Из опыта работы: Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка.
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 ст. Новогражданской   муниципального образования Выселковский район

Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка

( Из опыта работы Гимпу Любови Васильевны, учителя русского языка и литературы)

Предмет, который в школе именуется «Русский язык», часто называется детьми, к сожалению, в числе нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.

Уже несколько лет я работаю над темой «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка». В результате поиска на волнующий вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Стремясь обучить своих учеников русскому языку, я пытаюсь заинтересовать их своим предметом, а для этого ищу новые приемы, методы и способы подачи нового материала.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует  искать творчески.

При выполнении учащимися такого рода заданий учитель сталкивается с объективным показателем уровня познавательной активности учащихся (это стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, самостоятельность при решении учебных задач). Это все дало возможность выделить 4 уровня проявления активности: нулевой, относительно- активный, исполнительно-активный и творческий. Учителю необходимо это учитывать при планировании нестандартных заданий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес к уроку мгновенно пропадает. Поэтому  при определении сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.

Например:

Ребята получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем». На доске висели репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.

Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным и составляли с ними 3 предложения.

Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.

Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята получили задание написать мини-сочинение из 5-6 предложений.

А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.

 Одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.

На уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка:

http://festival.1september.ru/articles/604088/img1.gif

И если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых. Это наша с вами цель, а в достижении ее большую роль играют нестандартные задания: учебно-поисковые и исследовательские. Особенный интерес вызывают последние задания. Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью, оригинальностью. Ученику предлагается вести расследование.

Например:

В 7 классе при изучении причастий даются задания:

  1. Почему и как одни части речи могут переходить в другие?
  2. Какие слова могут употребляться и в значении причастия и в значении прилагательного? Приведите примеры из данного текста.

Или на игре «Брейн-ринг», проводимой в 7 классе, один из вопросов был посвящен языковому явлению:

Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта XIX в. Э. Минаева? Дайте значения выделенных слов.

В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно
сени,
Вспомнив Волгу, где,
на сене,
Лежа, слушал песню
Сени:
«Ах вы,
сени, мои сени

Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на «открытие» ими уже познанного, открытого в науке. Это проблемные задания, которые могут быть с элементами занимательности.

Например:

В 5 классе на итоговом уроке «Словообразование», который проходил в форме игры «Звездный час», были даны слова. Учащимся  надо было установить непрерывность цепи, т.е. словообразовательную цепочку: учу, учительница, выучит, учитель.

Еще задание: придумать смешные фамилии, имена и отчества для:

  • хвастуна
  • грубияна
  • плаксы
  • выскочки
  • врунишки

Ребята должны были выявить словообразовательные элементы. В следующем задании ребятам было предложено переделать неправильно образованные слова и подумать, почему маленькие дети именно так образовали:

  • махучий хвост
  • раздавитая муха
  • клевчий петух
  • исчезлая собака
  • лопнутая бутылка
  • слепитые конфеты

По лексике было дано задание иного плана. Надо было определить значение слов: весна, даль, десна, роман, лист. И ответить на вопрос, какой смысл приобретут эти слова, если их написать с большой буквы? Составьте предложение с каждым словом.

Почему же подобные проблемные задания вызывают интерес у учащихся?

Потому что учебно-поисковые задания предполагают, что источник интереса к языку полностью формируется на лингвистическом уровне:

  • Дается анализ слов с точки зрения состава.
  • Анализ лексического значения каждого слова.
  • Необходимо сделать самостоятельный вывод.

Мне нравится, когда в классе царит эмоциональное оживление; часто оно помогает при объяснении нового материала, сразу видишь, поняли ли ребята эту тему. Чтобы дети заинтересовались изучением русского языка, относились с симпатией к этому предмету, стараюсь проводить уроки по-разному. Но при всем разнообразии уроков некоторые моменты остаются неизменными.

Каждый урок начинаю с фронтального опроса ранее изученных правил, ребята отвечают по конспекту. Этот фрагмент урока взяла из методики Шаталова. Вообще конспектам и алгоритмам надо отдать должное. Минимум времени и усилий на объяснение нового материала. Но в эти фрагменты можно и нужно вносить элементы детского творчества: ребята оформляют новое правило цветными рисунками.

Неизбежным элементом нашей работы является словарная работа. Но если это однообразно, то не дает нужного эффекта. Ребятам больше нравится слушать передачу «Радио - няня», записывать под ее музыку новые слова, нравится писать словарные диктанты с самопроверками и взаимопроверками. Часто даю значения слов, а ребята определяют, какое это слово, идет работа с толковыми и орфографическими словарями. Во время словарной работы использую изображения каких-то предметов, провожу диктант-цепочку (диктую по 3 слова через определенный промежуток времени).

Они любят, когда проводятся диктанты - молчанки.

Например:

Интересно диктант - молчанка проходит в 6 классе, когда изучаем правописание приставок «пре» и «при». Ребята должны подобрать глаголы с данными приставками, а я в это время совершаю действия: прибиваю гвоздь, привинчиваю лампочку, пришиваю пуговицу, причесываюсь, прикручиваю гайку, приседаю и т.д. Эффект потрясающий. Ошибок на правописание данных приставок почти не бывает.

Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности и технические средства.
Большим спросом пользуются перфокарты. Ребятам очень нравится вставлять нужные буквы и делать морфологические разборы. Ребята старшего возраста предпочитают тестовую работу.

В среднем звене упрощенная форма (ставим +), в старших классах по типу    « третий лишний».

На уроках уже с 5 класса уделяю большое внимание мини - изложениям, т.к. именно этот вид письменной работы, на мой взгляд, формирует у учащихся пунктуационные, орфографические навыки связной речи, а также является одним из видов экзаменационной работы в 9 классе.

Разнообразие форм позволяет включаться в работу на уроке то зрительной памяти, то слуховой, то моторной. Таким образом, происходит сменяемость эмоций, и это придает внутреннюю динамичность уроку.

Ребятам любого возраста нравится новизна урока, его необычность. В этом нам помогают разные занимательные задания:

  1. Групповые и индивидуальные турниры по орфографии и пунктуации.
  2. Конкурсы на лучший ответ, на лучший вопрос.

 Помощниками учителя русского языка и литературы для подготовки к урокам стали пособия С.И.Львовой «За страницами школьного учебника. Русский язык 5-8 классы». Эти книги предлагают ребятам заглянуть за страницы учебника русского языка, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке. Учащиеся могут познакомиться с лингвистическими сказками, разнообразными словесными играми                   ( шарадами, кроссвордами, метаграммами); окунутся в мир русской поэзии, попробуют свои силы в анализе художественного произведения, разгадать секреты традиционных разделов школьного кура русского языка. Интересны рубрики «Любознательным» (необычные, удивительные сведения по разным вопросам языка), «В гостях у сказки» (только речь идет о сказке необычной- лингвистической). Героями таких сказок становятся части речи, звуки, буквы, орфографические правила. Рубрика «В мире мудрых мыслей» предлагает для анализа пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о русском языке. Серия заданий «В тетради Пети Двойкина» помогает вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость, не только найти и исправить ошибки Пети, но и уметь объяснить, почему они допущены, чего не знает и не умеет Петя. Ребята сами пытаются не попасть в ситуацию Двоечника.

То есть любому виду учебной деятельности можно придать игровую форму.

Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.

В этом нам помогает ТРИЗ (теория и решение изобретательских задач). ТРИЗ учит детей не бояться фантазировать, помогает смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения, вызывает интерес к предмету.

Например:

Когда проходили в 5 классе правило правописания -ЧК-, -ЧН- самостоятельно подбирали слова на эти правила и зашифровывали их.

Все эти игры, нестандартные задания - не просто развлечения, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и надо. Ведь обучая, мы воспитываем ученика, как всесторонне развитую личность, активизируем его интерес к окружающему миру, к другим предметам.

Интересными для меня были данные моих опросов об отношении детей к русскому языку.

На самом 1 уроке русского языка в 5 классе прошу на листе бумаги изобразить свое отношение к русскому языку, как к предмету, используя яркие и темные тона красок. Результат, как правило, неутешительный.

1/3 класса изобразила черным и темно-синим цветом, 1/3 класса - красным и оранжевым цветом, а остальные ребята закрасили зеленым, фиолетовым, желтым и т.д., объяснив при этом, что этот предмет просто нужно изучать.

В конце 1 полугодия я повторила своеобразное анкетирование. Из 12 человек 2 мальчика нарисовали обложку учебника темно-синим цветом, 5 учеников — красным и оранжевым, а остальные - зеленым, желтым и голубым. Причем отметили при этом, что им нравятся уроки  русского языка.

Психологи утверждают, что именно эти краски говорят нам о радостном восприятии материала.

Это все распространяется не только на учеников  среднего звена, но, что особенно важно, этот интерес есть у ребят старших классов. Положительным моментом в своей работе считаю, что ученики в своих анкетах отмечают, что им нравится русский язык.

Подводя итог всему вышесказанному, я считаю, что нестандартные задания - один из способов решения данной проблемы, они способствуют нравственному воспитанию учащихся, прививают интерес к урокам русского языка и  делают обучение более радостным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Выступление на тему Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка

Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Воспитание коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое  падение интереса учащихся к процессу чтения и как следствие – снижение грамотности, косноязычие, неумение логично выразить свою мысль. Цел...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Из опыта работы о проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся ...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...