"Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"
методическая разработка
Обобщение опыта по теме "Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseloe.docx | 810.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ»
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире интерес учащихся к изучению русского языка и литературы снижается. Это связано с тем, что традиционные методы обучения становятся менее эффективными и не могут удержать внимание учеников. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к обучению, которые могли бы повысить мотивацию учащихся и сделать процесс изучения более увлекательным и интересным.
Практическая значимость данной темы заключается в возможности применения полученных знаний и навыков на практике. Использование нестандартных форм заданий позволяет учителю разнообразить учебный процесс, сделать его более интерактивным и привлекательным для учеников. Такие задания помогают развивать творческие способности учащихся, улучшают их коммуникативные навыки и способствуют формированию критического мышления. Кроме того, нестандартные задания создают комфортную обстановку для обучения.
Ведущая педагогическая идея: учебный процесс должен быть интересным и увлекательным. Нестандартные формы занимательных заданий – это эффективный инструмент, который повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета.
Теоретическая база опыта:
Чтобы правильно использовать современные технические и информационные средства, важно понять, что такое интерес учащихся, как его пробудить и не дать со временем угаснуть, как сделать учение привлекательным.
Только во второй половине ХХ века была разработана целостная теория познавательного интереса. Огромный вклад в её разработку внесла ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина.
В своей работе «Проблема познавательного интереса в педагогике» Г. И. Щукина пишет: «Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Бесспорно то, что наука сама по себе увлекательна, но только для того, кто углубился в неё, кто овладел её методом, а не для того, кто «лишь стоит в её преддверии». По отношении к нему нужно искать дополнительные средства в виде занимательности, которая побуждает мысль работать. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, взаимодействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания. Чувство удивления вызывают следующие элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Эти особенности являются сильнейшими побудителями познавательного интереса. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и как средство популяризации научных знаний, с одной стороны, делает научные знания доступными, с другой стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Она может быть эмотивной, исчезать с исчезновением соответствующей ситуации, но она может вести и к устойчивому познавательному интересу».
О проблеме занимательности писали и другие педагоги, которые считают занимательность важным средством привития интереса к предмету.
М.А.Данилов существенным признаком эффективного урока называл обогащение чувствований и переживаний школьников. По его мнению, эффективным признается урок, обеспечивающий активную, интересную и содержательную работу учащихся. Важно, чтобы в процессе всей разнообразной деятельности происходило развитие познавательных способностей учащихся и их нравственного облика.
Л.Д. Эрниязова в статье «Занимательность на уроках русского языка», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (1985 г. №6) утверждает: «Занимательность не равна интересу. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству вещей, явлений, предметов, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии прежним представлениям».
“Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, — утверждал известный педагог Н.Ф. Бунаков в книге “Школьное дело”, — если учитель сумеет затем, сумеет как можно чаще повторять такое впечатление — в душе маленького ученика накопится масса таких следов, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время”.
Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности.
Основной формой учебной деятельности учащихся в школе является урок.
Русский язык и литература – одни из самых сложных предметов в школе и, как показывает практика, не являются любимыми для многих учащихся. Подростки воспринимают их как скучные, требующие зубрежки, заучивания правил, чтения текстов большого объёма. У многих обучающихся потерян интерес к книге как источнику знаний, процент учащихся, читающих художественную литературу критически мал. Поэтому в настоящее время у многих учащихся снижен уровень мотивации к учению. Еще одной причиной низкой мотивации является влияние на детей и подростков компьютерных игр, телевидения, социальных сетей и падение ценности образования в обществе в целом. Поэтому развитие познавательного интереса очень актуально.
Чтобы изменить такое отношение к этим дисциплинам, я на своих уроках стараюсь использовать различные нестандартные формы занимательных заданий. Основное отличие между стандартными и нестандартными занимательными заданиями заключается в том, что стандартные задания имеют четко определенную структуру и цель, в то время как нестандартные задания предоставляют большую свободу действий и требуют от ученика проявления творчества и инициативы. Такая работа помогает поддерживать внимание учеников на протяжении всего урока или его этапа, а нестандартные домашние задания, помимо того, что заставляют учащихся проявить креативность, исключают возможность использования ГДЗ.
Нестандартные занимательные задания помогают разнообразить учебный материал, делают его живее и ярче. Получая необычное задание, учащиеся испытывают удивление, в процессе работы – интерес и азарт, а в итоге – удовольствие от полученного результата.
Я интегрирую содержание учебника с нестандартными заданиями, так как в плане содержания некоторые упражнения устарели и не учитывают реальные интересы подростков.
Мною накоплены и активно используется в работе многочисленные виды нестандартных форм занимательных заданий по русскому языку и литературе.
Представлю некоторые из них.
Литература.
При изучении стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение…» (7 класс) ребята составляли «кардиограмму стихотворения». Такая работа помогает ученикам при прочтении произведения переместить фокус внимания на свое внутреннее состояние и эмоциональное состояние лирического героя, задуматься о том, что они ощущают, научиться давать этому название. В качестве подсказки и чтобы облегчить ребятам работу, можно предложить им готовую таблицу чувств, эмоций и состояний.
«3 кадра». Изучая рассказ М.Зощенко «Галоша» (7 класс), ребята изображали содержание рассказа в 3х кадрах, рисовали афишу и писали аннотацию к своему фильму. Данный вид работы учит находить в тексте основную информацию и творчески оформлять ее в сжатой форме.
К занимательным заданиям относятся и кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки, облака слов и другие. Например, на уроках литературы мы часто играем в игру «Ассоциации». Ученикам предлагается выбрать слово, которое ассоциируется у них с каким-то литературным произведением или персонажем. Затем они должны объяснить свой выбор. Это помогает детям лучше понять прочитанное, развивает их творческие способности.
Чтобы учащиеся могли лучше понять изучаемый материал и усвоить его использую прием «облако слов» - метод визуализации информации, представляющий собой графическое изображение ключевых слов или фраз.
Нестандартные формы занимательных заданий являются отличным видом рефлексии на уроке. Одним из таких заданий может быть создание мерча (товар с символикой или логотипом компании, бренда или мероприятия). В контексте урока или темы мерч может быть создан на основе изученного материала. Так после изучения творчества Ф.М.Достоевского учащиеся 8 класса создали мерчи, на которых изобразили образы, символы, ассоциации, сложившиеся у них в результате знакомства с биографией писателя и его произведений. Свои изделия они решили назвать «Достоевский и точка».
Создание мерча позволяет ученикам проявить творческий подход и интегрировать полученные знания в практическое применение. Это также может помочь им лучше запомнить материал и повысить интерес к предмету. Кроме того, создание мерча может быть полезным для развития навыков командной работы и навыка общения. Ученики могут работать в группах над созданием дизайна мерча, обсуждать идеи и находить компромиссы.
Аналогичным видом работы является создание закладки к прочитанному художественному произведению: предлагаю учащимся создать закладку, на которой можно разместить краткую информацию о писателе, или выписать наиболее интересные цитаты из произведения, или изобразить героев произведения.
Часто, знакомя ребят с биографией писателя, предлагаю написать ему письмо. Данный вид работы является достаточно сложным для современных подростков, привыкших общаться при помощи смс.
Прием фанфикшн - это популярный метод работы с текстами, который используется на уроках литературы. Он основан на создании новых историй или продолжений уже существующих произведений. Ребятам предлагается создать собственный текст по мотивам прочитанной книги. Они могут написать продолжение сюжета, изменить ход событий, придумать отдельную историю про одного из героев; можно изменить жанр, соединить персонажей из разных произведений и т.д.
Этот прием помогает ученикам лучше понять характеры героев, их мотивы и отношения друг к другу. Кроме того, он развивает навыки анализа текста и способность выражать свои мысли на бумаге.
Конечно же, современный урок невозможно представить без компьютерных технологий. Изучая биографию писателя или работая с образом литературного героя, учащиеся могут заполнить его оригинальную страничку в соцсети, что тоже делает данную работу увлекательной для ребят.
Русский язык
На уроках русского языка часто использую рабочие листы, соответствующие возрасту учащихся. Например, изучая пунктуацию в 8,9 классах, вместо стандартных упражнений учебника использую тексты песен, популярных среди учащихся (например, «Король и Шут», «Звери», В.Цой).
На уроках развития речи, работая с типом текста рассуждения, часто беру не стандарнтые вопросы учебника, а цитаты героев мультфильмов и фильмов. Например: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: Счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету. — Альбус Дамблдор
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: Если друг настоящий, то он не бросит. А если не настоящий, то и волноваться не о чем. (Крош)
Интерес у учащихся вызывают интерактивные сюжетные презентации, например: «Миньоны» (Тема «Односоставные предложения» 8 кл), «Гарри Поттер» (Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» 5 кл), материалы по подготовке к ОГЭ по сюжетам мультфильмов «Три богатыря», «Ледниковый период» и др.
На уроках развития речи, а также при изучении разделов «Лексика», «Фразеология» часто использую возможности нейросети, с помощью которой можно, например, представить фразелогизм в виде картинки.
(«как белка в колесе»)
Многие нестандартные занимательные задания способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, т.к. требуют умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, а также способствуют развитию креативности и способности находить нестандартные решения задач. Например, при изучении темы «Функциональные разновидности современного русского языка» ребятам 7 класса было предложено составить текст, используя информацию с обертки для конфет. Повторяя тему «Н и НН в суффиксах разных частей речи», ребята составляли меню для своего кафе. Также учащимся нравятся задания «Найди ошибку», когда в предложенном тексте они должны найти, исправить ошибки и оценить данную работу.
Еще один вид нестандартного задания – это клоуз-тест. Это вид работы, при котором ребенку необходимо дописать уже имеющийся текст. Пропуски ставятся в местах, где возможна вариативность. Важно обратить внимание на то, что в каждом упражнении необходимо заполнять пропуски не просто словами, а средствами художественной изобразительности или выразительности (эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями и так далее), поэтому данную работу можно проводить как на уроках развития речи, так и на уроках литературы.
Положительные результаты данной работы:
Ребята активно участвуют в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе на различном уровне, занимая призовые места.
Успешное прохождение учащимися 9 класса итогового устного собеседования по русскому языку.
Успешная сдача государственного экзамена, на котором выпускники ежегодно показывают высокий процент качества знаний.
В заключение хочу отметить, что использование нестандартных форм занимательных заданий на уроках русского языка и литературы действительно помогает развивать интерес учащихся к этим предметам, способствует творческому развитию личности каждого ребёнка, а также создает комфортную атмосферу на уроке. Это подтверждается положительными отзывами моих учеников и оценкой коллег.
Литература
1. Л.А.Шкатова. «Подумай и ответь». М. «Просвещение» 1989г.
2. Г.Г.Граник С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации» М. «Просвещение» 1987г
3. А.Т.Арсирий Г.М.Дмитриева «Материалы по занимательной грамматике русского языка» Учпедгиз. М. 1963г
4. Л.Т.Григорян « Язык мой – друг мой». М. «Просвещение» 1988г.
5. В.А.Иванова З.А.Потиха Д.З.Розенталь «Занимательно о русском языке» Ленинград «Просвещение» 1990г.
6. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая Секреты орфографии.
М.:Просвещение 1988г.
7. Л.Д.Эрниязова Занимательность на уроках русского языка. РЯШ. М.: Просвещение №6 2005 , РЯШ №6 1985г.
8. Л.В. Петрашевская Игра на уроке русского языка М.: Мирос-Маик
«Наука - Интерпериодика» 2000г.
9. В.Ф.Шаталов Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. 1989г
10. Г.И.Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.: Педагогика, 1988.- 208с.
11. М.А.Данилов Подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний. Сов. Педагогика 1947 №8
12. С.И.Львова Русский язык. Лингвистические игры. 5-9 классы. М.: «Экзамен», 2020
13. Окунева Н.Ф. Игровые технологии в преподавании литературы. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (CD-диском) Изд.: Планета, 2016
14. Харитонова О.Н. Занимательная литература. Игры и викторины. Для 5-9 классов. Издательство:Айрис-Пресс, Рольф, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...
Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков
Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...