы …………………………………….16 стр.
  5. Приложения…………………………………………….. 17- 21 стр.

Введение

Проблема соблюдения прав, уважения  к человеку и защиты прав человека включает в себя особую заботу о подрастающих поколениях, что крайне  актуально для нашего общества. «Уважай всякого человека, но во сто крат больше уважай ребенка», - писал Л. Н. Толстой. К сожалению, эта истина еще не стала бесспорной для некоторой части взрослого населения.

Анализ фактических данных, характеризующих положение детей в нашем государстве, позволяет выделить несколько категорий детей, которые находятся в особо трудных условиях:

 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 дети из асоциальных семей;

 дети, нарушившие закон;

дети-инвалиды;

дети-беженцы;

дети из семей мигрантов;

дети из семей безработных или вынужденные трудиться;

дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

дети-жертвы экологических катастроф;

безнадзорные, в том числе бездомные дети;

дети-наркоманы и злоупотребляющие алкоголем.[1]

И таких детей немало…

В последние годы обострились проблемы социального сиротства. Среди воспитанников интернатов лишь 5% не имеют родителей, от 95% родители по различным причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родительских прав.

Важнейшим международно-правовым актом в области защиты прав и законных интересов ребенка является Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Суть Конвенции: «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...», становления его как личности.

В Семейном кодексе РФ говорится, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ч.2 ст. 54).

В современных российских средствах массовой информации уделяется все больше внимания теме несчастного детства, над ней работают психологи, педагоги;    правительство принимает соответствующие меры, но все больше становится брошенных и несчастных детей. Некоторые родители просто не задумываются о возможности «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...»[2],  что, безусловно,  доказывает актуальность выбранной темы.

Проблема: Почему не у всех детей есть детство?

Объект исследования:  Детство  как  один из основных социальных и литературных  вопросов.

Предмет исследования: Произведения русских писателей.

Гипотеза: Не у всех детей есть детство.

Целью работы является  анализ художественных произведений о детях, с целью подтверждения или опровержения гипотезы.

В ходе работы по данной теме решались следующие задачи: 

  1. Познакомиться с поднятой проблемой в средствах массовой информации.
  2. Прочитать художественные произведения о детстве.
  3. Провести соцопрос.
  4. Обработать и проанализировать полученные данные.
  5. Проанализировать произведения.
  6. Сделать выводы.
  7. Выпустить постер.

Применены следующие методы исследования:

  1. Метод сопоставительного анализа.
  2. Приём сплошной выборки.
  3. Статистический метод.
  4. Социологический опрос.

Чтобы достичь цели  нашей работы и проверить гипотезу, определим этапы работы.

Механизм реализации проекта

  1. Знакомство с социальной проблемой через средства массовой информации (октябрь)
  2. Чтение художественных  произведений о детях (октябрь - ноябрь)
  3. Анализ произведений и составление обобщающих  таблиц (ноябрь-декабрь)
  4. Проведение социологического опроса (ноябрь).
  5. Анализ статистических данных (декабрь)

  1. Анализ полученных результатов  (ноябрь- декабрь).
  2.  Выводы (январь)
  3. Создание эскиза постера, выбор места его расположения (январь)
  4. Выпуск постера (февраль)
  5. Защита работы на школьной НПК (февраль)

Подробное описание метода: Ведущим методом в исследовательской работе является метод сопоставительного анализа.

Сопоставительный анализ как приём изучения произведений разных жанров  — один из традиционных в литературе. Он логически обусловлен содержательной стороной  самих текстов:  тематикой, проблематикой, конфликтом, идейным смыслом. Именно поэтому он был выбран основным при написании работы.

Сопоставительный анализ  помогает понять мировоззрение авторов, отношения  их к нравственным ценностям, ко всему происходящему в произведении. Важнейшим условием практической пригодности  данного анализа  является его комплексный характер. Данный анализ не может быть проведён без глубокого  знания текстов художественных произведений.

Сопоставление как инструмент анализа, побуждает к активности, приучает видеть различия и сходства. Все таблицы, представленные в  работе, проанализированы данным методом. Это позволило сделать объективные самостоятельные  выводы. Данный анализ учит видеть главное, находить детали, выявлять  различия и сходства. В ходе анализа важно выявить главное и второстепенное.  

Основная часть

Описание работы

В учебнике  литературы для 7-го класса есть раздел, который называется «Я и мое детство». В нем помещены произведения известных писателей и поэтов: И.А Бунина, Л.Н. Толстого, М.И. Цветаевой, А.А. Тарковского, М Горького и других.  Практически все произведения автобиографичные, в каждом рассказывается о детстве. Перечитывая, анализируя на уроках произведения, мы пришли к неутешительному выводу, что детство не у всех бывает счастливое, детство бывает разным. Сильнее всего поразил нас тот факт, что из всех детских судеб, с которыми мы познакомились, более половины  нельзя назвать счастливыми. Дети несчастны, запуганы и одиноки. Разве таким может быть детство?  Почему же так происходит?!  Есть ли ещё в произведениях герои с похожими судьбами?! Какое у них детство?!

Принято считать: мир детства – это прекрасный период в жизни каждого человека.

В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся следующее толкование лексического значения слова «детство» :

ДЕ́ТСТВО, -а, ср. Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте. Счастливое д. Друг детства. Провести д. в деревне. Впасть в д. (от старости потерять рассудок). Д. человечества (перен.).

| прил. детский, -ая, -ое. Д. возраст. Детские годы.

Для того, чтобы понять, каким может быть детство, у всех ли детей оно есть, какие условия нужны, чтобы детство было счастливым, мы прочитали и проанализировали произведения художественной литературы.

Для анализа мы выбрали следующие произведения:  Ф. М. Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке», А.П. Чехов «Ванька», Л. Андреев  «Петька на даче»,  К. Станюкович «Нянька»,   А. Серафимович  « В бурю», В. Распутин « Уроки Французского».

 Герои этих произведений - дети, живущие в разное время, в разных условиях.

Федор Михайлович Достоевский,  «Мальчик у Христа на ёлке». Нельзя остаться равнодушным к судьбе главного героя: шестилетний ребенок в сыром подвале замерзает от холода и хочет кушать. Мотив голода прослеживается до самого конца произведения: «Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его»; «Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму»; «Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – Господи, кабы покушать!»; «...Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь...». Мальчик слишком мал, чтобы понять истинные причины всего происходящего: почему его никто не покормит? Отчего так холодно? Почему мать лежит так неподвижно? Подвал, голод, холод, привыкание к смерти близких приводят к одиночеству героя. Он не может в силу возраста и окружающих обстоятельств сохранять свою детскую непосредственность и отзывчивость. Мальчик был отвергнут всеми: восьмидесятилетняя старушонка в подвале-ночлежке постоянно ворчала на него; его пугала большая собака на лестнице; городовой прошел мимо и отвернулся от мальчика, из богатого дома его выставили; «злой мальчик» треснул его по голове... Его приняли только «там», у Христа. Там он увидел маму, увидел счастливых детей, которые веселились около ёлки, и на них смотрели их умершие матери. Он обрёл покой и счастье, но… не на земле.

Антон Павлович Чехов,  «Ванька». Ванька Жуков — главный герой рассказа,  десятилетний мальчик, у которого нет родителей. Ваньку отправили в город,  в ученье сапожнику Аляхину. Там мальчика плохо кормят, бьют, заставляют нянчиться с младенцем, поэтому Ванька очень мало спит.. Дедушка - это единственный родной человек, который есть у Ваньки. Воспоминания о нём согревают душу ребенка.

 Трогательна сцена, в которой Ванька пишет письмо дедушке. «Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях». Герой принимает молитвенную позу, он стоит на коленях перед скамьёй, его письмо – это молитва, молитва об освобождении от побоев, унижений. Для Ваньки это святое, это связь с прошлым, где была мама, и не было проблем.

Александр Серафимович,  «В бурю».  Герой рассказа Андрейка – мальчик семи лет, переживший смерть отца, матери, холод, побои, жизнь у чужих людей. Единственной радостью Андрейки были разговоры с соседкой, которая могла выслушать, понять. «Бабка Спиридониха была единственный человек, у которого Андрейка чувствовал себя тепло», - пишет автор. Жизнь Андрейки обрывается в бурю, обрывается, наверное, потому, что тонет дедушка, который приютил сироту. Буря убивает и  ребёнка.  И нет на  земле никого, кто бы оплакал его…

Леонид Николаевич Андреев,  «Петька на даче». Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мать вынуждена была отдать Петьку в учение к парикмахеру, где мальчика постоянно ругают и наказывают. Важнейшая деталь в облике Петьки, как символ детского страдания: «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». Но однажды произошло чудо: мать Петьки, кухарка, которую он при редких встречах «просил взять его отсюда», отвезла его на дачу в Царицыно, где жили ее господа.

 В первые дни пребывания на даче новые впечатления «смяли маленькую и робкую душонку» «этого современного дикаря, выхваченного из каменных объятий городских громад». Но через два дня Петька «вступил в полное согласие с природой». Он стал поправляться, ходил на рыбалку, «обзавёлся» другом.   Однако на исходе недели пришло письмо с требованием вернуться в Москву, в парикмахерскую. К тому времени  Петька  про город уже забыл, он нашел «место, куда ему всегда хотелось уйти». Услышав о письме, он,  «закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле». Так он выражал своё горе.
Уже по дороге в город глаза Петьки снова стали «сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Так замкнулся круг, выход из которого невозможен.

Константин Михайлович Станюкович, «Нянька». Герой рассказа – Шурка, добрый мальчик,  у которого есть всё:  мама, папа, дом, игрушки, внимание. Он «барчук», у которого очень часто меняются няньки. Его мама – заботливая женщина, но она не понимает главного – Шурку нужно выслушать, понять, поговорить с ним, помочь понять окружающий мир. Всё это мог делать  Федос Чижик – матрос, которого полюбил маленький барчук. Именно он (Чижик) воспитал мальчика, прожил с ним всю жизнь, помог вырасти настоящим человеком.

Валентин Распутин,  « Уроки Французского».  Рассказчик вспоминает трудное послевоенное детство. Эти годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается  гораздо ярче и острее. Мальчик учится в райцентре, сюда его отправила мама, которая очень хочет,  чтобы её сын выучился. Мальчик тоскует, недоедает, но он старается не огорчать мать. Безрадостно его детство, которое проходит вдали от дома, от родных.

Все  эти произведения  объединены одной темой- темой детства. Для того, чтобы понять, какие  дети являются героями произведений, мы сравниваем их возраст и как к ним обращается автор и окружающие – ( Приложение 1)

Результат наблюдения:  У двух героев нет имени, т.к. то, что с ними произошло – это типичное явление для того времени, которое описано.  Петербург X IX века (« Мальчик у Христа на ёлке») – нищета, бесправие, унижение обездоленных. Деревня послевоенного времени (« Уроки французского») - дети вынуждены были жить без родителей, т.к. школ в деревнях не было, а учиться было нужно. И это осознание необходимости получать образование брало вверх над  голодом и одиночеством.

Суффикс -к-  в именах героев (Ванька, Андрейка, Петька) указывает на то, что эти дети из простых семей, дети, которые не знали ласки мамы, которых никто не называл как-то по –другому, ласково и спокойно.

Привлекает внимание герой К. Станюковича – Шурка. Мальчика называют по-разному! И это потому, что он живёт в богатом доме, у него есть семья, и самое главное - у него, единственного из всех героев, есть будущее (выучился, женился, у него собственные дети).

Вывод: все герои переживают период детства ( по определению), но ни ласка, ни забота многим из них неизвестны.

Возраст героев примерно одинаков: от 6 до 11 лет.  Если все они близки по возрасту, значит, и занятия у них должны быть одинаковые, детские. Так ли это?!  Для сравнения составляем таблицу- (Приложение 2)

Результат наблюдения: Только один  герой- Шурка («Нянька») имеет дом и не терпит никаких невзгод, т.к. у него есть родители, которые о нём заботятся. Другие дети обитают в помещениях, не пригодных для жизни. Во внешности каждого есть детали, которые указывают, как трудно им приходится,  какие невзгоды они переживают. Дети уже живут взрослой жизнью: работают, решают какие-то проблемы.

Вывод: все герои, кроме Шурки, работают, решают взрослые проблемы, выживают.

Но не может такого быть, чтобы у этих детей не было в жизни ничего светлого. Неужели они проживали только «чёрные», безрадостные дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отследили, какие счастливые и несчастные моменты были в жизни героев, как складываются их отношения с окружающими – (Приложение 3 )

Результат наблюдения: Анализ таблицы показывает, что все герои переживают страшные  трагедии. Такие трагедии немыслимо перенести и взрослому человеку. Может показаться, что Шуркина («Нянька») трагедия мала и ничтожна в сравнении с другими. Но бросается в глаза слова: «Мама избила». Самый близкий человек делает больно. Нет взаимопонимания, и уже не нужны игрушки, нет радости от того, что происходит в доме. В данном произведении мальчика любит, понимает и воспитывает «мужлан» - матрос Чижик. Следовательно, для детей важным являются взаимоотношения  с родителями.

Страшна трагедия Петьки (« Петька на даче»).Мальчик перенёс потрясение: он БЫЛ в детстве, он знал теперь, что значит беззаботность, счастье, что значит быть с мамой… И ему ещё тяжелее от того, что он побывал там, на даче, и он был счастлив… Но его вернули в парикмахерскую, и он из весёлого мальчугана  вновь превращается в сморщенного карлика.

Более ужасно открытие по рассказу  «Мальчик у Христа на ёлке»: Парадокс – счастливый момент - смерть. Мальчик замерзает, избавляясь от холода, голода и одиночества. И только теперь, после смерти, он счастлив. Там, у Христа, много таких детей, которые счастливы, что могут быть рядом с мамами. Мамы заботятся о них, играют с ними. Мы понимаем, что Судьба мальчика – не редкость для времен, которые описывает Ф.М. Достоевский.

Вывод:  Все дети в анализируемых произведениях пережили какую-то трагедию, которая изменила их жизнь или лишила жизни. Отношения с окружающими сложные, но самое страшное – непонимание близкого человека. Пережить унижения, избиения от постороннего гораздо легче.

 Сравнительный анализ произведений позволяет нам  сделать вывод, что у героев рассматриваемых произведений, к сожалению, не было детства, ибо детство – это, все-таки, счастливый период в жизни человека.

Мы постарались определить составляющие, при которых детство у ребёнка может быть  : ДОМ   -   МАМА   -     ПАПА   -   ДРУЗЬЯ-            ИГРУШКИ     -   ИГРЫ     -  ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ     -   ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ БЛИЗКИХ.

Получается, что не у всех детей есть детство???

Для того, чтобы проверить правильность выдвинутой нами гипотезы, составляем сводную таблицу, обозначая цветами наличие конкретного  условия для счастливого детства :  

«есть» - желтый;

 «нет» - серый  (Приложение 4)

Цветовая гамма в таблице позволяет сделать следующие выводы: Не может ребёнок иметь счастливое детство, если хоть одно условие нарушено. Для счастья важно иметь не только маму, но и папу. Из шести героев папа есть только у одного. Отношения близких – это тоже немаловажно. Не будет радости ни от вкусной еды, ни от игрушек, если приходится плакать и страдать от того, что тебя не понимает мама (« Нянька»).

 Значит, наша гипотеза верна. Чтобы у детей было детство, нужно чтобы взрослые обеспечили все условия для этого. Если хоть одно составляющее нарушено, то ребёнок будет несчастлив. Мы доказали своё предположение:  Не у всех детей есть детство.

Чтобы проверить актуальность и правильность нашей гипотезы сегодня, мы провели социологический опрос среди учащихся нашей гимназии, учителей, родителей  и детей Коррекционной школы-интерната «Солнышко». Всего опрошено – 259 человек.

Результаты опроса таковы: Что такое детство?

Возраст

Количество опрашиваемых

Ответы

25-56 лет

13

Беззаботная пора, т.к. за всё отвечают взрослые (10), радость от всего (3).  

6-11 лет

67

Дружба (7); радость, счастье (52); игры (8)

12- 17 лет

144

 Когда были маленькими (17); радость, беззаботность и веселье (117); не знаю-3, сладости – 7,

Ответы детей, обучающихся в Школе-интернате:

Возраст

Количество опрашиваемых

Ответы

 7- 15 лет

35

Когда папа и мама рядом, любовь близких (20); мама и бабушка рядом (1),  прекрасная, счастливая пора  (15): учёба, игры, развлечения (1); когда маленький (3); не знаю (2).

Вывод: Ответы на поставленный вопрос практически совпадают. У людей разного возраста одинаковое понимание слова «детство». Но  ответы  21  ребенка из Школы -интерната отличается: «Когда папа и мама, бабушка рядом, любовь близких», - ответили они.  Следовательно, наше утверждение верно: для счастливого детства необходимо, чтобы самые близкие люди были рядом и  любили.

Ответы детей из Школы – интерната объясняются тем, что ребята вынуждены жить и учиться вдали от родителей по состоянию здоровья, а родители забирают их лишь иногда,  на выходные.

Мы решили задать еще один вопрос учащимся: « У вас счастливое детство?»

Учащиеся нашей школы ответили:  

«Да» - (72%)

«Не очень» - (6%)

«Нет» - (5%)

«Не знаю» - (6%)

35 детей из Детского Дома ответили:

«Да» -  (29%)

Нет –  (30%)

Не знаю –  (41%)

Все данные мы оформили в виде диаграммы.

Вывод очевиден: дети, живущие не с родителями,  не могут считать своё детство счастливым.

Еще один факт заставил нас задуматься: в гимназии нет круглых сирот, но 5% детей считают себя несчастными, а 6% - сомневаются, счастливы ли они.

Чтобы понять, верно ли мы определили условия для того, чтобы детство   было счастливым, мы задали ещё один вопрос: Что нужно, чтобы детство было счастливым?

 Ответы были самыми разнообразными:

« Супер-родители,  друзья, забота родных и родителей, игрушки, игры, радость, поездки семьёй, любовь, сладости, телефон, компьютер, развлечения, покупки, мама, еда, сон, понимание, здоровье, ласка,  мотоцикл, любить жизнь»

У ребят из Школы - интерната были следующие ответы:

 Семья, мама рядом, жить дома – 28 человек, игрушки - 4 и трое ответили : « Не знаю».

Проанализировав все данные,  мы убедились, что самыми распространёнными ответами были:  семья, родители, друзья, игрушки, игры, еда, понимание, хорошее отношение близких.  Что в очередной раз  подтверждает наши предположения.

Заключение

Сравнительный анализ произведений позволяет нам  сделать вывод, что у героев рассматриваемых произведений, к сожалению, не было детства, ибо детство – это, все-таки, счастливый период в жизни человека.

Мы  определили  составляющие, при которых детство у ребёнка может быть: ДОМ   -   МАМА   -     ПАПА   -   ДРУЗЬЯ-            ИГРУШКИ     -   ИГРЫ     -  ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ     -   ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ  БЛИЗКИХ.

 Определив наличие или отсутствие данных условий для счастливого детства у героев произведений,  мы  пришли к выводу: не может ребёнок иметь счастливое детство, если хоть одно условие нарушено.

Значит, наша гипотеза верна, а чтобы у детей было детство, нужно чтобы взрослые обеспечили все условия для этого. Если хоть одно составляющее нарушено, то ребёнок будет несчастлив. Мы доказали своё предположение:  Не у всех детей есть детство.

Для проверки актуальности нашей гипотезы мы провели соцопрос.  Обработав полученные ответы, убедились, что составляющие для счастливого детства, которые мы определили при анализе художественных произведений, выведены нами верно. Что и сегодня есть несчастные дети.  Следовательно, гипотеза, подтверждённая анализом произведений, верна и  в повседневной жизни. 

Чтобы еще раз напомнить родителям о том, как нам важна их забота, понимание, общение с ними, мы решили выпустить постер (Приложение 5) , который разместим на одной из стен нашего второго дома – Гимназии.

Еще мы планируем принять участие в поселковом конкурсе социальных проектов и  предложить главе администрации разместить подобные  постеры по территории нашего поселка, а также выступить на ежегодной  родительской конференции.

Список литературы:

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000

2. Достоевский Ф.М.  «Мальчик у Христа на ёлке». М., Детская литература,-  1989

3. Чехов А.П.  «Ванька». М., Детская литература, - 1976

4. Бегак Б. А. «Классики в Стране Детства»: Очерки. - М.: Детская литература,- 1983.

5. Серафимович  А. «В бурю». М., Детская литература, - 1985

6. Андреев  Л. «Петька на даче». М., Детская литература, - 1996

7.  Станюкович  К. «Нянька». М., Детская литература, - 1999

8. Распутин В.  « Уроки французского».М., Роман-газета, - 1989

9.  Овчарова Л. «Справочная книга социального педагога». М., ТЦ «Сфера», - 2002

Приложения:

Приложение 1

Автор

Произведение

Как зовут

Возраст

Ф.М. Достоевский

«Мальчик у Христа на ёлке»

Нет имени

6 лет

А.П. Чехов

«Ванька»

Ванька

10 лет

А. Серафимович

«В бурю»

Андрейка

7 лет

Л. Андреев

«Петька на даче»

Петька

10 лет

К. Станюкович

«Нянька»

Шурка, Шура, Александр Васильевич, барчук.

8 лет

В. Распутин

« Уроки французского»

Нет имени

11лет

Приложение 2

Произведение

Внешность героя

Где живёт

Чем занимается

«Мальчик у Христа на ёлке»

«Одет …в какой-то халатик и дрожал»

Грязный, холодный подвал

Бродит в поисках еды

«Ванька»

«..чёрный кулачок»,

В сенях.

Подмастерье у сапожника Алёхина.

«В бурю»

«…худенькое загорелое личико, и сам он весь был маленький и худенький»

У деда, который его приютил после смерти матери

Ходит в море, помогает ловить рыбу.

«Петька на даче»

«Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика»

Прислуживал в парикмахерской у Осипа Абрамовича.

«Нянька»

«…черноглазый мальчик в красной рубашке с золотым позументом».

В большом уютном доме с родителями.

Играет, гуляет, общается.

« Уроки французского»

«..нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк , а ниже его, на щеке , изгибается жирная кровавая ссадина».

У знакомых матери в райцентре

Учится в школе

Приложение 3

Произведение

Счастливый момент

Несчастье

Отношения с окружающими

«Мальчик у Христа на ёлке»

Ёлка у Христа (смерть)

Смерть матери.

«… как на него закричали и замахали!»

«Ванька»

Письмо деду.

Смерть матери, ежедневные избиения, голод.

« А намедни хозяин колодкой по голове ударил. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой»

«В бурю»

Посещение бабки Спиридонихи, которая кормила его, разговаривала с ним.

Смерть матери, смерть приёмной матери, смерть деда на глазах Андрейки.

«…дед заставлял делать всё наравне с собою», «…беспощадно сёк мальчика просмоленной верёвкой»

«Петька на даче»

Отдых на даче у господ, где служила мать.

Возвращение в парикмахерскую.

«…чаще всего кричали»

«Нянька»

Общение с Чижиком.

Мама секла розгами.

«…матрос привязался  со всей силою своего любящего сердца»; « Ты гадкая, злая… Я тебя не люблю!»(маме)

« Уроки французского»

Общение с учительницей.

Голод («Продукты, привезённые из деревни, исчезали странным образом»)

«Чужие люди, чужие огороды, чужая земля»

        

Приложение 4

Произведение

Дом

Мама

Папа

Друзья

Игрушки

Игры

Еда

Отношение близких

«Мальчик у Христа на ёлке»

«Ванька»

«В бурю»

«Петька на даче»

«Нянька»

« Уроки французского»


[1] «ООО "Правовой центр"» info@laws-center.ru

[2] Конвенция о правах ребенка, - 1989 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

Научно-исследовательский проект "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный .Цель проекта: Проект создан с целью  сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях    для пото...

Сценарий праздника "Есть у всех детей права"

На этом празднике дети узнают о своих правах....

Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".

В работе изложена проблема выявления   плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

Исследовательский проект "Дети Великой войны"

Посепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жзни. Но фотографии до сих пор хранятся в нашем семейном альбоме. Я расскажу о своей бабушке, которая совсем маленькой осталась без...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Театральный проект "На всех улицах есть особый отпечаток" (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

laquo;Горе от ума» А. С. Грибоедова закономерно составляет неотъемлемую принадлежность школьного литературного образования, выступая в качестве образцового произведения в жанре комедии. Это мес...