Урок литературы в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Первушкина Диана Александровна
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание". Урок проводится в рамках технологии развития критического мышления с использованием таких приёмов, как кластер, синквейн, эссе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красота – любовь, озаренная вечным светом»

(урок литературы в 8 классе по рассказу В.Вересаева «Состязание»).

Цель урока: подвести учащихся к тому, что красота – это любовь, озаренная

                 любовью;

         развивать творческое воображение и читательскую

                 наблюдательность школьников, умение оценивать

                 художественное произведение и предвидеть возможный финал

                 рассказа, умение выделять наиболее важные смысловые части

                 произведения и понимать авторский замысел.

ХОД УРОКА.

1.Составление кластера.

 - Что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом? Что мы слышим, что мы чувствуем, что мы видим,  когда произносим слово «красота»?

                                                

                                                                                        

                        

                                        

                                                                                        

                                                                        

2.Беседа.

 - Почему люди обожествляют красоту?

  • Красота – сила, способная спасти мир, погрязший в крови, грязи…
  • Красота имеет власть над чувствами человека.
  • Красота всегда притягивает взгляд.
  • Красота освещает нашу жизнь.
  • Красота вдохновляет на творчество.
  • Красота облагораживает человека.

 - А с чем люди ассоциируют красоту? О какой красоте чаще всего говорят?

О женской. Женская красота воспевалась поэтами, музыкантами, художниками. Их творения ласкают наш слух, взгляд, душу.

 - Именно поэтому люди города из рассказа Вересаева «Состязание» приняли решение: назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины. Как вы думаете, для чего нужна была жителям города такая картина?

Эта картина будет водружена на площади Красоты, чтобы каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

 - Кто решил выступить на состязании?

  • На весь мир прославленный художник, гордость города Дважды Венчанный.
  • И его ученик, очень талантливый молодой художник Единорог.

 - Почему в душе Дважды Венчанный чувствовал некоторый страх?

                                Он знал силу молодого Единорога.

 - Что ожидает художника, если его картина окажется достойной украсить собой лучшую площадь великого города?

Щедрая, царская награда – лавровый венок и имя – Трижды Венчанный.

 - Дважды Венчанный отправился в далекий путь. Зачем?

Искать деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту.

 - А в кого может быть вложена высшая красота, способная повергнуть перед собой мир?Высшая красота должна быть в кого-то вложена: в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку или в тихую дочь виноградаря.

 - Как долго продолжал свой путь Дважды Венчанный?

Шел месяц за месяцем. Дважды Венчанный все странствовал.

 - И что же? Он так и не встретил ни одной красавицы?

Встречал, но всегда колебался, думал: та ли это красота? Ведь настоящая красота как светляк. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветился светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: «Это он».

 - Удалось ли Дважды Венчанному встретить такую женщину, когда можно было сказать: «Это она!»

Да. Однажды, в месяц фиалок, рано утром, когда над морем занималасьзеленовато-золотистая заря, с предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И душа художника сразу, без колебаний воскликнула: «Это она!»

 - Итак, Дважды Венчанный нашел деву, в которую природа вложила высшую красоту. А как же Единорог?

Единорог уже давно нашел ее – это его возлюбленная Зорька.

 - А теперь обратимся к тексту, чтобы узнать итог состязания.

3.Чтение с остановками.

А) Читаем III главу до слов: «Полотно скользнуло вниз».

 - Давайте поразмышляем, как, по-вашему, люди города воспримут картину Дважды Венчанного?

                                Ответы учащихся.

Б) Чтение текста до слов: «…нездешняя печаль».

  • «стало тихо»;
  • «не могли глаза оторвать от созерцания»;
  • «а когда отрывались… все вокруг казалось темным и смутным»;
  • «молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль».

 - Какое воздействие оказала картина на людей? Что они почувствовали?

                                Ответы учащихся.

В) Чтение текста до конца главы.

  • «больно ущемила тоска по красоте сердце, и страшно стало…»;
  • «над толпой пронесся вздох священной, великой тоски».

 - Как, по-вашему, люди встретили картину Единорога?

                                Ответы учащихся.

Г) Чтение текста до слов: «Побить камнями!»

  • «ропот недоумения и негодования»;
  • «Побить камнями!»

 - Как вы думаете, это была окончательная оценка?

                                Ответы учащихся.

Д) Чтение следующей части, последней.

 - «Люди смотрели на Зорьку, и Зорька смотрела на них». Что же они увидели в Зорьке?

  • «так прелестна»;
  • «глаз не могу оторвать».

 - Что привлекло в Зорьке людей?

  • «чуть заметная счастливая улыбка»;
  • «стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем»;
  • «устремилась вперед в радостном неодолимом порыве»;
  • «вся светилась изнутри».

 - Что преобразило Зорьку?

Любовь. «…само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую…»

 - Какое воздействие оказала картина на людей?

                                Вспомнились каждому лучшие минуты его любви.

                                «Прояснилось лицо, улыбнулся…»

 - Кто стал победителем? Чья картина будет украшать площадь Красоты? Как ему удалось это сделать?

Единорог стал Трижды Венчанным, потому что он любил и был любим, он был счастлив.

 - А теперь сделаем выводы, обобщим наши впечатления, знания.

4.Творческая работа, написание синквейна.

 - Работаем по вариантам. I вариант пишет синквейн о Фиалковенчанной, II вариант – о Зорьке.

Фиалковенчанная,

Божественная, спокойная,

Ослепляла, ущемляла, устрашала.

Вызывала молитвенное склонение, печаль.

Дева.

Зорька,

Прелестная, счастливая,

Любила, светилась, озаряла.

Раскрыла вечную, покоряющую красоту.

Любовь.

5.Обобщение.

 - Что же делает красоту красотой?

Любовь. Чудесный свет, преображающий всякую без исключения женщину в красоту небывалую. Любовь, озаренная чудесным светом.

 - Напишем еще одну работу, обобщающую наш урок. Назовем ее – Красота.

Красота,

Необыкновенная, вечная,

Манит, окрыляет, возрождает.

Верю: красота спасет мир.

Любовь.

 - Выпишите цитату, которая вам понравилась и объясните ее, дайте свое толкование.

 - Выразите свое отношение к нашему уроку:

«Я сегодня…»

6.Задание на дом: написать сочинение-эссе: «Что есть красота?» или «Красота – это…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...