Конспект урока по письму и развитию речи 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема урока:А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_i_razvitiya_rechi_dlya_8_klassa.docx | 25.85 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.91 МБ |
biografiya_a.p.chehova.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения и развития речи.
Класс: 8 класс.
Тема: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.
Тип урока – комбинированный
Продолжительность – 1 урок (40 минут)
Учитель: Измайлова А.Х.
Аннотация: Урок проводился в компьютерном кабинете с обучающимися класса.
Особенность класса – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова” Лошадиная фамилия”
Коррекционная цель: развитие логического мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
Задачи:
1.Образовательные.
- Продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова” Лошадиная фамилия” и показать особенности чеховского стиля; формирование навыка литературного анализа рассказа, раскрыть понятие юмор.
- Совершенствовать умение анализировать художественный текст.
2. Коррекционные
- Развивать речи через умение задавать вопросы и отвечать на них.
- Продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость.
- Развитие творческих способностей, умения находить материал по теме в Интернете.
3. Воспитательные
- Создание мотивационной среды для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы.
- Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
- Повышение мотивации к изучению чтения.
Оборудование:
· Учебник «Чтение» 8 класс, З.Ф.Малышева;
· Листы бумаги, ручка, карандаш
ИКТ – оборудование:
- проектор;
- компьютеры;
- звуковые колонки; наушники;
- презентация «Антон Павлович Чехов», «Презентация к уроку чтения по творчеству Чехова»;
- программное обеспечение: Windows XP, Office 2003, Microsoft Office Power Point 2003; проигрыватель Windows Media; Internet explorer
- Internet-ресурсы;(http://www.nigma.ru,http://gramota.ru/slovari, www.ayguo.com/audiolist.asp#CHEHOV, http://musicmp3.spb.ru/song/zloumyshlennik )
- аудиозаписи рассказов А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие обучающихся. (слайд 1)
- Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше. А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).
- первая буква в названии третьего дня недели. (с)
- первая буква в названии третьего месяца года (м)
- вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е)
- третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х)
- первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю)
- первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М)
- четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о)
- вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р)
- Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня. (слайд 2) И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».
-Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
- Актуализация знаний обучающихся.
- А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (На сладах ученики читают строчки из произведений Чехова и вспоминают названия рассказов).
(Слайд 3) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)
(Слайд 4) «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась» («Каштанка»)
(Слайд 5) «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» («Ванька»)
- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) (слайд 6)
3. Повторение изученного материала.
- Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя. Ребята представили биографию писателя (гиперссылка) в виде презентации (выступление ученика).
4. Изучение нового материала.
- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране. (слайд 7) ( А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.)
4.1. Словарная работа.
В темах А.П. Чехова есть слово «юмор». (слайд 8) Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас найдите точное определение этого слова, используя Интернет-ресурсы: http://www.nigma.ru, http://gramota.ru/slovari (Ученики зачитывают определение слова «юмор» - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)
4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.
- Сейчас я предлагаю вам, ребята, прослушать аудиозапись рассказа «Лошадиная фамилия». Запомните некоторые несоответствия в этом рассказе и прокомментируйте их (обучающиеся слушают аудиозапись в наушниках). (гиперссылка - смайлик)
- Ребята, понравился вам рассказ? Почему?
(ответы обучающихся)
- Ваше впечатление от услышанного?
(ученики делятся первым впечатлением)
5. Физкультминутка
- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста! (слайд 9)
- Немного отдохнув, продолжим наш урок.
6. Анализ произведения. (слайд 10)
- Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» У нас 2 команды, ученики на 1 и 2 ряда. Суть игры проста – вам нужно вспомнить как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» (смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; смешны способы лечения; смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; смешна своей неожиданностью развязка и т.д.).
- Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.
1) Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия»)
2) Говорящие фамилии (Овсов)
3) Смешные названия станций, деревень (Девкино)
4) Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич)
5) Речь персонажей индивидуальна
- Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?
- Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)
- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)
- Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)
7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала (слайд 11)
- Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного, синего или жёлтого цвета. Красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера.
Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.
Приступайте к выбору (ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов: I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;
II вариант (синий) – выбрать предложения из текста соответствующие иллюстрации на стр. 133;
III вариант (жёлтый) – сочинить мини-рассказ по сюжетной картинке (5-7 предложений), используя «секреты юмора» А.П.Чехова)
8. Подведение итогов урока.
-Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев) Давайте послушаем рассказы, которые написали ваши одноклассники. (Ребята зачитывают свои мини-рассказы). Какие приёмы юмористического жанра они использовали?
-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.
9. Домашнее задание (слайд 12)
- Домашнее задание для ребят 8 класса – научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев. В этом вам поможет аудиозапись, которую вы можете найти на сайте www.ayguo.com/audiolist.asp#CHEHOV
10. Заключительное слово учителя
- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. (слайд 13)
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали вы славно.
Список литературы.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.
Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, классов КРО. УМК / Под ред. Е.Д.Худенко., АНМЦ «Развитие и коррекция», М., 2007
Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993
Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 класс. – С-П., 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002
Список Интернет-ресурсов
www.ayguo.com/audiolist.asp#CHEHOV
http://www.ccssu.crimea.ua/crimea/culture/museums/yalta/chehov/rus/page01.htm -фотоочерк «Дом музей А. П. Чехова» На этом сайте можно увидеть фотографии А. П. Чехова, членов его семьи, друзей.
http://citadel.pioner-samara.ru/distance/l_che_tr.html — Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова
http://gramota.ru/slovari
http://musicmp3.spb.ru/song/zloumyshlennik.html
http://www.moscow-crimea.ru/culture/literature/muzey/chehov/whitedacha.html -музей А. П. Чехова. Сайт культуры и искусства, где можно подробно ознакомиться с жизнью писателя и его семьи в Ялте, увидеть дом, где он жил.
http://public-library.narod.ru/Chekhov.Anton/loshadin.html — на этом сайте собраны почти все работы А. П. Чехова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» В. ГЮГО
« Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником »
. « Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась»
« Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»
. Проверка домашнего задания Антон Павлович Чехов 8 класс https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/06/09/chehov.zip
Тема урока: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ
8 кл. - А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Словарная работа «юмор» - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, и т. п., способные вызвать эти эмоции » ЮМОР http://www.nigma.ru , http:// gramota.ru/slovari
физкультминутка https://yandex.ru/video/preview?text= физкультминутки%20анимация%20скачать%20бесплатно& path=wizard&parent-reqid=1603471334451621-118116586716322646200275-prestable-app-host-sas-web-yp-7&wiz_type=vital&filmId=13824656452524326299
8 кл. - А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Секреты юмористического жанра: 1) Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия») 2) Говорящие фамилии ( Овсов ) 3) Смешные названия станций, деревень ( Девкино) 4) Мало действующих лиц ( Булдеев и Иван Евсеевич ) 5) Речь персонажей индивидуальна
8 кл. - А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Самостоятельная работа
8 кл. - А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Домашнее задание Ч итать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев. Ссылка на сайт www.ayguo.com/audiolist.asp#CHEHOV
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов ( 1860- 1904)
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге.
Мать - Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) Отец- Павел Егорович Чехов (1825—1898)
Лавка Чеховых в Таганроге
Семья Чеховых
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию.
В здании бывшей мужской гимназии открыт музей памяти писателя.
Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, писал юмористические рассказы, сценки.
В 1879 г. Чехов закончил гимназию.
В 1879 г. переехал в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета.
Свидетельство на звание врача, выданное А. П. Чехову Московским университетом в 1884 г.
Работал уездным врачом в Воскресенске в Чикинской больнице. Затем в Звенигороде заведовал больницей.
С 1880 г. печатает рассказы, фельетоны, юморески в юмористических журналах и еженедельниках «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.
Псевдонимы: Антоша Чехонте, Балдастов, Брат моего брата, Антонсон, Человек без селезенки…
Заканчивая университет, он уже был автором многих великолепных произведений:
«Хамелеон»,
« Толстый и тонкий»,
«Хирургия»,
«Жалобная книга»,
«Лошадиная фамилия»
Внешний комизм и весёлость сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения.
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем.
В типографии А.С. Суворина
Произошел перелом в художественном творчестве. Перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов.
А.П. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889).
В сборник вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома»,
«Ванька»,
«Мальчики»
Чехов любил животных. Свои произведения о животных он адресовал детям.
«Каштанка» (1892)
«Белолобый» (1895)
В 1890 году писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу.
На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек.
История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин».
С 1890 по 1892 г. по возвращении в Москву Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.
Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата №6».
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой.
В доме-музее писателя
Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей.
Открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В мелиховский период (1992 — 1998 гг.) было написано 42 произведения.
Созданы «Палата № 6», «Человек в футляре»,
«Ионыч», «Крыжовник».
В 1898 году Чехов переехал в Ялту.
В доме у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. И. Левитан.
А.П. Чехов и М. Горький в Ялте (1901)
А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Гаспре (1901)
В 1904 г. написана пьеса «Вишневый сад».
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер.
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.
А.П. Чехов в 1904 году
Здесь 2 июня (15 июня) 1904 года А.П. Чехов скончался.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
При подготовке урока учитель использовал следующие Интернет-ресурсы: 1. Википедия. Чехов, Антон Павлович. – www.wikipedia/org/ru 2. Биография Чехова. – litra.ru 3 . Рассказы Чехова о детях . – anti-school.ru > sochineniya/chexov-ap/odetah
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"
Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...
Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)
Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".
Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...
Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса
Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...