Урок литературы в 8 классе по рассказу Рея Бредбери "Улыбка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Первушкина Диана Александровна
Урок внеклассного чтения в 8 классе порассказу Рея Бредбери "Улыбка". На уроке используются приемы технологииразвития критического мышления: кластер, снквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Тревога + …

(по рассказу Рея Бредбери «Улыбка»)

Цель: формирование умения анализировать систему образов, умения выделять наиболее важные         смысловые части         произведения, умения анализировать эпизод  и понимать авторский замысел;  развивать творческое воображение и читательскую         наблюдательность школьников.

  1. Слово учителя.

 - Сегодня мы с вами работаем с рассказом Рея Бредбери «Улыбка» Текст рассказа вами уже прочитан, а сейчас послушайте сообщение об авторе.

Рассказ ученицы о Рее Бредбери.

Прославленный не по программе

И вечный вне школ и систем,

Ничьими не сделан руками

И нам не навязан никем.

        Эти строки Бориса Пастернака можно смело отнести к Рею Бредбери.

        Рей Бредбери (родился 22 августа 1920 года) – современный американский писатель-фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда.  Возникают картины опустошённой земли, высохших водоёмов, одиночества тех, кто случайно остался в живых.

        Рей Бредбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы.

                                Наиболее известны его произведения:

«Марсианские хроники»,

«45 градусов по Фаренгейту»,

«Вино из одуванчиков»,

«Земляничное окошко»,

«Кладбище лунатиков» и другие.

          - Бредбери и сейчас один из самых читаемых писателей-фантастов. Своим творчеством он символизирует идеалы добра и гуманизма. «Пусть добро идёт по кругу! Оно сильнее зла!» - как бы говорят нам его произведения. В одном из интервью Рей Бредбери сказал: «В то  самый момент, когда ты собираешься сделать зло. Сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую нить».

2.Выяснение первоначального впечатления.

 - Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

 - Вспомните, какое чувство возникло у вас при чтении рассказа?

                                Тревога…

 - А чем веет от конца рассказа?

                                Надеждой, верой…

3.Тема урока.

 - Запишем тему урока:

 «Тревога +   …   =   ? (по рассказу Р.Бредбери «Улыбка»)

      - Тревога + вера…  Что же получится, к чему это приведёт? О чём заставляет нас задуматься Р.Бредбери? К чему нас ведёт писатель? На эти вопросы нам придётся ответить.

    4.Аналитическая работа по тексту.

         - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? А кто его окружает? Запишем в тетрадях в виде кластера.

                                                

                                                                                        

                        

                                        

                                                                                        

                                                                        

 - Мне кажется,  в рассказе есть ещё одно действующее лицо. Как вы думаете, кого я имею в виду?

 - Конечно, улыбку. Улыбка – главное действующее лицо. Это символ добра, любви, души, потому что в улыбке мальчик увидел красоту: «Она красивая».

 - Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди?

Их объединяет усталость, недовольство жизнью. Но самое главное – ненависть кПрошлому. (Появляется один образ – Прошлое).

 - Почему люди в очереди ненавидят всё, что связано с цивилизацией?

Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.

Работа со словарём.

Ученица из словаря Ожегова даёт определение слова «цивилизация»:

Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

 - Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят его повторения?

  • Цивилизация для них – разрушение.
  • Они не хотят её повторения, потому что она их разрушила их жизнь.

 - А что они ненавидят?

Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, всё, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.

 - Оформим всё это в виде схемы:

    ПРОШЛОЕ

             

«орава идиотов»

             

«сплошная катавасия»

             

       упадок

 - А каково же настоящее? А будущее?

 - Из рассказа мы очень мало знаем о людях предыдущей эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии».

Работа с текстом.

 - Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе?

  • «…разбитые здания»
  • «груда развалин, дороги от бомбёжек – словно пила… поля по ночам светятся, словно радиоактивные»
  • «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий»
  • «разбитое здание фермы».

 - Герои рассказ не хотят повторения цивилизации. Что они для этого делают?

Они разрушают всё, что в их сознании является своеобразными символами цивилизации – новые, исправные или действующие предметы.

 - Да, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.

- Что именно разрушают люди из очереди?

Завод, выпускающий самолёты                Книги

Автомобили                                         живопись

Типография                                                 

                                                                                                      

То, что относится                                         то, что относится

к духовной культуре                                к  материальной культуре

 - Продолжим нашу схему:

ПРОШЛОЕ                        НАСТОЯЩЕЕ

                                                2061

                                                                                                                                                 

                                  Разрушение

 - Каким  смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди?

  • «Праздники» людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством.
  • «Тут всё в ненависти,  ненависти ко всему, что связано с Прошлым».

Работа с эпизодом.

 - Обратимся к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках и посмотрим, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества».

 - Чем для них ознаменован праздник науки?

                        Уничтожением последнего автомобиля.

 - Что они считают удачей?

  • Возможность разбить переднее стекло,
  • Взорвать типографию.

  -  Начало и коней фразы не соответствуют друг другу, отсюда абсурдность высказываний. А как бы вы продолжили эти фразы?

 

Праздник науки ознаменован…

Считать удачей…

 - Чтобы доказать абсурдность этих высказываний, давайте вспомним общеупотребительное значение слова «праздник» и наши ассоциации, связанные с праздником.

Оформим схему:

ПРАЗДНИК                                                  ПРАЗДНИК

ЛЮДЕЙ БУДУЩЕГО

                                                                              

Сжигать книги                                         записываем наши ассоциации

Разбивать машины

Громить заводы

Взрывать типографию

Уничтожать картину

 - Наши представления противоположны их представлениям о празднике. У них искажённые ценности, искажённый взгляд на мир.

 - А как автор называет представителей этого общества?

                                «Новые троглодиты».

 - Продолжим схему:

   НАСТОЯЩЕЕ

             

 «новые троглодиты»

 - Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь?

  • Большинство ненавидят цивилизацию, стремятся к полному её разрушению.
  • Один человек из очереди высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не всё, конечно, но были в ней свои хорошие стороны…»

 - Как автор говорит об этом человеке?

  • «Человек с душой»
  • Человек, у которого душа лежит к красивому».

 - Значит, есть у этих людей будущее. Продолжим нашу схему:

   ПРОШЛОЕ                НАСТОЯЩЕЕ                БУДУЩЕЕ

                                                                                                                                                                «башковитый человек, у которого  

                                                        душа лежит к красивому»

 - За чем выстроилась очередь?

Посмотреть на картину. Им разрешено на неё плюнуть, но нельзя кидать камнями. Всем хотелось поиздеваться над ней.        

 - А мы, когда видим картину, то что нам хочется делать? Недавно мы с вами посетили выставку художника Платунова, для чего?

                        Посмотреть, полюбоваться, насладиться, запомнить…

 - Правильно, для нас обычная ценность – сохранить красоту. А у них, как мы уже отметили, искаженные ценности.

 - А о какой картине идет речь?

 

Рассказ ученицы о картине «Мона Лиза».

          

«Мона Лиза» (второе название картины – «Джоконда») написана величайшим художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи более пяти веков назад, в 1503 году.

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображённой дамы. «Мону Лизу» копировали чаще других картин. Эта красота, к которой стремится изболевшая душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины… Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами, как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна – матерью Марии, и всё это было для неё  не более чем звуком лиры или флейты.

 - Солнечным июньским днём 1974 года в Москву, в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, из далёкого парижского Лувра – сокровищницы мировых шедевров – привезли портрет Моны Лизы. В зал, где находилась картина, люди шли непрерывным потоком – с утра до вечера. Они шли, чтобы встретиться с чудом.

   Свои впечатления от картины «Мона Лиза» поэт Марк Лисянский отразил в стихотворении « Улыбка Джоконды».

   Ученица читает стихотворение.

                Летел в её улыбку камень,

                Вонзали нож по рукоять.

                Посмотрит чёрными зрачками –

                И улыбается опять.

                Из Лувра выкрали. И даже

                На Пикассо упала тень,

                Но вновь она на вернисаже

                Улыбкою встречает день.

                Смеялись флейты,

                Пели скрипки

                На всех сеансах год подряд,

                Чтоб вызвать этот миг улыбки,         

                Непостижимый этот взгляд.

                Умолкло всё,

                Всё притаилось

                На всех ветвях, на всех кустах,

                Когда улыбка появилась

                У Моны Лизы на устах.

                Постичь до дна улыбку надо,                 

                Чтоб увидать её в венце

                Измученного Леонардо

                С улыбкой на худом лице.

                Левша, он сам сработал раму,

                Сам врезал в раму вензеля.

                С тех пор улыбкой этой самой

                Интересуется земля.

                Джоконда властно и коварно

                Сквозь линзы стекол четырех

                Глядит с улыбкой лучезарной                 

                Равно на умниц и дурех.

                Смеется флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто  с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

Анализ эпизода.

 - Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину?

                        Потрясение.

 - Какие чувства переполняли его в тот момент?

«Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».

 - Есть ли в тексте что-то, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участие в надругательстве над картиной?

Работа в группах.

                I группа

доказывает неожиданность поступка Тома

  • Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в город и стоит в очереди для того, чтобы принять участие в «празднике». (И это не первый «праздник» в его жизни).

  • Вспоминая происходящее на предыдущих «праздниках», наиболее удачливых разрушителей он называет «счастливчики».

  • Том с готовностью  

подтверждает предположение Григсби о том, что сумеет плюнуть  в самую точку.

Всё это готовит нас к тому, что Том поступит как все и как всегда.

 - Обратимся к сцене уничтожения картины. Чтение эпизода.

II группа

находит в тексте мотивацию отказа Тома плюнуть в картину

  • Том трижды пытался завязать беседу о портрете, каждую фразу начиная со слова «говорят»:

 

1)«говорят, она улыбается»;

2)«говорят, она сделана из краски и холста»;

3)«говорят, ей четыреста лет».

  • Том наделен воображением, он словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками».

  • В кульминационный момент в душе Тома звучит музыка: «В ушах будто звучала музыка»

 - Чем поведение Тома отличается от поведения толпы?

 - Подберите слово, которое наиболее ёмко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Рея Бредбери «Улыбка» по отношению к картине?

Вандализм. Варварство.

 Ученица читает толкование этих слов по словарю Ожегова.

 - Приходилось ли вам сталкиваться с подобного рода разрушительными действиями к памятникам культуры? Почему это происходит?

Это совершают люди грубые, невежественные, жестокие, не умеющие ценить культуру, историю своего народа.

 - Как отличие Тома то толпы подтверждается в деталях пейзажа и портрета?

                

I группа

 - Какие цветовые гаммы используются в рассказе?

 2 цветовые гаммы:

1) в первой преобладают

 серые тона (описание мира,

где разворачивается действие);

2)связана с Томом – там яркие краски: «Мальчишка притоптывал на месте и дул на свои красные руки?»

Цвет также передаётся через образ: «Том увидел маленький жаркий костёр».

Цвет – через ощущение: «Тррахх! – Том и впрям словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками».

                

                   Том

  • Яркие краски

  • Тишина

        

II группа

 - Приведите примеры антитезы.

Громкие звуки реального мира противопоставляются тишине мира внутреннего.

«Мальчишка стоял за двумя мужчинами…»

«Том и ахнуть не успел…»

«Один Том стоял притихший…»

«Кругом царила тишина...»

«Тихо повторял про себя снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…»

                Толпа

  • Серые тона

  • Резкие громкие звуки

 - Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдёт ли он на следующий «праздник»?

Оформим наши выводы в форме синквэйна.

 (Ученики пишут в тетрадях. Учитель на доске с обратной стороны. Затем все зачитывают свои работы).

                                Том

Любознательный, смелый

Видит, слышит, чувствует.

Том спас чудесную улыбку.

     «Человек с душой».

 - Значит, Том – человек будущего. А почему Бредбери именно мальчика выбирает для человека будущего? Что его изменило?

                                

Улыбка.

Пишем следующий синквэйн.

                                Улыбка

                Ласковая, добрая

                Притягивает, согревает, спасает.

                Улыбка – символ бессмертной души.

                                Красота.

 - Обратимся к последним строкам рассказа: «Мир спал…».

(Текст читает учитель под сопровождение «Лунной сонаты»).

 - Что слышим в последних строках рассказа? Есть ли надежда, что мир возродится?  

                                Ответы учащихся.

 - Есть надежда, что мир изменится, если в этом мире есть человек, способный сохранить душу. Том способен видеть, чувствовать, ценить красоту. И хочется верить, что красота всё-таки спасёт мир и приведет его  к возрождению.

 - А теперь запишем результат в тему урока:

 «Тревога+ надежда=возрождение».

Задание на дом:

написать творческую работу: «Моё слово людям будущего» или

«Письмо Тому».

Доска

Тревога + Надежда = Возрождение

(по рассказу Р.Бредбери «Улыбка»)

ПРОШЛОЕ                        НАСТОЯЩЕЕ                        БУДУЩЕЕ

                                                

«Орава идиотов»                «Новые троглодиты»                «Башковитый человек,

у которого душа лежит

к красивому»

                

«сплошная                             праздники                                 

катавасия»                               ненивисти    

        

                                                                                ?

«Упадок»                              разруха                                возрождение

(вопрос открытый, подумать и написать в сочинении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...