Проектная деятельность в классе «Особый ребенок»
методическая разработка по естествознанию
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае учителя, воспитатели и родители помогают детям не только при определении темы проекта, но и во всех его этапах подготовки и реализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в классе «Особый ребенок»
Предмет: «Окружающий социальный мир». 5 класс
Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае учителя, воспитатели и родители помогают детям не только при определении темы проекта, но и во всех его этапах подготовки и реализации.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Этот метод становится всё более популярным у учителей-предметников.
Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит несколько проектов для своих учеников, состоящих из небольших выполнимых заданий, учитывающих степень подготовленности учащихся. В проектах обязательно участвуют и родители детей, которые, как показал опыт, с удовольствием занимаются с детьми по выбранной теме, присутствуют на уроках и на защите проектов.
В прошлом году мы подготовили и защитили два проекта: «Космос» и «Военные профессии». Проект «Военные профессии» готовился перед праздником 23 февраля и был посвящен военным профессиям, которые получали в свое время дедушки, дяди, папы, братья наших детей.
В этом году у нас в планах четыре проекта, которые мы хотели подготовить за первое полугодие. Первый проект «Дары осени. Дары леса». Следующие проекты: «Город Троицк» и «Вертеп» (Рождество Христово) и «Керчь – город герой». К защите проекта Вертеп мы готовимся второй год, он интересен только в преддверии праздника Рождества, поэтому, это – долговременный проект.
Почему же в этом году мы выбрали такие проекты, которые по возрасту подходят, разве только, старшей группе детского сада, или ученикам первого класса? Ведь в прошлом мы подготовили и защитили проекты, соразмерные возрасту наших детей. Да, возрасту, но не интеллекту.
И цели, и задачи этих проектов – прошлогодних и нынешних - совершенно разные. Если цели проекта «Космос» были: формирование представлений о космосе, о планетах солнечной системы, о космонавтах, то цели проекта «Дары леса. Дары осени» совершенно другие: Максимальное обогащение представлений детей об осени, о ее дарах, а также развитие творческих способностей учеников.
Задачи проекта «Космос» - воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений, а также воспитание чувства гордости за достижения русских людей, наших соотечественников.
Задачи для родителей: стимулировать также творческую активность и установить партнёрские отношения: родители – учителя.
Задачи же проекта «Дары леса. Дары осени» принципиально иные: укрепить знания детей о фруктах, овощах, грибах, деревьях, кустарниках и т.д. Добавить в эти знания «осенних красок, осеннего колорита».
Работа по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный и индивидуальный подход к развитию детей. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание проектной деятельности доступно возрасту, даёт детям возможность выразить свои эмоции и эмоциональные переживания.
Проект «Космос»
Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
Цель: формирование представлений о Космосе, Солнечной системе, космонавтах.
Задачи:
Для детей:
- Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений
- Систематизация детских представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
- Формирование понятия о себе, как о жителе планеты Земля;
- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
Для родителей:
- Привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя групповые и индивидуальные работы детей;
- Стимулирование творческой активности родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- Способствование установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
Для педагогов
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат:
Дети
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Приобретение опыта взаимодействия с учителем и воспитателем.
Педагоги
- Систематизация опыта работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта:
Предварительная работа:
- Подбор наглядного материала, презентация на тему: Космос, космическое пространство, Солнечная система, космонавты.
- Просмотр иллюстраций по теме “Космос”
- Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету.
- этап
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информация родителей о предстоящей деятельности.
На 1 этапе – рисунки детей при поддержке педагога и родителей на уроках «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Человек».
2 этап
Во втором этапе – более длительном – общая работа детей, родителей и педагога: «Солнечная система» и затем интерактивное использование этой работы. На большом листе ватмана – Солнце и орбиты планет; на гладких камешках – планеты солнечной системы, исполненные ребятами вместе с педагогом, воспитателем и родителями; названия планет. Использование такого набора на уроках позволяет запомнить названия планет, место расположения их в солнечной системе.
3 этап
На третьем этапе – коллективное панно-коллаж - аппликации ракет в космическом пространстве с фотографиями детей, космонавты в скафандрах, также с фотографиями детей, работающих над этим проектом.
И защита этого проекта: урок с участием родителей, педагогов и, возможно, детей другого класса этой параллели. Дети показывают свои знания на модели Солнечной системы, расставляя планеты – (каждую на свою орбиту) и называя ее. Это панно с моделью Солнечной системы может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях посвященных Дню космонавтики. История изучения космонавтики – это неотъемлемая часть процесса воспитания современного поколения.
Информационные ресурсы : Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999
Усманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра», М.Просвещение, 1997
Детская энциклопедия. Академия педагогических наук РСФСР. Москва т.2
Проект к 23 февраля «Военные специальности»
Предмет: «Окружающий социальный мир». 5 класс
Для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)
Актуальность проекта: реализация данного проекта позволит закрепить у детей знания о празднике 23 февраля, позволит дать детям элементарные представления о службе в Армии, о защитниках Отечества, о военной технике.
Цель проекта: социально-нравственное воспитание; формирование уважительного отношения ко взрослым - защитникам Отечества; знакомство детей с людьми героических профессий, со смелостью и отвагой. Воспитывать у мальчиков стремление быть сильнее, ответственнее, желание защищать более слабых; а у девочек – уважение к мальчикам, как к будущим защитникам семьи, своей Родины.
Задачи: познакомить детей с людьми, являющимися защитниками Отечества; с военными специальностями, с современной военной техникой, а также с военной техникой Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения, а также к родным людям – к папам, дедушкам, старшим братьям.
Формы работы: консультации для родителей на тему «Военные профессии в их семье», помощь в поиске информации, в предоставлении фотографий родственников в военной форме; совместное создание выставки детских работ на тему «Военная техника», совместное создание одной большой газеты «Военные профессии»,
Беседы с детьми;
Игровая деятельность;
Творческая деятельность на уроках ИЗО: создание рисунков и аппликаций на военную тему;
Творческая деятельность на уроке Домоводство: выпекание торта для пап и братьев.
Применение ИКТ во всех видах деятельности.
Продуктивная деятельность: рисунки детей при поддержке родителей и педагога на тему «Военная техника», общая газета «Военные профессии»; торт «Салют» для пап, дедушек, братьев.
Первый этап: Выявление первоначальных знаний о военной технике и о военных профессиях. Атрибуты и форма воинов разных профессий
Оповещение родителей о предстоящей деятельности.
На 1 этапе – рисунки детей при поддержке педагога и родителей на уроках «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Человек».
Второй этап: На втором этапе – общая работа детей, родителей, воспитателя и педагога - «Военные профессии»; на большом листе ватмана – фотографии пап, старших братьев, дедушек, каждый из которых представляет какую-нибудь военную профессию. Защита проекта. Небольшие рассказы детей (2-3 предложения – для тех, кто говорит; для неговорящих детей – демонстрация фотографий пап, братьев в военной форме) о своих папах и дедушках, служивших в армии, имеющих военную профессию, показ фотографий родных в военной форме.
Третий этап: Выставка индивидуальных работ на тему «Военная техника»; коллективная газета «Военные профессии»;
Коллективная работа на домоводстве: Торт «Салют» для пап.
Использовались картинки из свободного Интернет-пространства; фотографии из домашних архивов.
Проекты этого года состоят из множества этапов, более мелких, чем в прошлогодних проектах. Например, этапы: экскурсии на природу, сбор природного материала, разучивание и чтение стихов двумя учениками, отгадывание загадок, дидактическая игра: Отгадай и нарисуй (в нашем случае – отгадай и раскрась), слушание небольших сказок, слушание музыкальных произведений, например: «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина и на музыку Григория Пономаренко, а также «Дождик осенний» на стихи Б.Окуджавы и на музыку Исаака Шварца.
Рисование по мокрому акварелью: осенние деревья, деревья у озера, море и т.д. И конечный этап защиты проекта – классный час, ответы по презентации, по вопросам учителя.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь также помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - проектирование, которое помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Это обусловлено тем, что проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.).
Так как возможности учащихся нашей школы не очень велики, создание и защита проектов представляет собой определенные трудности. Творческие проекты – это проекты наиболее простые, не требующие ни научного подхода, ни какой-то особой информативной основы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Они (творческие проекты) наиболее возможны для подготовки и осуществления нашими детьми. Кроме того, речь, конечно, идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных с помощью учителя, воспитателя и родителей.
Источники:
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
- И.С.Сергеева. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...
портфолио класса "Особый ребенок"
Портфолио класса...
Статья "Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в классах "Особый ребенок".
Данная статья содержит материал о проектно-исследовательской деятельности....
Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...
Методическая разработка урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме «Уборка класса», 6 класс "Особый ребенок"
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушен...
Проектная деятельность в классе "Особый ребенок"
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного результата. Но в нашем случае учителя, воспитатели и родители помогают детям не только ...